12:30 23.11.2007 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""

Парламентаризм в Казахстане - состояние и перспективы развития

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Председателя Мажилиса Парламента Мусина А.Е.на научно-практической конференции на тему «Парламентаризм в Казахстане: состояние и перспективы развития»

 22.11.2007 г. I. Становление казахстанского парламентаризма.Прошло почти 16 лет со дня приобретения независимости нашей страны. За эти годы Казахстанский парламентаризм прошел испытание временем. Становление Парламента, укрепление его авторитета неразрывно связаны с судьбой нашей молодой страны.Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев на совместном заседании Палат Парламента 16 мая 2007 года определил этапы становления нашей государственности.На первом этапе с 1991 по 1995 годы были преодолены дезинтеграционные процессы, заложен фундамент казахстанской государственности.На втором этапе с 1995 по 2000 годы сформированы современные демократические институты и новая политическая культура.На третьем этапе с 2001 по 2006 годы был обеспечен социально-экономический прорыв. Состоялась наша государственность и это было непросто. В современном мире идет постоянный поиск оптимальных моделей управления государством. Особенно это касается стран, где происходит системная трансформация.Мы выбрали эволюционный путь развития, в основе которого заложена модель президентской республики. И она оправдала себя, вытащив страну из неизбежного постсоветского экономического и политического хаоса. Институт парламентаризма многоликое явление. Все попытки навязать идеальную модель, игнорируя жизненные реалии той или иной страны, не могут быть успешны. Первые попытки придать казахстанскому законодательному органу черты современного Парламента были предприняты еще на заре независимости республики. В Декларации о государственном суверенитете был впервые провозглашен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.Следующим шагом в развитии государственного устройства республики стало принятие 1993 году первой Конституции независимого Казахстана. В ней была усовершенствована действовавшая система разделения властей. Основные властные институты сформированы с учетом развивающихся рыночных отношений. Высокие темпы общественных, экономических преобразований в стране потребовали уже через два года принять новую Конституцию. На  всенародном референдуме в 1995 году народ Казахстана утвердил правовую основу для создания современного представительного органа страны – двухпалатного Парламента, действующего на постоянной основе.           В октябре 1998 года законодательный орган страны был наделен правом согласования при назначении Президентом страны Председателя Национального Банка, назначения на должности нескольких членов Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета. Закреплено также положение о выражении вотума недоверия Правительству.В этом году мы сделали серьезный шаг в модернизации политической системы. Конституционная реформа стала основой трансформации модели нашей республики из президентской в президентско-парламентскую.  Нурсултан Абишевич непосредственно сам выступил инициатором нового этапа демократизации политической системы Казахстана. Цель этих преобразований заключается в достижении более высокого уровня политической стабильности. Для этого в ходе реформы были радикально пересмотрены принципы формирования и функции Парламента, а также повышена роль политических партий.Переход на пропорциональную систему формирования Мажилиса гораздо лучше отражает реальное соотношение сил на партийной арене страны. Усилены представительные функции Парламента и расширены возможности опосредованного участия общественности в процессе управления государством. Теперь обе Палаты Парламента участвуют в формировании Конституционного совета, Счетного комитета, Центральной избирательной комиссии. При этом избрание членов ЦИК дает новые возможности для участия политических партий в управлении избирательным процессом. Придание Мажилису функции согласования кандидатуры Премьер-Министра и подотчетность членов Правительства Палатам Парламента в случаях, предусмотренных Конституцией, стало важным фактором совершенствования системы парламентского контроля за деятельностью исполнительной ветви власти.Наряду с расширением полномочий усилена и ответственность депутатов Парламента. Из Конституции исключена норма об отсутствии императивного мандата депутатов. Таким образом, заложена новая форма взаимоотношений депутатов со своими избирателями через партийную систему.Немаловажным фактором, способствующим дальнейшему укреплению парламентской системы, является возможность государственного финансирования политических партий. В настоящее время более 50 стран мира используют практику прямого государственного финансирования партий, получивших места в законодательном органе по итогам выборов. Мы уже начали работать согласно обновленной Конституции. Волею избирателей страны у нас образовался практически однопартийный Парламент.88 процентов голосов, отданных избирателями в поддержку Народно-демократической партии «Нур Отан», - это показатель единства казахстанского народа. Ресурс доверия власти и, прежде всего, Главе нашего государства.Следует подчеркнуть, что в мировой практике парламентаризма такая ситуация не является чем-то уникальным. Показателен для нас пример послевоенного развития Японии.Происходящие в тяжелые для Японии годы политические процессы привели к возникновению широкого спектра гражданских организаций и партий. Однако в середине 50-х годов путем  слияния двух основных консервативных партий была создана единая Либерально-демократическая партия, которая в течение 40 лет без перерыва являлась правящей. Именно ей было суждено стать инициатором и активным проводником успешных реформ в стране.Интересен в этом плане опыт Сингапура, Швеции, Индии, где также продолжительное время правящей была одна партия.Приведенные выше примеры очень важны для понимания происходящих политико-правовых процессов в нашем государстве.Новый состав Парламента имеет достаточно пропорциональное социальное и этническое представительство в депутатском корпусе, что не всегда удавалось ранее при выборах по округам. В Мажилисе сохранена преемственность, широко представлены управленцы всех уровней, бизнесмены, деятели науки и культуры.По образованию в нашей Палате преобладают инженеры, юристы, педагоги и экономисты. Вдвое увеличилось количество женщин. Расширилось представительство различных национальностей. Сегодня Парламент Казахстана справедливо можно назвать представителем интересов всего многонационального народа Казахстана. За годы независимости  Казахстану удалось  реализовать собственную модель сохранения и укрепления межнационального согласия. Ассамблея народа Казахстана стала эффективным инструментом достижения межэтнического согласия. Она прошла эволюцию от консультативно-совещательного до конституционного органа. В этом году девять человек из этого органа стали депутатами Парламента. Сегодня Казахстан является одним из международных центров межкультурного и межконфессионального диалога. Съезды мировых и традиционных религий, проводимые страной, находят широкую поддержку со стороны других государств и международных организаций. Эти форумы у нас проходят при организационном содействии Парламента. В качестве перспективного направления мы также рассматриваем тесное взаимодействие с институтами гражданского общества. При Мажилисе Парламента создана Общественная палата. В состав палаты вошли авторитетные, знаковые фигуры казахстанского общества, представители партий, общественных и неправительственных организаций. На этот орган мы возлагаем большие надежды, как на площадку конструктивного диалога по обсуждению назревших проблем парламентаризма и законотворчества.   II. Авторитет Парламента на международной арене. Современный казахстанский Парламент уже в полной мере осознал свою причастность к общемировому процессу развития парламентаризма. Мы активно работаем в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ПАСЕ, ОБСЕ, Межпарламентского Союза. Одним из важнейших направлений современного международного сотрудничества является парламентская дипломатия, как наиболее эффективный способ решения региональных и глобальных проблем.В составе миссий МПА СНГ наши депутаты принимали активное участие в переговорных процессах по урегулированию конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии. Следует выделить заметную роль Парламента Казахстана в законотворческой деятельности в рамках межпарламентских организаций. Целый ряд прогрессивных казахстанских законодательных актов был рекомендован Межпарламентской Ассамблеей СНГ в качестве модельных и на их основе формировались национальные законодательства государств-участников СНГ.Наши парламентарии ведут активный и аргументированный диалог по продвижению казахстанских инициатив по председательствованию в ОБСЕ, вступлению во Всемирную Торговую Организацию.Роль нашего законодательного органа была высоко оценена на международном уровне. Так, на  последних Ассамблеях Межпарламентского Союза, объединяющей в своих рядах около 150 парламентов мира, была принята резолюция о вкладе Казахстана в обеспечение межрелигиозного и межнационального согласия. Отмечены усилия нашего Парламента в определении баланса между интересами национальной безопасности, соблюдении прав и свобод человека, предотвращении угрозы демократии.Сегодня казахстанский Парламент тесно сотрудничает с 59 Парламентами зарубежных стран и является участником 10 авторитетных  международных парламентских организаций.Казахстан, как перекресток экономических, военно-политических, этнокультурных и духовных связей Евразии, все более зримо и реально становится одним из наиболее заметных центров политической и деловой активности в мире. Осознавая свою роль на евразийском пространстве, наша страна в кратчайшие исторические сроки урегулировала с соседями на основе международных правовых норм государственные границы. III. Законотворческая деятельность Парламента – основа развития страны.Если говорить в целом о состоянии казахстанского законодательства, то следует отметить, что с момента создания двухпалатного Парламента законодателями принято более 1300  законов.  Сейчас мы можем с уверенностью отметить, что у нас не просто сформировано национальное законодательство, оно востребовано в нашей повседневной жизни. На начальном этапе независимости Казахстан вступил в сложнейший период трансформации, затронувший буквально все стороны жизнедеятельности государства. В стране не было своей национальной валюты, банковской, бюджетной системы, отвечающей требованиям рыночной экономики.Поэтому, профессиональному Парламенту предстояло разработать и принять принципиально новые законы, способствующие ускоренному реформированию экономики. Благодаря своевременно принятым законам нам удалось построить полноценное рыночное государство, привлечь инвестиции и дать мощный толчок развитию экономики. Результаты налицо.Растут доходы страны. Золотовалютные резервы государства составили 38,5 млрд. долл. США.  За прошедшее десятилетие ВВП страны увеличился с 22 до 100 миллиардов долларов – почти в пять раз. ВВП на душу населения за этот же период вырос почти в 4 раза и в текущем году приблизится к 7 тысячам долларов.В отечественную экономику вложено свыше 70 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Это 80 процентов всех инвестиций, привлеченных в Центральную Азию.Объемы республиканского бюджета возросли в 13 раз. Так, если в 1999 году доходы республиканского бюджета составляли 207 млрд. тенге, то в следующем году должны достичь почти 3 трлн.тенге.По поручению Президента страны со следующего года будут существенно увеличены размеры базовой пенсии и прожиточного минимума, социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту. Увеличен размер единовременных пособий в связи с рождением ребенка  и по уходу за детьми.Также с будущего года вводится система выплаты пособий лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.В общей сложности, в результате принятых Парламентом законов расходы на социальное обеспечение и социальную помощь в будущем году составят 545 млрд. тенге, что составляет одну пятую часть общих затрат республиканского бюджета.В тоже время мы прекрасно осознаем, что проблемы, имеющиеся в нашем государстве, решены далеко не полностью.Свидетельством тому последние события, затронувшие финансовый и строительный сектора экономики. Это говорит о том, что государственным органам не всегда удается предупредить или своевременно исправить возникающие проблемы. Поэтому депутатский корпус в своей деятельности обязан держать в фокусе своего внимания все актуальные проблемы общества.Так, более детального и глубокого изучения парламентариями требует политика чрезмерной либерализации экономических отношений. Возможно, ослабление механизма государственного регулирования и привело к таким негативным последствиям, как рост инфляции. Проблемам на продовольственном, финансовом и жилищном рынках.Сейчас, на мой взгляд,  необходимы меры по усилению государственного контроля в банковской сфере и за деятельностью монополистов. Развитие конкуренции на внутреннем рынке, расширение производства продуктов питания и товаров народного потребления должны стать одними из главных направлений в деятельности исполнительных органов власти.Нарастающие изменения в глобальной экономике требуют новых подходов в построении управленческой системы, адекватной внешним и внутренним вызовам. Парламент не вправе оставаться в стороне и от проводимой Правительством Административной реформы. Законы, которые будут представлены в Парламент в рамках адмреформы, обязаны пройти через жесткое сито депутатского обсуждения.Одним  из главных составляющих проводимой реформы должна стать разработка системы оценки эффективности деятельности государственных органов на основе достижения целевых индикаторов. Ее внедрение позволит создать инструмент повышения качества работы органов и добиться эффективности принимаемых решений.Сегодня всем понятно, что эффективность государственного управления возможна лишь при постановке конкретных и достижимых целей. Поэтому другим направлением реформы является совершенствование государственного планирования.Задача не в механическом сокращении количества государственных и отраслевых программ, а в повышении качества их содержания. Причем они должны быть тесно увязаны с дальнейшим развитием территорий, размещением производительных сил и совершенствованием института местного самоуправления.Парламенту надо также принимать незамедлительные решения, когда требуется оперативное вмешательство. Только тогда возможен успех. Примером такого оперативного реагирования стала проблема, возникшая в сфере таможенной деятельности у казахстанских предпринимателей, занимающихся экспортом товаров из-за рубежа. Группой депутатов Мажилиса был своевременно инициирован законопроект, направленный на упрощение таможенных процедур. Такой же положительный резонанс в обществе получили инициированные депутатами поправки в законодательство о недрах и недропользовании, направленные на защиту национальных интересов Казахстана.Требует усиления контроля со стороны парламентариев и механизм эффективного использования бюджетных средств. В связи с этим назрела необходимость разработки единого консолидированного бюджета страны на трехлетний период. Принятие бюджета в таком формате позволит внести стабильность в бюджетную политику, повысить эффективность прогнозирования и расходования средств.Затрагивая эти вопросы, мы не собираемся вмешиваться в текущую работу Правительства. В этом нет необходимости.В то же время Парламент обязан более активно использовать свое конституционное право по контролю за деятельностью Правительства.Рычагов более чем достаточно. Необходимо повысить спрос с руководителей государственных органов за исполнение ими законов и обязанностей. Для этого наши комитеты, рабочие группы должны глубже вникать в проблематику вопроса, быть выше узковедомственных интересов.Рассмотрение бюджета страны, отчеты министров и обсуждение материалов проверок Счетного комитета являются основными рычагами влияния на Правительство. За допущенные нарушения, несоблюдение законов Парламент обязан более принципиально использовать право привлечения к ответственности министров.Одним словом, каждое посещение стен Парламента чиновником любого ранга должно стать серьезным экзаменом проверки его профессиональных качеств и знаний законов.Ведь за соблюдение и исполнение законов, по которым живет и работает страна, законодательный орган несет наравне с исполнительной властью прямую ответственность.Мы не должны забывать о том, что Казахстан с этого года вступил в новый этап своего развития.В связи с этим Глава государства на открытии первой сессии Парламента четвертого созыва поставил перед депутатским корпусом большие задачи по созданию законов нового поколения и обеспечению действенного контроля за их реализацией.Поэтому нам необходимо в ближайшее время завершить правовую легитимизацию конституционной реформы. Прежде всего, это касается судебной системы, принципов формирования Конституционного совета, порядка проведения республиканского референдума, деятельности политических партий. Следует форсировать принятие законов, касающихся управления государственными активами, совершенствования местного самоуправления, улучшения экономической среды, поддержки структурных реформ, развития малого и среднего бизнеса.Все эти и другие меры позволят нам реализовать главную идею Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева в области развития парламентаризма -  повысить авторитет Парламента и сделать его подлинным выразителем интересов народа суверенного Казахстана.Спасибо за внимание».

  (Распространено пресс-службой аппарата Мажилиса Парламента РКтел. 74-63-03, )





Источник: Нур-Отан

  Обсудить новость на Форуме