17:00 08.04.2008 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""

Одним из важнейших внутриполитических событий в контексте развития межпартийного диалога в Казахстане можно назвать создание Политического клуба при Институте парламентаризма НДП «Нур Отан»

Политклуб рекомендует...Одним из важнейших внутриполитических событий в контексте развития межпартийного диалога в Казахстане можно назвать создание Политического клуба при Институте парламентаризма НДП «Нур Отан». Первое его заседание прошло в Астане с участием практически всех политических партий страны и вызвало широкий общественный резонанс. Подробнее об идее мы беседуем с директором Института парламентаризма НДП «Нур Отан» Жанаргуль КУСМАНГАЛИЕВОЙ.

— Жанаргуль Джанысбековна, расскажите об идее создания Политического клуба, его целях и задачах?

— Инициаторами проекта выступили наш институт, Программа развития ООН в Казахстане и Центр ОБСЕ в Астане. Соучредителями стали политические партии, принявшие участие в первом заседании. Но это не значит, что Политклуб закрыт для остальных. Наши двери открыты для всех, кто намерен активно работать в интересах развития страны, укрепления внутриполитической стабильности и общественного согласия.

Целью Политического клуба является экспертная работа, анализ и обобщение основных направлений внутренней политики, выявление проблемных зон в социальной сфере и путей их решения, межпартийный и общественный диалог по всем актуальным вопросам. По итогам обсуждений принимаются рекомендации, которые, как мы договорились, состоят из двух частей. Первая — включает в себя позицию всех участников диалога, вторая — отражает особое мнение.

Рекомендации будут рассылаться в заинтересованные госорганы, а материалы обсуждений — публиковаться на страницах научно-аналитического журнала «Парламентаризм в Казахстане».

Состав Политического клуба формируется из политических партий, с привлечением институтов гражданского общества, ученых, экспертов в соответствии с обсуждаемой темой. Согласно договоренности, заседания будут проводиться не реже одного раза в два месяца. Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение берет на себя Институт парламентаризма НДП «Нур Отан».

— Каковы, на ваш взгляд, итоги первого заседания? Оправдались ли ваши ожидания?

— В ходе первого заседания наметился позитивный деловой настрой всех участников, работа проходила в атмосфере благожелательности и взаимоуважения. Это очень важно, поскольку мы все ждем от нашей совместной работы конкретных позитивных результатов.

Положительным результатом считаю то, что впервые после завершения заседаний Государственной комиссии по выработке и конкретизации программы демократических реформ руководители политических партий согласились на долгосрочное регулярное диалоговое сотрудничество и сделали первый шаг в данном направлении.

Первым вопросом состоявшегося заседания стала проблема развития местного самоуправления в Казахстане.

— Почему вы остановили свой выбор именно на этой теме?

— Несмотря на предпринимаемые усилия, местное самоуправление остается одним из наименее развитых институтов гражданского общества в Казахстане, что и обусловило актуальность вопроса.

На открытии первой сессии Парламента четвертого созыва Глава государства поставил задачу в ближайшее время рассмотреть в качестве первоочередных законопроекты, направленные на реализацию принятых поправок в Конституцию Республики Казахстан. В том числе, подчеркнул он, необходимо принятие законодательных актов по вопросам организации и деятельности местного государственного управления и самоуправления.

В ходе обсуждения участники Политклуба были едины в понимании того, что местное самоуправление — одна из ключевых форм самоорганизации граждан, которая является важным ресурсом демократизации общества. С помощью местного самоуправления актуализируется гражданская активность населения, развиваются общественные институты, укрепляется связь общества и государства, расширяется применение принципа народовластия. Введение института МСУ — прямой путь вовлечения широких слоев населения в решение местных проблем. Поэтому рассмотрение данной темы имеет приоритетное значение для нашего общества.

— И как вы оцениваете результаты состоявшейся дискуссии?

— Прежде всего хочу отметить высокий научный уровень проведенного обсуждения. Основная масса его участников уже много лет занимается темой местного самоуправления, имеет опыт работы по данному вопросу в рамках уже упомянутой Государственной комиссии. Поэтому был организован эффективный «мозговой штурм». От своих коллег из других партий мы получили содержательные предложения по порядку, условиям, форме организации МСУ. Все они тщательно обобщаются и после согласования с партиями будут внесены на рассмотрение заинтересованных государственных органов. Пока же назову основные требования к развитию МСУ, озвученные в ходе заседания.

Как подчеркивалось, обсуждение и экспертиза законодательных инициатив в названной плоскости должны проходить при широком участии институтов гражданского общества. В частности, путем привлечения общественности к парламентским и общественным слушаниям с участием политических партий и НПО.

Основой формирования МСУ в Казахстане может стать существующая система местных представительных органов — маслихатов, при условии, что будет обеспечен более широкий контроль за деятельностью местной исполнительной власти, а также за формированием и исполнением местных бюджетов.

Для усиления целевой направленности законопроектной деятельности необходимо разработать единую Концепцию формирования МСУ в Казахстане.

Как свидетельствует международный опыт, и не только России и Кыргызстана, но и европейских стран, внедрение МСУ может приводить в том числе и к негативным последствиям, поэтому необходимо предусмотреть защитные механизмы обеспечения его эффективности.

— Вы упомянули о необходимости разработки Концепции формирования системы местного самоуправления в Казахстане. Неужели при обсуждении названного вопроса в течение нескольких лет общество так и не пришло к единому пониманию проблемы?

— Сегодня имеется в наличии Концепция к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам местного самоуправления», подготовленная Министерством юстиции. Но она не до конца отвечает предъявляемым требованиям. Это прекрасно понимают члены Политклуба, и поэтому они высказались за необходимость обсуждения этих вопросов на концептуальном уровне. Поправки прошлого года к Конституции Казахстана в этом смысле дают общее направление, в котором нужно двигаться. Однако необходимо развивать конституционные нормы, искать пути их реализации. Общество уже достаточно долго обсуждает этот вопрос, учитывая все плюсы и минусы. Концепция вызрела, но ее необходимо документально оформить.

На наш взгляд, следует учесть следующие ключевые положения. Необходимо обеспечить прямое участие населения в решении местных проблем и руководстве местным самоуправлением. При этом нельзя отождествлять различные формы общественных объединений на низовом уровне с понятием «местное самоуправление».

Важно повысить роль представительных органов и установить принципы взаимодействия органов исполнительной и представительной власти, распределить функции и полномочия между ними, их внутреннюю структуру. Не должно быть дублирования в работе органов местного государственного управления и самоуправления. Предпочтительным видится создание местного самоуправления не рядом с государственными органами, а на их месте. Местное самоуправление должно обеспечивать единство государственных и общественных начал, выступать как способ оптимизации государственного управления.

Актуален финансовый вопрос и вопрос собственности органов МСУ. К слову, механизмы формирования бюджета должны быть решены на законодательном уровне. Не нужно отдавать этот вопрос на откуп Правительству либо акимам, предусмотрев внесение необходимых изменений в Бюджетный кодекс.

— Что вы имеете в виду, говоря о защитных механизмах в формате МСУ?

— При внедрении МСУ нельзя допустить возникновения дестабилизирующих факторов, разбазаривания народных средств и собственности. Поэтому нужны механизмы страховки от действий, которые могут повлечь негативные последствия, а также механизмы ответственности за их совершение.

Так, например, в силу унитарного характера нашего государства создание местного самоуправления нельзя допускать на уровне регионов (областей).

Поскольку органы местного самоуправления будут дотационными, необходимы строгая отчетность и контроль за расходованием бюджетных средств.

Основные мероприятия и алгоритм данного процесса желательно изложить в специальной Государственной программе введения местного самоуправления. Понятно, что в рамках одного заседания невозможно обсудить все вопросы такой обширной темы. Но главная цель все же достигнута. Нам было важно через призму общественного мнения, с точки зрения национальных интересов и государственных приоритетов, придать новый импульс развитию МСУ в Казахстане. И эта задача, я надеюсь, в значительной степени решена. Полагаю, Политический клуб межпартийного и общественного диалога станет центром притяжения ведущих политических сил казахстанского общества.

Беседовал Владимир Курятов08.04.2008





Источник: Нур-Отан

  Обсудить новость на Форуме