10:30 08.08.2010 | Все новости раздела "Демократическая партия "Ерк Узбекистан""

БРОСОК НОЖА В АНГЕЛА

Днями я (Б.М.) был в гостях у Вячеслава Ахунова (В.А.).По обыкновению, сидя в его мастерской, мы пили зеленый чай и вели разговоры на текущие проблемы дня. Конечно, обсуждали и события на юге Кыргызстана. Вспомнили поведение представителей кыргызской творческой интеллигенции, связанное с созданием и исполнением народной артисткой Узбекистана Юлдуз Усмановой своей песни, в которой она выразила свою боль и сострадание соотечественникам – жертвам насилия (см. об этом . net «А я о кумысе пою…» Кыргызский поэт дал отпор Усмановой ).

Мусаев Б.
БРОСОК НОЖА В АНГЕЛА

«Права нужно брать, их не дают». ( Бехбудий)

Днями я (Б.М.) был в гостях у Вячеслава Ахунова (В.А.).По обыкновению, сидя в его мастерской, мы пили зеленый чай и вели разговоры на текущие проблемы дня. Конечно, обсуждали и события на юге Кыргызстана. Вспомнили поведение представителей кыргызской творческой интеллигенции, связанное с созданием и исполнением народной артисткой Узбекистана Юлдуз Усмановой своей песни, в которой она выразила свою боль и сострадание соотечественникам – жертвам насилия (см. об этом . net «А я о кумысе пою…» Кыргызский поэт дал отпор Усмановой ).

Мой собеседник высказывал короткие жесткие суждения относительно молчания, бездействия кыргызской интеллигенции, когда на юге происходила по варварски жестокие акции в отношении узбекской общины, и наоборот, активности там, где по идее меньше всего можно было ее ожидать. Я имею в виду случай создания Министерством культуры Кыргызстана специальной экспертной комиссии по изучению и оценке произведения узбекской певицы.

Прозондировав мнение В. Ахунова в отношении упомянутых событий, я взял у него небольшое интервью. Собственно, направленность и содержание нашего предстоящего разговора, точнее, моих вопросов и его ответов, были предопределены тем, что он поставил передо мной Литературно – Художественный Альманах # 4 Бишкек 2002, озаглавленный URBI ET ORBI городу и миру. При этом Ахунов заметил: вот загляни сюда и тебе многое прояснится насчет нынешнего облика и поведения кыргызской художественной интеллигенции.

Листаю /а сторону/ названного Альманаха. На страницах 40-46 воспроизведены избранные стихи из различных книг Радована В. Караджича, в предисловии к которым, написанным кыргызскими авторами можно, в частности, прочитать следующее.

«Радован В. Караджич (р. 1945 г.) – уроженец Черногории, сараевский врач – психиатр, президент Сербской Республики в Боснии. Национальный герой сербов, кость в горле натовских ищеек…. Уже в его ранних, по преимуществу метафизических, стихах звучало предвосхищение судьбы и спокойное мужество солдата».

Это слова хвалы и славы тому, кто являлся одним из руководителей Сербской Республики, организовавших в течение нескольких лет кровавые бойни против мусульман, которые, как известно, завершились ужасающей резней в Сребреницах. Это слова восхищения тем, имя которого связано с гибелью 8-12 тысяч боснийцев – мусульман – жителей шахтерского города Сребреницы.. В 1995/1996 гг. мир уже знал, что этого человека ожидает суд в Гааге за преступления против человечности. Но право, наверное, есть над чем, задуматься, когда в Бишкеке в 2002 г. воздают честь этнофундаменталисту, а в сентябре 2003 года в Сребреницах был открыт величественный мемориальный комплекс жертвам этнических чисток.

Впрочем, начнем сначала обещанный разговор.

Б.М. – Слава, хотелось бы понять, откуда берут истоки твоя «предвзятость», известная критичность в отношении не только кыргызской интеллигенции, называемой художественной или творческой? Я уже услышал в твоих замечаниях и безжалостные оценки состояния кыргызского общества. Они напоминают суровый диагноз врача своему пациенту. Не круто ли берешь? Ты будто сжигаешь мосты… Наверное, здесь было бы интересно узнать некоторые штрихи твоей биографии. Почему ты после окончания Московского академического художественного института имени В. В. Сурикова не вернулся в родной город? Кстати, интересно было бы услышать от тебя, как ты относишься к тому факту, что тебя на протяжении ряда лет устроители международных выставок на Западе зачастую представляют кыргызским художником?

В.А. – Я ожидал такого вопроса. Он вполне к месту. Раньше я гордился, что представляю и Узбекистан и Кыргизию. Всегда помнил и помню, что я сын своего отца, Ахунова Урумбая, по национальности узбека – основателя художественной жизни в Оше, первого художника – профессионала, первого среди художников Оша члена Союза художников СССР. Я хотел поэтому, чтобы память о творчестве отца сохраняли, конечно, прежде всего, на его Родине. У меня была прежде устная договоренность подарить Ошскому музею 50 лучших работ отца. Однако на фоне того, что там жгут, убивают, изгоняют узбеков, это теряет смысл…

Но вернусь к заданному вопросу. К примеру, в Копенгагене недавно открыли большую международную выставку под названием «Первый этаж Америки». Здесь демонстрируются и 45 моих работ. Читаю, что устроители названной выставки, к сожалению, представили меня как художника из Кыргизии.

Б.М. – Я не ослышался? Ты говоришь «к сожалению». Почему?

В.А. Потому что, теперь я осознаю: у меня нет желания себя ставить на одну ступень с варварами – разорителями, насильниками и убийцами. Я больше себя не вижу на юге Кыргызстана. В лучшем случае, у меня даже не хватает воображения, чтобы представить себя на юге той страны и города, где я родился, провел благословенные годы детства под Барака –кух (горой Благословения) и жил первые 30 лет. Это место заполонили варвары, которых я называю архаро – манасовцами. Это они наводят свои «порядки» во главе со своим мэром -вождем, архаро – манасовцем Мелисом Мырзакматовым.

Б.М. – Не сгущаешь ли, Слава, краски? Мне кажется, что ты метишь все одной черной краской.

В.А. – Нет, мой друг. Так мне не кажется. Я не вчера понял это и ощутил, прожив там три десятка лет своей жизни. Вспоминаю 60-70 гг. Уже тогда не складывались отношения узбеков, русских и всего русскоязычного населения юга с кыргызами. Отмечалась солидарность русских с узбеками, татарами. Наблюдал в те времена, что кыргызы, например, как огня боялись кавказцев, но зато они были смелыми, когда собирались большинством, «организуясь» в толпу. Между прочим, в названные годы кыргызы составляли меньшинство на юге, особенно в Оше. Это потом, в 90 –е гг. их доля увеличилась механически по причине массовой миграции русских.

Б.М. – Слава, ну, какая связь между тем, что ты говоришь и нынешными реалиями, с «ужасом без конца», в который погрузился юг Кыргызстана?

В.А. – Самая прямая. Из ничего ничто не возникает. Надо сказать, что проблема кыргызов таится в их безграмотности. Это люди в большинстве своем алкоголики с заглушенным голосом совести, деморализованные. Потому подозреваю, что здесь было бы неуместно говорить о разладе жизни с требованиями их сознания. Ведь фактически речь идет о народе, значительная часть которого развращена как безработный люд и которому стал присущ иждивенческий настрой жизни, если не сказать, что перед нами люди с иждивенческим менталитетом. Думаю, что без учета этих обстоятельств поторопились и с введением частной собственности. Общество у них там вскоре, как мы видим, разделилось на богатых и бедных, где доля первых составляет несколько процентов. Они, эти кыргызы и держат в руках все. Данная, чрезвычайно малая доля богатых кыргызов, не могут, естественно не боятся своих бедных соплеменников, которых в стране абсолютное большинство. Они и отводят удар от себя и направляют огромную массу «своих» бедных, безработных на «Других», т.е. узбеков.

Б.М. – Слава, слушаю тебя, складывается очень и очень удручающая картина в плане перспектив узбекской общины. Я затрудняюсь ответить себе, какой будет исход для наших соотечественников? Не знаю, кто как, а мне невольно сию минуту хочется повторить известную марксову фразу: так что же лучше, ужасный конец или ужас без конца?

В. А. – Надо быть реалистом и не строить иллюзий.

Б.М. – Погоди, Слава, ну, ведь в действительности не все кыргызы такие, какими ты их видишь?

В.А. – Я не утверждаю, что все архаро – манасовцы. Не вдаваясь в пространные рассуждения о кыргызском обществе и облике кыргызов, приведу тебе пример. Из него можно получить импульс для размышления, сделать вывод относительно доминирующего в сегодняшней жизни Кыргызстана облика, образа нового кыргыза.

Б.М. – Ты заинтриговал меня образом «нового кыргыза». Разве лично ты встречался с такими?

В.А. –Вторую половину своей жизни, начиная с 80-х гг. я живу в Узбекистане, не теряя связи со своими земляками. Мой дом всегда был открыт для них. Они приезжали и приезжают ко мне. Вот здесь, где ты сидишь, в этой мастерской побывали много кыргызов. В основном это были нормальные хорошие люди. Встречались и другие. Помнится гостил у меня один, не хочу даже называть его имени. Как сейчас стоит перед моими глазами его злое выражение лица со сжатыми губами. Он, изображая себя перед своей женщиной лихого джигита, бросает нож в ангела, настоящей антикварной вещи, предмет моей гордости, оригинала западноевропейской деревянной скульптуры XVIII в. Прискорбно признать, что именно вот такие люди, которые пренебрегают правилами гостеприимства, наглые, агрессивные, не усвоившие элементарных норм человеческого общежития, являются своего рода образом нового кыргыза. Именно такие, думаю, сегодня и верховодят, диктуют правила жизни и утверждают при молчании и бездействии тех нормальных, хороших людей, свои порядки, несовместимые с цивилизованными нормами жизни. Мне грустно от всего этого…

Б.М. – Слава, ты убежден в том, что в Кыргызстан пришло время этих «новых кыргызов»?

В. А. – Посуди сам, о чем говорить, если в кыргызском обществе и в кыргызском народе взяла верх масса, которая не нуждается ни в каких законах, морали. ..Они нудят, требуя подачек: деньги дай, деньги дай. .. Вот снова по ассоциации вспомнилось, как в далекие 60 гг., узбеки, русские, на свой лад, переделывая тексты, ритмично звучащих кыргызских народных мелодий, исполняемых под струны комуза, пели: «деньги дай, деньги дай! Денег нет, орден дай. Орден нет, медал дай..» Сегодня другие времена и соответственно настал черед иных песен, точнее, тех же старых песен, требующих слегка корректировки их текстов. Я бы сказал, что они должны звучать следующим образом. «Деньги дай, гранты дай. Денег нет, грантов нет, водки дай…». Вторя им, вполне в такт и смысла, духа этих песен Р. Отунбаева, в частности, в ответ на миллионные займы, обращаясь к президенту России говорит, что они, кыргызы просят не подачки, а реальной помощи.

Теперь я понимаю российского политолога А Миграняна, который после первой «революции» мародеров и алкоголиков в 2005 г. высказал мысль, что следовало бы передать юг Узбекистану, а север Казахстану. На мой взгляд, создание Кыргызской ССР было недоразумением, одной из ошибок советского государства. Сегодня это остается открытым вопросом. Действительно, как быть с народом и людьми, у которых развился и укрепился иждивенческий менталитет, которые не могут прокормить себя, своих детей и семью? Имеют ли они право на независимое существование? Быть может их удел всегда быть в составе других государств?

На поставленные мной эти вопросы, я отвечаю утвердительно. Потому что к этому склоняет и углубляемый хаос. События показали и показывают, что армия и милиция вкупе с вооруженными правительством людьми выступают в роли мародеров и насильников…

Б.М. – А по твоему мнению, где же выход?

В. А. – Если быть трезвомыслящим, следует отбросить иллюзии. Какое будущее ожидает страну, где очевидно, что алкоголики не могут работать, платить налоги, растить хлеб, хлопок.. Кыргизское общество натурально больно и сидит на «игле» подачек, которое в культурной среде именуется грантами. Его сознание развращено. Видно не вооруженным глазом, что кыргызы не мыслят, как заработать. Это им и не нужно, потому им удобнее вести себя по – другому. Например, считать себя великими, которых де боялись и подражали им китайцы…

Если бы в групповом, общественном сознании кыргызов имелся достаточный уровень здравого смыссла, то они бы не запамятовали, что до сих пор узбеки являлись, по сути, сдерживающим фактором в борьбе с пьянством, бездельем…, узбеки, которые не только ходили в мечеть, молились, а являли собой пример праведного образа жизни мусульманина, который мог с равным успехом выращивать и убирать хлеб, хлопок, торговать, растить, воспитывать детей…Всему этому приходит конец…

Согласен, Бахадыр, вижу по твоему выражению лица, что я резок. Но, согласись, художник имеет право на собственное бескомпромиссное выражение убеждений. А вот желающих судить художника собирается толпа.

В данной связи, пользуясь, случаем, я хочу сказать: считаю, что выпады против Юлдуз Усмановой, это те же самые ножи – слова, и кидают их в нашу Юлдуз, – как в того ангела… Но я рад, что она достала тех самых кыргызов архаро – манасовцев. Значит, она выдающаяся певица, настоящий патриот своего народа и наконец, Юлдуз Усманова, просто Великая Женщина. Обращаюсь и к нормальным хорошим моим коллегам – кыргызам и иным деятелям культуры Кыргызстана: почему безмолвствуете, фактически разве это не проявление вашего преступного бездействия, когда совсем рядом мародерствуют, насильничают, убивают и издеваются над … Или вы ждете, когда появятся сотни, тысячи добровольцев извне Кыргызстана, которые будут отстаивать права узбекской диаспоры? Не забывайте, вспомните, есть коллективная ответственность за деяния своих сородичей, соплеменников, соотечественников –кыргызов, задумайтесь над словами песни узбекской певицы. Тысячу раз права она, когда поет, предупреждая: «Не тронь соседа, он тоже может сорваться …Даже века не прощают кровь» И все же остается надежда, когда обращается: «Пока ты есть, попроси прощения…».

Б.М. Спасибо! Слава, хватит. Остановись, Слава, остановись. Ты способен пронять до слез даже старого циника. Вот и я, хотя еще не плачу, но во мне уже нечто закипает….

Бахадыр Мусаев, социолог. Ташкент (Узбекистан). 05.08.2010

/

Источник: Демократическая партия Узбекистана Ерк Узбекистан

  Обсудить новость на Форуме