09:01 30.01.2009 | Все новости раздела "Либерально демократическая партия Узбекистана"

В целях дальнейшего повышения благосостояния народа

Налоговое законодательство – один из важнейших документов государства, регулирующий отношения в этой области и способствующий либерализации экономики, созданию благоприятных условий для развития производства, бизнеса, а значит – и социальной сферы. Поэтому его дальнейшее совершенствование в нашей стране является органичной частью масштабных реформ, проводимых под руководством Президента Ислама Каримова и направленных на экономическое развитие Узбекистана, повышение благосостояния населения.

Год назад, 1 января 2008 года, вступил в силу новый Налоговый кодекс Республики Узбекистан, утвержденный соответствующим законом от 25 декабря 2007 года и разработанный с учетом передового международного опыта.

В соответствии с Законом «Об утверждении Налогового кодекса Республики Узбекистан» Кабинетом Министров проведена большая работа по обеспечению постоянного мониторинга, анализа практического действия и эффективности норм Налогового кодекса. По ее итогам в установленном порядке были внесены предложения с целью дальнейшего совершенствования отдельных положений Налогового кодекса. Исходя из этого, 29 декабря 2008 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».

В соответствии с Законом «О товариществах частных собственников жилья» ТЧСЖ является некоммерческой организацией, в связи с чем внесены изменения в статью 17 Налогового кодекса.

В тексте кодекса используется понятие «совместно произведенный продукт». Для правильного определения объекта налогообложения и облагаемых оборотов определение данного термина дано в статье 22 Налогового кодекса. В этой же статье содержание понятия «дивиденды» изменено с учетом Закона «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», согласно которому дивиденды выплачиваются за счет не только чистой прибыли текущего периода, но и накопленной нераспределенной прибыли.

В статью 44 Налогового кодекса внесены изменения в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса, так как промежуточный ликвидационный баланс не может быть основанием для составления налоговой отчетности с начала налогового периода до дня завершения ликвидации юридического лица. При принятии Хозяйственным судом соответствующего решения о ликвидации предприятия по его поручению ликвидационное производство осуществляется специальными комиссиями при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей, городов, районов и города Ташкента.

Так как согласно статье 41 Налогового кодекса учетная документация подлежит хранению в течение срока исковой давности и налоговая отчетность составляется на основании этой документации, сроки их хранения должны совпадать. Кроме того, для налоговых органов срок хранения налоговой отчетности равен сроку исковой давности. Поэтому в статью 47 внесены изменения об одинаковом сроке хранения налоговой отчетности как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков. Решения о проведении внеплановых проверок соблюдения правил торговли и сдачи наличной выручки в кассы банков оформляются в виде списков, подписываемых в порядке исключения председателями районных комиссий или заместителями председателей областных комиссий специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов – начальниками налоговых управлений. Во избежание возможных злоупотреблений предлагается, чтобы специально уполномоченный орган по координации деятельности контролирующих органов четко установил, что в списке должны быть указаны не только наименование проверяемого объекта, но и ИНН проверяемого субъекта предпринимательства. Отвечающие этому порядку изменения внесены в статью 88. В соответствии с Законом «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке их деятельности осуществляется при наличии специального удостоверения установленного образца, в связи с чем изменена статья 92 Налогового кодекса. Изменению подверглась и статья 94, так как в ней не были указаны пределы, в которых могут быть затребованы документы, что создавало предлог для проверки всех документов, в том числе выходящих за рамки проводимой налоговой проверки.

Внесены изменения и в статью 118, так как сумма налога не должна являться штрафной санкцией, если поставщик, не являющийся плательщиком НДС, отражает в своих счет-фактурах сумму НДС и при этом налог уплачивает. В этом случае по отношению к нему должен быть применен только штраф в размере 20 процентов от суммы налога.

Согласно антимонопольному законодательству уполномоченным органом устанавливаются цены, по которым монополистами осуществляется реализация продукции (работ, услуг). В период увеличения цен до момента декларации новых монополисты реализуют продукцию по старым ценам. Это теперь также отражено в статье 130 Налогового кодекса.

В статье 132 к прочим доходам относятся доходы от операций, не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), которые в том числе включают в себя взысканные или признанные должником штрафы и пеню, а также положительную курсовую разницу по валютным счетам. Учитывая, что для некоторых организаций, например, для банков, доходы по операциям с иностранной валютой являются основными, непосредственно связанными с их деятельностью, эти доходы исключены из данной статьи.

Как утверждено законодательством о бухгалтерском учете, при определении финансового результата превышение сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок основных средств включается в состав дохода от выбытия основных средств. Внесение данного дополнения в статьи 133 и 356 Налогового кодекса обеспечит единообразие в определении объекта налогообложения для всех налогоплательщиков. В статью 145 внесены изменения с учетом того, что при продаже дебиторской задолженности у предприятия возникает убыток, который фактически является уменьшением цены реализованных товаров, работ, услуг (аналогично скидке). Поэтому если сумма, полученная за реализованную дебиторскую задолженность, будет превышать себестоимость товаров (работ, услуг), по которым возникла дебиторская задолженность, появляющиеся при этом потери должны вычитаться из налогооблагаемой базы. Эта же статья дополнена расходами по выплате пособий по временной нетрудоспособности, так как данные виды расходов теперь являются вычитаемыми.

Внесены изменения в статью 152 – в связи с тем, что в ней должны быть отражены прочие доходы именно от профессиональной деятельности, так как другие прочие доходы уже отражены в статье 132.

В целях унификации льгот и дальнейшего развития лизинговых компаний, а также с учетом того, что они, как и банки, привлекают кредиты иностранных финансовых институтов, при выплате процентов по которым удерживается налог у источника выплаты по ставке 10 процентов, дополнена статья 155 Налогового кодекса. Кроме того, в нее внесено изменение о непредоставлении подтверждения факта постоянного местонахождения иностранного банка, если оно подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников. Статья 159 дополнена нормой, предусматривающей бессрочную льготу для коммерческих банков. В частности, налогооблагаемая база уменьшается на сумму прироста объемов срочных вкладов, вкладов по пластиковым карточкам и размещенных сберегательных сертификатов, при условии целевого направления высвобождаемых средств на повышение процентных ставок по вышеуказанным вкладам физических лиц.

В статью 171 внесены изменения с учетом того, что, во-первых, проездные карточки не могут рассматриваться как доход физического лица, так как приобретаются для выполнения служебных обязанностей, а во-вторых, расходы на обучение работников являются расходами предприятия и направлены на повышение их профессионального уровня. Все эти расходы не рассматриваются в качестве дохода физических лиц.

Согласно статье 25 Закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан» размер пенсии складывается из ее базового размера, повышения пенсии за стаж работы и надбавок к ней. В связи с этим из статьи 179 исключены надбавки к государственным пенсиям.

В статью 211 внесены изменения в целях унификации льготы по товарам, ввозимым по межправительственным и кредитным соглашениям, заключенным от имени правительства Республики Узбекистан или под его гарантии. А также – учитывая, что в отношении лекарственных средств, изделий медицинского (ветеринарного) назначения и сырья, ввозимого для их производства, применяется льгота, носящая постоянный характер. Выписка банка, подтверждающая оплату иностранным покупателем (плательщиком) экспортируемых товаров, является документом, дающим право на зачет НДС, но не подтверждающим экспорт товаров. Кроме того, при реализации товара через комиссионера (поверенного) по договору комиссии (поручения) собственником товара остается комитент, который не может подтвердить экспорт товара, так как грузовая таможенная декларация выписывается на поверенного. Соответствующие изменения внесены в статью 213. Принимая во внимание, что при экспорте товаров для получения права на зачет НДС, уплаченного поставщикам, необходимо подтверждение банка о поступлении валютной выручки за товар, реализованный на экспорт, а также что право на зачет НДС по экспортированным товарам возникает только после поступления валютной выручки от экспорта товаров, в статью 218 внесены изменения. Внесены они и в статью 227, так как при экспорте производится корректировка суммы НДС от доли поступления иностранной валюты.

С учетом того, что виды подакцизных товаров, ставки акцизного налога, а в отдельных случаях – плательщики данного налога, устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан, изменена статья 229. Перечень плательщиков налога на сверхприбыль, предусмотренный статьей 248, дополняется нормой о том, что по отдельным видам продукции по решению Президента Республики Узбекистан плательщиком налога на сверхприбыль может быть определено лицо, не являющееся недропользователем и производителем продукции из полезных ископаемых.

В статью 256 внесены изменения, так как от фонда оплаты труда юридическим лицом уплачивается только единый социальный платеж, а также что отдельные полезные ископаемые (природный газ) облагаются акцизным налогом, вводится акцизный налог в целях единообразия налогообложения всех недропользователей.

Для уточнения необходимых документов, дающих право на получение льготы по налогу на имущество физических лиц, внесены изменения в статью 275.

При расчете налога должна быть учтена сумма начисленных дивидендов. В соответствии с принципом начисления доход по дивидендам отражается не в момент его получения, а на основании принятого решения собственников предприятия. Этим положением дополнена статья 296.

В статью 297 внесены изменения, учитывая, что при предоставлении налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль, сумма налога начисляется и отражается на специальном счете учета целевых льгот, при этом данная сумма подлежит вычету при определении объекта обложения налогом на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры.

Изменены статьи 366 и 369 Налогового кодекса, так как с 1 января 2008 года все сельскохозяйственные товаропроизводители исчисляют единый земельный налог, исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, а не из балла-бонитета. При этом в случае, если у вновь созданных или реорганизованных фермерских хозяйств отсутствует нормативная стоимость сельхозугодий, для них применяется средняя нормативная стоимость по данному району до проведения следующих оценочных работ.

Поскольку в случае распределения совместно произведенного продукта доверенное лицо будет уплачивать единый налоговый платеж и в связи с необходимостью разработки упрощенной формы единого налогового платежа для индивидуальных предпринимателей внесены изменения в статью 382.

Помимо названных изменений и дополнений в Налоговый кодекс, в некоторые его статьи внесены также изменения уточняющего характера и редакционные для унификации отдельных положений нормативно-правовых актов, устранения противоречий между статьями Налогового кодекса, исключения дублирования его норм. Кроме того, внесены изменения в некоторые статьи Налогового кодекса с целью их соответствия принятой налогово-бюджетной концепции на 2009 год.

Все перечисленные изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Узбекистан послужат дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, обеспечению единообразия применения действующих норм и их прозрачности.

 

Дмитрий Огай, главный научный сотрудник Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан

УзА, 29.01.2009

Источник: Либерально демократическая партия Узбекистана

  Обсудить новость на Форуме