10:46 13.08.2010 | Все новости раздела "Демократическая партия "Ерк Узбекистан""

Кыргызстан продолжает свое движение к чему – то, более катастрофическому…

БРОСОК НОЖА В АНГЕЛА – 2

“Человек массы, поистине примитивный, неожиданно вынырнул
на авансцену…”
(Хосе Ортега – И- Гассет. Восстание масс).

Вся проблема в том, что Кыргызстан продолжает свое движение к чему – то, более катастрофическому, нежели до сих пор случившемуся. На это указывают, во – первых, углубляющийся и расширяющийся внутренний кризис, который несет угрозу различных видов безопасности, будь то речь идет о безопасности страны, нации… Во – вторых, налицо факт не обеспечения, т.н. независимой государственностью, безопасности человека, включая его права и свободы. В – третьих, известные персоны власти республики, если и не идут на поводу людей массы, т.е. “архар – манасовцев”, то, по меньшей мере, не способны проявить политическую волю или не желают ее проявить, чтобы сделать решительные шаги по прекращению, наблюдаемого невооруженным глазом, процесса этнической чистки (читай, геноцид) на юге Кыргызстана, сопровождаемого бесчисленными жестокими акциями в отношении представителей узбекской общины…

На основе сказанного считаю нужным сделать следующие ремарки

Нельзя питать иллюзий относительно власти в стране, где она никак не соотносится ни с моралью, ни с интеллектуальностью, ни с креативностью и, которая “строит” планы, что все образуется само собой. Это пустые, подлые надежды, как правило, питают политических мерзавцев. Наши замечания в некоторой степени касаются той власти, о которой мы ведем разговор. Применимы эти замечания в отношении и власти и политиков, соседствующих стран, особенно Узбекистана. Но вернемся к “архар – манасовцам”. Мне кажется, что переживаемые нашими соотечественниками драмы и трагедии, заставляют хорошо подумать насчет того, кто “сдурел”, заболел социальной паранойей: люди власти Кыргызстана или только общество. Действительно, казалось бы, на первый поверхностный взгляд, вопрос праздный, да и оскорбителен. Рад бы обманываться. Увы, кто станет отрицать, что среди кыргызов не выявились явственно, в частности, в числе психологических корней названной болезни следующие:
- в интеллектуальной и эмоциональной сферах, в мотивационно-поведенческом плане глубочайшая уверенность в своей правоте и права унижать, лишать права на жизнь узбека, убежденности в своем благородстве и величии, данным им от Бога как сынам Манаса, носителей добра, ведущих борьбу против узбеков как воплощающих де низость, зло. Эти и другие проявления социальной паранойи, намешанные на злобе, страхе, мстительности можно прочитать, например, в показательно – образцовой песне Женишбека Жумакодырова, которым посвятил ее тем, “кем восхищается вся Вселенная”. Словом, речь идет о том, что не совсем мало в Кыргызстане среди кыргызов тех, кто серьезно воспринимает такого рода ахинею с элементами нарцисического, согласно которому “Я” отдельного кыргыза неотделимо от коллективного и поставлено в центре Вселенной. По сути, мы имеем дело, с одной стороны, отступлением индивидуального и группового сознания от здравого смысла, с другой – утратой обратной связи с реальной действительности. В – третьих, содержание этого “Я” выступает уродливой гипертрофией чувства собственной значимости во вселенском масштабе, иначе возвратом сознания кыргыза к собственным мифотворческим матрицам, где и когда образ легендарного (мифического) Манаса сыграл злую шутку со среднестатистическим кыргызом, сформировав из него истинного “патриота. Аллах с ним, пусть на здоровье гордился бы, что он Герой, наследник Манаса, равный его сыну Семитею или внуку Сейтеку. Благо свершал бы такой кыргыз подвиги во славу и защиту отечества. Но расправляются, он и ему подобные, со своими согражданами. Ведут себя, элементарно, как самые отъявленные головорезы-уголовники. И худо стало и становится с каждым днем все хуже не – кыргызам, то есть, чужакам, не равным в глазах “патриота”- кыргыза “Другим”….

Данные обстоятельства, на мой взгляд, требуют продолжить наш разговор (В.А. и Б.М.) на озаглавленную тему без всяких там опасений выказать неуважение к власти, оскорбить чувства (не поворачивается назвать их национальными чувствами) кыргызов и т.п. В действительности, о какой политкорректности может идти речь, когда на кону жизнь и судьба многих тысяч людей, безопасность целого региона, выходящая за пределы одной страны.. Думается, что искусство дипломатического политеса неуместно “здесь и сейчас”, когда мы видим, что за мнимыми действиями власти по наведению порядка на юге, якобы их стремления обеспечить уважение и соблюдение прав и свобод всех граждан, на деле обнаруживается откровенное лицемерие. Приводить примеры, свидетельствующие о подобном характере деятельности власти представляется излишним. Им несть числа. Зеркальным отражением состояния власти являются национальные СМИ, которые рисуют картины, диссонирующие с реалиями жизни. Словом, ложь и еще раз ложь пытается скрыть правду о мыслимых и немыслимых страданиях людей на юге Кыргызстане, покрыть глянцем лицо зла. Вместе с тем, лично я, слушая неделю назад, откровения В. Ахунова, не разделял всецело его взгляд относительно кыргызского общества как тотально больного, не разделяю точку зрения, что “архар – манасовцы” и есть лицо кыргызского народа (см. об этом 07.08.2010 г. Ахунов В.//Мусаев Б.: Проблема кыргызов таится в их безграмотности…Создание Кыргызской ССР было недоразумением. БРОСОК НОЖА В АНГЕЛА). Тогда у меня стояла задача “спровоцировать” В. Ахунова на искренность, дать ему выговорить то, что было у него на душе. Теперь я хотел бы, чтобы услышали и мою точку зрения относительно ряда позиций интервьюируемого респондента. В данной связи, начну с напоминания одной хрестоматийной истины, что истинное лицо народа, его суть кроется в лучших его представителях. Безусловно, кыргызский народ, это не “архар – манасовцы”. Лично для меня олицетворением кыргызского народа выступает писатель Чингиз Айтматов, народный артист и художник Суйменкул Чокморов, созданные ими удивительные образы, которым наполнены светом духовной значительности и духовного поиска. В реальной жизни современного Кыргызстана, несомненно, существуют конкретно много других прекрасных люди кыргызской национальности, которые являют собой примеры солидарности, сострадания, милосердия и любви, могут выступать образцами самопожертвования, готовности придти на помощь… “Народ, – говорил Антуан де Сент – Экзюпери в своем неотправленном письме X, – …это Паскаль, …это безмолвная мать у постели больного ребенка, это взаимовыручка и самопожертвование…, это доброта, которая не поддается доводам рассудка…”. Однако, размышляя над этими словами, горько осознавать, что не эти вещи определяют нынешнюю жизнь и порядки в стране. Впрочем, подобная направленность мыслей остро и четко выражена в предыдущем интервью В. Ахунова, содержание которого заставляет ломать традиционный взгляд относительно определения, что такое народ? На самом деле, кто и что составляет в сегодняшний день, собственно, народ? Каков он в целом? В каком соотношении соседствует (существуют) в его природе зло и добро? На что способен этот народ? Какие коленца может выкинуть? Озадачиваюсь над этими и иными вопросами, читаю, осмысливаю хронику текущих событий на юге Кыргызстана…Я мыслями и сердцем зачастую там, чувствую, что, будто воочию попал в гнилое болото. Юг Кыргызстана сегодня далеко не лучшее место на земле, а сознание его обитателей предельно заболочено. Хочу обратить внимание, что речь идет отнюдь не только о национальных предрассудках, негативных сторонах доминирующих автостереотипов среднестатистического кыргыза, а нечто большем, когда отклоняющееся поведение (аноми) кыргыза (ов) стало чем – то обыденным, находит масштабно – повсеместное проявление. Быть может, пора перестать долдонить, как в прежние времена, что мы имеем межнациональные конфликты в силу наличия социально – экономических проблем, что массы культурно – политически незрелы, что де необходим глубокий, комплексный подход, чтобы исключить из нашей жизни конфликты и т.д. и т.п. Тогда как, элементарно, перед нами откровенные признаки и этнической чистки и геноцида. Это ведь обнаружилось не вчера. Групповое сознание кыргызов на уровне всего их сообщества поражено идеологией шовинизма. “Поспели” кыргызы еще 20 лет назад. Это показали события в кровопролитные июньские дни 1990 г в г. Узгене. Уже тогда, что один к одному, напоминает ситуацию дня сегодняшнего, успешно формировали “образ врага” в лице узбеков, а облик кыргызов национальная интеллигенция представляла и пропагандировала, как исключительно светлый, благородный, с великодушным сердцем, как сынов Манаса, творящих благодетель. Творили – жгли, убивали, топтали конями. И вырезали тогда сотни узгенцев – узбеков, а партноменклатура отважилась лишь констатировать: руководство Ошской области и Кыргызской ССР проявило “преступную беспечность”. Это и понятно. Ведь тогда, как известно, по заверениям партноменклатуры, они были озабочены сохранением, ими же созданного мифа о Кыргызии, как о “самой спокойной бесконфликтной республике”, хотя мол “все чувствовали приближение катастрофы”. Это было в 1990 г. Сегодня в год 2010-й история повторяется на другом уровне. Мы теперь наблюдаем уже не “преступную беспечность”, а как верно замечено, “преступное бездействие” (Ахунов). А что же интеллигенция?

Она вторила в прошлом за партноменклатурой и след в след шла за установками партии коммунистов. Теперь же опять таки не обходится без озабоченности сохранением…На этот раз нового мифа о Кыргызстане как об “островке демократии”. И еще твердят заученно, что де здесь виноваты полностью некие третьи силы. По данному поводу мне сейчас в голову идет следующее суждение, как дополнение и развитие, вышеприведенной мысли Экэюпери. Оно принадлежит Герману Гессе. “Народ имеет своих мыслителей, поэтов и писателей, не для того, чтобы они ему льстили и оправдывали все его дурные выходки и капризы, это совершенно неверное понимание наших задач…”.

Если внимать этому голосу, опускаясь на местный материально – культурный субстрат, конкретную ситуацию, сложившуюся в Кыргызстане, когда и где мы видим и позор власти и поведение массы “низов”, то правомерно спросить: есть ли настоящая интеллигенция в Кыргызстане? Если “да”, то кому и чему она служит? Почему и прежде никто из “верхов” не пытался своевременно дать политическую оценку событий Узгена -1990 г. с использованием возможностей советского режима? Не будет откровением сказать, что история мстит за игнорирование ее уроков. Она повторяется. Снова история с историей. Ош и Джалалабад -2010. Быть может руководство Кыргызстана и Узбекистана, наконец, осознают необходимость дать совместную политическую оценку произошедшего как проявления … Понимаю, знаю, что не получат сполна по законам, те, кто организовывал “патриотизм” нации, способствовал формированию атмосферы, в которой самосознание кыргызов, именуемое национальным, приняло столь чудовищные и примитивно – дикие формы, тождественные разве что поведению антисоциальных, антиморальных существ И все же…

С этими и другими фрагментами своих размышлений, вопросов я пришел снова в мастерскую Вячеслава Ахунова, где был неделю назад.. .По ходу представления мной моей точки зрения, я не встретил с его стороны попыток прервать меня, вставить реплику одобрения или чего другого. Ясно, что мой собеседник принадлежит к тому редкому в нашем обществе типу людей, которые всегда остаются самими собой и позволяют другим людям сохранять за собой это право в выражении своего эго (“Я”). Но все чаще замечал я на его лице насмешливое или хмурое выражение. Вскоре убедился, почему он улыбался, хмурился, то отводил глаза, поднимался со стула, ходил по свободному пространству мастерской, опять садился. Судя по произнесенному им монологу, вслед за мной, все это были признаки несогласия с рядом ключевых моих слов, суждений. Должно вместе с тем отметить, что его выступление не вытекало из моего, как ответ на мои вопросы, а явилось логическим завершением недосказанного им в его интервью, данным мне 5 августа 2010 г.

Вот, что он сказал…. (Окончание следует)

Бахадыр Мусаев, социолог. 12. 08. 2010 Ташкент
centrasia.ru

Источник: Демократическая партия Узбекистана Ерк Узбекистан

  Обсудить новость на Форуме