15:15 12.11.2008 | Все новости раздела "Либерально демократическая партия Узбекистана"

ПАРТИЙНАЯ ЭКОНОМИКА

Идея о том, как распределять ресурсы в обществе, формализуется в программу действий, которую предлагают обществу партии. Так каким же образом наши партии планируют управлять ресурсами и почему мы должны от своего имени доверить им власть?

 

В каждой стране существует своя уникальная политическая система. В одних странах в политической жизни участвуют десятки партий, в других странах единицы, сменяя друг друга у власти. Сегодня в Узбекистане де-юре функционируют 3 политических партии, прошедшие регистрацию в Министерстве юстиции и имеющие парламентские фракции в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

 

Это Движение предпринимателей и деловых людей -Либерально-демократическая партия Узбекистана (41 депутат), Народно-демократическая партия Узбекистана (28 депутатов) и Социал-демократическая партия «Адолат» (10 депутатов). На прошедших в апреле 2008 года Пленумах Центральных советов Национально-демократической партии «Фидокорлар» и Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» была озвучена идея об объединении двух партий и создании новой партии -Национально-демократической партии «Миллий тикланиш». В ходе намечаемых на ближайшее время партийных курултаев (съездов - примеч. ред.) данная идея должна получить окончательное оформление, и на партийном поле Узбекистана появится новая, достаточно сильная партия, которая будет иметь в Законодательной палате Олий Мажлиса вторую по численности депутатскую фракцию (39 депутатов).


Философ Дэвид Юм в своем «Опыте о партиях» (1760 год) говорил о том, что партии начинаются с программы, а потом доминирующей становится структура. Фактически это означает, что партии должны идти от идеологической базы к организационной. Идея о том, как распределять ресурсы в обществе, формализуется в программу действий, которую предлагают обществу партии, чтобы оно доверило им власть, возможность управлять ресурсами.


Каждая из действующих в нашей стране партий исходит из идейных положений, закрепленных в партийных платформах. Теоретически программа партии - это вероятностная модель будущего, и действия партий в случае победы на выборах должны быть направлены на реализацию этой модели. При ознакомлении с партийными плат формами мы решили остановиться на экономическом пакете. В определенной степени наш выбор был обусловлен тем, что вопрос взаимоотношений бизнеса (в широком понимании этого слова) и политических партий в формулировании и отстаивании общих интересов остается открытым.


Так каким же образом наши партии планируют управлять ресурсами и почему мы должны от своего имени доверить им власть? Для этого остановимся подробнее на заявленных в партийных программах экономических приоритетах и механизмах их реализации.

 

УзЛиДеП - логика класса собственников

 

Экономический блок программы УзЛиДеП называется «Либерализация экономики и углубление рыночных реформ». Основной концептуальной идеей программы является повышение благосостояния нации, а также обеспечение стабильности и благополучия в обществе через развитие предпринимательства и становление класса собственников, В качестве приоритетной цели в сфере экономики партия ставит формирование многоукладной экономики, в которой ведущую роль занимает частная собственность.


Партия выступает за создание экономических, организационных и правовых условий и гарантий для свободы деятельности предпринимателей, всемерное поощрение их деловой активности, устранение имеющихся барьеров в развитии предпринимательской деятельности, в том числе устранение возможности прямого вмешательства государственных контролирующих структур в деятельность хозяйствующих субъектов.


Либерал-демократы считают приоритетным направлением реформирования сельского хозяйства развитие фермерства. Партия выступает за изменение системы экономических отношений в сельском хозяйстве, подразумевая под этим «полное исключение из хозяйственной практики командно-административных методов в управлении сельским хозяйством; изменение и совершенствование системы землепользования; последовательное акционирование крупных предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию; создание необходимых материально-технических условий и экономических стимулов для дехкан и фермеров с целью радикального усиления их заинтересованности в конечных результатах своего труда»1.

 

ЛИБЕРАЛЬНАЯ УВЕРЕННОСТЬ

Своим электоратом УзЛиДеП считает «класс собственников, представителей малого бизнеса, фермерских и дехканских хозяйств, высококвалифицированных специалистов производства и управления, деловых людей». Исходя из этого партия определяет одной из своих главных целей «создание новых возможностей в качестве объединенной политической силы для более широкой деятельности предпринимателями и бизнесменами, обоснование их перспективы как с теоретической, так и с практической точки зрения, защита данного слоя общества и обеспечение уверенности в завтрашнем дне. Выход на политическую сцену Узбекистана от имени данного общественного класса». Более того, партия смело заявляет, что «готова взять на себя ответственность за реализацию реформ в Узбекистане, устранение препятствий, стоящих на пути движения страны к прогрессу и благополучию». В своей программе партия объявляет, что поддерживает стратегический курс государства на проведение аграрной реформы, приоритетное развитие фермерства и будет активно участвовать в ее реализации.


Особое внимание УзЛиДеП уделяет развитию сферы услуг, которая способна обеспечить рабочими местами, повысить доходы населения, и, следовательно, уровень и качество жизни людей

 

Неотложным делом УзЛиДеП считает создание новых рабочих мест, борьбу с безработицей, особенно среди молодежи. Главными направлениями решения этой проблемы партия видит стимулирование самозанятости и предпринимательской активности, повышение экономической мотивации к труду в социально значимых сферах и создание гибкой, соответствующей динамично меняющейся рыночной конъюнктуре системы повышения квалификации и переподготовки профессиональных кадров. При этом особое внимание партия уделяет развитию сферы услуг и повышению ее роли в структуре экономики, которая, по мнению либерал-демократов, способна обеспечить рабочими местами, повысить доходы населения, и, следовательно, уровень и качество жизни людей. Приоритетное значение в этом плане должно получить развитие всех институтов рыночной инфраструктуры, которые непосредственно связаны с обслуживанием бизнеса — консалтинговые, маркетинговые, инжиниринговые, лизинговые, страховые и другие структуры. Еще одним из решений вопроса обеспечения занятости населения партия считает «цивилизованное вхождение Узбекистана в международный рынок рабочей силы»2.


Одним из главных условий обеспечения устойчивого экономического роста и благосостояния населения партия ставит осуществление структурных изменений в экономике, направленных на дальнейшее укрепление экономической независимости страны, наиболее полное и эффективное использование богатейших природных, минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, интеллектуального и научно-технического потенциала. Так, партия считает, что преобладающее место в экономике должны получить производства с законченным технологическим циклом, производящие готовую продукцию, обеспечивающие углубленную переработку минерального и сельскохозяйственного сырья. При этом, по мнению УзЛиДеП, приоритет должен быть отдан развитию производств, базирующихся преимущественно на собственном природном и сырьевом потенциале, применяющих передовую современную технологию, выпускающих конкурентоспособную продукцию.


В целом логика экономического блока программы отвечает ориентированности партии на класс собственников и предпринимателей. Механизмы претворения в жизнь приоритетов УзЛиДеП в области экономической политики определены достаточно четко. Вместе с тем программу усилил бы более комплексный взгляд на вопросы экономического развития страны с точки зрения либеральной идеологии. Представлены только отдельные секторы и проблемы, решение которых ориентировано скорее на кратко- и среднесрочную перспективу. В результате если обозначенные УзЛиДеП проблемыбудут решены в течение 2-3 лет, то программа потребует обновления.


Таким образом, если УзЛиДеП намерена стать выразителем либеральной идеологии, то ее программа должна четко отражать не секторальные проблемы, а основные либеральные ценности, ставить достаточно масштабные вопросы, такие как защита прав собственности, развитие рыночных институтов, приватизация и другие. При этом каждая заявленная стратегическая цель должна предусматривать по возможности конкретные механизмы реализации, а секторальный подход может применяться для разработки программы действий партии на 1-2 года или предвыборных платформ.

 

По мнению НДПУ «явная и скрытая безработица подрывает стабильность государственных систем социальной защиты и ее финансовые основы»

 

НДПУ-приоритет занятости

 

Экономическое будущее Узбекистана представляется НДПУ как динамично развивающийся по законам социальной рыночной экономики народнохозяйственный комплекс, избавленный от сырьевой направленности. Национальная экономика должна обеспечивать насыщение внутреннего рынка товарами и услугами отечественного производства, поставлять конкурентоспособную продукцию на внешний рынок и создавать необходимые условия для полноценной и достойно оплачиваемой занятости всего трудоспособного населения.


НДПУ Узбекистана в противовес тому, что предлагает УзЛиДеП (свободная рыночная экономика), определяет исходным пунктом для формирования стратегии экономического развития идеи социальной рыночной экономики, которая, по их мнению, характеризуется наличием «финансовых и налоговых регуляторов, с помощью которых государство привлекает часть наиболее высоких доходов к финансированию социальных расходов»3.


Мнение НДПУ также расходится с позицией УзЛиДеП по поводу путей преодоления безработицы. Первая считает, что решения этого вопроса невозможно достичь вовлечением незанятого населения в предпринимательскую деятельность. Более приемлемым, по их мнению, было бы стимулирование создания стабильно оплачиваемых рабочих мест параллельно развитию социальной и производственной инфраструктуры в сельской местности.


Проблема занятости занимает одно из ведущих мест в программе НДПУ, вокруг чего строится практически вся экономическая платформа. Данный вопрос выделен отдельной главой -«Занятость трудоспособного населения - это работа и благосостояние для всех». В вопросах занятости Народно-демократическая партия Узбекистана исходит из того, что «явная и скрытая безработица, которой охвачена сегодня значительная часть трудоспособного населения страны, подрывает стабильность государственных систем социальной защиты и ее финансовые основы. Незанятое население не участвует в формировании системы единых социальных платежей и пенсионных фондов, является основным потребителем социальных пособий»4. В связи с этим партия считает, что ликвидация безработицы и достижение полноценной занятости всего трудоспособного населения должно стать важнейшим направлением деятельности правительства.


В этом плане они выделяют проблему выявления явной и скрытой незанятости трудоспособного населения, особенно в аграрном секторе, где преобразование ширкатов в фермерские хозяйства сопровождается высвобождением значительного количества бывших членов ширкатов. Кроме того, НДПУ обращает внимание на сохранение разрыва между ежегодным приростом трудоспособного населения и количеством ежегодно создаваемых новых рабочих мест, что приводит к нарастанию дефицита рабочих мест в трудоизбыточных регионах и к распространению неорганизованной трудовой миграции внутри страны и за ее пределы.


В качестве комплекса мер по решению проблемы занятости сельского населения партия предлагает, во-первых, создать организационные условия для внутренней и внешней трудовой миграции избыточного сельского населения,

 

ЛЕВОЕ ВЛИЯНИЕ

Согласно уставным документам партии, НДПУ выражает и отстаивает интересы граждан Республики Узбекистан, «нуждающихся в социальной справедливости, социальной поддержке и защите. Это:
• трудоспособное население, которое не имеет работы и источника доходов для содержания своей семьи;
• молодежь, которая испытывает затруднения в трудоустройстве и нуждается в социальной поддержке;
• пенсионеры, инвалиды, женщины в многодетных семьях и другие уязвимые слои населения, у которых уровень выплачиваемых им пенсий и социальных
пособий не достаточен для обеспечения их благосостояния;
• люди, для которых основным источником их доходов является оплачиваемый труд и которые нуждаются в надежных гарантиях защиты их интересов в работе и зарплате перед работодателями». НДП Узбекистана считает эти категории населения своим электоратом и рассчитывает в избирательных кампаниях на
 их поддержку. Партия находится на левой политической платформе. Ее политическая идеология базируется на принципах социальной справедливости, социальной солидарности и социальной демократии. Главная задача, которую партия ставит перед собой на период между выборами, — добиться лидерства в борьбе со своими политическими оппонентами за поддержку избирателей и по итогам следующих выборов получить возможность влиять на формирование правительства, органов государственной власти на местах.

 

которые облегчили бы этот процесс для людей с низким уровнем доходов и обеспечили бы полноценную защиту их трудовых и гражданских прав. Во-вторых, партия выступает за создание условий и стимулирование надомного труда, включая меры по профессиональной переориентации и профессиональному обучению. Предлагается открыть на селе школы менеджмента с целью научить экономически активное население, не занятое в фермерских хозяйствах, основам организации производительной деятельности и побудить его к созданию системы малых предприятий, цехов, технологических линий по переработке сельскохозяйственной продукции. При этом должна быть налажена система кредитования и выделения грантов под реализацию наиболее перспективных проектов. В-третьих, предполагается упор на развитие в сельской местности системы современных транспортных, инженерных и коммуникационных сетей с целью активного привлечения иностранных инвестиций в проекты по созданию перерабатывающих производств. И, наконец, говорится о необходимости освобождения от всех видов налогов и бюджетных платежей доходов и инвестиций, направляемых на развитие инфраструктуры и создание новых рабочих мест на селе.


В качестве дополнительной меры по решению проблемы занятости партия выступает за принятие мер по «превращению стихийной трудовой миграции в эффективный легальный механизм перераспределения трудоизбыточного населения на внешние и внутренние трудодефицитные рынки труда»5. Для этого они предлагают внести в действующее законодательство изменения, повышающие эффективность нормативно-правового регулирования в этой сфере, инициировать заключение правительством двусторонних соглашений о сотрудничестве в обла сти трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. Кроме того, предлагается упростить и значительно удешевить процедуры оформления выезда граждан Узбекистана на временную работу через соответствующие подразделения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.


Помимо решения проблемы занятости, главным целевым ориентиром партии в решении социально- экономических вопросов выступает реализация «права каждого человека на такой жизненный уровень, который, составляя прожиточный минимум (минимальную потребительскую корзину), необходим для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи»6. В качестве первоочередных шагов для достижения этого НДПУ считает необходимым законодательное определение механизма практической реализации положений статьи 39 Конституции Республики Узбекистан о прожиточном минимуме; внедрение более эффективных методик определения минимальной потребительской корзины, прожиточного минимума и реального уровня доходов населения, а также принятие правительством государственной среднесрочной программы доведения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума.

 

НДПУ считает необходимым принятие программы доведения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума

 

По подсчетам партии, с точки зрения макроэкономических показателей, для доведения уровня доходов малообеспеченных слоев населения до прожиточного минимума потребуется «обеспечить удвоение годового объема производимого в стране ВВП в расчете на душу населения». Более того, НДПУ считает возможным достижение этого показателя к концу 2010 года при условии «удвоения достигнутых к настоящему времени годовых темпов экономического роста»7, Партия придерживается мнения, что для практического решения этих задач макроэкономическая политика государства должна обеспечивать «комплексный подход к развитию аграрного сектора.., предусматривающий динамичное развитие фермерских хозяйств, снижение давления на аграрный сектор незанятого трудоспособного сельского населения, создание на селе соответствующей рыночной, инженерной, коммунальной и социальной инфраструктуры..., обеспечить полноценную занятость всего трудоспособного населения»8. По мнению Народно-демократической партии, акцент на указанных приоритетах макроэкономической политики не только усилит социальный вектор проводимых • в стране реформ, но и обеспечит существенное укрепление доходной части государственного бюджета.

 

СДП «Адолат» — размытые ориентиры

 

Хотя экономический блок в программе социал-демократической партии «Адолат» выделен отдельно и носит название «Последовательное проведение экономических реформ», ряд положений, связанных с экономической политикой, имеется и в других частях программы. По сути, партия определяет свои приоритетные цели прежде всего в социальной сфере, а экономика в этом случае должна рассматриваться как средство их достижения.
Своими приоритетными задачами партия ставит ограничение вмешательства государства в экономические структуры, уменьшение государственного контроля и демонополизацию производства. Партия намерена внести изменения и дополнения в трудовое законодательство республики в пользу малообеспеченных слоев населения, обеспечить постоянной работой граждан путем создания новых рабочих мест, совершенствовать правовые основы их защиты от безработицы.


Решить проблему безработицы партия предлагает через развитие в махал-пях системы торговли, национального ремесла, оказания услуг, расширения возможностей для работы женщин на дому, а также организовать негосударственные кадровые агентства. «Адолат» также ставит перед собой задачи по «уменьшению разницы между заработной платой граждан и прожиточным минимумом», а также по увеличению минимальной заработной платы в соответствии с ростом цен.


В качестве механизмов реализации заявленных приоритетов в экономической сфере СДП «Адолат» определяет следующие: разработка новых предложений по углублению экономических реформ; совершенствование законодательных основ развития малого и частного бизнеса, преодоление различных препятствий на этом пути, защита внутреннего рынка и местных производителей, предоставление им различных преференций и льгот; усиление дисциплины в финансово-бюджетной системе; создание необходимой правовой базы по своевременной выплате заработной платы, пенсий пенсионерам, стипендий учащимся; установление общественного контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов, выполнением ими правительственных постановлений; дальнейшее совершенствование налоговой системы и соответствующего законодательства. В xастности, партия выступает за подготовку новой редакции Налогового кодекса и создание системы налоговых советников.


СДП «Адолат» ставит перед собой весьма масштабные цели и задачи, особенно в социальной сфере, в здравоохранении, в сфере науки и культуры. Решение этих задач требует наличия сильной экономики, которая позволила бы реализовать социальные программы или другие проекты в различных областях. Однако, программу СДП «Адолат» могло бы усилить более четкое представление о стратегическом видении экономической политики, за которую выступает партия, так как основные положения программы не позволяют составить общую картину. Также целесообразно было бы отразить и взгляды партии на развитие сельскохозяйственного сектора, которые в программе отсутствуют. Насколько это оправдано в условиях Узбекистана, где аграрный сектор имеет ключевое значение? Разве может экономическая политика быть полной без ясной политики в отношении сельского хозяйства?


Хотя приоритеты и ценности, за которые выступает СДП «Адолат», могут быть близки и понятны интеллигенции, рядовому предпринимателю и/или фермеру, будет очень сложно отдать свой голос партии, которая не дает четкого ответа на вопрос о том, как она будет защищать их интересы или какую экономическую политику она будет проводить.

 

Открытые вопросы

 

Процессы общественной трансформации в Узбекистане происходят все более ускоренными темпами. С созданием двухпалатного парламента завершился переходный процесс в Узбекистане. Параллельно этим процессам растет общественный спрос на сильные политические партии, которые отражали бы интересы тех или иных слоев общества. В следующем году предстоят парламентские выборы. Партии будут участвовать в этих выборах, имея за плечами опыт работы в профессиональном парламенте. Однако, на сегодняшний день политические партии не до конца определились с видением того, как оказывать влияние на процессы преобразований в общественно-политической и социально-экономической жизни страны.


К примеру, вопросы занятости. Так, УзЛиДеП ставит акценты на стимулировании самозанятости и предпринимательской активности. Однако, не все могут заниматься предпринимательством, хотя бы в силу своих персональных способностей. Именно бизнесмены создают рабочие места для других, а интерес бизнеса в наличии достаточно квалифицированной рабочей силы. НДПУ же в своей экономической политике делает ставку на обеспечение «полной занятости трудоспособного населения» и заявляет, что «безработица не является неизбежной». Однако насколько такие прямолинейные подходы, не учитывающие конкретных деталей, могут обеспечить эффективное движение к повышению уровня благосостояния общества в целом, что присутствует в программах обеих партий?


В Стратегии повышения благосостояния населения Республики Узбекистан на 2008-2010 годы отмечается, что «все возрастающая часть рабочей силы занята на неэффективных и мало оплачиваемых рабочих местах как в формальном, так и в неформальном секторе. Эти рабочие места не дают достаточного уровня заработка для удовлетворения потребностей семей и их защиты от малообеспеченности». То есть риск малообеспеченности связан не столько с безработицей, сколько с недозанятостью (низкоэффективной занятостью), низкой производительностью труда и временной занятостью. Поэтому стоит больше внимания уделять качеству занятости, поскольку именно увеличение продуктивной занятости могло бы способствовать повышению уровня доходов и, таким образом, улучшению благосостояния населения.


Или, например, насколько установка УзЛиДеП на «цивилизованное вхождение Узбекистана в международный рынок рабочей силы» будет служить интересам отечественного бизнеса? Ведь этот процесс сопровождается оттоком наиболее востребованных, квалифицированных кадров за рубеж и ростом издержек отечественных компаний на оплату труда. Правда, с другой стороны, растет емкость внутреннего потребительского рынка за счет денежных переводов мигрантов. Кроме того, активное возвращение работников, получивших за рубежом новые знания и навыки, как это сейчас имеет место во многих азиатских странах, может пойти на пользу отечественным работодателям. Поэтому более целесообразным представляется оценить баланс возможных преимуществ и потерь при этом с точки зрения бизнеса.


НДПУ же намерена построить социально ориентированную рыночную экономику через установление финансовых и налоговых регуляторов, с помощью которых государство привлекало бы часть наиболее высоких доходов к «солидарному финансированию социальных расходов ... для сокращения разрыва между самыми высокими и самыми низкими доходами». При этом, видимо, бизнес должен являться одним из главных источников финансирования социальных программ: чем успешнее работает частный бизнес, чем лучше защищены права собственности, тем больше поступает налогов, которые можно использовать на усиление социальной поддержки. И в этом ракурсе рассмотрение вопросов защиты частной собственности, практически не упоминаемой в программе, в большей степени соответствовало бы теории и опыту социал-демократии. Остаются также открытыми вопросы приемлемого уровня налогообложения и эффективности механизмов перераспределения доходов бизнеса на социальные программы.


Оказанию большего влияния на процессы преобразований в общественно-политической и социально-экономической жизни страны со стороны политических партий могла бы способствовать большая четкость и определенность в формулировке тех же самых экономических приоритетов, а также проработанность концепций экономического развития с четко очерченными механизмами и временными ориентирами. То, что эти моменты не отражены в программах политических партий, приводит к отсутствию здоровой альтернативы экономической стратегии курсу правительства. Однако политические партии в демократическом обществе должны представлять альтернативную официальному курсу программу экономического развития, что является залогом атмосферы здоровой политической конкуренции.

 

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ДУХОВНОСТЬ
Согласно уставным документам, главной целью СДПУ «Адолат» является «укрепление независимости страны, ускорение экономических и политических реформ, создание справедливого, демократического, правового государства, формирование гражданского общества, внесение достойного вклада в укрепление авторитета Узбекистана на международной арене». Кроме того, СДПУ «Адолат» выделяет в качестве основных направлений деятельности «установление контактов с мировым социал-демократическим движением, установление отношений с общественными движениями и партиями, действующими на основе прогрессивных идей». Центральное место в идеологии партии занимают идеи гуманизма. Поэтому главный лозунг СДПУ «Адолат»: «Интересы человека -самая главная ценность».

Первая программа партии была принята на Учредительном съезде в 1995 году. В программе утверждается, что основной целью партии является создание правового демократического государства, отвечающего общим интересам всех наций и народов, проживающих на территории независимого Узбекистана, а также установление в обществе принципов социальной справедливости, обеспечение человеческих прав и свобод, построение гражданского общества, в котором господствуют духовность и просвещение.

 

По сути, правительство опережает политические партии на шаг вперед реализуя на практике ту политику, о которой партии пока только заявляют. Поэтому повышению эффективности деятельности партий могло бы способствовать более глубокое переосмысление партийных программ, насыщение их не только лозунгами и целями, но и оформлением конкретных механизмов их реализации исходя из своей базовой идейной платформы. Это, возможно, потребует более активного привлечения экспертного сообщества в процесс выработки политической линии партии, особенно з части, касающейся экономического блока, поскольку зачастую заявляемая экономическая политика содержит в себе несколько неоднозначные в плане практического осуществления положения. Смогут ли наши партии выработать долгосрочное видение будущего обустройства нашего общества на основе постулатов своих идеологий? Предложат ли они по-настоящему стратегический курс общественного развития? Или ограничатся решением тактических задач кратко- и среднесрочного характера? Время покажет...

 

Виктор Абатуров,
Бахтиер Эргашев,
Ильдус Камилов,
Алишер Комилов


(Журнал «Экономическое обозрение» №8 2008 г.)

 

Примечания:
1. Движение предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократическая
партия Узбекистана. - «Академия»., Т., 2007 г. с. 65.
2. Там же. с. 65
3. Политические партий Узбекистана. Т., 2007 г., с. 194.
4. Там же, с. 202.
5. Там же, с. 199.
7. Там же, с. 200.
8. Там же, с. 205.

 



Источник: Либерально демократическая партия Узбекистана

  Обсудить новость на Форуме