09:16 11.10.2007 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""

<p>Проект республиканского бюджета на будущий год вчера впервые рассмотрен на заседании фракции Народно-демократической партии «Нур Отан» в Мажилисе Парламента

В поисках «финансовой подушки»

Проект республиканского бюджета на будущий год вчера впервые рассмотрен на заседании фракции Народно-демократической партии «Нур Отан» в Мажилисе Парламента. Как подчеркнул вице-спикер палаты, руководитель фракции Бакытжан Жумагулов, от проработки каждой позиции главного финансового документа страны зависит реализация Послания Президента народу Казахстана и партийной платформы, то есть тех обещаний, что давали нуротановцы населению перед выборами.

Основные параметры проекта бюджета-2008 представила председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова. Так, валовый внутренний продукт на душу населения в следующем году планируется довести до 7 994 долларов, что на 1 289 пунктов выше нынешнего показателя. Индекс потребительских цен прогнозируется в интервале шесть — восемь процентов. Прожиточный минимум составит 10 125 тенге с ростом на 14,3 процента. Расчетный курс национальной валюты к доллару в среднем за год — 121,5 тенге. Мировая цена на нефть смеси brent прогнозируется на отметке 60 долларов за баррель.

Минимальный размер заработной платы в республике составит 10 435 тенге с ростом на семь процентов против уровня текущего года. Ставка базовой пенсионной выплаты предусмотрена в сумме 4 050 тенге с ростом по сравнению с нынешним годом на 40 процентов. Минимальный размер пенсии дойдет до 7 888 тенге (увеличение на девять процентов), а месячный расчетный показатель — до 1 168 тенге (рост в семь процентов).

Соответственно, поступления в республиканский бюджет планируются в сумме два триллиона 692,2 миллиарда тенге с ростом против уточненного бюджета-2007 на 28,3 процента. Доходы определены в два триллиона 684,7 миллиарда тенге, что на 31,3 процента выше уровня текущего года. При этом основной источник — налоговые поступления. Расходы же госказны — два триллиона 889,8 миллиарда тенге с ростом на 22 процента. Средства будут направлены на реализацию основных задач и важнейших направлений внутренней и внешней политики, определенных Главой государства в Послании. Так, бюджет социального блока достигнет 32,3 процента к общим расходам, или 6,1 процента к ВВП.

Несмотря на рост всех показателей, руководитель комитета указала на недостатки проекта государственной «сметы». В частности, Глава государства поручал поэтапно два процента социального налога направлять на выплаты пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком работающим женщинам из социального фонда. Однако Правительство намерено начать выплачивать эти средства только с 2009 года. Год от года растут объемы целевых трансфертов из бюджета для регионов. Между тем существующие межбюджетные отношения не позволяют акимам эффективно и своевременно направлять деньги на социально-экономическое развитие областей. Кроме того, уже третий год высший исполнительный орган в нарушение Бюджетного кодекса не может разработать натуральные показатели использования необходимых материальных и нематериальных благ, которые являются ключевым элементом планирования бюджетов всех уровней.

Заложенный в бюджете уровень инфляции в шесть — восемь процентов уже ниже фактически сложившегося. Социальный пакет в главном финансовом документе не полностью соответствует положениям программы партии «Нур Отан». С учетом нынешней ситуации в экономике депутаты ставят под сомнение реальность повышения зарплаты работникам бюджетной сферы, строительство детских садов, школ и профтехучилищ, объектов здравоохранения к определенному сроку. В целом предвыборная платформа партии в проекте бюджета отражена лишь на 25 процентов. В то же время в следующем году Правительство намерено реализовать ряд бюджетных программ, которые могли бы и подождать до лучших времен.

— Накануне выборов мы заявляли о том, что не допустим ситуации, когда удорожание товаров и инфляция «съедят» доходы казахстанцев, — сказал на заседании член президиума фракции депутат Владимир Нехорошев. — Сегодня подъем цен на недвижимое имущество, темпы роста на ипотечное и потребительское кредитование повлекли за собой инфляционные процессы. Ухудшение социально-экономического положения граждан противоречит предвыборной платформе «Нур Отана»!

— Складывается впечатление, что проект бюджета разрабатывали люди, живущие реалиями 2006 года, — добавил мажилисмен Аманжан Жамалов.

Его коллега Кенжегали Сагадиев предложил уже сейчас пересмотреть параметры бюджета — изменить инфляционный коридор, увеличить месячный расчетный показатель и дефицит. В противном случае может резко ухудшиться покупательская способность населения, что грозит социальными волнениями. К формированию структуры поступлений в доходную часть бюджета, считает депутат, нужно подходить теперь очень взвешенно. Ведь в последние годы львиную долю бюджетных прибылей обеспечивали банковский сектор и стройиндустрия — отрасли, переживающие нынче кризис.

Заместитель Премьер-Министра Умирзак Шукеев напомнил собравшимся о том, что Правительство уже нашло механизм, как защитить малоимущих граждан от роста тарифов на электроэнергию и цен на хлеб. Им предназначены надбавки к социальным адресным и жилищным пособиям за счет местных бюджетов. Менять же параметры бюджета в сложившихся условиях нежелательно, поскольку рост государственных расходов сам может подстегнуть инфляционные ожидания.

— Правительство считает выполнение проекта бюджета-2008 реалистичным и полностью несет за это ответственность, — подчеркнул вице-премьер.

Что касается реакции Кабинета министров на подобные катаклизмы при их возникновении в будущем, то вскоре, сообщил У. Шукеев, планируется внести изменения в Бюджетный кодекс, направленные на увеличение правительственного резерва. Он-то, возможно, и будет в дальнейшем играть роль своеобразной «финансовой подушки».

По итогам обсуждения фракция направила в Правительство перечень предложений по включению в проект бюджета для дополнительного финансирования. Общая сумма «прибавки» — порядка 25 миллиардов тенге. В том числе на обеспечение регионов питьевой водой пойдут пять миллиардов, здравоохранение — шесть миллиардов, на образование, в частности, строительство детских садов — пять миллиардов. Еще 8,7 миллиарда планируется направить на повышение прожиточного минимума. Кроме того, Кабинету необходимо предусмотреть и меры защиты малоимущих слоев населения в связи с ростом цен и тарифов. А при разработке перспективного республиканского бюджета на 2009—2011 годы следует основываться на положениях предвыборной платформы партии. Как заключил Б. Жумагулов, в случае принятия упомянутых предложений бюджетный законопроект будет вынесен на пленарное заседание Мажилиса, и законодатели-нуротановцы солидарно проголосуют за его принятие.

Члены фракции также одобрили и направили на утверждение бюро политического совета «Нур Отана» положения о фракции партии в Мажилисе и об Институте парламентаризма НДП. Утверждены положения о консультативно-совещательных органах фракции в нижней палате — Социальном совете, Совете по диверсификации и Совете по связям с маслихатами и институтами гражданского общества. Их председателями избраны, соответственно, депутаты Айткуль Самакова, Кенжегали Сагадиев и Валерий Доскалов. Мажилисмен Аскар Бейсенбаев избран заместителем руководителя партийной фракции, а его коллеги Серик Оспанов и Еркин Рамазанов вошли в состав ее президиума.

Максим ШИМАНСКИЙ

11.10.2007





Источник: Нур-Отан

  Обсудить новость на Форуме