09:45 01.03.2008 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""

Нынешнее Послание Президента «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» посвящено развитию плана комплексной модернизации страны в двадцать первом веке

Нынешнее Послание Президента «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» посвящено развитию плана комплексной модернизации страны в двадцать первом веке. Правомерно считать, что общественно-экономическое состояние Казахстана теперь позволяет ставить, а затем и решать задачи глобального масштаба, сказала в интервью корреспонденту Казинформа директор Института парламентаризма НДП «Нур Отан» Жанаргуль Кусмангалиева.

- В Послании намечены не только пути модернизации. В нем указаны источники и институты для его проведения в жизнь. Послание можно назвать своего рода точкой отсчета ежегодного цикла развития страны на конкретном историческом этапе и планом действий на будущее, включая конкретные цели и задачи.

Нам предстоит структурная перестройка экономики, обращение ресурсов на внутренние цели. Комплексность подтверждается тем, что помимо важных экономических вопросов, Послание предусматривает укрепление семьи, социума и культурно-идеологических основ развития. Важно, что среди условий выполнения этого масштабного плана Президент назвал вовлеченность народа в решение национальной задачи.

- Какие основные положения Послания Вы бы хотели выделить?

- Прежде всего, это – формирование дееспособного гражданского общества, строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей. Это – становление свободного и социально ответственного предпринимательства, борьба с коррупцией и модернизация правоохранительных органов. Это, наконец, – значимое укрепление роли Казахстана в международных делах.

Мне импонирует дух Послания, конкретность, в частности, заявление Президента о нашей неотрывности от мира, об интеграции страны в мировое сообщество, следовательно, о достижении и поддержании высокой конкурентоспособности казахстанской экономики и государства на фоне других экономик и государств. Практически по всем пунктам, на которых останавливался Президент в своем Послании, могу сказать, что это действительно основные позиции, и они чрезвычайно важны для укрепления нашего государства.

В долгосрочной перспективе, считаю, вся работа по структурным реформам, которая сейчас проводится, может дать серьезные плюсы к тем темпам, которые мы имеем сейчас. Главное же, чтобы все то, о чем говорится в Послании, было выполнено.

- В реализации Послания огромная роль отводится целенаправленной и последовательной работе НДП «Нур Отан». Означает ли это, на Ваш взгляд, что партия будет главным идеологическим институтом по формированию массовой поддержки Послания и реализации основных задач?

- В принципе для всех очевидно, что сегодня соперников по политическому влиянию у партии «Нур Отан» - нет. Это предполагает, что сама по себе ситуация такова, что партия объективно занимает доминирующее положение в обществе. Означает ли столь серьезное доминирование одной партии единомыслие и отказ от плюрализма? Безусловно, нет. Для «Нур Отан» принципиально важным является наличие других политических партий. Но мы при этом понимаем, что так сложилась ситуация, что на сегодняшний день курс, который избрал Президент страны, курс, который реализует «НДП «Нур Отан» - это курс, пользующийся поддержкой абсолютного большинства. Но мы не можем искусственно создать некую оппозиционную силу просто по той причине, что реальной альтернативы курсу Президента не существует. Существует критика этого курса с «левых» или «правых» позиций, но реальной альтернативы ему нет.

Это означает, что в стране сложилась система доминирования одной партии. Но мы считаем, что важным вкладом в общественный плюрализм может и должна быть дискуссия внутри самой партии. И такая дискуссия уже велась. На сегодняшний день мы единственная политическая партия, которая позволяет себе открытые дискуссии и не боится прямо говорить о своих недостатках. Ведь, говоря открыто о своих упущениях и работая над их исправлением, партия самоочищается и развивается. А это самое главное.

Сегодня партия, на мой взгляд, единый организм, или можно сказать, генеральный штаб. Стратегическая линия определена, вектор задан. Вектор задан Президентом в его Послании, теперь главная задача заключается в реализации инициатив лидера партии.

- Расскажите, пожалуйста, о становлении Института парламентаризма и основных задачах, стоящих перед Вами?

- Наш институт был образован 29 октября 2007 года. Сегодня мы проходим лишь период своего становления, можно сказать, что делаем свои первые шаги. Но, несмотря на это, мы за этот небольшой отрезок времени провели совместно с Программой развития ООН в Казахстане международную научно-практическую конференцию, посвященную вопросам дальнейшего развития парламентаризма в стране, круглый стол «Гражданское общество против коррупции». По запросам депутатов-членов фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента подготовили научно-правовые заключения по ряду законопроектов.

В целом, деятельность нашего института при НДП «Нур Отан» направлена на обеспечение и поддержку парламентаризма и демократии в Казахстане. В числе основных задач следует выделить, прежде всего, информационно-аналитическое обеспечение деятельности руководства партии, Политсовета, оказание методической поддержки нашим региональным филиалам. Это обязывает нас вести целенаправленную работу по решению тех задач, которые вытекают из февральского Послания Главы государства, по укреплению институтов гражданского общества, развития местных представительных органов, формирования правовой и политической культуры.

Главную задачу мы видим в формировании массовой поддержки инициатив лидера партии и руководства НДП «Нур Отан» через связь с широкой общественностью и координацию деятельности с многочисленными неправительственными организациями, общественными объединениями и национально-культурными центрами. Таким образом, мы выступаем связующим звеном между партией и институтами гражданского общества.

Сегодня мы ведем активную работу по выработке первоочередных мер и основополагающих документов по реализации Послания Президента и задач, поставленных руководством партии. Это огромный объем работы, требующий креативного мышления и высокого профессионализма.

Наряду с этим, мы намерены активно проводить политическое и социально-экономическое прогнозирование, способствовать созданию условий для эффективного взаимодействия исполнительной и законодательной властей на всех уровнях, а также оказывать содействие в налаживании связей между казахстанскими и зарубежными парламентариями, политическими и общественными кругами.

В общем, сравнительно короткая современная история отечественного парламентаризма показывает, что парламентаризм в целом вписался в систему властвования в нашем государстве, его существование и развитие отвечает интересам Казахстана. Именно на продвижение и укрепление казахстанского парламентаризма направлена наша работа. Мы активно ведем работу по информационно-аналитическому и научно-исследовательскому обеспечению деятельности парламентской фракции НДП «Нур Отан» и партии в целом. Поверьте, это большая и ответственная миссия, возложенная на наш институт.

- Как известно международный опыт становления и развития парламентаризма имеет многовековую историю. Каковы, на Ваш взгляд, отличительные черты и особенности казахстанского парламентаризма?

- Действительно, институт парламентаризма имеет давнюю историю и развит во многих странах мира. В государствах, где наряду с депутатами законодательной инициативой пользуется правительство или другие органы государственной власти, например, во Франции, Испании, Португалии, более 90% законопроектов вносится органами исполнительной власти. В других странах, например, в Великобритании, где традиционно законопроекты вносятся членами парламента, представляющими правящую партию, законопроекты подготавливаются правительством. Для этого в органах исполнительной власти имеются специальные подразделения, занимающиеся законопроектной работой.

Если обратиться к опыту США, то причастность Президента к внесению законопроектов четко не просматривается. В этой стране право законодательной инициативы принадлежит членам Палаты представителей и сенаторам. Свои пожелания о принятии или изменении тех или иных законов Президент США высказывает в ежегодных посланиях Конгрессу, а выдвижения законопроектов добивается, используя партийные механизмы, от представителей в парламенте возглавляемой им партии. Таким образом, в США наблюдается опосредованное влияние органов исполнительной власти на содержательную сторону законодательных инициатив.

В Казахстане же сами парламентарии проявляют немалую законопроектную активность, конкурируя в этом вопросе с другими субъектами законодательной инициативы. Естественно, в таких условиях экспертно-аналитическая, юридическая, техническая поддержка законодательной деятельности депутатов оказывается весьма кстати. Поэтому, мы призваны проводить экспертный анализ законотворческих инициатив депутатов партийной фракции «Нур Отан».

- В Послании Президент отмечает необходимость дальнейшего развития институтов гражданского общества и политических партий, а также повышения правовой культуры. Насколько актуальны, по Вашему мнению, эти инициативы Главы государства?

- За годы независимости в Казахстане сформирована правовая основа деятельности политических партий, накоплен определенный опыт многопартийности, но он нуждается в дальнейшем осмыслении и выработке новых моделей взаимодействия гражданского общества и государства. Научное сообщество, на мой взгляд, должно более активно включаться в обсуждение перспектив развития политической системы страны.

В первую очередь необходим поиск новых путей формирования гражданской и правовой культуры, которая пока остается недостаточной. Конечно, я не предлагаю проводить политинформации, как это было в недалеком прошлом, но повышать уровень политической компетентности, расширять правосознание, помогать людям осваивать политические и гражданские права должны и политические партии, и общественные организации, и государство.

- До сих пор не утихают споры относительно введения пропорциональной системы выборов в Парламент страны. В чем Вы видите преимущество пропорциональной системы перед мажоритарной?

- Я убежденный сторонник необходимости перехода на пропорциональную систему выборов. Прошедшие выборы в Мажилис доказали правильность выбранного курса. Это необходимо нам для скорейшего становления нормальной многопартийной системы. А тот, кто боится таких выборов, просто не уверен в себе, не уверен в том, что получит надлежащую политическую поддержку электората.

В случае пропорциональной системы людям проще сделать осознанный выбор - лидеры основанных политических партий, их члены - политики республиканского масштаба, они всегда на виду у СМИ, соответственно информированность избирателей об их деятельности выше, чем была у депутатов-одномандатников. Информированность о деятельности целой партии значительно выше. Я бы сказала так, что выбор партии - это выбор проекта развития страны. Народ Казахстана сделал свой выбор в пользу партии «Нур Отан» на прошедших выборах.

Главным преимуществом пропорциональной системы является рост ответственности политических партий за своих представителей в Парламенте. В целом это нововведение обусловлено необходимостью дополнительного стимулирования развития партийно-политической системы, конкуренции политических партий, а также необходимостью повышения их ответственности перед избирателями.

- Спасибо за интервью.

АСТАНА. 26 февраля. КАЗИНФОРМ /Серик Кожкенов/





Источник: Нур-Отан

  Обсудить новость на Форуме