20:32 01.09.2009 | Все новости раздела "Народная партия "Ак Жол""

Выступление К.Бакиева в Жогорку Кенеше о реформе системы госуправления (текст)

Президент Кыргызстана Курманбек Бакиев принял участие в работе пленарного заседания Жогорку Кенеша КР. В своем выступлении перед депутатами парламента глава государства озвучил основные положения реформы системы государственного управления, сообщает пресс-служба президента.

Текст выступления опубликован полностью

Уважаемые депутаты!

Я впервые обращаюсь к вам, как вновь избранный Президент страны. Уверен, наше сотрудничество и дальше будет плодотворным и конструктивным. Поэтому сразу хочу расставить все точки над «и» и положить конец слухам о роспуске парламента. Жогорку Кенеш никто не собирается распускать. В этом нет необходимости и все разговоры об этом – не более чем безосновательные домыслы.

Уважаемые депутаты! Дорогие соотечественники!

Время предвыборных баталий прошло. Наступил момент истины – время исполнения обещаний и реализации целей, обозначенных в Курсе Президента на обновление страны.

Именно для этого я пошел на второй срок. Хочу подчеркнуть, я твердо намерен провести реформы, необходимые для превращения Кыргызстана в независимое и успешное государство с высоким качеством жизни.

Реформы сами по себе, как следование чужим образцам бессмысленны. Но реформы, как способ решить собственные проблемы, нам сегодня жизненно необходимы.

А этих проблем у нас предостаточно, надо только правильно их выделить и найти путь их преодоления.

Первая проблема – отсутствие в общественном сознании национальной и государственной идеологии. Необходимо ясное понимание, того, как и для чего мы все, представители разных социальных и этнических групп, живем в этой стране, на этой территории.

Сегодня ясности в этом вопросе нет. Власть и оппозиция много говорят о демократии, правах человека, рыночной экономике, сохранении традиций, сильном государстве, национальных интересах и так далее. Но совместить все это в едином государственном организме очень и очень непросто, если не невозможно. Слепое копирование западных шаблонов и чужеродных образцов – это путь в никуда. Я уверен, что мы должны двигаться вперед исходя из нашего наследия, наших ресурсов и собственного видения будущего.

Без такого понимания невозможно совместное движение и устойчивое развитие общества, невозможно осмысленно строить политическую и управленческую систему страны.

Мы недаром именуемся «республикой», что означает «общее дело», то есть объединение людей для реализации общих целей.

Если мы считаем «общим делом» создание успешного в глобальном мире, дружелюбного, то есть комфортного для всех общества, которое способно обеспечить безопасность, равные возможности социального успеха для всех, высокое качество жизни, то мы и должны под эти цели создавать систему управления страной. Конкретные условия страны, сама политическая и экономическая ситуация и будут определять формы и меру использования демократических процедур, наряду с традиционными или директивными.

Проблему можно решить, ориентируясь на разумный баланс между новациями и традициями, что позволит использовать ресурсы нашего наследия, актуального опыта и технологических достижений.

Принцип разумного баланса в сегодняшнем посткризисном мире, который осознал гибельность бесконтрольного и бесконечного потребления, становится весьма актуальным. Этот идеологический принцип имеет глубокие корни в традициях кыргызов, в их картине мира, основанной на ценностях умеренного потребления и единства с природой. Весь вопрос в непредвзятом анализе ситуации, в понимании реального состояния дел. А у нас сегодня, к сожалению, доминирует или замазывание проблем со стороны властных структур или сокрушающая критика со стороны большей части оппозиции или НПО, исходящая из абстрактных понятий, выработанных в западных обществах и для других исторических и социальных задач.

Идея республики и идеология, основанная на принципе разумного баланса, предполагает, что разные группы интересов должны быть включены в процессы принятия решений и необходимо процедурно обеспечить участие бизнеса, организаций гражданского общества в управлении страной.

Разрешение этой проблемы есть первая задача реформы системы управления.

Другими словами, надо создать механизм реализации необходимого баланса целей, ценностей и средств разумного обновления именно нашей страны.

Вторая проблема – не преодоленные в нашем сознании и государственном устройстве последствия распада Советского Союза.

Ведь что мы имеем: система управления, которая осуществляла программы развития СССР разрушилась, а учитывающая условия, специфику Кыргызстана, так и не создана.

Эта проблема осознана далеко не всеми. В результате система управления живет старыми представлениями и средствами работы. Процедуры принятия решений и способы оказания государственных услуг почти целиком принадлежат прежней, изжившей системе управления, когда гражданин зависит от чиновника и платит дань за исполнение им его обязанностей.

Отсюда вытекает необходимость создания собственного полного комплекса управления – от фундаментальных исследований до контроля реализации принятых решений.

Это вторая задача реформы системы управления.

Третья проблема – отсутствие эффективных механизмов интеграции нашей экономики и культуры в современный глобальный мир. Советская система, как известно, была закрытой и такая задача раньше для периферийных республик не ставилась. Поэтому, в Кыргызстане, соответственно, ни традиций, ни кадров для такой деятельности не было. Сейчас мы с большим трудом, я бы сказал, в ручном режиме, справляемся с внешними вызовами. Чтобы решить эту проблему на современном уровне, необходимо создать такой работающий механизм, который обеспечивал бы весь цикл - от исследований и эффективной разведки, до полноценных групп переговорщиков для реализации торговой, инвестиционной политики и обеспечения безопасности страны.

И наконец, четвертая из основных базовых проблем современного Кыргызстана – отсутствие системы подготовки кадров для строительства нашего общества и государства. Существующая система образования занята выдачей дипломов; кадровая политика не ориентирована на продвижение молодых и способных; отсутствуют четкие стандарты работы чиновников и критерии их карьерного роста.

Необходимо сформулировать общественный и государственный заказ на подготовку кадров для осуществления назревших реформ и обеспечить его выполнение.

Неэффективность государственной машины, коррупция и бессмысленные траты ресурсов являются следствием нерешенности перечисленных проблем.

Для их преодоления и проводится первый этап обновления системы управления страной.

Уважаемые депутаты!

От вас, как и всего руководства страны, требуется политическая воля и мудрость для обеспечения реформ нашего общества.

Эти реформы имеют несколько составляющих:

реформы системы управления страной. Они включают преобразование института Президента, структуры и функций правительства, правоохранительных и судебных органов, создание новой военной доктрины;

реформы экономики, предусматривающие уточнение процедур подготовки и содержания бюджета, обеспечение условий для предпринимательства и бизнеса, эффективного распоряжения общественными ресурсами;

реформы системы воспроизводства культуры и человеческого потенциала, которые включают вопросы культурной политики, образования и социальной защиты.

Теперь - о стратегии проведения реформ.

В первые годы независимости постсоветских стран бытовала иллюзия возможности проведения быстрых реформ по западному образцу за счет экономических и правовых преобразований. Достаточно вспомнить про «500 дней», за которые российские радикалы предполагали реформировать огромную страну. Все попытки быстрых реформ провалились. Смена кадров без изменения системы управления никаких результатов не дала и не могла дать. Как теперь уже стало ясно, экономическим и правовым реформам должны предшествовать создание идеологических основ общественного согласия и реформа государственной машины управления. Но это понимание пока не привело к реальным шагам, направленным на реальные преобразования в большинстве постсоветских стран.

И этому есть свое объяснение. Такие преобразования слишком затрагивают интересы влиятельных общественных групп - финансовых, политических, социальных.

Я понимаю, что и у нас реформы встретят сильное сопротивление. Не исключено, что в угоду своим привычкам и интересам определенные группы попытаются закрутить идеи реформ в бюрократическую карусель. Но окно возможностей по времени для осуществления преобразований очень узкое – первые полгода, после получения мной мандата от избирателей на второй срок президентства. Кроме того, это окно возможностей определяется и кризисом. Именно в кризисной ситуации возникают предпосылки для реальных изменений.

Поэтому, несмотря ни на что, нам надо:

провести реформы последовательно и системно, по мере подготовки решений и кадров;

включить в процесс реформирования тех, кто будет это осуществлять.

На первом этапе реформ мы делаем акцент на реформе системы управления с отдельными изменениями по другим направлениям.

Теперь о конкретных задачах по реформированию системы власти и управления в Кыргызстане. Я намеренно поставил рядом два слова - «власть» и «управление», поскольку они не являются синонимами, их разделяет идеология. Если мы считаем, что управление сосредоточено во власти, значит все те, кто не относятся к власти, не участвуют в управлении страной. Значит, только власть управляет обществом. Я категорический противник такой модели.

Я уверен и неоднократно говорил об этом в ходе избирательной кампании, в необходимости диалога и партнерства власти и общества в управлении страной. Другое дело, что нужно четко определить процедуры и механизмы общественного участия, а также компетенцию и ответственность власти.

Это, на мой взгляд, первостепенная задача реформ.

Вершиной государственной власти в Кыргызстане является Институт Президента Кыргызской республики. Не персона Президента, а именно Институт. Поэтому первым шагом на пути реформирования власти и управления является реформирование Института Президента.

Что здесь должно быть сделано?

Первое: обеспечение реального и эффективного участия общества в принятии решений на высшем уровне государственной власти. В структуре Института Президента должен быть сконцентрирован интеллектуальный и культурный потенциал нации. Принимая решения государственной важности, Президент должен опираться на мнение различных групп интересов, различных культурных и профессиональных сообществ, моральных авторитетов страны.

Вы знаете, что работа по установлению диалога с обществом была начата еще в ходе избирательной кампании. Правда, тогда наши оппоненты утверждали, что это лишь хитрые избирательные технологии. Говорил тогда и повторяю сейчас: для меня это не избирательные технологии. Это единственно возможная в современном мире технология управления, основанная на партнерстве общества и власти.

В рамках Института Президента будут созданы две новые структуры – Верховный курултай Кыргызстана и Президентское совещание.

Верховный курултай Кыргызстана – это консультативный орган при Президенте, в котором будут представлены региональные, конфессиональные и этно-культурные сообщества нашей страны.

Президентское совещание станет площадкой регулярного диалога и установления баланса различных групп интересов – молодежи, бизнеса, наемного труда, аграрного и промышленного комплекса и так далее. Второй важнейшей задачей Президентского совещания является выработка согласованных обществом и властью предложений. Мало услышать пожелания общества, нужно еще убедиться, что эти пожелания могут быть реализованы правительством и другими органами центральной власти, а также госадминистрациями и местным самоуправлением.

Третьей задачей Президентского Совещания является координация и оценка принимаемых решений и их последствий.

Все государственные решения Президента будут приниматься с учетом мнения этих двух структур.

Далее. Мне хорошо известны нарекания в обществе по поводу деятельности администрации Президента. Проблема в том, что администрация во многом дублирует функции правительства и является обязательным посредником между Президентом и всеми другими структурами управления. Так быть не должно. Это – вчерашний день. Поэтому, администрация в настоящем виде, как структура, будет преобразована, функции будут оптимизированы. При этом дублирующие функции администрации, перейдут в аппарат правительства, чьи возможности предполагается усилить. В свою очередь новая структура аппарата правительства позволит избежать дублирования функций министерств.

Особую значимость в процессе проведения реформ приобретает Агентство по государственной службе. Именно оно должно отвечать за подготовку, переподготовку и подбор чиновников, выполнять функции единого кадрового центра, совместно с правительством разрабатывать и внедрять новые стандарты и форматы их работы. Не менее важно для реформ и жесткое соблюдение всех разработанных регламентов и процедур документооборота. Мы не можем больше допускать их нарушения чиновниками для решения каких-либо вопросов. Начну с себя. Впредь ни один документ, не прошедший процедуру согласования мной подписан не будет. Практика, когда министры, губернаторы или другие чиновники заходят ко мне на прием с целью получить подпись Президента на том или ином документе, не прошедшем установленных регламентом процедур, будет решительно пресекаться.

Надо понимать, что реформа имеет две основные составляющие – видимые всем и быстрые структурные изменения, и скрытые изменения в самих формах работы чиновников в процессах принятия и исполнения решений, в оказании государственных услуг населению. Реализация этой скрытой стороны требует большой и длительной работы. Мы ее уже начали и она, надеюсь, тоже вскоре даст результаты.

Уважаемые депутаты!

В ходе обсуждения Курса Президента мы много говорили о развитии нашей страны, о том, кто и каким образом должен его обеспечивать. Мы говорили о том, что органы, обеспечивающие бесперебойное функционирование тех или иных сфер не могут, а соответственно – не должны заниматься развитием страны. Тогда встает вопрос: кто должен обеспечивать развитие?

В рамках реформы власти и управления мы создаем целый комплекс институтов, нацеленных на развитие страны. Этот комплекс будет включать:

Институт развития Кыргызстана. Его функция - интеллектуальное обеспечение развития, то есть он будет проводить фундаментальные и прикладные исследования, разрабатывать национальные стратегии, проекты и программы, осуществлять мониторинг их продвижения и реализации, оценивать эффективность национальной политики по разным направлениям и т.п.

Далее - фонд развития Кыргызстана. Его назначение – подготовка и реализация коммерческих проектов национального масштаба.

В этот же комплекс войдет Национальное агентство развития, инвестиций и инноваций. Его назначение – разработка и реализация инфраструктурных проектов по улучшению инвестиционной и деловой среды, повышению эффективности использования имеющихся и привлечению дополнительных ресурсов, развитию частно - государственного партнерства.

Сюда же будут включены Национальные проекты, которые готовят концептуальные основания реформирования таких сложных и социально чутких сфер как образование, культура, здравоохранение….

В рамках Института Президента, выполняя функцию его идеологического обеспечения, координировать деятельность институтов развития будет Секретариат Президента. Кроме того, Секретариат Президента несет ответственность, за реализацию публичной деятельности Президента, обеспечивает коммуникативные возможности Института Президента.

Хочу подчеркнуть, что при четком разделении функций все структуры развития должны работать как единый механизм. Я не допущу конфликта компетенций. Каждый будет заниматься своим делом, а все вместе - согласованно обеспечивать развитие.

К этому необходимо добавить, что развитие страны не должно быть замкнуто в пределах перечисленных структур, ведь развитие - задача всего общества. И поэтому решаться она будет с широким привлечением учебных, научных, деловых и общественных организаций. Соблюдение разумного баланса между сферой развития и нормального функционирования государственной машины является одной из важнейших задач деятельности Президента.

Со следующего года начнет действовать бюджет развития. Он будет формироваться и расходоваться при активном участии и под контролем общества. В связи с этим, уважаемые депутаты, прошу вас не торопиться с принятием бюджета. Бюджет необходимо еще раз проработать и уточнить.

Уважаемые депутаты!

В комплекс реформ первого этапа входит также реформирование правительства. Не вдаваясь в детали, хочу сосредоточить ваше внимание на главном. Правительство должно поэтапно освобождаться от функций, которые с большей эффективностью могут быть реализованы другими общественными структурами. В первую очередь – бизнесом. Сегодня правительство выполняет огромный объем хозяйственной деятельности, воспроизводя заложенные еще планово-директивной системой функции – занимается сельским хозяйством, реализует производственные проекты, осуществляет строительство и так далее.

Между тем, основным в деятельности современного правительства должно быть создание условий для бизнеса, культурного и общественного развития. Хочу трижды подчеркнуть эту мысль: в современных условиях главная задача правительства – создание благоприятных условий для раскрытия потенциала страны.

Экономическая деятельность и бизнес должны быть освобождены от излишней опеки и давления со стороны власти. Необходимо сократить число государственных органов, которые занимаются контролем за экономической деятельностью, и ограничить количество проверок предпринимателей. Реформа правоохранительных органов предполагает устранение дублирования функций разных органов при расследовании экономических преступлений.

Органы Центральной власти должны обеспечить качественные государственные услуги населению.

Понимаю, что такой подход может встретить жесткое сопротивление тех, кто привык наживаться на распределении национальных ресурсов. Я к этому готов и хочу сразу предупредить: мы сломаем такое сопротивление.

В ходе выборов, да и раньше много говорилось о борьбе с коррупцией. Я, как Президент, хорошо осведомлен о масштабах этого явления, которое, без преувеличения, несет сегодня реальную угрозу национальной безопасности. Не исключая карательных мер, я считаю, главным направлением борьбы с коррупцией является устранение возможностей для чиновников злоупотреблять властью и своим положением. Освобождение правительства от хозяйственных функций станет одним из шагов на этом пути – если чиновник не распределяет деньги, исчезает смысл давать ему взятки. По крайней мере, за это.

Хозяйственные и другие функции, которые можно передать другим общественным структурам будут переданы им. Естественно, не бездумно. Естественно, с соблюдением принципа «не навредить». Естественно, не в один момент, а шаг за шагом, по мере готовности структур, принимающих на себя эти функции.

Эффективное использование общественных ресурсов является одной из первостепенных задач. Возьмем федерацию профсоюзов. На ее балансе находится огромная собственность, которая не дает соразмерного дохода и постепенно деградирует. И таких примеров можно привести десятки.

Однако, все наши благие начинания по реформированию власти и управления не дадут результата, если одновременно мы не обеспечим реализацию еще двух принципиальных моментов. Я имею ввиду безопасность и справедливость. Очевидно, что необходимо ускорить проведение военной реформы и реформ судебной и правоохранительной систем.

Еще один, может быть, менее масштабный, но в правовом отношении важный момент. Некоторые конституционно закрепленные институты высшей государственной власти показали свою неэффективность. Не потому, что должности там занимают не те люди. Просто оказалось, что орган есть, а реальных общественно необходимых функций у него – нет. Я говорю об институте Госсекретаря. Этот институт будет упразднен. Так же будет упразднен институт постоянных советников Президента. В новой системе достаточно будет одного государственного советника.

Уважаемые депутаты!

Для проведения реформ необходимо внести ряд изменений в Конституцию, в тех рамках, которые относятся к компетенции Жогорку Кенеша. Предложения по изменениям будут переданы вам для рассмотрения в ближайшее время. Кроме того, реформы потребуют и изменений в ряде законов, например, регламентирующих военную службу или образование. Они тоже вскоре будут внесены на ваше рассмотрение.

Подготовлены также концепции реформ судебной и правоохранительной систем, которые в ближайшее время будут обсуждены и переданы в Жогорку Кенеш.

Уважаемые депутаты!

Шестнадцать лет назад «легендарный» парламент принял ряд судьбоносных для кыргызской государственности решений. Сегодня активно участвуя в продвижении реформ, направленных на обновление страны, вы тоже делаете историю. У Кыргызской Республики сейчас есть уникальный шанс сделать значительный рывок вперед, и не использовать его было бы непростительной ошибкой. Я убежден, что Жогорку Кенеш выполнит свою историческую миссию в этот поворотный, для страны, момент.

AKIpress 

Источник: Народная партия "Ак Жол"

  Обсудить новость на Форуме