18:30 18.06.2008 | Все новости раздела "Либерально демократическая партия Узбекистана"

Дело за исполнением

Каждый человек хочет иметь благоустроенное жилье со всеми бытовыми условиями.

 

Это вполне естественная потребность и право. Современная цивилизация, достижения науки и техники предоставили людям возможность обустроить свое жилье так, чтобы меньше сил и времени тратить на мелкие хозяйственные дела, а больше заниматься духовным обогащением и развитием. Хорошая домашняя обстановка играет немалую роль и в повышении производительности труда каждого отдельно взятого человека на своем рабочем месте.


Одним из приоритетных направлений социально-экономических преобразований в стране сегодня является реформа жилищно-коммунального хозяйства. Исходя из поставленных Президентом страны задач на данном этапе проведения реформы ЖКХ, основные усилия направлены на совершенствование системы управления, регулирования и контроля, демонополизации, перехода на договорные отношения и развития конкуренции в отрасли, внедрения ресурсосберегающих технологий.


Обеспечение граждан жильем и нормальными жилищными условиями очень важно. Благополучное решение этого вопроса зависит от многих взаимосвязанных объективных и субъективных факторов. Конечно, материальная сторона вопроса стоит при этом на первом месте. Но такое же немаловажное значение имеет и отношение к нему самих людей - как работников структур, ответственных за обслуживание домов, так и непосредственных их владельцев, собственников квартир, потребителей-пользователей. К этой мысли мы пришли в очередной раз, обобщая итоги изучения исполнения Жилищного кодекса Республики Узбекистан на примере городов Алмалык и Ангрен Ташкентской области.


Разработать и принять закон - это только полдела, необходимо еще добиваться его неукоснительного выполнения, подчеркивает Президент. И результаты данного мониторинга, проведенного в рамках контрольно-аналитической деятельности нашего Комитета по вопросам промышленности, строительства и торговли Законодательной палаты, нами были детально обсуждены при участии представителей Кабинета Министров, Агентства «Узкоммунхизмат», хокимиятов области и названных городов, руководителей ассоциаций товариществ частных собственников жилья.


Прежде всего следует вспомнить, что города Алмалык и Ангрен строились в связи с открытием месторождений драгоценных металлов и угля. Бывшие шахтерские поселки расширялись и превращались в промышленные центры с социальной инфрастуктурой. Сегодня жилищный фонд Алмалыка составляет 640 многоквартирных жилых домов и 9 349 домов индивидуальной застройки. В Ангрене эти цифры равняются соответственно 980 и 18 800.


За годы независимости в нашей стране проводилась работа по внедрению рыночных механизмов 1 систему эксплуатации и содержания жилищного фонда, реформированию коммунального хозяйства. Была создана и необходимая нормативно-правовая база по жилищному законодательству. Жилье в основном приватизировано, теперь его управлением и содержанием занимаются сами частные собственники, создавая товарищества. Передача квартир в многоэтажных домах своим хозяевам осуществлялась и в городах Алмалык и Ангрен. К сегодняшнему дню в Алмалыке 95 процентов, а в Ангрене - 92,6 процента от общей площади составляет частный жилищный фонд.


Хокимиятами этих городов ведется определенная работа по обеспечению исполнения жилищного законодательства.


В прошлом году по Алмалыку, согласно адресному списку капитального ремонта домов, построенных до 1991 года, направлено бюджетных средств на 28,8 миллиона сумов. Силами ТЧСЖ проведен текущий ремонт на сумму 178,8 миллиона сумов. Приняты меры по улучшению водоснабжения населения. Ведется учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В первом квартале нынешнего года выделено 55 квартир, в том числе 42 квартиры - молодым семьям.


Хокимиятом города Ангрена во исполнение Указа Президента «О дополнительных мерах по материальной и моральной поддержке молодых семей» выполняются ремонтные работы в двух законсервированных домах на 120 квартир, которые будут переданы молодым семьям во втором и третьем кварталах этого года.


В Алмалыке для организации управления многоквартирными домами жилищного фонда созданы 27 товариществ частных собственников жилья. Кроме того, при ОАО «АГМК» действует жилищно-ремонтное эксплуатационное управление, объединяющее 297 многоквартирных жилых домов, в которых 90 процентов квартир приватизировано. Здесь до настоящего времени почему-то не созданы товарищества собственников жилья.


В Ангрене организация управления жилищным фондом осуществляется 113 товариществами частных собственников жилья, но все они очень большие и объединяют более 25 домов каждое, ТЧСЖ «Мустакиллик», «Улугбек» — 33 дома, «Янгиобод-1» - 66 домов.


Все товарищества в Алмалыке и Ангрене выполняют работы по обслуживанию, содержанию и управлению домами собственными силами. Здесь до сих пор не созданы специализированные частные предприятия по оказанию услуг товариществам в ремонте сантехнического, электрического и другого оборудования. Хокимияты не уделяют должного внимания развитию и становлению управляющих организаций. Много нареканий у жителей городов вызывает качество предоставляемых коммунальных услуг. Они не соответствуют нормативным требованиям. В результате население вынуждено терпеть монополию иногда просто беспомощных товариществ, хотя спрос на качественные услуги и работы, выполняемые профессиональными организациями, имеющими необходимое оборудование и опыт очень высок.


Хокимияты не участвуют в полной мере в становлении товариществ частных собственников жилья как полноценных организаций по управлению жилищным фондом. Последние не получают должной поддержки и внимания со стороны хокимиятов. Многие из-за их громоздкости работают формально. В результате собственники квартир не участвуют в управлении своим домом. Общие собрания членов товарищества проводятся, как правило, формально, установление обязательных взносов на содержание общего имущества дома не обосновано. Не разрабатываются и не утверждаются на собраниях ТЧСЖ годовые сметы расходов, планы работ с указанием их видов, объемов, с определением затрат на выполнение ремонтных работ, суммы отчисления на депозитный счет. Дефектные акты на выполняемые работы по содержанию и ремонту объектов общего имущества в ТЧСЖ не составляется. В результате качество выполненных работ по капитальном текущему ремонту, как правило, не соответствует нормативно-техническим требованиям.


Может быть, правы руководи ли городов, утверждающие, бюджетные средства на капремонт после проведения тендера попадают прямо к подрядчикам через областной хокммият, затрудняя контроль их целевого расходования. На самом деле выделяемые из бюджета средств при сильной запущенности состояния дома иногда недостаточно. Но где доля самих ТЧСЖ в размере 30 процентов? В абсолютном большинстве случаев они не могут их выделить из-за отсутствия денежных средств на депозитных счетах. Причина ясна: более 60 процентов средств, собранных за эксплуатационные расходы, идет на заработную плату работников, ведь их численность в среднем составляет 15 человек. Вот туг как раз и следует указать на необходимость и целесообразность разукрупнения товариществ. В этом отношении жилищное законодательство и нормативные документы устанавливают максимальное количество до пяти домов в составе ТЧСЖ и предусматривают постепенный переход на принцип «един дом — одно товарищество». Качество предоставляемых коммунальных услуг коммунальными службами Алмалыка и Ангрена оставляет желать лучшего, теплоснабжение и горячее водоснабжение в городах осуществляется централизованно. На протяжении всего прошлого отопительного сезона в Алмалыке, Ангрене и поселке Дукент имелись систематические перебои в подаче тепла и горячей воды. Также имеются перебои в подаче холодной воды. Все это приводит к сохранению дебиторских задолженностей в больших размерах за все коммунальных услуг, в том и за эксплуатационные расходы.


В ходе обсуждения поднималась и проблемы пустующих, заброшенных квартир. Хокимиятом города Алмалык организована инвентаризация бесхозного и безнадзорного жилья. Взято на учет 204 квартиры, 16 из которых в 2007 году по решению суда перешли в государственный жилищный фонд, в первом квартале текущего года передано на рассмотрение в судебные органы материалы еще по 26 таким квартирам. В Ангрене тоже ведется соответствующая работа. В настоящее время здесь идет повторная инвентаризация всего жилищного фонда.


Выступившие обратили внимание и на то, что председатели многих товариществ собственников жилья недостаточно компетентны. В свое время ими были избраны представители разных профессий, не имеющие специальных знаний в сфере коммунального обслуживания. Но главное тут не в специальности. Руководители ТЧСЖ прежде всего должны пользоваться авторитетом и иметь хорошие организаторские способности, чтобы можно было мобилизовать жильцов, самостоятельно и сообща решать вопросы, касающиеся содержания своего дома. Собственно, работа по повышению квалификации действующих председателей почти и не велась. Иначе как объяснить, что в посещенных нами ТЧСЖ не было нормативных документов по жилищному законодательству? Имеющиеся жалобы и заявления жителей в ТЧСЖ не регистрируются в установленном порядке. Собственники нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, не заключают договоры с ТЧСЖ и не участвуют в содержании общего имущества многоквартирных домов.


Все указанные недостатки имеют место вследствие недостаточного внимания этому важному направлению деятельности со стороны хокимиятов Алмалыка и Ангрена. Ташкентский областной хокимият не осуществляет должного руководства и контроля деятельности городских хокимиятов за организацией исполнения жилищного законодательства и за жилым фондом.


Подводя итог, надо сказать, что в нашей стране действует достаточная законодательная база, включающая механизмы регулирования жилищного вопроса и развития коммунальной сферы. Дело только за грамотным и неукоснительным их исполнением. Всем нам давно пора избавляться от иждивенческих настроений. Воспитание у всех владельцев хозяйского отношения к своей квартире, дому, истинного чувства собственника своего жилья - главная задача сегодняшнего дня. Надо предоставить потребителям возможность оказывать непосредственное влияние на объем и качество потребляемых услуг, повысить роль собственников по всей цепи взаимоотношений. В конечном счете, это приведет к решению стратегической задачи, а именно-к улучшению качества жизни наших граждан.

Клара ДЖУМАМУРАТОВА,
депутат Законодательной
палаты Олий Мажлиса.

Народное Слово




Источник: Либерально демократическая партия Узбекистана

  Обсудить новость на Форуме