08:06 24.06.2010 | Все новости раздела "Киргизия"

Проект новой редакции Конституции КР (ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Раздел первый

Жогорку Кенеш

Статья 71.


1. Жогорку Кенеш - парламент Кыргызской Республики - является представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий.

2. Жогорку Кенеш состоит из (первый вариант – 120, второй вариант - 105) депутатов, избираемых сроком на пять лет по пропорциональной системе. Избирательный порог для прохождения в парламент составляет 5 процентов от числа избирателей, принявших участие в выборах.

По результатам выборов политической партии может быть предоставлено не более (первый вариант – 65, второй вариант - 60) депутатских мандатов в парламенте.

Депутатом Жогорку Кенеша может быть избран гражданин Кыргызской Республики не моложе 25 лет, обладающий избирательным правом.

Не может быть избран депутатом Жогорку Кенеша гражданин, имеющий судимость за совершение преступления, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке.

Порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша определяется законом.

3. Депутаты Жогорку Кенеша объединяются во фракции.

Парламентским большинством считается фракция или коалиция фракций, официально объявившая о создании коалиции фракций в Жогорку Кенеше, имеющая более половины депутатских мандатов.

Парламентским меньшинством считаются фракция или фракции, не входящие в состав парламентского большинства и объявившие о своей оппозиции по отношению к нему.


Статья 72.


1. Жогорку Кенеш собирается на свою первую сессию не позднее 30 дней после избрания не менее двух третей конституционного состава.

2. Первое заседание Жогорку Кенеша открывает старейший по возрасту депутат Жогорку Кенеша.

3. Полномочия депутатов Жогорку Кенеша начинаются со дня принятия ими присяги.

4. Со дня первого заседания Жогорку Кенеша и принятия на нем присяги депутатами не менее двух третей состава нового созыва полномочия Жогорку Кенеша прежнего созыва прекращаются.


Статья 73.


1. Депутат Жогорку Кенеша не может подвергаться преследованиям за высказываемые им в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше. Привлечение депутата к уголовной, а также к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, допускается с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, за исключением совершения особо тяжких преступлений.

2. Депутат Жогорку Кенеша не может одновременно находиться на иной государственной или муниципальной службе, не может осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Депутат Жогорку Кенеша может заниматься научной, педагогической и иной творческой деятельностью, если такая деятельность не наносит ущерба исполнению депутатских обязанностей.


Статья 74.


1. Полномочия депутата Жогорку Кенеша прекращаются одновременно с прекращением деятельности соответствующего созыва Жогорку Кенеша.

2. Полномочия депутата Жогорку Кенеша помимо основания, предусмотренного в пункте 1 настоящей статьи, прекращаются досрочно в случаях: подачи им письменного заявления о сложении депутатских полномочий или о выходе из фракции; выхода депутата из политической партии; выхода из гражданства, утраты гражданства либо приобретения иного гражданства; перехода на работу или неоставления им работы, не совместимой с выполнением депутатских полномочий; признания выборов недействительными; выезда на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики; признания депутата судом недееспособным; вступления в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим; смерти депутата; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него; отсутствия на заседаниях Жогорку Кенеша без уважительных причин 30 и более рабочих дней в течение одной сессии.

Досрочное прекращение полномочий депутата Жогорку Кенеша по указанным основаниям осуществляется решением Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, принимаемым не позднее 30 календарных дней со дня возникновения основания.

3. Порядок замещения вакантного мандата, образовавшегося вследствие досрочного прекращения полномочий депутата, определяется законом.


Раздел второй

Полномочия Жогорку Кенеша


Статья 75.


1. К ведению Жогорку Кенеша относятся:

1) внесение изменений и дополнений в настоящую Конституцию в установленном настоящей Конституцией порядке;

2) определение основных направлений внутренней и внешней политики Кыргызской Республики;

3) принятие законов;

4) официальное толкование принятых им законов;

5) изменение границ Кыргызской Республики;

6) утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении, внесенных Правительством;

7) решение вопросов административно-территориального устройства Кыргызской Республики;

8) назначение выборов Президента;

9) утверждение общегосударственных программ социально-экономического развития, внесенных Правительством;

10) дача согласия на структуру и состав Правительства;

11) решение вопроса о доверии Правительству;

12) выражение недоверия Правительству;

13) избрание и освобождение от должности по представлению Президента судей Верховного суда;

14) избрание по представлению Президента председателя Национального банка;

15) избрание членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, одну треть состава которой предлагает Президент, одну треть - парламентское большинство и одну треть –парламентское меньшинство; освобождение их от должности в порядке и случаях, предусмотренных законом;

16) избрание аудиторов Счетной палаты, одну треть состава которой предлагает Президент, одну треть - парламентское большинство и одну треть –парламентское меньшинство; освобождение их от должности в порядке и случаях, предусмотренных законом;

17) избрание и освобождение от должности Омбудсмена (Акыйкатчы); дача согласия на привлечение его к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

18) избрание и освобождение от должности по представлению Омбудсмена (Акыйкатчы) заместителей Омбудсмена (Акыйкатчы); дача согласия на привлечение их к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

19) дача согласия на назначение Генерального прокурора; дача согласия на привлечение его к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; дача согласия на освобождение от должности Генерального прокурора не менее чем одной третью от общего числа депутатов;

20) дача согласия на назначение дипломатических представителей Кыргызской Республики в иностранных государствах и международных организациях;

21) утверждение состава Национального совета по делам правосудия в порядке, предусмотренном законом;

22) ратификация и денонсация международных договоров в порядке, определяемом законом;

23) введение чрезвычайного положения, утверждение или отмена указов Президента по этому вопросу;

24) решение вопросов войны и мира; введение военного положения, объявление состояния войны, утверждение или отмена указов Президента по этим вопросам;

25) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Кыргызской Республики за ее пределами при необходимости выполнения межгосударственных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности;

26) установление воинских званий, дипломатических рангов, классных чинов и иных специальных званий Кыргызской Республики;

27) учреждение государственных наград и почетных званий Кыргызской Республики;

28) издание актов об амнистии;

29) заслушивание посланий Президента;

30) заслушивание выступлений руководителей и иных представителей иностранных государств, международных организаций;

31) заслушивание ежегодных докладов председателя Верховного суда, Омбудсмена (Акыйкатчы);

32) заслушивание ежегодных отчетов Премьер-министра о работе Правительства, Генерального прокурора, председателя Национального банка, председателя Счетной палаты;

33) выдвижение обвинения против Президента; отрешение Президента от должности.

2. Заслушивание ежегодных отчетов и докладов должностных лиц, указанных в настоящей статье, осуществляется с учетом положений настоящей Конституции и законов о самостоятельности и независимости соответствующих государственных органов и их должностных лиц.

3. Жогорку Кенеш осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами.


Статья 76.


1. Жогорку Кенеш избирает из своего состава Торага Жогорку Кенеша. Заместителями Торага Жогорку Кенеша являются представители всех фракций Жогорку Кенеша.

2. Торага Жогорку Кенеша:

1) ведет заседания Жогорку Кенеша;

2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов к рассмотрению на заседаниях Жогорку Кенеша;

3) подписывает акты, принятые Жогорку Кенешем;

4) представляет Жогорку Кенеш в Кыргызской Республике и за ее пределами, обеспечивает взаимодействие Жогорку Кенеша с Президентом, Правительством, органами исполнительной и судебной ветвей государственной власти, органами местного самоуправления;

5) осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью аппарата Жогорку Кенеша;

6) осуществляет иные полномочия по организации деятельности Жогорку Кенеша, возложенные на него Регламентом Жогорку Кенеша.

3. Торага Жогорку Кенеша избирается тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

Торага Жогорку Кенеша подотчетен Жогорку Кенешу и может быть отозван по решению Жогорку Кенеша, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.


Статья 77.


1. Жогорку Кенеш из числа своих депутатов образует комитеты, а также временные комиссии, формирует их составы, при этом председателями комитетов по вопросам бюджета и правопорядка являются представители парламентского меньшинства.

2. Комитеты Жогорку Кенеша осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, отнесенных к полномочиям Жогорку Кенеша, контролируют проведение в жизнь законов и решений, принятых Жогорку Кенешем.

3. Законы, нормативные правовые акты Жогорку Кенеша принимаются после предварительного рассмотрения их проектов соответствующими комитетами Жогорку Кенеша.

4. Избрание, а также дача согласия Жогорку Кенеша для назначения и освобождения от государственной должности производятся при наличии заключения соответствующих комитетов Жогорку Кенеша.


Статья 78.


1. Сессии Жогорку Кенеша осуществляются в форме заседаний и проводятся с первого рабочего дня сентября и по последний рабочий день июня следующего года.

2. Заседания Жогорку Кенеша проводятся открыто, если характер рассматриваемых вопросов не требует проведения закрытых заседаний.

3. Внеочередные сессии Жогорку Кенеша созываются Торага Жогорку Кенеша по предложению Президента, Правительства или не менее одной трети депутатов Жогорку Кенеша.

4. Заседание Жогорку Кенеша правомочно при условии присутствия на нем большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

5. Решения Жогорку Кенеша принимаются на заседаниях путем голосования депутатов.


Статья 79.


1. Жогорку Кенеш может быть распущен по решению о самороспуске.

2. Решение о самороспуске может быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

3. Президент назначает досрочные выборы депутатов Жогорку Кенеша с тем, чтобы вновь избранный Жогорку Кенеш собрался на свое первое заседание не позднее чем через 60 дней со дня назначения досрочных выборов.


Раздел третий

Законодательная деятельность


Статья 80.


Право законодательной инициативы принадлежит:

10 тысячам избирателей (народная инициатива);

депутатам Жогорку Кенеша;

Правительству.


Статья 81.


1. Законопроекты вносятся в Жогорку Кенеш.

2. Законопроекты, определенные Правительством как неотложные, рассматриваются Жогорку Кенешем во внеочередном порядке.

3. Проекты законов, предусматривающие увеличение расходов, покрываемых за счет государственного бюджета, могут быть приняты Жогорку Кенешем после определения Правительством источника финансирования.

4. Законы и постановления Жогорку Кенеша принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, если настоящей Конституцией не предусмотрен иной порядок их принятия.

5. Конституционные законы, законы о толковании конституционных законов, законы о внесении изменений и дополнений в конституционные законы, законы об изменении государственной границы принимаются Жогорку Кенешем после проведения не менее чем двух чтений большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

6. Запрещается принятие конституционных законов во время чрезвычайного и военного положения.

7. Не допускается принятие законов, ограничивающих свободу слова и печати.


Статья 82.


1. Принятый Жогорку Кенешем закон в течение месяца направляется Президенту для подписания.

2. Президент не позднее одного месяца со дня получения закона подписывает или возвращает его со своими возражениями в Жогорку Кенеш для повторного рассмотрения.

3. Законы, возвращенные Президентом, подлежат рассмотрению Жогорку Кенешем не ранее чем через три месяца. Данное правило не применяется, если Жогорку Кенеш согласится с возражениями Президента.

4. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, закон подлежит подписанию Президентом в течение 14 дней со дня поступления.

В случае неподписания в установленный срок закона, одобренного в ранее принятой редакции, закон считается подписанным и подлежит опубликованию.


Статья 83.


Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе или в законе о порядке введения его в действие.

 

Источник:

  Обсудить новость на Форуме