10:45 05.11.2007 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""

Руководитель фракции партии "Нур Отан" Бакытжан Жумагулов, депутаты Мажилиса Парламента РК Кылышбай Бисенов, Жаксылык Доскалиев, Аскар Бейсенбаев приняли  участие  в  конференции  Кызылординского областного филиала партии

Вторя идеологам партии власти «Нур Отан», изначально хотелось бы оговорить один очевидный факт: с именем Нурсултана Назарбаева неразрывно связана вся история суверенного Казахстана – от установления независимости до последних парламентских выборов. Все в стране привыкли к тому, что за все действия власти несет ответственность лишь один человек – президент. Отечественные политологи с тревогой, а западные – с интересом вопрошают: «А что будет с Казахстаном после Назарбаева?» Эту тему в «Литере» на днях уже затрагивал политолог Ерлан Карин. Материал «Казахстан без Назарбаева – это «черный ящик» вызвал широкий резонанс среди наших читателей. В этой связи мы продолжаем тему, пытаясь предугадать, каким может представляться «постназарбаевский» период самому президенту.

Внутренняя политика

Безусловно, функционирующая в Казахстане политическая система далека от классических демократических норм. Самобытность казахстанской политики заключается в том, что фигура сильного президента является единственным фактором политической стабильности (что, собственно, косвенно прописано в Конституции). Президент в любом случае расставляет все по своим местам. Данный факт уже стал своеобразным стереотипом, прочно вселившимся в не обогащенные политическими знаниями умы казахстанцев. Сам президент тоже прекрасно понимает, что основной задачей на данном этапе является не сохранение им власти (потеря им политического лидерства практически невозможна), а построение новой политической системы для периода второго президента Республики Казахстан, который уже не должен обладать и половиной той власти, которой обладает сегодня первый президент.В этой связи «план Назарбаева» в аспекте реформирования выстроенной суперпрезидентской политической системы подразделяется на несколько уровней. На самом высшем государственном уровне основные подготовительные работы уже начаты – проведена конституционная реформа. Сегодня в Казахстане очень сильный парламент, правда, сами депутаты не до конца еще осознали свою силу, поскольку при Назарбаеве парламент все равно остается управляемым. Однако следующий президент страны будет вынужден с ним считаться, поскольку к концу своего реального пребывания на посту президента Назарбаев инициирует еще более радикальные реформы, ограничивающие полномочия президента страны и передающие часть этих полномочий парламенту. Это вполне благоприятный сценарий, поскольку Казахстану действительно необходима более европеизированная политическая система для дальнейшей интеграции в мировой рынок и в полноценные геополитические отношения.На уровне исполнительной власти Назарбаев экспериментирует довольно часто. Нескончаемая административная реформа предлагает все новые и новые формы и методы государственного управления. Из последнего нововведения – внедрения института ответственных секретарей – стало ясно, что Назарбаев хочет выстроить систему перекрестного контроля на всех уровнях исполнительной власти. Это тоже весьма полезно, поскольку единоличное руководство министерствами в нашем обществе порой приводило к росту амбиций и аппетита у отдельных личностей. На местном уровне исполнительную власть будут контролировать и помогать ей социально-предпринимательские корпорации, основной функцией которых является качественный менеджмент активов регионов. Это своеобразные государственные холдинги на региональном уровне, с той лишь разницей, что на них лежит груз социальной политики. Региональные акимы теперь лишились возможности выстраивать свои мини-царства в пределах области и раздавать земли, недра и другие национальные богатства по своему усмотрению.Что касается судебной системы, в этой сфере еще предстоит поработать. Наиболее неоднозначна ситуация в силовых ведомствах страны. Несмотря на то что в руководстве и МВД, и КНБ сидят проверенные, верные лично Назарбаеву люди, никто не знает, где и как могут быть использованы силы данных ведомств. На сегодняшний день максимум, чего удалось достигнуть президенту, – полностью подчинить себе эти ведомства и поставить их под контроль прокуратуры и друг друга.

Неофициальные взаимоотношения в высших эшелонах власти

Самой сложной по выстраиванию и контролированию для Назарбаева является сфера неофициальных связей и отношений среди казахстанской элиты. Уже порядка 10 лет существующая система «сдержек и противовесов» дает периодические сбои. Однако это можно отнести, скорее, в пассив к тем, кто пытался явно или исподтишка нарушить безукоризненную систему неофициального авторитета президента внутри элиты, поскольку так или иначе все инициаторы интриг или невольные нарушители спокойствия играли на руку президенту – народ все больше доверяет ему, обвиняя в ошибках его окружение. Однако проблема есть. В нашей стране наблюдается жесткая вертикаль верховной власти, плавно перетекающая в многочисленные властные пирамиды: на верхушке находится один из государственных чиновников, а дальше пирамида растекается на родственников, друзей-бизнесменов и т. д. Разрушить ее практически невозможно – восточная ментальность и рыночная экономика очень тесно сплелись в этой системе. Можно эти пирамиды уравновесить путем частых кадровых перестановок, что в последнее время и делает президент. Воспользовавшись опытом Китая, где ни одному крупному чиновнику не дают занимать один пост длительное время, Назарбаев выжимает из человека максимум на одном посту и отправляет на другой фронт работы. В этом плане скидок не делается даже ближайшему окружению. Стоит отметить, что в последнее время мы наблюдаем тот факт, что приближенные Назарбаева за провинности отправляются в «почетные ссылки» или попросту снимаются с постов. В этом плане Назарбаев отличается от лидеров авторитарных государств, которые позволяют своему окружению практически все в обмен на вечную верность и поддержку. В наследство следующему президенту Назарбаев оставит контролируемую элиту, лишив власти особенно опасных и амбициозных, ограничив власть финансово-промышленных групп и выведя на передний план self-maded личностей, опирающихся на методы и опыт первого президента.

Внешняя политика

В сфере внешней политики умалить заслуги Назарбаева невозможно. Именно его стараниями и неимоверными усилиями Казахстан сегодня на мировой арене позиционируется в позитивном ключе, а не в отрицательном, как было на заре независимости. Второму президенту нашей страны останется выстроенная система многовекторной внешней политики с главным ориентиром – Россией. На протяжении 16 лет Назарбаев лавировал между интересами западного мира, исламским сообществом, Китаем и Россией. Экономический рост Казахстана напрямую зависел и зависит именно от геополитического позиционирования, от отношений с иностранными инвесторами.В принципе, в будущем власти страны необходимо лишь поддерживать существующую политику позиционирования Казахстана на мировой арене, постепенно и методично выводя республику на новый уровень международного влияния.

Назарбаев в истории

Немаловажным для любого политического лидера вопросом является оставшийся после него след в истории. Назарбаев для истории Казахстана во всем будет первым. Сегодня его интересуют уже международные ранги и регалии. Лидер СНГ, лидер тюркского мира, руководитель мирного государства, добровольно отказавшегося от ядерного вооружения и в котором проживают в мире представители более 100 этносов, творец «казахстанского экономического чуда» – все эти неофициальные звания Назарбаева также войдут в историю. Идеальным вариантом для него и для страны станет воплощение в жизнь идеи процветания государства в сердце Евразии и после Назарбаева – в период, о котором сегодня больше всех знает, как это ни странно, сам первый президент Казахстана.Вместе с тем не нужно сбрасывать со счетов то, что вся полемика на заданную тему не имеет под собой твердой почвы. У Назарбаева впереди еще очень много времени. Поэтому вполне возможно, что ему самому видится совершенно иной сценарий развития государства. Как мы знаем, президент не только прочно держится в седле, но и отличается неординарностью своевременно принимаемых решений. А посему подобные дискуссии являются в большей степени виртуальными.

Бауржан Адилов, Астана





Источник: Нур-Отан

  Обсудить новость на Форуме