12:31 17.11.2007 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""
Маслихаты – для народа, маслихаты признаны стать основой местного самоуправления
С достижением каждой новой высоты в социально-экономическом развитии нашей страны растет потребность в дальнейшей модернизации политической системы, в ее демократизации. Важнейшая роль в привлечении граждан к управлению государством отводится местным представительным органам. Здесь многое зависит от повышения статуса маслихатов и совершенствования их деятельности. Как сказал после внесения изменений в Конституцию РК Н. Назарбаев, «в новой политической системе меняется сама природа деятельности маслихатов. Они будут не придатками к исполнительной власти, а самостоятельными органами власти, обеспечивающими продвижение запросов гражданского общества. Маслихаты являются основой местного самоуправления».Президент страны впервые озвучивает эту идею в Послании народу Казахстана 2007 года. А сами задачи по становлению местного самоуправления обозначил в Посланиях 2004 и 2005 годов. Маслихаты признаны стать основой местного самоуправления. Все остальное, не менее важное – продление сроков полномочий до 5 лет, назначение акимов с согласия маслихатов и выражение недоверия им – является логически вытекающим из основного: маслихаты и самоуправление – неразделимы. В этом направлении мы и должны максимально использовать новые возможности, которые дает доминирование в них партии «Нур Отан». «Власть нам нужна не ради власти. Власть нам нужна, прежде всего, для улучшения жизни в стране». Нужно иметь в виду, что «Нур Отан» как народная партия должна активно работать не только в Парламенте, но и в маслихатах. Укреплять позиции на местах, в широкой общественной среде». Это высказывание Н. Назарбаева на XI внеочередном съезде НДП «Нур Отан» стало для нас определяющим в дальнейшей работе. После выборов этого года в нашей области сложился хороший депутатский корпус. Он сформирован при высокой явке избирателей. За каждого из нас голосовало гораздо более половины избирателей. Практически во всех округах победили представители партии «Нур Отан». Более высокую позицию стали занимать среди депутатов женщины: из 301 – 89 человек, или 29,56 процента. Это лучший результат в республике. Подавляющее число депутатов имеют высшее образование. Поэтому такому депутатскому корпусу по силам все задачи, которые стоят перед маслихатами в связи с политическим реформированием и доминированием в маслихатах партии «Нур Отан». Все планы, программы и бюджет, представляемые на сессиях местной исполнительской властью, утверждаются депутатами. Проблема, на мой взгляд, в том, что многие депутаты, не будучи профессионалами в той или иной отрасли, боятся высказать свое мнение, допустим, по бюджету. Между тем, не случайно законом предусмотрена возможность получения проектов решений сессий за 5 дней до заседаний. В настоящее время существуют предварительное заседание комиссий и депутатской фракции, куда с разъяснениями можно пригласить разработчиков программ. В области действует уже более 30 региональных программ. Лучший контроль за их исполнением – заслушивание отчетов на сессиях руководителей различных структур исполнительной власти. Например, областной маслихат ежегодно на одной из сессий рассматривает ход реализации программы по развитию сельских территорий с отчетами акимов районов. Причем сессии эти – выездные. На сессиях облмаслихата регулярно заслушиваются отчеты акимов городов и районов о реализации программ, связанных с развитием образования, здравоохранения, борьбы с коррупцией и преступностью. Но чаще всего контроль осуществляется через постоянные и ревизионную комиссии облмаслихата. У нас 4 постоянных комиссии, и каждая в обязательном порядке проводит по 4 заседания в год. То есть по разным регионам области контролируется по 16-20 программ. Примечательно, что почти все заседания проводятся с выездом на места, на них приглашаются депутаты райгормаслихатов, акимы сельских округов. Аналогичные выездные заседания постоянных комиссий стали проводить городские и районные маслихаты. Все депутаты должны знать о такой форме работы и стараться, чтобы подобные выездные заседания проходили именно в округе: это возможность решить местные проблемы. Еще важный вопрос – каков сегодня статус депутата маслихата. Необходим специальный закон, в котором следует отразить гарантии осуществления деятельности депутата, его защищенность, финансовое обеспечение выполнения депутатских обязанностей, его ответственность перед избирателями. Для усиления связи депутатов с избирателями следовало бы восстановить обязательность их отчетов перед ними и право избирателей на отзыв депутатов. А чтобы не потерять доверия у своих избирателей, необходимо следовать нормам закона и делать максимум возможного в его сегодняшних рамках. Каждый должен периодически сам себе задавать вопрос: для чего я шел в депутаты?В соответствии с Законом «О местном государственном управлении в РК» депутат обязан регулярно встречаться с избирателями. Но как регулярно: раз в год, квартал, месяц? Оптимально такие официальные встречи в селах, на предприятиях, в ПКСК, школах, больницах и других коллективах можно проводить, исходя из того, что депутат маслихата не освобожден от своих основных обязанностей, раз в квартал. Если получится чаще – еще лучше. Но как показала практика, многие депутаты боятся идти в народ, потому что не «отоваривают» своих обещаний. Но не все же сразу. Депутаты помимо этого обязаны информировать население, что делает маслихат в целом, какие принимает решения, что выполнено и что нет, с кого учинен спрос и т.п. Депутаты обязаны вести прием по личным вопросам раз в месяц. Теперь прием проходит и в общественных приемных «Нур Отана». Мы никогда не станем узнаваемы и популярны, если не будем выступать в СМИ. Конечно же, есть целый ряд проблем, которые необходимо решать на уровне страны, совершенствуя законодательство о маслихатах. Например, уже не первый год ведется речь об освобожденных председателях постоянных комиссий, тем более что именно на комиссиях лежит нагрузка по контролю за реализацией многочисленных региональных программ и расходованием бюджетных средств. Еще более сложными, не оформленными до конца законодательно, являются взаимодействия маслихатов и акиматов. Норма этих взаимоотношений зачастую адекватна личным отношением акима и секретаря маслихата. Важно другое. Маслихаты и акиматы, имея разные функции, вместе отвечают за социально-экономическое развитие административно-территориальной единицы. И по действующему закону никто никому не подчиняется. Но маслихатам надо во имя улучшения жизни людей уметь пользоваться законным правом контроля за деятельностью исполнительной власти. Все должны понимать, что депутаты вправе это делать от имени народа и для народа.
Ирина Аронова, первый заместитель председателя Костанайского облфилиала НДП «Нур Отан», депутат областного маслихата
Источник: Нур-Отан
Обсудить новость на Форуме
7 ноября 2024
« | Ноябрь 2024 |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |