14:15 01.10.2010 | Все новости раздела "Демократическая партия "Ерк Узбекистан""
Превосходство мнимой идеологии
“Креативная” идея экс-главы Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства Топчубека Тургуналиева о том, чтобы все сотрудники его ведомства с 1 мая 2010 года начали говорить только на государственном языке, так и осталась нереализованной. Желание бывшего оппозиционера насильно привить любовь к кыргызскому языку его подчиненные не поддержали. В итоге пришлось перейти от защиты экологии к консультациям президента страны в решении политических вопросов.
Идею Топчубека Тургуналиева о повсеместном, тотальном внедрении госязыка подхватил руководитель аппарата президента переходного периода Эмильбек Каптагаев. По его словам, “каждый, кто хочет работать в системе госслужбы, как и президент страны, должен сдать экзамен по государственному языку”. А чтобы кыргызский стал по-настоящему популярным, по его мнению, каждый должен говорить, читать и писать только на нем.
“Мы намерены проводить такую политику”, – заявил Эмильбек Каптагаев. Идея обозначена, но, видимо, для нынешних властей главное – громко заявить, а думать о последствиях – не царское дело.
Дальше – больше
Оставшись не у дел в ведомстве, Топчубек Тургуналиев пошел дальше. В преддверии парламентских выборов он заявил, что готовит ряд законопроектов: о статусе титульной нации, о диаспорах и о защите прав соотечественников за рубежом.
По его словам, определение титульной нации в Основном законе неверное. “Это нация, которая создала государство и оберегает его на протяжении тысячелетий. Подобные законы есть в ряде стран, в том числе Японии и Малайзии”, – сказал Топчубек Тургуналиев и отметил, что после проведения законопроекта в Жогорку Кенеше в документах каждого гражданина в графе “Национальность” будет писаться “кыргызстанец”, что в будущем, по его мнению, объединит народ.
Директор Центра социальных технологий Гульнара Ибраева считает утверждение Топчубека Тургуналиева о том, что титульная нация является основателем кыргызского государства, некорректным. “По переписи населения, проведенной Российской империей в 1898 году на территории нынешнего Кыргызстана, кыргызы не являлись доминирующей этнической группой. Здесь проживали сарты, кыпчаки и многие другие народы. Кыргызская государственность появилась в конце XIX века. Господин Тургуналиев пытается переписать историю так, как ему удобно, но история не знает сослагательного наклонения. Стремление узаконить данные прожекты нельзя назвать ни научным, ни политически взвешенным подходом в государственном управлении”, – сказала она.
“Подобными действиями Топчубек Тургуналиев дискредитирует президента, чьим советником является, и провоцирует в обществе межнациональную напряженность. Чтобы компетентно заниматься законотворчеством, ему надо стать депутатом”, – говорит Гульнара Ибраева.
Политика или самопиар?
Во втором законопроекте – о национальных диаспорах – Топчубек Тургуналиев “в соответствии с важнейшим принципом унитарности” считает невозможным “существование в Кыргызстане национальных автономий”. “Пусть никакие политики не помышляют об этом. Подобные помыслы приводили к кровавым событиям, которые произошли в 1990-е годы и в июне 2010 года на юге республики. Отныне коренная нация и диаспоры должны руководствоваться Конституцией, которая у нас есть, и законами, которые мы примем после избрания Жогорку Кенеша”, – сказал Топчубек Тургуналиев.
В противовес заявлению советника главы государства выступает директор Центра методологии и социальных наук Национальной академии наук КР Нурбек Омуралиев. По его словам, от заявлений Топчубека Тургуналиева веет популизмом, они не имеют правовых обоснований.
“Здесь больше политики и самопиара, – считает эксперт. – Создание политической национальности, что сейчас и пытается сделать советник президента, – это долгий процесс, да и общество сейчас к этому не готово. Проблема межэтнического напряжения началась еще при Аскаре Акаеве с заявления Адахана Мадумарова о том, что кыргызы – хозяева земли. Когда общественность дружно выразила свое возмущение, господин Мадумаров поутих. А сейчас беспокойство вызывает не заявление Топчубека Тургуналиева, а то, что общество не выражает протест против подобных высказываний, которые могут расколоть страну”.
Сам же Топчубек Тургуналиев считает, что “подобные вопросы надо поднимать именно сейчас, чтобы завтра или послезавтра вступить на спокойный путь развития”. “Я не стану отвечать за тех людей, которые будут в своих спекулятивных действиях использовать эти идеи. Но если они приведут к каким-то конфликтам, я готов нести свою долю ответственности”, – отметил он.
Решение – в интеграции
По мнению Топчубека Тургуналиева, его законопроекты лягут в основу государственной национальной идеологии. “До сих пор все попытки ее создания претерпевали неудачу, потому что авторы не связывали ее с Конституцией. В США, Японии, Швейцарии и Норвегии идеология прописана законодательно. Наша идеология также должна быть закреплена в законах”, – сказал Топчубек Тургуналиев.
Как считает Нурбек Омуралиев, для создания единой государственной идеологии республике нужна интеграция всех национальностей.
“Из требований лидера узбекской диаспоры Кадыржана Батырова в Джалал-Абаде, предъявлявшихся и в 1990-е годы, и в 2005 году, а также во время майских беспорядков в 2010-м, лишь два решались на государственном уровне. Это закон о статусе узбекского языка и вопрос кадрового представительства узбеков в госуправлении. Все другие можно было бы решить на уровне органов местного самоуправления, если бы в стране действовала система двухуровневого бюджета, которая не успела показать свою эффективность, так как была принята в последние годы правления Аскара Акаева. Она предполагала формирование в айыл окмоту собственного бюджета, которым жители распоряжались бы по своему усмотрению – покупали технику, ремонтировали дороги, то есть имели единые цели. Это сближает людей, вне зависимости от национальности. Невозможно сделать представителей разных этнических групп единым народом принудительно. Интегрировать людей можно только путем решения единых задач, для начала хотя бы на бытовом уровне”.
“Если инициативы Топчубека Тургуналиева поддержат депутаты ЖК КР, в чем я сильно сомневаюсь, то в лучшем случае многие представители этнических меньшинств уедут из страны, в худшем – подвергнутся серьезному давлению со стороны представителей титульной нации. Вместе с тем нельзя забывать, что и среди кыргызов есть здоровые силы, способные отличать зерна от плевел”, – добавил Нурбек Омуралиев.
Кто крайний?
Отечественные политики в предвыборной гонке за заветные мандаты в Жогорку Кенеш тоже играют на национальных чувствах народа. Высказывания некоторых из них вызывают бурю негодования в обществе. Например, один из лидеров политической партии “Ата-Журт” уже устал оправдываться, что не говорил, что “хозяевами в Кыргызстане должны быть кыргызы”.
“Некоторые журналисты, использовав отдельные фразы из моего интервью, представили меня как крайнего националиста. Хотя на самом деле я таковым не являюсь. Я лишь хотел выразить мнение, что за всех, кто проживает в стране, в первую очередь несут ответственность кыргызы. Этим я никоим образом не хотел показать превосходства титульной нации, поскольку считаю, что каждый гражданин КР, вне зависимости от национальности, имеет равные права и свободы”, – сказал он и уже сам раскритиковал заявления Топчубека Тургуналиева.
“Достаточно того, что в Конституции статус титульной нации определен как давшей название стране. В Кыргызстане представители всех национальностей должны быть равны. А желание показать значимость одной нации – это начало фашизма”, – сказал Камчыбек Ташиев.
Единая идеология для Кыргызстана необходима. Но безответственные заявления политиков и прочих деятелей в очередной раз показывают, что для них главнее – самореклама, а не стабильность в обществе.
30/09/10 Толгонай ОСМОНГАЗИЕВА
Источник – 24.kg
Обсудить новость на Форуме