18:00 11.04.2008 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""

Второй фронт открыт успешно

«В каком году вы победите коррупцию?» — спросили недавно в прямом эфире заместителя председателя столичного филиала НДП «Нур Отан» Павла Казанцева. И в этом вопросе — суть настроений определенной части общества. Ведь спросили не о том, когда «мы победим» социальное зло, а когда «вы, партийцы», это сделаете. Что же происходит сегодня на антикоррупционном фронте и можно ли говорить о том, что борьба с коррупцией под знаменами ведущей политической силы приобретает в нашей стране характер общенародной? На наши вопросы отвечает Павел КАЗАНЦЕВ.

— Павел Олегович, в обществе наличествуют противоречивые оценки партийных инициатив. Так, например, некоторые доброхоты окрестили общественные советы по борьбе с коррупцией «Тройкой НКВД». Что вы на это скажете?

— Сравнение крайне некорректное. Общественные советы не дублируют функций правоохранительных органов, не проводят следственных, розыскных мероприятий. Наша задача — поднимать общество на борьбу с коррупцией, проводить системную работу по выявлению причин и условий, ее порождающих, создавать атмосферу нетерпимости по отношению к этому явлению.

Да и по составу своему советы не являются насквозь нуротановскими. В названных органах действует в среднем по семь-девять общественников, при том что максимальное количество задействованных членов партии не превышает трех человек. Да и то, столь значительно в количественном выражении «Нур Отан» представлен только в одном совете, имеющем статус городского. В основном же названные структуры состоят из представителей различных общественных объединений и политических партий. Руководителями также избраны люди, не имеющие никакого отношения к партии.

Все это соответствует тем задачам, которые поставлены Главой государства на прошедшем в январе расширенном заседании Политсовета НДП «Нур Отан». А именно: обеспечивает широкое вовлечение общественности в борьбу с коррупцией.

Сегодня общественные антикоррупционные структуры созданы на всех вертикалях партийного строительства. Это Республиканский общественный совет по борьбе с коррупцией при Центральном аппарате партии, региональные советы. Каждый из 16 региональных филиалов имеет низовые подразделения. В Астане в общей сложности насчитывается пять советов — один городской и четыре вспомогательных в районах «Алматы» и «Сарыарка», на левобережье столицы, а также филиал «Нур», имеющий отраслевую направленность (работает с вузами, ссузами, другими учебными заведениями).

— Как отреагировала общественность на предложение сотрудничества?

— Активно. Видимо, накопился некий отрицательный заряд, который необходимо было направить в нужное русло. И что больше всего радует: наряду с жалобами, заявлениями по фактам коррупционных проявлений, сегодня часто встречаются предложения конструктивного характера о том, на каком участке государственной службы возникают проблемы и как их можно решить.

К работе советов привлекаются различные общественные объединения. Они являются выразителями интересов целевых групп, знают специфические проблемы и потребности, имеют необходимый объем информации для экспертной работы в своем направлении.

Как только люди почувствовали, что инициатива партии — не «слогановая» кампания, в ответ пошел мощный общественный резонанс. К нам пришли с предложениями о помощи несколько генералов МВД, КНБ на пенсии, ветераны финполиции, специализировавшиеся на борьбе с коррупцией, многие другие.

К народному антикоррупционному движению присоединяются и молодые люди. По инициативе молодежного маслихата столицы создано республиканское молодежное движение «Карсы». Его потенциал можно использовать не только в сжигании чучел коррупционеров, но и в совместных дежурствах с дорожными полицейскими в качестве общественных контролеров. Такой формат сотрудничества мы будем оговаривать с управлением дорожной полиции.

Первое время мы даже не успевали «переваривать» все поступающие от общественности жалобы и предложения. Если первоначально в Положении городского Общественного совета было сказано о том, что его заседания будут проводиться не реже одного раза в квартал, то впоследствии мы пересмотрели режим работы, кратно увеличив количество заседаний. Иначе трудно охватить весь спектр поставленных вопросов. По той же причине были созданы вспомогательные филиалы совета на районном уровне.

— Каков алгоритм работы общественных советов и есть ли уже результаты, которые можно записать в их актив?

— Направление в работе нам дает анализ обращений общественных приемных НДП «Нур Отан» — это еще один эффективный антикоррупционный механизм. В приемные приходит ежемесячно порядка 600—700 заявлений. Три четверти обращений затрагивают конкретные болевые вопросы, из них около 30—40 процентов носят признаки коррупционных правонарушений. Иначе говоря, приемные являются социологическим барометром, который отражает общественное самочувствие и позволяет концентрировать внимание на наиболее приоритетных вопросах.

Этой же цели был посвящен интересный эксперимент, который будет продолжен. Нами была создана так называемая зона общественного контроля. Через специально изготовленные ящики с символикой «Нур Отана», размещенные в государственных органах, был организован прием жалоб и предложений от людей, которые не удовлетворены качеством госуслуг. Правда, не обошлось без конфузов. В одном из ЦОНов, например, его же сотрудники набросали полный ящик благодарностей, срисованных, это было видно невооруженным глазом, «под копирку». Но тем не менее, и этот опыт интересен!

Наиболее актуальные темы, которые выявляются на уровне общественных приемных или социологических исследований, прорабатываются основательно: юристами — на уровне законодательства, общественниками — так сказать, изнутри.

Последний яркий пример — анализ работы центров обслуживания населения по принципу «одного окна».

Заседания общественных советов на городском уровне, в ходе которых изучалась проблематика ЦОНов, уже проведены. Тема оказалась настолько актуальной, что ее рассмотрение вынесли на уровень Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией.

Надо сказать, прежде чем заняться изучением этой проблемы, мы провели социологические исследования на предмет качества предоставляемых государственных услуг. Выяснилось, что именно к ЦОНам больше всего нареканий со стороны населения.

Раздаются претензии — по срокам выдачи документов, качеству их подготовки и качеству обслуживания. В частности, выявлено множество административных погрешностей в работе. Так, например, нормативно-правовыми актами центрам предписано работать до восьми вечера, однако из пяти ЦОНов города лишь три функционировали в заданном ритме. Остальные сократили рабочий день на час.

Но самое интересное началось, когда мы пошли «за ЦОНы», где обнаружили предпосылки к созданию так называемого «черного» сервиса, то есть услуги, не укладывающиеся в регламент по временным характеристикам.

По нормативам регистрация недвижимости, например, должна проводиться за 15 дней, а ЦОН, в свою очередь, со ссылкой на сбои в компьютерной программе, извещает специальным объявлением о том, что на это потребуется 20 дней. Более того, банальный опрос посетителей на выходе, а также изучение квитанций, полученных ими на руки, показали, что на самом деле срок подготовки документов еще более длителен.

Поскольку нас уверяли, что подготовка документов объективно процесс трудоемкий и занимает много времени, общественники при поддержке партии провели изучение наиболее востребованных услуг: регистрации недвижимости и выдачи справок об обременении имущества (нахождения объекта недвижимости в залоге), провели хронометраж, пошаговый замер времени прохождения бумаг по инстанциям.

Надо отдать должное департаменту юстиции Астаны. Нас допустили к архивам, мы имели возможность заснять на видеокамеру всю цепочку прохождения услуги от ЦОНа, курьера до центров регистрации недвижимости.

Выяснилось, что даже с учетом перекуров и таких нюансов, как излишняя зарегламентированность процесса (на пути документы визируют два или три промежуточных руководителя), оформление недвижимости проходит максимум за два дня!

То есть налицо выстроенная сеть искусственных предпосылок для коррупции. И неудивительно, что за центрами скрываются так называемые посредники, или, как мы их называем, «жучки». Причем они не очень-то и прячутся. Откройте любую газету бесплатных объявлений и вы обнаружите предложения по прописке, помощи в оформлении документов. За определенную плату «жучки» готовы оказать быстро и качественно целый ряд услуг, предоставляемых ЦОНами. Работают они настолько оперативно, что могут решить вашу проблему за пару часов. Все зависит от суммы оплаты.

Это, на мой взгляд, циничная и наглая легализация коррупции.

Проблему решила бы форма выдачи справок в режиме он-лайн. Пока же, к сожалению, оформляемые документы значительную часть времени находятся в «путешествии» через множество рук между ЦОНами и структурами, ответственными за их подготовку.

Эти и другие вопросы, посвященные работе ЦОНов, будут подробно рассматриваться на заседании Республиканского общественного совета с принятием необходимых мер для упорядочения их деятельности.

— Но, очевидно, вами были рассмотрены и другие вопросы, а также деятельность иных госорганов?

— Верно. В частности, предметно изучалась ситуация в сфере санэпиднадзора. Были нарекания от предпринимателей о том, что процедуры получения различных согласовательных документов затянуты и неудобны. К чести руководства данного ведомства, нами совместно и оперативно была подготовлена диалоговая площадка с участием общественных объединений, предпринимателей и ответственных работников санэпиднадзора, на которой было рекомендовано устранить существующие барьеры. В итоге заявления предпринимателей по этому вопросу заметно пошли на убыль.

В этом же контексте рассматривалась работа городского управления дорожной полиции. Они на контакт шли неохотно, но мы убедили в необходимости диалога. Как результат сегодня готовится совместный план профилактических мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией. Для начала предлагается работать в имиджевом ключе. На патрульных машинах будут вывешены стикеры «я не беру взяток». Готовим также общественные рейды с участием СМИ против взяток на дорогах.

Еще один важный участок работы — профилактика нарушений со стороны врачей, педагогов и других категорий работников, которые не являются государственными служащими, но оказывают государственные услуги. Общественный совет района «Алматы» совместно с ОО «Камкорлы» уже обсуждал проблему так называемых поборов в школах. А упомянутый выше общественный совет «Нур» проводит работу в вузах. Там реализуется акция «Отдай взятку заранее». Для этого в вузах вывешиваются ящики для сбора денег с условным изображением коррупционера. Понятно, что названная инициатива вызывает вполне понятную иронию окружающих. Но это и есть цель акции... Уже то, что вузы тем самым признают наличие проблемы, говорит о многом.

Следующий этап работы — создание рейтинга коррупционности столичных вузов. Это будет эффективный общественный механизм контроля. Ведь всем понятно, чем грозят низкие рейтинги учебным заведениям, которые работают в рыночных условиях.

На последнем заседании Совета по борьбе с коррупцией при акиме города мы также поднимали вопрос о необходимости проведения публичных рейтингов наиболее коррумпированных государственных органов. В перспективе готовится «разбор полетов» по линии пожарной, налоговой служб и департамента таможенного контроля. Думаю, есть серьезный повод для разговора с городским департаментом промышленности и предпринимательства. Барьеры в сфере лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, в том числе в таком важном направлении, как туризм, вызывают недовольство бизнеса.

Для подробного изучения ситуации на обозначенных участках государственной службы к работе активно привлекаются юридические силы волонтеров. Особенно это важно на таком участке, как экспертиза нормативно-правовых актов.

— Предложения, выдвигаемые советами, носят рекомендательный характер. Соответственно, нужен четкий отлаженный механизм для выполнения рекомендаций. Как в этом смысле выстраивается работа и насколько она эффективна?

— Сейчас мы активно развиваем отношения с департаментом финансовой полиции. Как известно, на республиканском уровне подписан меморандум между Центральным аппаратом партии и Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Сотрудничество оказывается плодотворным. Если мы выходим на серьезные темы, финполиция активно подключается к работе. Так было, кстати, и с ЦОНами. Не могу раскрывать всех секретов, но финансовая полиция проявила интерес и к ряду других тем. То есть эффективный механизм взаимодействия партии, общественности и правоохранительных органов уже выстроен. Выстроены отношения и с дисциплинарным советом, другими государственными структурами.

И первый опыт работы по борьбе с коррупцией показывает, что народ готов бороться с этим злом и активно включается в работу, используя мощнейшие инструменты общественного контроля, имеющиеся у партии «Нур Отан».

Владимир КУРЯТОВ





Источник: Нур-Отан

  Обсудить новость на Форуме