13:45 16.02.2009 | Все новости раздела "Либерально демократическая партия Узбекистана"

Дальнейшая модернизация и обновление страны – требование времени (часть 2)

Дальнейшая модернизация и обновление страны – требование времени (часть 2)
13.02.2009 22:22


Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2009 год.

Уважаемые участники собрания!

Оценивая содержание и основные задачи, подлежащие решению в Антикризисной программе, хотел бы заострить Ваше внимание на очень важном, на мой взгляд, принципиальном вопросе.

Речь идет о том, что, сосредотачивая наше внимание, силы и ресурсы на борьбе с последствиями мирового экономического кризиса, укреплении финансово-банковской системы, оказании помощи предприятиям реальной экономики, создании новых рабочих мест и реализации мер по социальной защите населения, мы ни в коей мере не должны забывать о перспективе.

Говоря другими словами, мы должны думать о посткризисном периоде нашего развития, выработке глубоко продуманной долгосрочной Программы целевых проектов по модернизации и техническому обновлению базовых отраслей нашей экономики, внедрению современных инновационных технологий, призванных дать мощный толчок по выходу Узбекистана на новые рубежи, обеспечивающие конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке.

Вот та задача, откладывать которую мы не имеем права, если хотим жить не только сегодняшним, но и завтрашним днем, если думаем о нашем будущем.

Располагаем ли мы для этого необходимыми возможностями и какой потенциал для реализации этих проектов уже создан?

Надо подчеркнуть, что серьезная подготовка к реализации подобной масштабной программы у нас уже велась в течение последних лет, а разразившийся мировой кризис, на мой взгляд, еще более подстегивает этот процесс, требует его всемерного ускорения.

Предварительная проработка проекта Программы по реализации важнейших приоритетных проектов, направленных на модернизацию, техническое и технологическое обновление и кардинальное повышение конкурентоспособности и рост экспортного потенциала экономики, показывает, что этот проект может включить в себя около 300 инвестиционных проектов в топливно-энергетической, химической и нефтегазоперерабатывающей, металлургической отраслях, легкой и текстильной промышленности, промышленности строительных материалов и машиностроении и других отраслях экономики на общую сумму свыше 24 млрд. долларов США, из них проекты нового строительства – около 18,5 млрд. долларов, проекты модернизации, реконструкции, технического и технологического перевооружения – примерно 6 млрд. долларов.

Источниками финансирования объектов, находящихся на стадии проектирования и реализации предусматриваются: собственные средства компаний и предприятий на общую сумму 8,2 млрд. долларов, кредиты Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан – 2,5 млрд. долларов и иностранные инвестиции и кредиты – 13,5 млрд. долларов.

Необходимо принять во внимание, что отдельная часть из этих проектов уже охвачена строительством в 2007-2008 годах, некоторые предусматриваются начать в 2009 году.

Как показывают расчеты, реализация указанных проектов позволит за счет внедрения инновационных и энергосберегающих технологий, освоения новых видов востребованных на мировом рынке товаров обеспечить производство дополнительной продукции в объеме 10,4 млрд. ежегодно, рост годового экспорта – на 6,5 млрд. долларов, существенно поднять объемы ВВП.

Наша главная задача сегодня – в кратчайшие сроки завершить окончательную проработку и согласование со всеми заинтересованными структурами, в первую очередь с зарубежными инвесторами, все детали по каждому отдельному проекту и принять эту стратегически важную программу, рассчитанную на 2009-2014 годы. Реализацию этой задачи возложить на экономический блок Кабинета Министров (Азимов Р.).

Исходя из этого, второй важнейший приоритет нашей экономической программы на 2009 год – продолжение структурных преобразований и диверсификация экономики.

Хочу, пользуясь этой возможностью, еще раз повторить – это направление реформирования и обновления, принятое еще в 2000 году, не теряет и не будет терять своей актуальности и злободневности все последующие годы, прежде всего потому, что только благодаря реализации этой сквозной задачи мы можем обеспечить конкурентоспособность нашей экономики и страны на мировой арене.

Думаю, мы все однозначно понимаем, что как бы парадоксально это не звучало, мировой экономический кризис еще больше обостряет настоятельность постоянного обновления и модернизации производства, требует для этого сосредоточения всех наших сил и ресурсов.

Приведу только один пример.

Сегодня мы работаем над проектами по строительству на трех тепловых электростанциях – Ташкентской, Навоийской и Талимарджанской – современных парогазовых установок вместо существующих неэкономичных газовых установок. Для реализации этих проектов необходимы серьезные инвестиции.

Однако сам факт, что достигаемый эффект от снижения удельного энергопотребления на производство тепловой энергии до уровня мировых стандартов вполне окупит себя во всех отношениях, настоятельно требует ускорить реализацию этих проектов.

Поиск больших и малых проектов по техническому и технологическому обновлению производства для обеспечения конкурентоспособности продукции, а также средств и источников для этого должен стать в первую очередь важнейшим делом и обязанностью руководителя и инженерно-технического персонала каждого предприятия.

Абсолютно недопустимо, когда на местах под прикрытием решения задачи по обеспечению занятости населения руководители местных органов и отраслевых структур всеми мерами, правдой и неправдой пытаются сохранить убыточные предприятия с изжившей себя техникой и технологией, в результате чего выпускаемая некачественная и ненужная никому продукция только складируется. Число таких предприятий, как показывает анализ, составляет сегодня свыше 200.

Как ни парадоксально, большинство таких предприятий сохраняется в легкой и пищевой промышленности, где быстро меняющийся спрос рынка требует обновления техники и технологии практически 5-7 лет, а в развитых государствах еще более в короткие сроки.

Такое положение дел надо менять в корне путем банкротства подобных предприятий.

Специально созданной в прошлом году Правительственной комиссии (Мирзиёев Ш.) надо наконец довести до конца эту работу.

Следующий важнейший наш приоритет, которому необходимо особое внимание, – это реализация широкого комплекса долгосрочных, глубоко взаимоувязанных мер, направленных на кардинальное улучшение качества жизни и облика села, ускоренное развитие социальной и производственной инфраструктуры, коренной пересмотр статуса, роли и значения собственника, предпринимательства и малого бизнеса, всемерную поддержку развития фермерского хозяйства.

Если учесть, что в недавно утвержденной Государственной программе «Год развития и благоустройства села» четко определены суть, содержание, важнейшие направления и конкретные параметры этой программы, подкрепленные источниками финансирования, очевидно, нет особой необходимости сегодня подробно останавливаться на этих вопросах.

Хотелось вместе с тем подчеркнуть, что и приоритет, и программа по его реализации рассчитаны не только на 2009 год, но и на среднесрочную перспективу.

Приступая к выполнению этой исключительно важной государственной программы, предусматривающей изменить не только облик села и качество жизни на селе, глубину реформирования, суть и содержание производственных отношений в агропромышленном комплексе, но и в конечном итоге повысить общественно-политический и культурный уровень сельского населения, его сознание и гражданскую ответственность, наша задача в 2009 г. поставить на прочные организационные рельсы всю нашу перспективную работу по ее реализации.

Думаю, нет необходимости сегодня говорить о том, что вся полнота ответственности за выполнение в конечном итоге всех целевых задач и параметров этой программы возлагается на созданные в Республике Каракалпакстан, областях территориальные комиссии, которые должны возглавить персонально первые руководители.

По ходу и качеству выполнения конкретных программ в разрезе их территорий можно будет судить об их понимании значения поставленных программой задач, говоря коротко, их соответствие тем требованиям, которые предъявляются к современному руководителю.

Хотел бы, пользуясь этой возможностью, еще раз обратить внимание на следующие направления программы, имеющие для нас принципиально важное значение.

Во-первых, необходимо провести тщательную работу по дальнейшему совершенствованию и укреплению законодательной и нормативно-правовой базы, связанной с выполнением вышеуказанной программы, принять новые, внести изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты, Земельный кодекс. Особое внимание обратить на вопросы развития социальной и производственной инфраструктуры на селе, вопросы, регламентирующие рациональное использование водных ресурсов и улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель.

Кабинету Министров необходимо ускорить работу по разработке и представлению в Олий Мажлис предложений по расширению и предоставлению новых льгот и стимулов для частного предпринимательства, малого бизнеса, углублению в целом рыночных отношений на селе, оказанию дополнительной поддержки фермерскому движению, укреплению его общественно-политического статуса.

Во-вторых, принципиально важное, определяющее значение во всей программе имеет реализация комплекса мер по кардинальному повышению качества жизни на селе. Для этого необходимо коренным образом пересмотреть систему организации архитектурной планировки и застройки сельских населенных пунктов. Необходимо обеспечить разработку генеральных планов архитектурно-планировочной застройки территорий, разработать унифицированные типовые проекты сельских жилых домов и объектов социальной инфраструктуры с учетом климатических, демографических и других условий регионов. Для решения этих задач создан специализированный проектно-изыскательский институт «Кишлоккурилишлойиха». Необходимо ускорить его становление, укрепить грамотными кадрами и поставить перед ним четкие, конкретные задачи, чтобы уже в этом году мы работали по новым архитектурным генеральным планам и типовым проектам.

Очевидно, что новое строительство немыслимо без применения новых, современных строительных материалов и конструкций. Необходимо шире внедрять индустриальные и сборные технологии строительства объектов на селе с использованием сборных, композиционных и мелкоблочных конструкций.

Хокимиятам областей и районов совместно с компанией «Узстройматериалы» следует разработать специальные программы по организации производства строительных материалов из местного сырья, внедрению мини-технологий по производству жженого кирпича, кровельных и отделочных материалов и другие, восстановлению и реконструкции действующих карьеров нерудных материалов.

На селе мы должны иметь не только благоустроенные населенные пункты и современные дома, но и качественные дороги, бесперебойную систему энергоснабжения, обеспечения населения чистой питьевой водой, развитую сеть социальных объектов – сельских врачебных пунктов, школ, объектов детского спорта, телекоммуникации и почтовую связь, объекты сферы услуг и торговли и др.

Необходимо еще раз критически оценить и изыскать дополнительные средства и возможности по расширению инфраструктуры на селе. При этом мы не должны забывать, что это является одним из факторов повышения занятости на селе, особенно молодежи.

Для реализации намеченных мер, видимо, целесообразно рассмотреть вопрос по созданию специализированного банка по сельскому строительству с сетью региональных отделений. Центральный банк вместе с заинтересованными структурами должен уже в ближайшее время внести в Кабинет Министров предложения по организации деятельности этого банка.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей рассмотреть вопрос создания в районах частных специализированных подрядных предприятий по строительству жилья по типовым проектам, объектов производственной и социальной инфраструктуры в сельской местности, оказав содействие в укреплении их материально-технической базы.

В-третьих, ключевая задача программы – это реализация мер по ускоренному развитию на селе промышленного производства и строительства, создание компактных предприятий по переработке плодоовощной и животноводческой продукции, оснащенных современной техникой и технологиями.

Задача ставится шире – за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции создать мощную сырьевую базу и широкое поле деятельности для формирования на селе новых, современных перерабатывающих предприятий, оснащенных компактными технологиями. Такие производства должны быть созданы в каждой области, районе и селе. Мы должны четко понимать, что это не только новые объемы производства и рост ВВП, это прежде всего наращивание производства продовольствия, на которое всегда имеется устойчивый спрос, и этот спрос, я уверен, будет расти в будущем.

Самое важное, создавая перерабатывающие предприятия, мы решаем проблему трудозанятости молодежи, прежде всего на селе, где всегда есть большая потребность в рабочих местах.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и районов поручается в двухмесячный срок разработать и принять по согласованию с Кабинетом Министров в разрезе каждого района программы по созданию на селе перерабатывающих предприятий, обеспечению их сырьевой базой на 2009-2011 годы.

В-четвертых, особое внимание должно быть обращено на последовательную реализацию системы мер по улучшению мелиоративного состояния земель, предусмотренных Государственной программой мелиоративного улучшения орошаемых земель на период 2008-2012 годы, обеспечению надлежащего технического состояния действующих ирригационно-мелиоративных объектов, укреплению материально-технической базы специализированных водохозяйственных, строительных и эксплуатационных организаций, оснащению их современной техникой.

В 2009 году приоритетной остается задача дальнейшего ускоренного развития сферы услуг и малого бизнеса как важнейшего фактора обеспечения занятости, повышения качества жизни населения.

Думаю, что нет необходимости еще раз повторять, какое значение придается развитию малого бизнеса и сферы услуг в нашей социально-экономической политике. Хочу только еще раз обратить внимание, что мобильный характер малого бизнеса, его способность относительно легко приспосабливаться к изменениям конъюнктуры рынка и запросов потребителей, делает его незаменимым инструментом создания новых рабочих мест и повышения доходов населения в период мирового экономического кризиса.

В текущем году как никогда остро стоит задача дальнейшей поддержки малого бизнеса, который создает новые рабочие места и в наших условиях формирует доходы более 70 процентов занятого населения.

По этой причине в Антикризисной программе особое внимание уделено стимулированию развития малого бизнеса. Эти меры включают как налоговые и кредитные льготы, так и дальнейшее углубление институциональных реформ в целях создания более благоприятного бизнес-климата для развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

В частности, предусмотрено двукратное увеличение ресурсной базы Фонда льготного кредитования для поддержки вновь создаваемых малых и частных предприятий, продлен срок действия предоставленных льгот, увеличен максимальный срок выдачи кредитов под пополнение оборотных средств с 12 до 18 месяцев.

С 1 января текущего года ставки единого налогового платежа для малых предприятий, работающих в сфере промышленности, снижены с 8 до 7 процентов, а микрофирмы и малые предприятия, оказывающие финансовые, бытовые и прочие услуги, освобождены сроком на три года от уплаты единого налогового платежа. При этом дивиденды учредителей микрофирм и малых предприятий, негосударственных хозяйствующих субъектов в части средств, направляемых на инвестиции и расчеты за ранее полученные кредиты, освобождены от налогообложения сроком на пять лет. Антикризисной программой предусмотрено также сокращение в 2009 году количества проверок хозяйствующих субъектов еще не менее чем на 30 процентов.

В то же время не может оставаться терпимым, когда на местах вместо оказания поддержки частным предпринимателям чиновники чинят всяческие препятствия тем, кто стремится создать пусть маленькое, но свое дело, свой бизнес. Как можно мириться с тем фактом, что тот, кто хочет создать или расширить свой бизнес, вынуждены месяцами бегать за разрешением на строительство, кадастровым оформлением, платят большие средства за разработку проектов, оформление документации, аренду помещений.

Необходимо Кабинету Министров в месячный срок внести проект постановления по дальнейшей поддержке малого бизнеса, предусмотрев в нем меры по снижению стоимости разработки архитектурно-планировочных заданий, экспертизы проектной документации, введение упрощенной процедуры экологической экспертизы для малого бизнеса со снижением тарифов за ее осуществление.

Следует рассмотреть вопрос и о снижении тарифов на оформление кадастровой документации, а также арендную плату за предоставление помещений, находящихся в государственной собственности. Одним словом, необходимо еще раз детально проанализировать, что сегодня мешает развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, и принять по ним конкретные решения.

Особо необходимо подчеркнуть огромную значимость углубления проводимой нами работы по дальнейшему ускоренному развитию сферы услуг.

Кабинету Министров, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и г.Ташкента в короткие сроки проанализировать ход выполнения Программы развития сферы услуг и сервиса на 2007-2010 годы, разобраться в причинах невыполнения поставленных задач и там, где это необходимо, внести коррективы.

Необходимо коренным образом пересмотреть территориальные программы по развитию сферы услуг и принять дополнительные меры по их ускоренному развитию в сельской местности как важнейшему фактор у занятости людей, особенно молодежи, и повышения качества жизни на селе.

Главная задача здесь – определить ситуацию с позиции предпринимателя: что ему мешает и какая помощь от государства нужна для развития своего дела. Особое внимание следует уделить созданию условий, необходимых частному сектору для расширения видов оказываемых услуг в сельской местности.

Следующий важнейший приоритет – дальнейшее развитие производственной и социальной инфраструктуры как важнейшего фактора модернизации страны и увеличения занятости населения.

Хотел бы особо обратить внимание на этот приоритет, так как ему мы придаем исключительно важное значение.

Это вызвано рядом причин:

во-первых, развитие инфраструктуры создает необходимые благоприятные условия для размещения новых предприятий и развития экономики в целом, расширяет доступ к освоению богатых минерально-сырьевых ресурсов страны;

во-вторых, развитая система производственной инфраструктуры, прежде всего автомобильных и железных дорог, эффективное их функционирование служит важнейшим условием и фактором снижения общих издержек производства, что повышает конкурентоспособность производимой продукции и в целом нашей экономики;

в-третьих, развитие социальной инфраструктуры, обеспечение населения чистой питьевой водой, системой энергообеспечения, строительство объектов социальной сферы в конечном итоге направлено на повышение качества жизни населения;

в-четвертых, развитие инфраструктуры является обширной сферой приложения труда, что позволяет создать новые рабочие места и обеспечить занятость населения, особенно молодежи, повысить уровень доходов и благосостояния людей.

В целях обеспечения опережающего развития современной производственной и социальной инфраструктуры, создания на этой основе благоприятных условий для устойчивого и динамичного развития экономики принята и взята под контроль специальная программа «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию производственной и социальной инфраструктуры на 2009 год».

Особое значение мы придаем развитию транспортной инфраструктуры, в первую очередь автомобильных и железных дорог. Реализация Программы развития автомобильных дорог общего пользования на 2007-2010 годы уже сегодня обеспечивает круглогодичную надежную транспортную связь между всеми регионами республики, создает условия для бесперебойной, не пересекая территории сопредельных стран, транспортировке грузов и перевозке пассажиров, значительно увеличивает транзит грузов по нашей территории.

Для еще более надежного транспортного обслуживания предусматривается в текущем году вместе с принятыми дополнительными мерами модернизировать более 400 км автомобильных дорог общего пользования международного значения, в том числе строительство 4-полосной международной автомобильной дороги по маршруту Бейнеу – Бухара – Самарканд – Ташкент – Андижан, а также стратегических участков дорог Бухара – Алат и Самарканд – Гузар. Наряду с этим ставится задача расширить масштабы реконструкции и капитального ремонта дорог местного значения за счет средств местных бюджетов и Республиканского дорожного фонда.

Большое значение для нас имеет и дальнейшее продолжение строительства железнодорожных полотен. В текущем году необходимо завершить работы по благоустройству на новой железнодорожной линии Тошгузар-Байсун-Кумкурган. Осуществить строительство новой железнодорожной ветки к перерабатывающему комплексу Дехканабадского завода калийных удобрений. Реализовать дополнительно предусмотренные меры по строительству двухпутной электрифицированной линии Джизак-Янгиер и однопутной электрифицированной линии Янгиер-Фархад.

Большие перспективы открываются в связи с принятием решения о создании свободной индустриальной экономической зоны на базе аэропорта г. Навои, а также передаче в управление международному оператору – корейской компании «Кореан Эйр» вновь построенного аэродрома в г. Навои. Создание международного интермодального логистического центра позволит не только использовать его в качестве трансконтинентального транспортно-экспедиционного узла, соединяющего Юго-Восточную Азию с Европой, но и содействовать созданию новых высокотехнологичных производств в Навоийской области и соседних регионах.

Особое место в наших планах должны занять вопросы ускоренного развития объектов социальной инфраструктуры, кардинального улучшения благоустройства населенных пунктов, создания за счет этого дополнительных рабочих мест.

В рамках предусмотренных мер намечено в 2009 году ввести более 2 тыс. км водопроводных сетей и около 700 км газовых, кардинально улучшить обеспечение сжиженным газом отдаленных районов.

Важным фактором создания дополнительных рабочих мест и удовлетворения растущих потребностей населения должны стать меры по расширению масштабов подрядных работ по капитальному ремонту, реконструкции и строительству жилья. Для этого предусмотрено создание в городах и районах частных специализированных ремонтно-строительных организаций, осуществляющих на условиях «под ключ» работы по планировке, дизайну, строительству, реконструкции и ремонту объектов жилищного фонда.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента нужно создать необходимые условия для формирования таких частных организаций, обеспечить их фронтом работы. Для этого необходимо провести сплошную инвентаризацию жилищного фонда независимо от их ведомственной подчиненности, на предмет выявления неиспользуемого аварийного и ветхого жилья, пустующих помещений в многоквартирных домах, включая общежития и незавершенные строительством объекты. Принять по ним решения, имея в виду передачу их в ведение местных органов власти. Разработать конкретные программы по их реконструкции и капитальному ремонту.

Реализация этих программ позволит привлечь для проведения подрядных работ дополнительно десятки тысяч рабочих, будет способствовать значительному улучшению жилищных условий наших людей.

В 2009 году приоритетной остается задача и по дальнейшему совершенствованию банковского дела, стимулированию привлечения свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на депозиты в коммерческие банки.

Хочу отметить, что развитию и укреплению банковской системы мы постоянно уделяем пристальное внимание, и это дает свои положительные результаты. Однако эту работу необходимо еще более углубить и расширить, имея в виду, что именно банки являются той, образно говоря, кровеносной системой, которая питает всю нашу экономику, от состояния которой зависит финансово-экономическая стабильность в стране.

В первую очередь банкам, их учредителям необходимо завершить начатую работу по повышению уровня капитализации, довести размеры своих уставных капиталов до установленных параметров.

Необходимо самым тщательным образом проанализировать, какие факторы сегодня сдерживают рост сбережений, их приток в банковскую систему, и принять дополнительные меры. Речь идет о создании действенных и долгосрочных стимулов в привлечении свободных средств населения и хозяйствующих субъектов в банковский сектор, о наращивании возможностей банковского сектора для расширения кредитования реального сектора экономики.

Кардинально следует перестроить работу банков в связи с возложением на них задач по расширению инвестиционной деятельности. В первую очередь надо укрепить специальные службы коммерческих банков, которые занимаются экспертизой и открытием финансирования инвестиционных проектов. Как показала проведенная аттестация руководителей коммерческих банков и соответствующих подразделений, многие из них слабо знают законодательство и механизм проведения инвестиционной политики.

Поэтому неудивительно, что до сих пор банки еще не стали активными участниками инвестиционных процессов, настоящими партнерами предприятий и субъектов малого бизнеса в реализации инвестиционных проектов и программ модернизации, технического и технологического перевооружения производств.

Центральному банку Республики Узбекистан совместно с коммерческими банками, Министерством экономики, Министерством финансов, Госкомдемонополизации в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров конкретные предложения по дальнейшему стимулированию привлечения свободных средств населения и хозяйствующих субъектов в депозиты.

Дорогие друзья!

Убежден, что реализация выработанных нами антикризисных мер позволит не только достойно противостоять вызовам и угрозам мирового финансово-экономического кризиса, предотвратить его негативное влияние на нашу экономику, но и выйти после его завершения еще с более сильной, устойчивой, сбалансированной экономикой, занять свою прочную нишу на мировых рынках, обеспечить на этой основе динамичный экономический рост, последовательное решение задач по дальнейшему повышению уровня жизни и благосостояния нашего населения.

Желаю всем удачи и успехов в достижении поставленных целей.

Источник: Либерально демократическая партия Узбекистана

  Обсудить новость на Форуме