17:30 27.02.2010 | Все новости раздела "Народная партия "Ак Жол""

Обсуждение законопроект “О профилактике детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних”

Секретариат депутатской фракции “Народная партия Ак Жол” Жогорку Кенеша Кыргызской Республике сообщает, что депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Турдукан Жумабековой разработан и вносится на широкой общественное обсуждение законопроект “О  профилактике детской  безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних”.

Уважаемые представители государственных и общественных организаций!

Просим Вас принять активное участие в обсуждении данного законопроекта. Свои предложения и замечания просим Вас направлять по электронному адресу – depjumabekova@mail.ru или по телефону – (0312) 96-01-45.

Как отмечает инициатор законопроекта, в настоящее время в Кыргызстане решение задач предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является одним из актуальных направлений деятельности компетентных государственных органов и органов местного самоуправления. За годы независимости в Кыргызстане были разработаны многочисленные программы, нацеленные на поддержку семей с детьми, развитие культуры и спорта, их ориентированность на детей из различных социальных слоев общества. Однако, несмотря на принимаемые меры из года в год растет детская безнадзорность, беспризорности и статистика правонарушений несовершеннолетних.
Из множества причин социальной дезадаптации несовершеннолетних, формирования у них антиобщественных установок, в первую очередь, следует назвать экономические трудности. Кроме того, важнейшие для развития личности институты – семья, детские дошкольные учреждения, школа – за последние 10-15 лет существенно ослабили свои позиции. В ряде образовательных учреждений воспитание перестало быть приоритетным направлением деятельности. «Наша задача - дать образование, а воспитывать должны родители» - эта фраза стала девизом и стилем работы их педагогических коллективов. Однако и семья, зачастую, не справляется с задачей воспитания.
Только в 2009 году по статистике МВД Кыргызской Республики сотрудниками милиции в центры адаптации и реабилитации несовершеннолетних было доставлено 1485 детей, находившихся в социально опасном положении и в кризисной жизненной ситуации. На учете в МВД состоит 426 неблагополучных семей, где родители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей. На профилактическом учёте в ИДН на сегодня состоит 406 несовершеннолетних за систематический уход из дома. Большинство из них связано, с тем ,что родители таких детей выехали за пределы республики на заработки или же , c тем , что они подвергаются семейному насилию. За истекший период на рассмотрение комиссий по делам детей направлено 1583 материала, из них 32 – на лишение родительских прав.
Как свидетельствует милицейская статистика, ежегодно около двух тысяч учащихся образовательных учреждений становятся участниками преступлений. Несмотря на принимаемые компетентными органами меры, криминальная активность несовершеннолетних не снижается. Напротив, удельный вес лиц данной категории по республике достиг почти 50%, а в ряде регионов (Чуйская, Нарынская, Иссык-Кульская, Таласская, Баткенская область, город Бишкек) рост преступности несовершеннолетних превысил 30%. Зарегистрировано больше убийств, причинений тяжкого вреда здоровью, преступлений против собственности и общественной безопасности, совершенных несовершеннолетними.
Крайне важной, как для Кыргызской Республики, так и в целом для мирового сообщества, является проблема противодействия преступным посягательствам в отношении несовершеннолетних, в том числе их сексуальной эксплуатации, физическому и нравственному растлению. В прошлом году жертвами насилия в республике стали свыше двух тысяч детей. В результате такого рода преступлений 22 несовершеннолетних погибли, 49 до сих пор числятся в розыске.
Отношение к детской безнадзорности, беспризорности, детской преступности, к детям в целом – это тот показатель, по которому можно судить о зрелости общества в целом, об уровне развития общества. В обществе необходимо создавать эффективную систему защиты детства во всех смыслах этого слова. Сегодня мы должны с сожалением признать, что фактически такой системы просто нет, о чём говорит вышеприведенная статистика.
Общеизвестно, что всё чаще в последние годы компетентные органы  выявляют случаи, когда дети отказываются посещать школы, и ходят на учебу в религиозные учреждения. Можно только догадываться, чему их там обучают. В Бишкеке, например, по данным МВД Кыргызской Республики на рынках работают свыше пятисот детей, которые нигде не обучаются.
Предлагаемый проект Закона направлен на:
- выявление причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, совершению учащимися правонарушений и антиобщественных действий.
- тесное взаимодействие субъектов профилактики в мероприятиях по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди учащихся;
- проведение индивидуально-профилактической работы с учащимися, состоящими на учете в образовательном учреждении либо в ИДН, комиссии по делам детей и защите их прав, и родителями или иными законными представителями, осуществление мер по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних;
- осуществление мер по предупреждению и пресечению правонарушений и антиобщественных действий со стороны учащихся образовательного учреждения либо в отношении них.
- проведение правовой пропаганды среди учащихся и их родителей или иных законных представителей, работу по формированию у учащихся законопослушного поведения и чувства толерантности;
- тесное взаимодействие субъектов профилактики в пределах своей компетенции с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями или законными представителями.
Современный опыт многих зарубежных стран показывает: как только государство отдаляется от проблем, связанных с молодежью, они мгновенно начинают обостряться. Это в период перестройки мы надеялись, что «рынок» сам всё «разрулит», но сегодня, очевидно, что это не так. Молодежью надо заниматься особо, притом - постоянно.
Только в тесном взаимодействии органам внутренних дел и органам образования с организациями социальной защиты населения, здравоохранения, общественности можно добиться позитивных изменений в противодействии детской безнадзорности, беспризорности и в сфере детской преступности и преступлений против детей.
 
          ПРОЕКТ

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ


О  профилактике детской  безнадзорности, беспризорности
и правонарушений несовершеннолетних

Настоящий Закон направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и устанавливает правовые основы осуществления комплексных мер, принимаемых государственными органами и общественными организациями в целях устранения причин и условий, способствующих детской безнадзорности и беспризорности, правонарушениям несовершеннолетних и принятию необходимых мер по их профилактике.

Глава 1

Основные положения

Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их
определения

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:
1) безнадзорность - социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующим совершению ими правонарушений;
2) безнадзорный - лицо в возрасте до восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей, усыновителей, опекунов или попечителей или вследствие самовольного ухода его из дома или детского интернатного учреждения;
3) беспризорный - безнадзорный, не имеющий постоянного места  жительства;
4) несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия;
5) семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении, а также семья, где родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетних не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
6) индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социальной, психологической и педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений либо иных антиобщественных действий;
7) профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
8) несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности - несовершеннолетний, который совершил общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом Кыргызской Республики, но не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.

Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике
безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социальная, психологическая и педагогическая реабилитация несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий.
2. Деятельность по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Статья 3. Правовая основа деятельности государственных органов по профилактике
безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Правовую основу деятельности государственных органов по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних составляют Конституция Кыргызской Республики, настоящий Закон и другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики, касающиеся профилактики правонарушений.
2. Международные договоры и соглашения, вступившие в силу в установленном порядке, участником которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью законодательства Кыргызской Республики  и обязательны для выполнения.

Статья 4. Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие
профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений
несовершеннолетних

1. Государственными органами, осуществляющими профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, являются комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел.
2. Иные органы, учреждения и организации в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится
индивидуальная профилактическая работа

1. Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих несовершеннолетних:
1) безнадзорных;
2) беспризорных;
3) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
4) уклоняющихся от получения общего базового образования;
5) содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях или других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;
6) употребляющих спиртные напитки, наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача или иные одурманивающие вещества;
7) совершивших правонарушения, повлекшие применение мер административного взыскания;
8) совершивших административные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
9) совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Кыргызской Республики, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний;
10) подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
11) освобожденных от уголовной ответственности вследствие изменения обстановки или утраты лицом общественной опасности,  примирением с потерпевшим, на основании акта амнистии;
12) освобожденных от уголовной ответственности с передачей их под надзор родителей или лиц, их заменяющих (усыновителей, опекунов или попечителей) либо комиссии по делам несовершеннолетних;
13) осужденных с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, условно-досрочно освобожденных от наказания, освобожденных от наказания  на основании актов амнистии или помилования;
14) осужденных с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
15) осужденных с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, тройного айыпа, лишения права заниматься определенной деятельностью, ареста;
16) освобожденных из воспитательных колоний, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима или совершали противоправные деяния, либо после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении, либо нуждаются в социальной помощи и реабилитации.
2. Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, если они не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.

Статья 6. Основания для проведения индивидуальной профилактической
работы

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, указанных в статье 5 настоящего Закона, проводится на основании следующих документов:
1) заявления несовершеннолетнего либо его родителей, усыновителей, опекунов или попечителей об оказании им помощи по вопросам, относящимся к компетенции органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) приговора, решения, постановления или определения суда;
3) постановления комиссии по делам несовершеннолетних, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
4) заключения, утвержденного руководителем органа, учреждения и иной организации, осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений;
5) иных документов, определенных настоящим Законом как основания для помещения несовершеннолетних в учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей проводится в течение срока, необходимого для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, но не менее шести месяцев со дня постановки несовершеннолетних на учет или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, или до достижения ими возраста восемнадцати лет, или до наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 8. Права несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях,
осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности и
правонарушений несовершеннолетних

1. Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют право:
- на уведомление родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних об их помещении в учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
- на обжалование решений органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы, прокуратуру или в суд;
- на  гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;
- на поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;
- на получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;
- на обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости по нормам, утвержденным Правительством Кыргызской Республики.
2. Права, указанные в части первой настоящей статьи, не должны толковаться как отрицание или умаление других прав несовершеннолетних.

Статья 9. Гарантии исполнения настоящего Закона

1. Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетних, а также несовершеннолетние, достигшие возраста четырнадцати лет, вправе обратиться в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда.
2. Государственные органы и иные организации, а также граждане обязаны незамедлительно информировать:
1) органы прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;
2) комиссии по делам несовершеннолетних - о выявлении случаев нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилищных и других прав, о недостатках в деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также о выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
3) органы государственного управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских интернатных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в учреждениях образования, а также несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в оказании им помощи в организации отдыха, досуга, занятости;
4) органы социальной защиты - о выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
5) органы опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
6) органы государственного управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или иных одурманивающих веществ;
7) органы внутренних дел - о выявлении родителей, усыновителей, опекунов или попечителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними, либо вовлекающих их в совершение преступлений или иных антиобщественных действий, либо совершающих по отношению к несовершеннолетним другие противоправные деяния, а также несовершеннолетних, совершивших правонарушения или иные антиобщественные действия.
3. Информация, указанная в пункте 2 настоящей статьи, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.
4. Должностные лица, родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетних и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 10. Полномочия работников органов, учреждений и иных
организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности
и правонарушений несовершеннолетних

1. Работники органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции:
- 1) посещают несовершеннолетних, проводят беседы с ними, их родителями, усыновителями, опекунами или попечителями;
2) запрашивают информацию у государственных органов и иных организаций по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
- 3) приглашают несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
- 4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
2. Работники органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.

Статья 11. Контроль и надзор за деятельностью органов, учреждений
и иных организаций, осуществляющих профилактику
безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за деятельностью подведомственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
2. Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства о профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних должностными лицами и гражданами осуществляют Генеральный прокурор Кыргызской Республики и подчиненные ему прокуроры в пределах их компетенции.

Глава 2
Основные направления деятельности органов,
учреждений и иных организаций, осуществляющих
профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений
несовершеннолетних

Статья 12. Комиссии по делам несовершеннолетних

1. Комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции:
1) осуществляют меры, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики, по координации деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) разрабатывают комплексные мероприятия (программы) по профилактике безнадзорности, беспризорности правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также контролируют их реализацию;
3) принимают участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
4) обобщают и распространяют положительный опыт работы органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывают им организационно-методическую помощь;
5) проводят правовую пропаганду среди несовершеннолетних, педагогических коллективов и общественности;
6) осуществляют меры по защите, восстановлению и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий;
7) осуществляют контроль за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
8) обращаются в суд по вопросам, связанным с помещением несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики;
9) рассматривают ходатайства учреждений образования об исключении несовершеннолетних, не получивших общего базового образования, из учреждений образования и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
10) рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, связанные с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних;
11) оказывают помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществляют иные функции по оказанию социальной помощи несовершеннолетним и их реабилитации, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики;
12) привлекают граждан, имеющих необходимую общеобразовательную подготовку, жизненный опыт или опыт работы с детьми, с их согласия для оказания помощи родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в перевоспитании несовершеннолетних, совершивших правонарушения или иные антиобщественные действия;
13) приглашают на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и иных граждан;
14) вносят представления в государственные органы и иные организации с целью устранения нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения воспитательно-профилактической деятельности;
15) направляют сообщения в органы прокуратуры в случаях нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;
16) вносят предложения о привлечении к ответственности должностных лиц государственных органов и иных организаций в случаях неисполнения ими постановлений комиссий по делам несовершеннолетних, а также непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлениях комиссий по делам несовершеннолетних;
17) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иных лиц в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
18) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
2. Порядок образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 13. Органы государственного управления образованием и
учреждения образования

1. Органы государственного управления образованием в пределах своей компетенции:
1) контролируют соблюдение законодательства в области образования несовершеннолетних;
2) осуществляют меры по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними;
3) осуществляют меры по развитию сети специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других учреждений образования, оказывающих педагогическую и иную помощь беспризорным и безнадзорным, а также несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;
4) участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних;
5) разрабатывают и внедряют в практику работы учреждений образования программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
6) создают центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психологической, медицинской и педагогической помощи и определению форм дальнейшего обучения и воспитания;
7) участвуют в реализации программ по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
8) осуществляют организационно-методическое обеспечение и координацию деятельности подведомственных им учреждений по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
9) оказывают содействие детским и молодежным организациям, социальным учреждениям, фондам, иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
10) предоставляют путевки для направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения;
11) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
2. Учреждения образования в соответствии с их уставами:
1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в учреждениях образования, нарушающих дисциплину и порядок, предусмотренные уставами указанных учреждений, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего базового образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в воспитании и обучении детей;
4) обеспечивают организацию в учреждениях образования общедоступных  спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
6) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
3. Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с их уставами:
1) принимают для воспитания, обучения и содержания, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей или усыновителей, объявления их умершими, лишения их родительских прав, признания их недееспособными, ограниченно дееспособными, длительной болезни родителей или усыновителей, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения;
2) принимают на срок, установленный органами опеки и попечительства, для воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних, имеющих родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, если эти несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев или вынужденных переселенцев, а также несовершеннолетних, лишившихся попечения только одного из родителей в случае, когда второй родитель длительное время не принимает участия в содержании и воспитании ребенка;
3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;
4) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
4. Многопрофильные центры по работе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства и иные учреждения в соответствии с их уставами:
1) оказывают бесплатно социальную, правовую и иную помощь несовершеннолетним;
принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер;
2) разрабатывают и реализуют в пределах своей компетенции программы социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защиты их социальных и правовых интересов;
3) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Статья 14. Специальные учебно-воспитательные и
лечебно-воспитательные учреждения

1. К специальным учебно-воспитательным учреждениям относятся специальные школы закрытого типа и специальные профессионально-технические училища закрытого типа.
2. К специальным лечебно-воспитательным учреждениям относятся специальные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, имеющих недостатки физического или психического развития либо заболевания, вызывающие необходимость их содержания, лечения, воспитания и обучения в этих учреждениях.
3. В специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и содержания, в случаях, если они:
1) совершили общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Кыргызской Республики, но не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний;
2) осуждены с применением принудительных мер воспитательного воздействия в виде помещения их в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения.
4. Основаниями для содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях являются:
1) решение суда - в отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте первом пункта 3  настоящей статьи;
2) приговор суда - в отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи.
5. Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения до достижения ими возраста восемнадцати лет, но не более чем на два года. Срок их содержания в указанных учреждениях не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного Уголовным кодексом Кыргызской Республики за совершенные ими преступления.
6. В специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в этих учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Кыргызской  Республики.
7. Администрация специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений в соответствии с их уставами:
1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие охрану территории указанных учреждений, личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния, ограничение свободного входа на территорию указанных учреждений посторонних лиц, свободного выхода несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях, круглосуточный контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна;
2) информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанных учреждений и по месту жительства несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанные учреждения;
3) направляет в комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетних извещения о выпуске несовершеннолетних из указанных учреждений не позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристики несовершеннолетних и рекомендации о необходимости проведения с ними в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;
4) проводит личный досмотр несовершеннолетних, досмотр их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, осмотр территории указанных учреждений, жилых и других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в указанных учреждениях, о чем составляется акт;
5) осуществляет функции, указанные в подпунктах 2, 3, 5 и 6 пункта 2  статьи 13 настоящего Закона;
6) осуществляет иные полномочия по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики;
7) подготавливает совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних представления в суд по месту нахождения указанных учреждений по вопросам:
- перевода несовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения в связи с их возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для их исправления;
- прекращения пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока, если они ввиду исправления не нуждаются в дальнейшем применении этой меры воспитательного характера;
- продления срока пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях в случае необходимости завершения их обучения.
8. Примерные уставы специального учебно-воспитательного учреждения и специального лечебно-воспитательного учреждения утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 15. Учреждения социального обслуживания

1. Учреждения социального обслуживания в соответствии с их уставами:
1) организуют комплексное изучение, анализ и практическое решение проблем несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
2) предоставляют бесплатно социальную помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей либо по инициативе должностных лиц органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) используют современные методики и технологии социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних и их семей;
4) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальной помощи, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной помощи и реабилитации;
5) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными, беспризорными, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей в кружках, клубах, созданных в учреждениях и организациях социального обслуживания;
6) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Статья 16. Специализированные учреждения для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной помощи и реабилитации

1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, относятся детские социальные приюты и иные учреждения, предоставляющие услуги по социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних.
2. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:
1) оставшиеся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
3) заблудившиеся или подкинутые;
4) самовольно оставившие семью, ушедшие из детских интернатных учреждений, за исключением несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений;
5) не имеющие места жительства;
6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации.
3. Основаниями для помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, являются:
1) личное обращение несовершеннолетнего;
2) заявление родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда мнение несовершеннолетнего противоречит его интересам;
3) направление органа, осуществляющего профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) постановление (определение) суда, постановление органа дознания, следователя, прокурора в случаях задержания, заключения под стражу или осуждения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетнего;
5) акт оперативного дежурного органа внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. Копия этого акта в течение пяти суток направляется в орган опеки и попечительства.
4. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, не могут быть помещены лица, находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также лица с явными признаками обострения психического заболевания.
5. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, помещаются в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики на время, необходимое для оказания им социальной помощи или их социальной реабилитации.
6. Несовершеннолетние, добровольно обратившиеся в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, имеют право покинуть их на основании личного заявления, если в период нахождения несовершеннолетних в этих учреждениях не возникли иные основания, указанные в пункте 3 настоящей статьи.
7. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, в соответствии с их уставами:
1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы (работы), жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;
3) содержат несовершеннолетних, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних в соответствии с образовательными программами, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
4) уведомляют родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения;
5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
6) вызывают представителей детских интернатных учреждений для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений;
7) приглашают родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома;
8) изымают в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях;
9) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
8. Примерный устав специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, утверждается Правительством Кыргызской  Республики.

Статья 17. Органы опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства в пределах своей компетенции:
1) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного учреждения образования в другое либо на изменение формы обучения до получения ими общего базового образования, а также на исключение таких лиц из любого учреждения образования;
2) устанавливают опеку и попечительство в отношении несовершеннолетних в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
3) обращаются в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, если эти несовершеннолетние не приобрели дееспособности в полном объеме;
4) участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в статье 5 настоящего Закона, если они остались без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, а также осуществляют меры по защите имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
5) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Статья 18. Органы государственного управления здравоохранением и
организации здравоохранения

1. Органы государственного управления здравоохранением в пределах своей компетенции:
1) организуют пропаганду санитарно-гигиенических правил и норм, а также пропаганду здорового образа жизни среди несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
2) осуществляют развитие сети детских медицинских учреждений, оказывающих психиатрическую и наркологическую помощь;
3) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
2. Организации здравоохранения в соответствии с их уставами:
1) осуществляют круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до трех лет, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
2) проводят медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, и готовят рекомендации по их устройству с учетом состояния здоровья;
3) осуществляют выхаживание и воспитание детей в возрасте до трех лет, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также оказывают содействие органам опеки и попечительства в оказании необходимой помощи таким несовершеннолетним;
4) оказывают консультативную помощь работникам органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям, усыновителям, опекунам или попечителям несовершеннолетних;
5) осуществляют круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, для оказания им медицинской помощи;
6) оказывают в соответствии с законодательством Кыргызской Республики специализированную диагностическую и лечебно-восстановительную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;
7) готовят в установленном порядке заключения о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Кыргызской Республики, для направления их в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения;
8) осуществляют выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо иные одурманивающие вещества, а также осуществляют другие входящие в их компетенцию меры по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении;
9) выявляют источники заболеваний, передаваемых половым путем, осуществляют обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями;
10) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
3. В случае уклонения несовершеннолетних от освидетельствования, госпитализации и лечения могут проводиться их принудительное освидетельствование, госпитализация и лечение в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 19. Органы государственной службы занятости

Органы государственной службы занятости в порядке, предусмотренном законодательством  Кыргызской Республики, участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также обеспечивают их трудоустройство.

Статья 20. Органы внутренних дел

1. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Специальными подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, являются:
1) инспекции по делам несовершеннолетних;
2) приемники-распределители для несовершеннолетних.
3. Другие подразделения органов внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают необходимое содействие инспекциям по делам несовершеннолетних и приемникам-распределителям для несовершеннолетних.

Статья 21. Инспекции по делам несовершеннолетних

Инспекции по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции:
1) выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных действий либо совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, иных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
2) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют их в соответствующие органы или учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, либо в иные учреждения;
3) участвуют в подготовке материалов в отношении лиц, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Закона, для рассмотрения возможности их помещения в приемники-распределители для несовершеннолетних;
4) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям, усыновителям, опекунам или попечителям, иным лицам мер воздействия, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
5) вносят предложения о применении к несовершеннолетним мер воздействия в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
6) информируют компетентные органы, учреждения и иные организации о фактах безнадзорности, беспризорности и правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних, а также им способствующих причинах и условиях;
7) уведомляют родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних о доставлении несовершеннолетних в подразделения органов внутренних дел в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или иных антиобщественных действий;
8) проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 7-16 пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, а также их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними;
9) изучают состояние воспитательной работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, в учебных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных учреждениях, иных организациях, кружках и клубах по месту жительства, а также по месту учебы (работы) несовершеннолетних;
10) доставляют в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушения или иные антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных;
11) вносят в соответствующие государственные органы и иные организации предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения или иные антиобщественные действия, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними;
12) вносят в соответствующие государственные органы и иные организации предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий. Государственные органы и иные организации обязаны в месячный срок со дня поступления указанных предложений сообщить инспекциям по делам несовершеннолетних о мерах, принятых в результате рассмотрения внесенных предложений;
13) принимают участие в рассмотрении соответствующими государственными органами материалов о правонарушениях или иных антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;
14) ведут учет правонарушений и иных антиобщественных действий, совершенных несовершеннолетними, учет родителей, усыновителей, опекунов или попечителей несовершеннолетних, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними, а также собирают и обобщают информацию, необходимую для составления статистической отчетности;
15) осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.

Статья 22. Приемники-распределители для несовершеннолетних

1. Приемники-распределители для несовершеннолетних в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;
2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и информируют об этом компетентные органы, учреждения и иные организации;
3) доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения, а также осуществляют иные меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.
2. В приемники-распределители для несовершеннолетних могут быть помещены несовершеннолетние:
1) направляемые по приговору суда или по решению суда в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения;
2) ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения - в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 26 настоящего Закона;
3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений, безнадзорные или беспризорные - до установления их личности и передачи специальным учебно-воспитательным или лечебно-воспитательным учреждениям либо родителям, усыновителям, опекунам или попечителям;
4) совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Кыргызской Республики, но вследствие недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний - в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторных общественно опасных деяний, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Кыргызской Республики, где ими были совершены общественно опасные деяния;
5) совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность - в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства или не проживают постоянно на территории Кыргызской Республики, где ими были совершены правонарушения.
3. Основаниями для помещения несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних являются:
1) приговор суда или решение суда - в отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи;
2) определение суда - в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2-5 пункта 2 настоящей статьи.
4. В исключительных случаях несовершеннолетние, указанные в подпунктах 3-5 пункта 2 настоящей статьи, могут быть помещены в приемники-распределители для несовершеннолетних на основании постановления начальника органа внутренних дел или его заместителя. В этом случае материалы на несовершеннолетних в течение 48 часов после их помещения в приемники-распределители для несовершеннолетних представляются в суд для решения вопроса об их дальнейшем содержании или освобождении.
5. О помещении в приемники-распределители для несовершеннолетних лиц, указанных в подпунктах 3-5 пункта 2  настоящей статьи, не позднее 24 часов уведомляются прокурор и комиссия по делам несовершеннолетних по месту расположения приемника-распределителя для несовершеннолетних.
6. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут находиться в приемнике-распределителе для несовершеннолетних в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 дней. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании определения суда на срок до 15 дней.
7. Во время нахождения несовершеннолетнего в приемнике-распределителе для несовершеннолетних не входят:
1) период карантина в приемнике-распределителе для несовершеннолетних, объявленного органом государственного управления здравоохранением или организацией здравоохранения;
2) время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена документом организации здравоохранения и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение;
3) время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор или решение суда о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.
8. Администрация приемников-распределителей для несовершеннолетних в пределах своей компетенции осуществляет полномочия, предусмотренные пунктом 7 статьи 14, пунктом 6 статьи 16 и статьей 21 настоящего Закона.

Президент Кыргызской Республики                 К.Бакиев

 

Секретариат депутатской Фракции НП "Ак Жол"

Источник: Народная партия "Ак Жол"

  Обсудить новость на Форуме