22:45 25.04.2014 | Все новости раздела "Демократическая партия "Ерк Узбекистан""

Узбекистан: Конституционная реформа со скрытым смыслом

Узбекистан: Конституционная реформа со скрытым смыслом

Поправки в Конституцию, перераспределяющие полномочия между различными органами власти, приняты в Узбекистане. Согласно официальной позиции Ташкента, реформа способствует демократизации политической системы республики. Скептики же указывают на скрытые причины новшеств.

О НЕОБХОДИМОСТИ реформировать систему государственного управления президент Узбекистана Ислам Каримов заявил в декабре прошлого года, выступая на торжественном собрании в связи с очередной годовщиной принятия Основного Закона. Неудивительно, что после этого изменения разработали и приняли в рекордно короткие сроки. 27 марта конституционные поправки единогласно одобрила нижняя палата узбекского парламента, 10 апреля её примеру последовал Сенат, а 16 апреля законопроект подписал президент.

Более или менее значительное расширение полномочий касается различных ветвей власти и госорганов — парламента, правительства, Центральной избирательной комиссии, органов местного самоуправления. К примеру, кандидатура нового премьер-министра, предлагаемая президентом, предварительно должна быть согласована со всеми фракциями Законодательной (нижней) палаты парламента. Кандидат на должность главы правительства теперь обязан представить перед депутатами программу действий нового кабинета министров на ближайшую и долгосрочную перспективу. Кроме того, правительство будет ежегодно отчитываться перед парламентом по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны. Законодателям, помимо этого, даётся право осуществления парламентского контроля над иными ветвями власти.

В свою очередь, правительство наделяется полномочиями образовывать и упразднять министерства и ведомства. Прежде это право находилось в исключительной компетенции президента. Значительные изменения коснулись системы местного самоуправления. Усиливается подконтрольность местных администраций Советам народных депутатов областей, районов и городов. Это будет выражаться в представлении регулярных отчётов о работе администраций в местные законодательные органы. Также в Конституцию включён пункт о «развитии и совершенствовании общественного контроля над деятельностью государственных органов». Частично ограничиваются возможности президента по вмешательству в дела местных администраций. Отныне он сможет отменять принятые ими решения лишь в случае их несоответствия нормам законодательства (данное условие прежде в Основном Законе отсутствовало). Кроме этого, глава государства теперь не формирует Службу национальной безопасности, но продолжает назначать и освобождать от должности председателя ведомства.

Наконец, поправки внесены и в статью, посвящённую избирательной системе Узбекистана. Основным Законом закрепляются полномочия Центризбиркома как независимого конституционного органа, формируемого парламентом. В Конституции определяются и основные принципы деятельности ЦИК — независимость, законность, коллегиальность, гласность и справедливость.

Конечно, радикальными поправки назвать нельзя. Узбекистан остаётся государством с сильной президентской властью. Тем не менее проведение реформы именно сейчас не случайно. Во-первых, новшества, представляемые как важные демократические шаги, наверняка связаны с давлением со стороны Запада. Ташкент избран на роль основного союзника западных стран, но руководству последних надо при этом переубедить своих граждан, которым столько времени твердили об узбекском авторитаризме. Реформы являются своего рода индульгенцией для Ташкента и оправданием для его союзников.

С другой стороны, не исключено, что нововведения связаны с внутренними причинами. В следующем году в Узбекистане пройдут президентские выборы. Примет ли в них участие 76-летний Ислам Каримов? Возможно, что перераспределение полномочий предпринято на случай смены власти. Представитель какого из влиятельных кланов — ташкентского или самаркандского — займёт президентское кресло, неизвестно. Поэтому окружение Каримова решило перестраховаться и не допустить сосредоточения максимальной власти в одних руках. Как бы то ни было, со стремлением перейти «от сильного государства к сильному гражданскому обществу» (как сказано в обосновании поправок) новшества связаны в последнюю очередь. Причины куда глубже, и, возможно, рано или поздно они прояснятся.

Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник —

Поддержи свободу слова!

Источник: Демократическая партия Узбекистана Ерк Узбекистан

  Обсудить новость на Форуме