12:30 29.11.2007 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""
Фундамент гражданских инициатив
В минувшую пятницу состоялось первое заседание Общественной палаты при Мажилисе Парламента РК. О задачах, стоящих перед новым общественно-политическим объединением, рассказывает его руководитель, заместитель председателя Мажилиса, заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана Сергей ДЬЯЧЕНКО.
— Сергей Александрович, как известно, прошедшие выборы в Мажилис привели к образованию однопартийного Парламента, что в определенной мере повлияло на степень репрезентативности в высшем законодательном органе других общественно-политических сил, а, следовательно, и групп населения. Полагаю, создание Общественной палаты при Мажилисе преследует цель повышения представительности?
— Депутаты приняли очень важное, своевременное и политически выверенное решение о создании Общественной палаты. Это серьезный перспективный проект, направленный на закрепление в нашей политической системе твердых демократических традиций.
Действительно, Общественная палата призвана усилить репрезентативность однопартийного Мажилиса и поможет ретранслировать в высший законодательный орган страны всю палитру имеющихся в обществе мнений.
Но вообще, скажу и о том, что однопартийность в мировой практике парламентаризма не является чем-то уникальным. Здесь для нас, думаю, показателен пример Японии. Происходившие в тяжелые для страны годы политические процессы привели к возникновению широкого спектра гражданских организаций. Однако к середине 50-х годов прошлого века путем слияния двух основных консервативных партий была создана единая Либерально-демократическая партия, которая правила 40 лет без перерыва. Именно ей было суждено стать инициатором и активным проводником эффективных реформ.
Интересен в этом плане опыт Сингапура, Швеции и Индии, где также продолжительное время правящей была одна партия. Представляется, что их примеры весьма важны для понимания происходящих политико-правовых процессов в нашем государстве. К тому же, несомненно, 88 процентов голосов, отданных избирателями в поддержку Народно-демократической партии «Нур Отан», — убедительный показатель единства казахстанского народа. Налицо — мощный ресурс доверия власти и, прежде всего, Главе нашего государства.
Важно подчеркнуть: сам факт создания Общественной палаты — осознанное решение партии-победительницы, лидером которой является Нурсултан Абишевич Назарбаев. На XIII сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства призвал все политические партии к совместной работе на благо Родины и народа. И появление Общественной палаты — конкретное подтверждение того, что нуротановцы готовы к деятельному сотрудничеству с другими политическими силами в конструктивном диалоговом режиме. Это и четкий, уверенный сигнал обществу о продолжении казахстанского пути и курса на либерализацию политической системы.
Другими словами, обещание партии «Нур Отан» о том, что депутаты фракции в ходе своей работы будут самым внимательным образом прислушиваться к мнению общественности, в том числе и к предложениям политических оппонентов, нашло свое конкретное решение.
— Согласно вашим доводам, образование Общественной палаты направлено на формирование легитимного публичного политического форума?
— Безусловно. Главное предназначение Общественной палаты — создание эффективной публичной диалоговой площадки для всех активных общественных и интеллектуальных сил, заинтересованных в гармоничном развитии Казахстана. С другой стороны, палата может стать инструментом в деле совершенствования законопроектов с учетом различных позиций. С чем это связано? Сейчас, в условиях однопартийного Парламента, нам важно продолжить общественный диалог с участием всех политических партий, других институтов гражданского общества, творческих союзов и общественных объединений. В целом, палата — хороший шанс доводить до широкой общественности свое видение по тем или иным вопросам.
Как известно, политика во многом проводится посредством инициирования, разработки, принятия и реализации соответствующих законов. И в столь важном деле нам, конечно же, без учета общественного мнения и полноформатного представительства не обойтись. Только в этом случае можно твердо рассчитывать, что задача, поставленная Главой государства о создании законов нового поколения, будет нами выполнена. Законы будут иметь профессиональный, долгосрочный и перспективный характер.
Именно посредством диалога, благодаря плюрализму мнений мы сможем выстроить действительно эффективную модель взаимодействия между властью и гражданским обществом. Модель, позволяющую создать благоприятные условия для открытого публичного обсуждения и успешного решения проблем социального благополучия наших граждан.
Тем самым Общественная палата явится фундаментом гражданских инициатив на властном уровне. Казахстанцы через своих представителей в структурах гражданского общества получат еще больше возможностей участвовать в процессе разработки и принятия государственных решений, а также конструктивно влиять на политику власти.
— Палата создана «с нуля» или же определенные предпосылки для этого имелись?
— Разумеется, не на пустом месте, ведь актуальность Общественной палаты можно рассматривать с позиций наработанного за последние годы в казахстанском обществе опыта национального общественно-политического диалога.
Имеются в виду, прежде всего, Постоянно действующее совещание, Национальная комиссия по вопросам демократизации и завершившая в нынешнем году свою работу Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ. В общем, накоплен уникальный для отечественного политического процесса опыт, который нам необходимо использовать и в дальнейшем. Это во-первых.
Во-вторых, у нас уже прошел «обкатку» подобный консультативный орган непосредственно при Парламенте. Напомню, что весной 2006 года по инициативе Главы государства была создана Палата общественных экспертов при Мажилисе Парламента третьего созыва, призванная осуществлять общественную экспертизу законодательной деятельности, обеспечивать системный диалог институтов гражданского общества и депутатов Парламента. И она проявила себя наилучшим образом.
В-третьих, к настоящему моменту сформирована необходимая правовая, законодательная база для функционирования новой общественной структуры. В июне текущего года в рамках конституционной реформы, инициированной Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым, было внесено дополнение в Конституционный закон «О Парламенте и статусе его депутатов», позволяющее при Парламенте и его палатах создавать консультативно-совещательные органы. В соответствии с пунктом 2 статьи 11-1 данного Конституционного закона порядок образования консультативно-совещательных органов должен определяться регламентами Парламента и его палат. И в связи с этим 17 октября на пленарном заседании Мажилиса необходимые нормы были закреплены.
Затем в строгом соответствии с действующим законодательством решением Мажилиса и его Бюро была создана Общественная палата, утверждены руководство и ее персональный состав, Положение о нашем общественном органе. Так что, как видите, создание палаты — это осмысленное, продуманное и обоснованное решение.
— Расскажите вкратце о задачах, стоящих перед новой палатой.
— Общественная палата при Мажилисе Парламента призвана обеспечить высокий уровень гражданского участия на самом ответственном этапе реализации государственной политики — законодательном. Уверен, вы со мной согласитесь, что законодательный механизм является важнейшим инструментом и огромным полем совместной деятельности ведущих общественно-политических сил общества, политических партий, неправительственных и правозащитных организаций, общественных деятелей.
Тем самым основное внимание в нашей деятельности будет уделено именно общественной экспертизе законов, затрагивающих социальное самочувствие граждан, выработке рекомендаций и предложений по разрабатываемым и рассматриваемым проектам законов, а также прогнозированию возможных последствий принятия и реализации законов в контексте усиления социальной направленности реформ.
Что касается функций Общественной палаты, то они заключаются, прежде всего, в оказании консультативной помощи в разработке проектов законов, вносимых депутатами Мажилиса Парламента в порядке законодательной инициативы. Поэтому считаю особо важным, чтобы Общественная палата принимала участие в рассмотрении тех или иных законопроектов с ранних стадий обсуждения.
В круг функций палаты входят также изучение и обобщение опыта парламентов других государств в сфере законотворческой деятельности; проведение и участие в «круглых столах», семинарах, слушаниях, конференциях и иных мероприятиях по проблемам законотворческой деятельности.
Но по большому счету, наша Общественная палата может принять к рассмотрению и изучению любую проблему, которую мы посчитаем важной для нашего государства. Решения Общественной палаты будут носить рекомендательный характер, а ее заключения вполне могли бы и, уверен, будут использоваться головными комитетами Мажилиса в работе над законопроектами.
Важно, чтобы уважение общественного мнения, интересов и потребностей конкретного человека, рост влияния общественных институтов на власть оставались ключевым ресурсом повышения эффективности ее работы на всех ее уровнях.
— Как видно из утвержденного и опубликованного списка членов Общественной палаты, она имеет многогранный профессиональный состав. С чем это связано?
— Прежде всего, с серьезными функциональными задачами, поставленными перед палатой, которые связаны с различной проблематикой, тематическим охватом. Важно, что в состав нашей структуры вошли лидеры политических партий, таких как «Адилет», «Руханият», Коммунистическая народная партия Казахстана и Партия патриотов Казахстана. Кроме того, своего наблюдателя отправляет Коммунистическая партия Казахстана.
Акцентирую ваше внимание на том, что бывшая Палата общественных экспертов была создана без участия политических партий, поскольку предполагалось, что представительство партий в Парламенте будет осуществляться через избирательный механизм. Но именно с учетом политических реалий сейчас за счет Общественной палаты представительство расширено.
В составе палаты есть депутаты Мажилиса и Сената. В ней также представлены Ассамблея народа Казахстана, предпринимательские ассоциации, специалисты по международным отношениям, известные ученые. Все они имеют поддержку и личный авторитет в обществе, немало сделали для продвижения гражданских инициатив, потому и были приглашены к участию в работе палаты.
По поступающим в Парламент откликам уже видно, что на палату общество возлагает большие надежды. И члены объединения должны проявить присущее им умение сотрудничать, договариваться и консолидировать усилия различных слоев общества.
Каждый из участников палаты представляет определенные структуры, экспертные сообщества, имеет большой круг общения. Тем самым мы планируем вовлечь в работу палаты самые широкие слои граждан, с тем, чтобы как можно больше казахстанцев принимали участие в процессе разработки и принятия управленческих решений, отчего наше общество только выиграет.
— Если в перспективе представители других политических партий выразят желание стать участниками Общественной палаты, возможно ли расширение ее состава?
— Отмечу, что созданная палата открыта для сотрудничества со всеми общественно-политическими силами Казахстана, имеющими конкретные предложения и свое видение будущего страны. Власть дает общественности реальную возможность принять участие в государственном строительстве.
Подчеркну и то, что в случае поступления заявлений от представителей других политических партий, не включенных в утвержденный состав нашей Общественной палаты, Бюро Мажилиса готово в рабочем порядке вернуться к рассмотрению этого вопроса.
— Общественная палата — это отечественная политическая инновация или же подобные структуры действуют и в других странах мира?
— Аналогичные структуры, разумеется, существуют. К примеру, в соседней России принят специальный федеральный закон «Об общественной палате Российской Федерации». Российская палата является самостоятельной общественной организацией и поднимает очень серьезные социальные проблемы, о которых Правительство в силу разных причин иногда просто может не знать. То есть для власти эта структура служит дополнительным инструментом «обратной связи» с населением. Отличительным моментом российского варианта общественной палаты является тот факт, что по закону политические партии не допускаются к участию в ней, и избранный член палаты приостанавливает партийное членство на срок осуществления своих полномочий. Тем самым исключена политическая ангажированность.
А наша палата создана при Парламенте и служит дополнительным инструментом «обратной связи» не только с населением, но и со всеми политическими силами страны, гражданским обществом в целом. Мы создали принципиально новую структуру, призванную реально содействовать развитию гражданского общества. По большому счету, палата призвана обеспечить согласование интересов казахстанцев, общественных объединений и органов государственной власти для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в целом демократических принципов гражданского общества.
Верю, палата станет реальным механизмом привлечения широкой общественности к реализации государственной политики, выдвижения гражданских инициатив, имеющих общеказахстанское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.
— Сергей Александрович, давайте подведем некоторые итоги нашей с вами беседы.
— Путь демократических преобразований многотруден, но главное заключается в том, что у руководства страны есть ясная политическая воля добиться построения подлинно гражданского общества, в котором права и свободы человека являются первостепенной всеобщей ценностью, а степень их реализации — мерилом эффективности деятельности власти и общества.
В этой связи идея создания Общественной палаты при Мажилисе как своеобразной трибуны для выражения мнений и интересов граждан и их объединений по основным вопросам государственного строительства является полностью обоснованной. Она учитывает такие базовые ценности демократии, как власть закона, свобода слова, свободный рынок идей и гражданское участие. Это основа развитого плюралистического, демократического общества. В целом, создание палаты — это шаг, направленный на выстраивание плотной ткани общественно-властного сотрудничества.
Сама же работа Общественной палаты при Мажилисе — серьезный фактор развития отечественного парламентаризма, с одной стороны, и укрепления полнокровного гражданского общества — с другой. Уверен, что благодаря Общественной палате на практике будут реализованы новые системные принципы деятельности депутатского корпуса, повысится эффективность взаимодействия Парламента, политических партий и институтов гражданского общества, получит дальнейшее развитие трехсекторальное взаимодействие.
Мы имеем хорошую возможность сообща наработать механизмы для согласования позиций по существенным вопросам государственной политики, инструмент демократического сотрудничества общественности, власти и управления.
Общественная палата должна способствовать созданию действенной обратной связи общества и государства, при которой каждый гражданин Казахстана должен чувствовать свою сопричастность к судьбе страны.
— Благодарю за интервью.
Беседовал Александр ТАРАКОВ«Казахстанская правда»27.11.2007
Источник: Нур-Отан
Обсудить новость на Форуме