20:30 03.12.2007 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""

В Сенате Парламента образована депутатская группа «Онiр» («Регион»)

Имя им — «Регион»

В Сенате Парламента образована депутатская группа «Онiр» («Регион»). На первом ее заседании, где были рассмотрены организационные вопросы, руководителем объединения избран сенатор Анатолий Башмаков. О целях и задачах депутатской группы беседуем мы с ним сегодня.

— Сразу скажу, что в соответствии с нормами регламента палаты создание депутатских групп на партийной основе не допускается. В наше же, единственное в Сенате, объединение вправе вступать депутаты, представляющие различные политические партии и, так сказать, к ним не принадлежащие. Создание депутатской группы «Онiр» («Регион») связано с поиском путей эффективного и конструктивного взаимодействия высшего представительного органа не только с центральной, местной исполнительной властью, но и c простыми гражданами в условиях усиления роли Парламента в государственном строительстве.

Задача дальнейшего совершенствования работы депутатов в региональном измерении включает в себя активизацию пропагандистских усилий по разъяснению государственной политики, инициатив Президента страны в сфере развития регионов и местного самоуправления, законотворческой деятельности и правоприменительной практики. Кроме того, налаживание обратной связи между депутатами Сената и их выборщиками — депутатами районных, городских и областных маслихатов является важнейшим условием совершенствования законодательства в сфере местного государственного управления, формирования институтов местного самоуправления и правовой основы развития регионов.

— Анатолий Афанасьевич, на фоне доступных и общеизвестных инструментов работы народных избранников с населением расценивается ли создание нового объединения как дополнительный административный ресурс парламентского влияния на процессы, происходящие в «низах», и укрепления рычагов включенности в них...

— Здесь следует сказать вот о чем. В рамках изменений, внесенных в выборное законодательство, Мажилис теперь не является палатой, представляющей конкретные избирательные округа или региональные территории. Он представляет политические партии, то есть избирательным округом для наших коллег стала вся страна. В то же время Сенат остается палатой, в которой большинство депутатов является посланцами региональной представительной власти. Но в связи с тем, что в работе районных, городских и областных маслихатов исключается вертикальная форма субординации, наша депутатская группа рассматривает укрепление тесных связей и налаживание конструктивного диалога высшей законодательной и местной представительной ветви власти только через призму методологической и методической помощи и поддержки. При этом исключается какое-либо «вторжение» во внутреннее содержание работы звеньев местной представительной власти.

— Конституцией предусмотрены достаточно широкие полномочия и гарантии независимости местного самоуправления от всех уровней государственной власти. Нынешние намерения идти в народ не опасны ли врастанием в низовую власть и, как следствие, вытягиванием в центр вопросов разрешения проблем местного уровня, не говоря уже о смещении степени ответственности за положение дел в регионе...

— Именно поэтому новая тактика парламентской работы в низовых структурах власти требует продуманных подходов, осторожности и взвешенности при обозначении инициатив, влияющих на решение вопросов на местном уровне, а также поддержки политической и экономической их самостоятельности. И потом, эта работа не должна быть точечной, порегионной, направленной на оперативное латание дыр и проведение разовых акций. Это должны быть широкомасштабные и целенаправленные усилия. И прежде всего здесь важен уровень позитивной законотворческой деятельности, а значит, и политической ответственности за происходящее в стране. Наше депутатское объединение должно стать своеобразным «голосом» общественного мнения, если хотите, рупором воли народа через избранных им представителей. В свою очередь, тесное взаимодействие с органами местного управления открывает перед нами реальные перспективы «проникновения» в социальную ткань общества, вхождения в прямой контакт с избирателями. Ведь именно на местном уровне решаются конкретные проблемы, здесь мы видим поле живых интересов людей, реальное влияние на эти интересы проводимых в государстве преобразований. Более того, именно в этом формате депутаты и население выступают участниками политического процесса, а от решения важнейшей задачи — эффективного их взаимодействия — зависит не только дальнейшее развитие института казахстанского парламентаризма, но и государства в целом.

— Надо думать, «посланники» Парламента в народ далеки от того, чтобы выступать в роли энергичных народных заступников, «спасателей» граждан от проблем, ждущих решения и зависящих не в последнюю очередь от положения дел в регионе...

— Потому мы и говорим о том, что подходить к вопросам взаимодействия следует не с позиций статуса парламентария, хозяйственника или руководителя, а с нацеленностью на результат, который был бы направлен на пользу большинства граждан, на достижение тех целей и выполнение тех задач, которые мы ставим перед нашей парламентской структурой. Вкупе с низовой властью она должна стать мощным органом координации работы депутатов в регионах не только по изучению обстановки в каждой конкретной области, районе, сельском округе, ауле, но и определению путей разрешения назревших проблем.

В развитии института самоуправления никто не ставит под сомнение важность взаимодействия высшего и нижнего уровней власти. Вот взять, к примеру, практикуемые в Сенате встречи представителей областных и районных маслихатов. В ходе этих встреч, а у нас уже побывали депутаты Северо-Казахстанской, Жамбылской, Павлодарской областей, города Алматы, идет не только широкое обсуждение вопросов конструктивного партнерства, но, как показывает практика, зарождаются и укрепляются собственные вертикальные связи. В итоге мы получаем эффективный механизм выявления волнующих людей проблем, влияния на их решение, обмена опытом, выработки общей стратегии, взаимной поддержки, подстраховки и взаимного контроля. Кстати, и информация с мест, касающаяся создания депутатской группы «Онiр» («Регион»), свидетельствует о всемерной поддержке низовых звеньев представительной власти этой инициативы, готовности к сотрудничеству и диалогу с парламентариями. Мы готовимся к первому выездному заседанию, планируем провести его в начале года в Северо-Казахстанской области. Там же проведем «круглый стол» с участием всех депутатов области по вопросам развития местного самоуправления в условиях децентрализации. Это очень важный момент, ведь, как сказал наш Президент, базовой основой институтов местного самоуправления, как подлинных органов народовластия, должны стать районные маслихаты.

В ходе разговора мы также намерены поднять вопросы вовлеченности низовых звеньев в законотворческий процесс. Ведь работа по созданию нормативно-правовой базы существенно улучшится, если активизируются законодательные инициативы из народа. Сегодня информированность избирателей о законотворческой деятельности депутатов, не говоря уже о реальном их участии в этом процессе, едва ли является глубокой. Это одно, второе — практика претворения норм законов в жизнь, особенно на региональном уровне, также нуждается в должном внимании и разумном содействии.

— Анатолий Афанасьевич, членство депутатов в нашем парламентском объединении дает, кроме того, и дополнительные критерии для оценки деятельности самих сенаторов, уровня использования их депутатских полномочий...

— Согласен с вами, сегодня само время выдвигает на повестку дня вопросы взаимодействия высшего представительного органа в целом и каждого депутата в отдельности с избирателями, вручившими им мандат доверия. При этом мы далеки от мысли втягиваться в решение хозяйственных, экономических вопросов, брать на себя роль филиала Правительства или министерств. Для этого есть исполнительная власть. Но депутат не вправе отгораживаться от проблем, чаяний и нужд избирателей. Потому в арсенале форм взаимодействия продолжают оставаться встречи с населением, личный прием граждан, открытие общественных приемных, интервью и комментарии в СМИ. Есть и другие рычаги. Могу привести десятки примеров, когда моим коллегам удается решать волнующие избирателей вопросы через депутатские запросы, деятельную переписку и аудиенции к тем, кто по долгу службы уполномочен эти проблемы решать. Из личного опыта, например, с удовольствием отмечу участие совместно с депутатом Мажилиса И. Чиркалиным в инициативе включения в прошлом году в бюджетный план строительства уникального спортивного комплекса для студентов университета в Петропавловске. Идея его строительства принадлежит ректору Северо-Казахстанского университета У. Ашимову. После встречи с казахской диаспорой в Омске мы решаем еще одну важную проблему: в августе будущего года откроется воздушное сообщение между Астаной и этим российским городом. Также я продолжаю работу над переводом в статус республиканской дороги Волошинка — Сергеевка — Тимирязево — Урицкое. Другая наиважнейшая проблема — Северо-Казахстанская область лидирует в стране по уровню смертности. В связи с этим уже достигнута договоренность с министром здравоохранения А. Дерновым о рабочей поездке в регион. Это уже вторая «контрольная» командировка. Словом, вопросов немало. Работать в регионах есть над чем.

Дина НУРСАПАРОВА





Источник: Нур-Отан

  Обсудить новость на Форуме