16:00 05.11.2007 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""

Основные задачи первого десятилетия принятой стратегии развития Казахстана до 2030 года выполнены

Успех закреплен, реформы идутОсновные задачи первого десятилетия принятой Стратегии развития Казахстана до 2030 года выполнены. В том числе и в области совершенствования законодательства, взаимодействия Правительства и Парламента страны. Своим видением достигнутых успехов с нашим корреспондентом поделилась председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова.

— Гульжана Джанпеисовна, в Стратегии-2030 была поставлена задача достижения реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста. То есть завершить создание правовой и нормативной базы, обеспечивающей оформление прав собственности, конкурентных рынков и надежных средств антимонопольного регулирования, поддержание фискальной и монетарной политики. Что, на ваш взгляд, успешно выполнено?

— Скажу сразу, что правовую и нормативную базу сформировать раз и навсегда невозможно. Ведь юриспруденция должна отражать экономические процессы, которые постоянно меняются. С другой стороны, уже сейчас почти определены основы развития нашей экономики в рыночных условиях. Что касается оформления прав собственности, то здесь у нас проблем нет. Вместе с тем Глава государства поставил задачу защитить права собственников четкими механизмами, поддерживая то, что декларировано в Конституции. Чтобы гражданин был уверен в защите и в то же время не подвергались ущемлению национальные, социальные, экологические и другие интересы государства.

Наши конкурентные рынки находятся в процессе становления. Мы только знакомимся с механизмами рыночного хозяйствования и, наверное, менталитет прошлого привел к монополизации многих рынков. К примеру, продовольственного, причем не столько производителями, сколько посредниками. Это наша беда. Она снижает действенность антиинфляционных моментов. Между тем наша фискальная и монетарная политика также постоянно совершенствуется согласно изменениям, происходящим в экономической среде.

— Долгое время вы возглавляли Министерство труда и социальной защиты населения. Как, по-вашему, развита сеть социальной защиты, образования, здравоохранения?

— У нас стройная схема социальной защиты. Эта модель трехуровневого социального обеспечения признана одной из наиболее эффективных на территории СНГ и Восточной Европы. Теперь наша задача состоит в ее постоянном совершенствовании. Потому что этот механизм можно реформировать с большой аккуратностью. Ведь за этим стоят наши граждане и те люди, кто относится к социально уязвимым слоям населения. А система социального обеспечения дает самое главное — социальную стабильность. Что касается здравоохранения и образования, то эти сферы нам нужно строить, и не столько проводить реформы, сколько создавать условия для формирования здорового, гармонично развитого гражданина-патриота.

— Как вы считаете, устранено ли административное вмешательство в торговлю и производство, завершен ли процесс приватизации?

— Процесс приватизации в рыночной экономике не завершается никогда, он постоянно в динамике, равно как и права собственности. И исходя из экономических условий, государство может скупать либо продавать какие-либо активы, чтобы отрегулировать рынок.

— Для того, чтобы наша страна вышла на лидерские позиции в мировом рейтинге, Президент назвал рецепт: низкий уровень инфляции, небольшой дефицит бюджета, крепкая национальная валюта, высокая норма накопления...

— Собственно, это параметры, которые приведут нашу страну в число пятидесяти самых конкурентоспособных. Потому мы стремимся удержать инфляцию в определенном регулируемом коридоре, чтобы дефицит бюджета был небольшим. Сейчас у нас он составляет 1,5 процента, и это нормально.

А сильная национальная валюта — понятие относительное. К примеру, Китаю она не нужна. В Поднебесной, наоборот, заботятся о том, чтобы юань не был очень крепким. И это понятие не всегда отражается в котировке. Сильная валюта та, которая в этот момент работает на экономику страны. У нас именно так. Высокая норма накопления дает возможность государству иметь и наращивать задел на будущее, создавать инфраструктуру, упрочивать социальную сферу. И самое главное, формировать новые диверсифицированные производства, которые при изменениях на мировых рынках позволят отечественной экономике устоять.

— Раз мы заговорили об интеграции и мировых рынках, то спрошу: работает ли наша стратегия финансовых инвестиций за рубежом?

— В действительности начала работать, и очень много наших частных инвестиций нашли воплощение в зарубежных объектах. А итог покажет время. Но в любом случае, если наша часть есть в экономике другой страны, то это всегда собственность государства в том числе.

— В продолжение темы. Прочно ли защищены у нас иностранные инвестиции?

— Да, я думаю, достаточно защищены. Даже на первом этапе в 1994—1996 годах им были даны очень большие преференции. По поручению Президента Правительство всегда контролирует соблюдение того благоприятного инвестиционного климата, который есть в нашей стране. А он именно такой.

— Вернемся к Стратегии-2030. Среди приоритетов документа — реформы в бюджетной сфере и завершение таковых в сфере пенсионных накоплений и выплат. Какого направления мы придерживаемся?

— Реформы в бюджетной сфере еще не закончены, поэтому сказать, успешны ли они, пока нельзя. Как невозможно завершить пенсионную реформу, потому что любая социальная сфера все время нуждается в корелляции, чтобы усилить защищенность слоев населения и увязать с предшествующими результатами. И еще одна задача: следует делать так, чтобы реформы ни в коем случае не были обременительными для государства и его граждан. Во всей Западной Европе, уже и в России, на двух работающих приходится трое неработающих, то есть те, кого мы обязаны содержать. У нас ситуация, к сожалению, схожа. Поэтому мы приняли смешанную модель пенсионных выплат и накоплений. Правда, пока в ней не участвует работодатель. Но задача такова: построить эффективную модель пенсионной системы для будущих пенсионеров с солидарной ответственностью по этим рискам — государство, работодатель, гражданин.

А в Стратегии-2030 был поставлен вопрос о совершенствовании накопительной системы, необходимости введения дополнительного ее уровня не за счет заработка, а от социального налога, как в большинстве стран. И мы продвинулись в этом направлении, приняв стандарт размера средней пенсии — 40 процентов от среднего заработка. Впереди еще очень много работы. Еще один успех в том, что в качестве базового социального стандарта мы ввели прожиточный минимум.

— И в завершение, наверное, один из самых актуальных вопросов. Благосостояние казахстанцев повышается, доходы растут, и люди подчас просто не знают, куда вкладывать деньги. По вашему мнению, в каком состоянии находится рынок ценных бумаг и фондовый рынок?

— Это одна из проблем, требующих решения. Пока рынок ценных бумаг не сформирован. В развитых экономиках на рынке ценных бумаг 70 процентов приходится на частные инвестиции граждан. У нас же он пока не стал доступным для всех. И все же у Правительства и Парламента есть четкое представление о решении этих вопросов и дальнейшем выполнении Стратегии развития Казахстана до 2030 года.

Беседовал Дмитрий ПОПАЗОВ,

3.11.2007





Источник: Нур-Отан

  Обсудить новость на Форуме