12:32 14.10.2010 | Все новости раздела "Демократическая партия "Ерк Узбекистан""
По приказу премьер-министра Мирзиеева
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28.06.2007 г. №132 “О мерах по совершенствованию мониторинга за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций” за подписью премьер-министра Республики Узбекистан Шовката Мирзиеева регламентируется порядок проведения мониторинга “за соблюдением законодательства” (на самом деле – выискивания крамолы) в сфере выпуска и распространения печатной и книжной, телерадио-, аудиовизуальной продукции и интернет-сайтов, информирующих о ситуации в Узбекистане. Контроль за выполнением этого постановления возложен на вице-премьера А.Арипова. В приложении к документу подробно расписывается порядок осуществления мониторинга, то бишь непрерывной слежки, и необходимости принятия соответствующих мер по отношению к нарушителям законодательства (читай – хулителям и клеветникам государства с великим будущим и его мудрых и честных руководителей).
Вначале в приложении определяются понятия:
“Массовые коммуникации – технические, а также любые другие средства, посредством которых осуществляется систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, аудиовидеозапись, телекоммуникационные системы, в том числе Интернет, компьютерные игры)”.
“Субъект рынка информационных услуг – юридическое и (или) физическое лицо, осуществляющее деятельность в Республике Узбекистан в сфере выпуска, распространения печатной и книжной, телерадио-, аудиовизуальной продукции и информационных ресурсов сети Интернет”.
Обратите внимание, что под понятие “субъект рынка информационных услуг” подпадает любой гражданин страны, осуществляющий деятельность в сфере “информационных ресурсов сети Интернет”. И уж тем более – независимые интернет-журналисты и блоггеры.
Цели проведения мониторинга в Приложении формулируются так:
а) оперативное выявление нарушений требований законодательства, в том числе выявление случаев несоблюдения субъектами рынка информационных услуг: …а также [выявление] субъектов, осуществляющих свою деятельность без лицензии и государственной регистрации (читай – независимых журналистов); государственных и отраслевых стандартов в сфере выпуска и распространения печатной и книжной, телерадио-, аудиовизуальной продукции и информационных ресурсов сети Интернет;
б) информирование уполномоченных органов (читай – прокуратуры) о нарушениях, допущенных субъектами рынка информационных услуг.
Объектами мониторинга, подлежащими отслеживанию и изучению, в правительственном документе называется, в частности, телерадиопродукция зарубежных СМИ, информационных агентств, “информационные ресурсы сети Интернет”. Мониторинг осуществляется по месту государственной регистрации субъекта рынка информационных услуг (читай – по месту жительства). Центральным аппаратом Центра мониторинга осуществляется мониторинг продукции, производимой и распространяемой в городе Ташкенте, а также телерадиопродукции зарубежных СМИ (вдруг начнут клеветать на наш демократический строй).
В приложении подробно регламентируется порядок осуществления мониторинга. Он проводится в три этапа. На первом этапе осуществляется сбор и обобщение информации о продукции, распространяемой “субъектами рынка информационных услуг”. На втором этапе собранная продукция анализируется на соответствие требованиям законодательства в сфере выпуска и распространения печатной, книжной, телерадио-, аудиовизуальной продукции и информационных ресурсов сети Интернет (кто и каким образом готовит этот “анализ”, можно наблюдать на примере дел Умиды Ахмедовой, Владимира Березовского и Малика Бобоева – “Экспертные заключения” по их делам можно прочитать здесь, здесь и здесь). На третьем этапе по выявленным фактам нарушения “субъектами рынка информационных услуг” требований законодательства Центр мониторинга готовит заключения, предупреждения и рекомендации. Цитата:
“Заключения подготавливаются и направляются органам государственной власти и управления для принятия соответствующих мер к субъектам рынка информационных услуг, допустившим нарушения требований законодательства, выявленных в ходе мониторинга.
Предупреждения подготавливаются и направляются, в исключительных случаях, непосредственно субъекту рынка информационных услуг, когда им совершено нарушение законодательства и необходимо принятие срочных мер, направленных на недопущение впредь нарушений и предотвращение возможных негативных последствий. …Одновременно с предупреждением готовится заключение, которое направляется в соответствующий орган государственной власти и управления. Рекомендации готовятся и вносятся органам государственной власти и управления с предложениями по профилактике нарушений законодательства”.
Далее уточняется порядок взаимодействия Центра мониторинга с органами государственной власти и управления. Так, Центр мониторинга не позднее чем через пять рабочих дней после окончания мониторинга должен направить заключения и рекомендации органам государственной власти и управления “согласно их компетенции”. Целями этих заключений, предупреждений и рекомендаций по выявленным нарушениям законодательства, допущенных субъектами рынка информационных услуг, заявлены: устранение причин и условий, способствующих нарушениям требований нормативно-правовых актов; принятие соответствующих мер к субъектам рынка информационных услуг, допустившим нарушения требований нормативно-правовых актов (читай – к независимым журналистам); предотвращение распространения информации, противоречащей требованиям законодательства республики по обеспечению защиты интересов личности, общества и государства.
Со своей стороны органам государственной власти и управления на основании рекомендаций и заключений Центра мониторинга вменяется в обязанность принимать соответствующие решения и доводить их до сведения субъектов рынка информационных услуг, а также принимать меры для устранения имеющихся недостатков (эзопов язык, впрочем, вполне понятный для сотрудников вышеупомянутых органов).
Примечательно, что упоминающиеся в правительственном документе “соответствующие органы власти и управления” никак не расшифровываются, оставляя поле для догадок на предмет того, что же за органы такие имеются в виду и какие меры они могут предпринять, скажем, в отношении независимых журналистов, в своей деятельности никак не зависящих от органов управления, вследствие чего их невозможно уволить с работы. Ответ очевиден: этот орган – прокуратура. Именно прокуратура возбудила уголовные дела против Малика Бобоева и Владимира Березовского по представлению материалов Центра мониторинга УзАСИ.
Однако тогда получается вещь, совершенно абсурдная с точки зрения существующего законодательства, да и просто здравого смысла: получается, что Кабинет Министров, орган исполнительной власти, диктует прокуратуре, против кого ей возбуждать уголовное дело, то есть – кого необходимо карать и сажать. Такое положение вещей является абсолютным нонсенсом, поскольку правоохранительные органы любой страны руководствуются законами, изложенными в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах, а не постановлениями Кабмина.
В этой связи становится понятным поведение помощника прокурора Ташкента Бахрома Нурматова, который в январе 2010 года вызвал на беседу шестерых независимых журналистов – Василия Маркова, Сида Янышева, Малика Бобоева, Марину Козлову, Хуснитдина Кутбитдинова и меня. Василий Марков и Малик Бобоев тогда отказались идти в прокуратуру без официальной повестки. Остальные пришли и пообщались с помощником прокурора столицы.
Каждому из пришедших г-н Нурматов показал собранное на него досье с его статьями и репортажами, а также детальной биографией и другими документами, пояснив, что эти материалы поступили в прокуратуру из Службы национальной безопасности (СНБ) и Министерства иностранных дел Узбекистана, и им необходимо как-то отреагировать. Помощник прокурора Ташкента сообщил журналистам, что некоторые их статьи носят “тенденциозный” характер, однобоко отражают действительность. После этого он попросил приглашенных написать некие “объяснительные” на имя прокурора Ташкента Б.Валиева по факту занятия журналисткой деятельностью (сейчас очевидно, что действия представителя прокуратуры непосредственным образом вытекали из постановления Кабмина № 132, предписывающего “органам власти и управления” принятие неких мер). Цель вызова журналистам не объяснялась, встреча носила неофициальный характер, никаких обвинений журналистам предъявлено не было.
Но теперь очевидно, что постановление №132 заработало в полную силу. И после официальных обвинений в адрес корреспондента “Голоса Америки” Малика Бобоева на очереди – остальные.
Алексей Волосевич,
независимый журналист (Ташкент)
Обсудить новость на Форуме