17:46 04.04.2008 | Все новости раздела "Либерально демократическая партия Узбекистана"
Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на саммите НАТО/СЕАП
Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые главы государств и правительств!
Дамы и господа!
С вашего позволения хотел бы очень коротко остановиться на вопросах перспектив сотрудничества Узбекистана с НАТО в рамках Программы «Партнерство во имя мира», а также нашего видения перспектив по стабилизации ситуации в Афганистане.
Всё большая трансформация НАТО в политическую структуру становится сегодня реальностью, и это, в свою очередь, является хорошим стимулом для дальнейшего развития и укрепления Евроатлантического партнерства – СЕАП.
В контексте этих процессов реальная перспектива программы конструктивного взаимодействия нашей страны с НАТО могла бы включать, наряду с мероприятиями в области обеспечения безопасности и оборонного строительства, экологической и гуманитарной сферах, также сотрудничество в вопросах демократического обновления и модернизации, укрепления демократических и гражданских институтов и в других направлениях, представляющих взаимный интерес.
Приоритетным направлением сотрудничества, безусловно, должны оставаться проблемы нераспространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, укрепление взаимодействия в борьбе с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.
Пользуясь этой возможностью, хотел бы заявить о том, что Узбекистан готов к обсуждению и подписанию с НАТО Соглашения об обеспечении коридора и транзита через свою территорию по доставке невоенных грузов через пограничный узел Термез-Хайратон, практически единственное железнодорожное сообщение с Афганистаном.
При этом должны быть соблюдены суверенные интересы по обеспечению безопасности и законодательства нашей страны.
За основу будущего Соглашения можно было бы взять подписанную Узбекистаном с германской стороной 4 марта текущего года договоренность по железнодорожному транзиту грузов Бундесвера через территорию Узбекистана.
Мы в Узбекистане отчетливо осознаем, что достижение мира и стабильности в Афганистане – это решающий фактор безопасности, открывающий большие возможности для решения жизненно важных проблем устойчивого социально-экономического развития всего Центральноазиатского региона.
Альтернативы здесь нет, так как дальнейшее усиление противостояния, эскалация напряженности и терроризма в этой стране представляют собой серьезный вызов глобальной безопасности и международной стабильности.
Коротко о нашем видении тех задач, реализация которых могла бы позитивно повлиять на ситуацию в Афганистане.
Первое – очень важно обеспечить приоритет решения острейших насущных социальных и экономических проблем, проблем занятости населения и укрепления вертикали и авторитета власти.
Здесь мы видим ключ к тому, чтобы добиться самого главного – доверия населения к международным коалиционным силам.
Наряду с этим все это может послужить мощнейшим фактором решения проблемы борьбы с производством и поставкой наркотиков – основного источника финансирования боевиков.
Второе – это уважение и поддержка традиционных религиозных, национально-культурных ценностей и обычаев многонационального народа Афганистана, уважительное отношение к интересам национальных меньшинств.
Недопущение абсолютно необоснованных нападок и клеветы на религию ислам, что вызывает абсолютно нетерпимую обстановку и напряженность не только в Афганистане, но и в целом в мусульманском мире.
Третье – очень важно обеспечить поэтапность и постепенность в реализации реформ в области государственного и общественного строительства и формирования гражданских институтов, имея в виду, что важнейшая гарантия успеха реформ – это, в первую очередь, политическая стабильность и экономическое благополучие Афганистана.
Четвертое – решающее значение для стабилизации ситуации в Афганистане приобретает решение совместно с руководством и правительством соседнего Пакистана пограничных проблем, в первую очередь на территории Вазиристана.
Пятое – считаю целесообразным возобновить переговорный процесс по достижению мира и стабильности в Афганистане в рамках эффективно действовавшей в 1997– 2001 годах при поддержке ООН контактной группы «6+2», образованной в составе полномочных представителей соседних с Афганистаном государств плюс Соединенные Штаты Америки и Россия.
В активе контактной группы – выработка общих принципов и единых подходов стран – членов группы к путям урегулирования афганского кризиса под эгидой ООН, подготовка и проведение в Ташкенте в июле 1999 года встречи противоборствующих сторон конфликта и принятие Ташкентской декларации «Об основных принципах урегулирования конфликта в Афганистане», на базе которой было принято соответствующее решение Совета Безопасности ООН, признавшего итоги Ташкентской встречи важным шагом на пути политического решения афганской проблемы.
С учетом современных реалий действовавшую до 2001 года контактную группу необходимо было бы преобразовать из «6+2» в «6+3», имея в виду обязательное участие в этом переговорном процессе представительства НАТО.
Думаю, что учет этих предложений при разработке всеобъемлющего плана по Афганистану с участием всех заинтересованных сторон мог бы положительно повлиять на процесс стабилизации ситуации в Афганистане.
Обсудить новость на Форуме