09:30 30.04.2012 | Все новости раздела "Демократическая партия "Ерк Узбекистан""
ТЮРКСКИЕ ГОСУДАРСТВА ЦА И ЕС
Сегодняшний процесс глобализации и интеграции в мире достиг своего пика. Этот процесс происходит за счет созданий различных международных и региональных организаций и объединений.
Прежде всего, они направлены на создание транснациональных проектов для разрешения геополитеских и экономических проблем. При этом эти организации и объединения стараются расширить свою сферу влияния при помощи социально-политического сотрудничества. Такое сотрудничество в свою очередь требует создание и расширение сотрудничества между организациями и государствами как двусторонних, так и мнгосторонних отношений.
Сегодня в глазах мощных государств современного мира Центральная Азия (ЦА) считается стратегически важным регионом и всячески старается привлечь к себе внимание, создавая различные международные и региональные организации. С одной стороны, выгодное расположение государств ЦА, то есть выход на Индийский океан, с другой стороны, интерес к региону связан с богатыми залежами нефти, газа и является центром коммуникационного коридора Восток-Запад.
Внимание крупных государств к ЦА возросло в начале 1990 года, когда в последствии политических процессов все государства постсоветского пространства объявили себя независимыми. Европейский Союз (ЕС) тоже не исключение и за последние 20 лет ЕС стремительно внедрял в ЦА свою интеграционную политику в сфере экономики, социальных отношений и культуры. ЕС за все это время достиг не малых успехов в Казахстане, в Туркменистане, в Кыргызстане.
Укрепление отношений сотрудничества за такой короткий срок между ЕС и ЦА указывает на то, что несмотря на возникающие проблемы, перспектива отношений все таки имеет свое продолжение.
Если даже мир сегодня считается однополярным, ни одно сильное государство не может на данный момент претендовать на абсолютное господство силы в прямом смысле этого слова. Государства, которые в геостратегическом плане не могут противостоять в одиночку, то объединвшись в одну организацию, они смогут предотвратить проявление большой гегемонии. Одним из самых ведущих и влиятельных в плане экономики и политики центров является ЕС. Согласно Европейскому договору созданные в ЕС организации на данный момент считаются определяющими силами в строительстве мировой стратегии.
Становление Европы в 50-х годах прошлого века
Если одной из первых приоритетов было заключение экономических договоров со странами, входящими в европейский континент, то в начале 1990 года можно заметить, что существенно поменявшиеся приоритеты ЕС вышли и устремились к заключению договоров уже со странами находящимися за пределами Европы. Программа «Расширение на Восток» берет свое начало еще 1985-1986 года, приоритетной же эта задача становится уже после развала Советского Союза.
Программа ЕС направлена на устремление политических, экономических и культурных отношений в странах Востока с параллельной глобализацией и региональной интеграцией с государствами европейского континента. Основной же целью интеграционной политики Европы является привлечение прилегающих к Европе государств путем притворения в жизнь экономических, культурных, социальных и инвестиционных проектов в конкретных регионах.
Эксперты считают, что цель программы ЕС несет в себе стратегический характер, то есть независимо от специально взятой страны включает «создание связанных между собой международных регионов с единой экономической и коммуникационной системой», так же «поддержку сфер деятельности органов правления и сфер сотрудничества территориальных объединений» в регионах.
ЕС в своей программе интеграции и глаболизации уделяет очень большое внимание государствам ЦА, среди них тюркские государства не исключение.
Первый этап отношениий ЕС с Казахстаном, Туркменистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном начинается с 1992 – 1995 годов. В результате распада СССР в соответствии с законом создаются новые независимые государства. Спустя некоторое время в государствах формируются свои независимые международные отношения.
На этом этапе после распада СССР интерес Европы к только создавшимся независимым государствам в ЦА стремительно возрос и состоял из выступлений в роли «спонсора» большой политической и экономической интеграции в проводимых реформах. В тоже время с целью помочь проводимым реформам, в начале 90-х создавались преграды для предотвращения хаоса, таким образом, ЕС хотело безопасно прижиться и установиться на постсоветском пространстве.
Появление на мировой арене таких государств ЦА, как Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан с неформировавшимися экономическими и политическими ориентирами сильно беспокоило ЕС. Потому-что существовала большая опасность возникновения в этих регионах «исламского фундаментализма» и устремления этой идеологии в Россию. Другими словами, обеспокоенность ЕС заключалась в провале ее политической программы «Расширение на Восток», и чтобы недопустить опасность провала программы ЕС посчитала нужным провести политику сближения отношений с государствами и вовлечь их в свои интеграционные процессы. Благоприятной же почвой для реализации интеграционной политики ЕС в ЦА, послужило единство языка, культуры, религии четырех государств: Казахстана, Туркменистана, Кыргызстана и Узбекистана.
С 1996 по 2007 год — второй этап расширения отношений между ЦА и ЕС. Этот период сопровождался укреплением и усилением отношений двух сторон. Второй этап эксперты подразделяют на два периода. 1) с 1996 по 1999 год; 2) Первая половина с 2000 по 2007 год.
Период с 1996 года по 1999 год отличителен с реализацией основных пунктов Соглашения о Партнерстве и Сотрудничестве (СПС) ЕС с Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. За это время были созданы совместные проекты направленные на стабильность и безопасность в регионе. Проблемы безопасности в ЦА для ЕС является очень значимыми и по теме безопасности грядущего столетия в 1999 году состоялась стамбульская встреча правительств государств-участников ОБСЕ и была принята Хартия европейской безопасности. С 2000 года начинается период реализации основных проектов СПС.
Третий этап отношений берет свое начало с 2007 года и продолжается по сей день. Период начинается принятием новой программы сотрудничества между государствами ЦА и ЕС и подписыванием официального СПС. Программа расчитана до 2013 года. Для укрепления двусторонних отношений между ЕС и ЦА бюджетом Европы предусмотрено потратить на эти отношения приблизительно 750 миллионов евро. По мнению экспертов, новая стратегия ЕС построена в сответствии геополитическим положением и расчитана на реализацию развития национальных институтов и новых иноваций в регионах ЦА.
ЕС исключило из своей новой стратегической программы Узбекистан, когда как это государство занимает ключевое место в ЦА. В то же время совершенно очевидно, что неучастие в данной программе Узбекистана может негативно сказаться на социально-экономическом и политическом развитии и так же негативно скажется на общей безопасности в стране. Несмотря на это, Узбекистан являясь одним из государств ЦА обязан участвовать в проектах формирования в ЦА единого политического и экономического пространства.
На фоне всего сказанного в геостратегическом поле ЦА для ЕС существуют серьезные оппоненты в лице США, России и Китая. По сравнение с политикой этих государств политика ЕС выглядить очень слабой и не сильно эфективной. Примером к этому можно привести неосуществившийся проект ЕС NABUCCO Транскаспийский газопровод.
Перевод НДУ
Поддержи свободу слова!
Обсудить новость на Форуме
22 декабря 2024
« | Декабрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |