19:46 04.04.2008 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""
СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРИ ФРАКЦИИ НДП «НУР ОТАН» В МАЖИЛИСЕ АДРЕСОВАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СВЕТЕ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Астана, 4 апреля, Дом Мажилиса. О повышении эффективности функционирования системы социальной защиты населения в свете Послания Президента Республики Казахстан. Этот вопрос обсужден сегодня на заседании Социального совета при фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента Республики Казахстан. Открывшая заседание, Председатель Социального совета, депутат Мажилиса Айткуль Самакова, сказала, что мы все знаем, как много делается в Казахстане, особенно в последние годы, по повышению благосостояния и улучшению социальной защиты населения. Из года в год растут размеры заработной платы, пенсий и пособий. Решен один из самых важных для трудящихся женщин вопросов - с этого года введено обязательное социальное страхование по беременности и родам, продолжены пенсионные накопления на период их нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком до одного года. Улучшается положение дел в здравоохранении и системе образования, демографическая ситуация в стране, подчеркнула парламентарий. Большую программу дальнейшей социальной поддержки населения предусматривает Послание Президента народу Казахстана. Новый трехлетний бюджет страны на 2009-2012 годы обеспечит рост еще в 2,5 раза размеров пенсий и пособий по уходу за ребенком до одного года, будет стимулироваться рождение четвертого ребенка в семье, в два раза увеличится заработная плата работников бюджетной сферы. Сфера социальной защиты населения действительно является приоритетной во внутренней политике государства. Вместе с тем, еще остаются проблемы, которые требуют принятия системных и конкретных мер. На некоторых из них мне бы хотелось остановиться. Как известно, обратила внимание депутат, самой действенным средством повышения благосостояния народа является обеспечение его трудовой занятости. В Народной платформе партии «Нур Отан» сказано: «Государство должно стремиться к тому, чтобы предоставить всем гражданам возможность получить достойную работу. Нужно добиться максимальной занятости населения».По данным Агентства по статистике уровень безработицы сегодня составляет 7,4%. Вроде неплохой показатель, во многих развитых странах он бывает и выше. Но дело в том, что у нас к числу занятых отнесены, так называемые, самостоятельно занятые граждане, а это 2,6 млн.человек, или 36% от общего числа занятых в стране. Среди самозанятых большой процент составляют сельские жители, т.к. тех, кто имеет земельный участок, не ставят на учет в центре занятости. В то же время для них не определена нижняя граница получаемых доходов, и это дает им возможность обращаться за адресной социальной помощью. Возникает вопрос: действительно ли социальная помощь адресная, и не вызывает ли она иждивенческие настроения у определенной части населения?Но не это самое главное, сказала председатель Социального совета. Проблема в том, что самозанятые выпали из системы социального страхования и пенсионного обеспечения. Как правило, они работают без договоров о найме, им не оплачивается больничный лист, не производятся отчисления в пенсионный фонд, женщины не получают пособие по беременности и родам и т.д. Поскольку это касается миллионов человек, через определенное время они могут просто «подорвать» нашу систему пенсионного обеспечения. Хотелось бы также обратить внимание на структуру безработного населения. Наибольший процент (46,5 %) приходится на возраст от 25 до 39 лет, т.е. на наиболее трудоспособный и социально активный возраст, и этот трудовой потенциал не используется. В то же время, сегодня по официальным данным не хватает более 80 тыс. специалистов технических специальностей, порядка 10 тыс. строителей, более 9 тыс. специалистов в аграрном секторе. Особенно острый дефицит таких специалистов, как сварщики, слесари, электрики и т.п. Обращает на себя внимание факт резкой разницы (в 6 раз) в оплате труда по сферам экономики. Наибольшая среднемесячная зарплата в прошлом году была в финансовом секторе - 175 тыс.тенге, наименьшая – у работников сельского хозяйства – 29,4 тыс.тенге, хотя мы все знаем, что работа в агропромышленном секторе требует не меньших профессиональных знаний и не менее тяжел, чем, например, в промышленности или строительстве. Низкими остаются доходы в сфере социальных профессий: здравоохранении, образовании, сфере социальных услуг. В размерах заработной платы прослеживается также явное гендерное неравенство. В прошлом году она составила у мужчин 64 тыс. тенге, а у женщин – 41 тыс.тенге, или в 1,5 раза выше. В то же время у нас, согласно статданным, около полумиллиона домохозяйств (445 тыс.) возглавляются женщинами, которые сами воспитывают своих детей. Согласитесь, есть над чем нам с вами задуматься!Много вопросов остается по пенсионному обеспечению населения, подчеркнула парламентарий. В этом имела возможность убедиться во время поездки по регионам. Пенсионеры говорят:- о допущенных, с их точки зрения, нарушениях при перерасчете пенсий в 1994 году, когда почти в два раза был занижен базовый расчетный показатель;- о низких пенсиях тех, кто вышел на пенсию в 1995 и последующих годах, когда многие не работали из-за закрытия предприятий, а расчет пенсий производился за последние три года, начиная именно с 1995 года; - об изменениях, внесенных в пенсионное законодательство в 1996 году, по увеличению ограничения заработной платы для расчета пенсий до 15 МРП, которое было распространено не на всех пенсионеров, и т.д. При этом многие говорят, что методика расчета пенсий сложна для понимания и зачастую несправедлива. Сегодня у нас минимальную пенсию (12тыс. 110 тенге) получают 324 тысячи человек, это пятая часть всех пенсионеров в стране. Думаю, надо досконально во всем этом разобраться и дать людям четкий и ясный ответ по всем интересующим их вопросам. В Народной платформе партии «Нур Отан» большое внимание уделяется здравоохранению, в ней так и записано: «Здоровье людей – наш главный приоритет!».Обобщающим макроэкономическим показателем состояния здравоохранения в стране является продолжительность жизни населения. В Казахстане она составляет 66,2 года, в развитых странах доходит до 80 лет. Женщины в Казахстане живут на 11 лет дольше мужчин, в развитых странах эта разница составляет 5-6 лет. Как известно, продолжительность жизни населения является одним из трех индикаторов индекса человеческого развития (ИЧР), по которому определяется рейтинг государства в мире. Второй индикатор – это ВВП на душу населения, он у нас стабильно растет, хотя в значительной мере зависит от мировой конъюнктуры цен на энергоносители, металлы и зерно. И третий показатель – это уровень грамотности населения, он равен почти 100%-там. Таким образом, для повышения рейтинга Казахстана в мировом сообществе необходимо, прежде всего, улучшить положение дел в сфере здравоохранения. Недавно мы провели, при поддержке Фонда народонаселения ООН, комплексное социологическое исследование о положении семьи в Казахстане, обратила внимание депутат. Результаты исследования показали, лишь немногим более половины респондентов положительно оценивают уровень медицинских услуг в стране. Многие отметили низкий уровень квалификации специалистов и малый спектр бесплатно предоставляемых медицинских услуг. В Народной платформе партии «Нур Отан» сказано: «Необходимо повысить качество медицинских услуг до уровня мировых стандартов и сделать их доступными для людей» и «Мы будем добиваться: ... - поэтапного расширения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи для всего населения».На сегодняшнем заседании Социального совета хотелось бы услышать соображения и предложения по выполнению наших партийных задач в сфере здравоохранения. Остановилась лишь на отдельных проблемных вопросах социальной защиты населения, сказала депутат. Много вопросов, требующих своего решения в системе образования, например, по переходу среднего образования на 12-летнее обучение, развитию системы профессионально-технического обучения. Серьезная проблема - детские сады, обеспеченность которыми составляет сегодня в среднем по республике всего 18%. Совершенствования требует проводимая в стране молодежная политика, недавно этот вопрос был подробно обсужден на парламентских слушаниях. Особое внимание мы должны обратить на социальную адаптацию оралманов. Среди них значительная часть не имеет обязательного в нашей стране среднего образования, их больше всех среди безработных. И особенно остро стоит вопрос обеспечения оралманов жильем. По этим и другим вопросам рамках заседания Социального совета состоялась дискуссия, в которой приняли участие члены Социального совета, депутаты Парламента, представители государственных органов и неправительственных организаций. С трибуны совета выступили министр труда и социальной защиты населения, член Социального совета при фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Бердибек Сапарбаев, сенатор Гани Касымов, Председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Жаксылык Доскалиев, министр здравоохранения, член Социального совета пр фракции НДП «Нур Отан» Анатолий Дерновой, заместитетель акима Западно-Казахстанской области Серик Сулеймен и другие. Социальной защите населения в развитых странах была посвящена речь, к примеру, менеджера Представительства Всемирного Банка в Казахстане Готчевой Боряны. В своем выступлении, к примеру, Председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Жаксылык Доскалиев сказал, что в республике сложилась и действует система социальной защиты, которая состоит из трех уровней, ответственность за которые несут государство, работодатель и работник. Важнейшее значение при этом имеет первый уровень, за который отвечает государство и который включает: пенсионное обеспечение; государственные социальные пособия по инвалидности, по потере кормильца и по возрасту; специальные государственные пособия; адресную социальную помощь; оказание социальных услуг и предоставление иных видов помощи. В Послании народу Казахстана от 6 февраля 2008 г. Глава государства отметил, что у нас есть все основания и далее повышать уровень жизни социально незащищенных слоев населения, в соответствии с предвыборной платформой партии "Нур Отан", рассчитанной на 5 лет.Следовательно, подчеркнул депутат, говоря сегодня о повышении эффективности системы социальной защиты населения, мы должны поставить вопрос концептуально, и главной нашей целью должна стать выработка путей, направленных на реальное увеличение покупательной способности социальных выплат. Только тогда, конечным результатом экономического роста станет подъем благосостояния, как всех граждан, так и реальное улучшение положения социально защищаемых слоев населения. До сих пор, по большому счету, мы не в полной мере смогли найти оптимальный баланс между ростом экономики и достижением адекватных ему положительных результатов в системе социальной защиты. В экономической системе на входе должна стоять собственно экономика, а на выходе – социальные результаты - как ее главная цель. Тогда это и будет успешная экономика. Почему мы так говорим, отметил Председатель Комитета Мажилиса, проиллюстрируем это несколькими цифрами. Львиная доля затрат на социальное обеспечение и социальную помощь осуществляется из республиканского бюджета: за 2004 – 2008 г.г. эти затраты выросли в абсолютном измерении с 238,6 до 544,9 млрд. тенге, в то же время идет процесс ежегодного сокращения удельного веса этих затрат по отношению к ВВП: с 4,1 % в 2004 г. до 3,6 % в 200 8 г. И это при том, что общие затраты бюджета выросли за указанный период с 16,7 % до 17,5 % к ВВП. Прежде чем искать пути совершенствования системы нужно посмотреть на ее нынешнее реальное состояние, абстрагируясь при этом от абсолютных показателей. Посмотрим на фактическое положение отдельных категорий социально защищаемых граждан. Мы ежегодно индексируем им размеры пенсий, социальных и специальных пособий, но что это дает в плане покупательной способности этих выплат. Если в 2006 г. средний размер солидарной пенсии равнялся 1,25 прожиточного минимума, то в 2008 г. – 1,29; средний размер государственных социальных пособий - 0,97 и 0,96 прожиточного минимума, соответственно; средний размер специальных государственных пособий – 0,33 и 0,52 прожиточного минимума, соответственно. В 2006 г. минимальная заработная плата была равна 1,2 прожиточного минимума, в 2007 г. – 1,1, а в 2008 г. – только 1,0 - то есть говорить о росте минимальной заработной платы, с опережением уровня инфляции не приходится. Таким образом, приведенный небольшой анализ вполне очевидно показывает, что основные социальные выплаты по своей покупательной способности на протяжении ряда последних лет практически «заморожены». Главным в решении указанных проблем является, как было указано Президентом еще в выступлении на открытии 1 сессии Парламента 3 созыва, переход к такой системе, когда в основу размеров всех социальных выплат будет положен прожиточный минимум.И в партийной программе «Казахстанский путь – 2009» было предусмотрено «разработать и внедрить национальные стандарты социального обеспечения, основанные на базовом показателе прожиточного минимума, при этом минимальные размеры социальных выплат должны быть не ниже величины прожиточного минимума».Фактически, прожиточный минимум (ПМ) введен как индикатор только для исчисления размеров государственных социальных пособий: по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту. При этом требует серьезного совершенствования сама методика определения прожиточного минимума. Закон «О прожиточном минимуме» 1999 года явно устарел и не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Новые подходы в данном вопросе (в частности, расширение перечня и изменение структуры минимальной продовольственной корзины), закрепленные законодательно, позволили бы приступить в целом к совершенствованию всей законодательной базы, на основе которой производится обеспечение социальными пособиями и социальной помощью. В системе социальной защиты накопилось много проблем, обратил внимание парламентарий, основными из них являются: По солидарным пенсиям: Многие проблемы, в том числе связанные с повышением размеров пенсионных выплат, берут свое начало еще в 2003 г., когда был произведен перерасчет пенсий. Его результаты до сих пор вызывают серьезные нарекания со стороны многих пенсионеров. Суть всех претензий сводилась к тому, что использованная методика нарушила основной принцип пенсионного обеспечения – соответствие размеров пенсионных выплат трудовому вкладу (трудовой стаж и заработная плата). Не была соблюдена зависимость размера пенсионных выплат от трудового стажа и заработной платы, не обеспечено дифференцированное повышение пенсий отдельных категорий граждан. Люди, отработавшие во вредных и тяжелых условиях труда и др., имевшие большой стаж и высокую заработную плату уравнялись в размерах пенсий с теми, кто имел меньший трудовой стаж и более низкую заработную плату. И претензии, возникшие после повышения размеров пенсионных выплат части пенсионеров с 1 января 2008 г., во многом являются следствием вышеуказанного перерасчета. В целом же эта проблема требует тщательного осмысления и принятия адекватных решений.Следующая проблема, обратил внимание депутат, это индексация пенсий. В послании народу Казахстана от 2007 г Президент страны поручил для стабилизации покупательной способности пенсионных выплат сохранить индексацию пенсионных выплат и осуществлять е с опережением прогнозируемого роста индекса потребительских цен на два процента. А что делает правительство: на 2008 г. прогнозный уровень инфляции определен в 6-8 %, но при индексации пенсий берется не верхнее, а среднее значение инфляции (7 %) прибавляется 2 % и индексация осуществляется на 9 %, хотя вполне очевидно, что фактическая инфляция будет выше 7 %, то есть покупательная способность пенсий реально уменьшится.По накопительной пенсионной системе:- недостаточный охват населения накопительной системой, все еще значительной остается та часть граждан, которая вообще не участвует в накопительной системе, что будет с ними при наступлении пенсионного возраста ?- недостаточный уровень накоплений для получения приемлемых пенсионных выплат при наступлении старости. Получая среднюю заработную плату по республике (в 2007 году - 55 тыс. тенге) человек может отчислить в накопительную систему за год только 66 тысяч тенге. Каким образом, при таком уровне отчислений можно накопить достаточную сумму, а если человек зарабатывает еще меньше ? низкая эффективность инвестирования пенсионных накоплений. С декабря 2003 по декабрь 2006 года средний коэффициент номинального дохода по пенсионным активам, согласно отчетности АФН РК, был немного выше 25 %, в то время как суммарный уровень инфляции за эти годы составил 24,5 %. Заметим, что это данные предыдущих трех лет. В прошлом и нынешнем году, судя по ситуации, положение с доходностью становится еще хуже, в то время как инфляция продолжает расти. Главная задача – накопление каждым гражданином средств на достойную старость – фактически не решена. А изъятия пенсионных взносов у активной работающей части населения продолжаются уже в течение десяти лет. В целом создается впечатление, что активы пенсионной системы и их прирост в широком смысле рассматриваются у нас по-прежнему не как цель, а как средство. В распоряжении фондов находятся колоссальные актиµ
Источник: Нур-Отан
Обсудить новость на Форуме