14:02 23.01.2009 | Все новости раздела "Либерально демократическая партия Узбекистана"
Совершенствование избирательного законодательства служит укреплению демократии
Одним из важнейших направлений осуществляемых под руководством Президента Ислама Каримова общественно-политических реформ является дальнейшее совершенствование национального избирательного законодательства.
Избирательная система играет огромную роль в строительстве демократического правового государства и гражданского общества. В Узбекистане сформирована отвечающая международным нормам избирательная система, которая предоставляет каждому гражданину страны право выразить свою волю, избирать и быть избранным и участвовать таким образом в управлении государством.
Важным этапом продвижения по пути демократии стало создание двухпалатного парламента, проведение выборов на многопартийной основе, при широком участии всех политических сил и социальных слоев общества, а также наблюдателей международных организаций. Такие открытые, транспарентные выборы способствуют повышению социально-политической активности населения, обновлению и реформированию страны, формированию на принципах демократии законодательной, представительной власти. В этой связи особое значение приобретает поэтапное, системное совершенствование правовых и юридических норм избирательного законодательства.
На состоявшейся 4 декабря 2008 года шестнадцатой сессии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан был одобрен принятый Законодательной палатой Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах». Целью этого закона является повышение роли и влияния политических партий, либерализация и демократизация избирательной системы и законодательства, а также предоставление возможности Экологическому движению Узбекистана участвовать в реализации и соблюдении прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, в формировании политики по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.
В целях расширения представительства политических партий в нижней палате парламента часть 1 статьи 77 Конституции Республики Узбекистан дана в новой редакции, согласно которой количество депутатских мест в Законодательной палате увеличено со 120 до 150. При этом 135 депутатов избираются по территориальным избирательным округам на многопартийной основе, а 15 депутатов – от Экологического движения Узбекистана. Таким образом, количество избирательных округов увеличено со 120 до 135.
Изменениями в Законе «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» предусмотрено введение в избирательное законодательство института квотирования депутатских мест, предоставление Экологическому движению Узбекистана, исходя из административно-территориального деления страны, права избирать 15 депутатов в Законодательную палату. При этом в данный закон введена отдельная глава, в которой определен порядок избрания депутатов от Экологического движения Узбекистана, устанавливаются требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты от этого движения, определены перечень предоставляемых им документов в Центральную избирательную комиссию для регистрации депутатов, порядок проведения повторных выборов депутатов от движения, а также другие вопросы, связанные с организацией и проведением выборов, организацией деятельности депутатов от Экологического движения.
В частности, Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах» установлено, что депутаты от Экологического движения избираются путем тайного голосования на республиканской конференции движения. Определение сроков и порядка проведения их выборов, осуществление регистрации избранных депутатов возложено на Центральную избирательную комиссию. Подготовка и проведение выборов депутатов от Экологического движения осуществляется открыто и гласно. Избранным депутатам предоставляется право образования депутатской группы в Законодательной палате, создания и участия в создании блоков для образования парламентского большинства. Отзыв депутатов осуществляется решением конференции Экологического движения в установленных законом случаях.
Согласно статье 20 Закона «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» политическая партия могла выдвигать кандидатов в депутаты при условии, что она собрала не менее пятидесяти тысяч подписей избирателей, поддерживающих ее участие в выборах. Теперь, в соответствии с внесенными изменениями, это требование снижено до сорока тысяч подписей избирателей, что расширяет возможности участия политических партий в выборах в Законодательную палату.
В статье 25 этого закона предусматривалось, что регистрации кандидатами в депутаты не подлежат граждане, имеющие судимость за содеянные преступления. Вступившие в силу изменения снимают данное ограничение, распространяя его только на лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Аналогичные изменения внесены в Закон «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов».
Предоставлены еще большие возможности для активного участия политических партий в выборах. Срок, не позднее которого партия, намеревающаяся участвовать в них, должна быть зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан, сокращен с шести до четырех месяцев.
Согласно изменениям, внесенным в законодательные акты о выборах, упразднен институт участия в них инициативных групп избирателей, в том числе выдвижение инициативными группами кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, депутаты Законодательной палаты и представительных органов власти на местах.
В целях дальнейшей либерализации и демократизации избирательной системы и законодательства в Закон «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» введена отдельная статья 17-1, которая устанавливает, что политическая партия, выдвинувшая кандидатов в депутаты, вправе назначить уполномоченного представителя из числа своих членов для участия в подсчете голосов на избирательных участках в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией. Аналогичная норма введена и в Закон «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов».
Уполномоченные представители политических партий могут принимать участие в процессе проверки Центральной избирательной комиссией правильности составления подписных листов. Эта норма позволит обеспечить еще большую объективность при их проверке, создать дополнительные гарантии прозрачности выборов, реализации прав политических партий в ходе их проведения. Также устанавливается, что результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами избирательной комиссии.
После этого протокол оглашается председателем или заместителем председателя участковой избирательной комиссии и его копия вывешивается в помещении участковой избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее чем 48 часов. Кроме того, в законы «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» и «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» внесены изменения, согласно которым лица, подавшие жалобу, имеют право непосредственно участвовать при ее рассмотрении. Все эти нововведения позволят обеспечить транспарентность и открытость выборов, а также усилят общественный контроль со стороны политических партий за деятельностью участковых избирательных комиссий.
Действовавшая ранее норма статьи 27 Закона «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» о том, что собрание избирателей организуется участковыми избирательными комиссиями, заменена новым положением, в котором указывается, что собрания избирателей проводится политическими партиями самостоятельно, а место и время их проведения, как правило, согласуются с участковыми избирательными комиссиями. Аналогичная норма введена и в статью 25 Закона Республики Узбекистан «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов».
Для более активного проведения предвыборной кампании кандидатами в депутаты Законодательной палаты от политических партий число доверенных лиц кандидатов увеличено с 5 до 10 человек.
Вместе с тем в соответствии с изменениями прекращение деятельности политической партии лишает кандидата в депутаты права участвовать в выборах. Аналогичные изменения внесены в Закон «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов».
Таким образом, Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах» формирует благоприятные условия для поэтапной демократизации общественной жизни и государственного строительства. Его применение позволит обеспечить дальнейшую либерализацию и демократизацию избирательного законодательства Узбекистана, создаст необходимые условия для активного участия политических партий и Экологического движения Узбекистана в решении актуальных вопросов общественно-политического, экономического и экологического развития страны.
Д.Каримов, К.Хамидова, научные сотрудники Института мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан
Обсудить новость на Форуме