10:30 09.10.2007 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""
Высокое призвание учителя - в современном мире образование и наука выступают одними из важнейших факторов, непосредственно влияющих на уровень развития государства
В современном мире образование и наука выступают одними из важнейших факторов, непосредственно влияющих на уровень развития государства. От состояния научно-образовательной сферы в значительной мере зависят темпы экономического и технологического прогресса, конкурентоспособность нации на мировой арене, ее политическое развитие, состояние культуры и духовности в обществе. Всем известны огромные трудности, которые наше государство испытало в начале своего самостоятельного пути. Но суверенному Казахстану удалось сохранить достаточно высокий уровень образованности населения, перейти к выработке новых стандартов качества системы образования, поставить и последовательно решать вопросы повышения ее конкурентоспособности на международной арене. Несомненно, это оказалось возможным только благодаря самоотверженному труду наших учителей. И самое главное — наши педагоги сумели сохранить в своих учениках высшие человеческие ценности, веру в процветание страны.
Учитель — это, образно говоря, краеугольный камень, на котором держится процесс и образования, и воспитания личности, способной жить и творить в непрестанно развивающемся мире. Он обучает не только знаниям и навыкам, но и терпимости, взаимопониманию, доброжелательности, всему тому, что мы называем общей культурой человека. Поэтому каждый из нас навсегда сохраняет добрые воспоминания о своих учителях.
Праздник — День учителя — всегда настраивает на мажорные ноты, радужное настроение, но вместе с тем именно в эти дни как никогда остро встают вопросы: что делается и что еще предстоит сделать для развития нашего образования, для нашего учительства. У нас, в партии «Нур Отан» и в новом составе Мажилиса Парламента, много педагогов, так что эти вопросы мы очень хорошо понимаем.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что и в прошедшие тяжелые годы, и в сегодняшних условиях интенсивного развития образование всегда выступало одним из важнейших стратегических направлений модернизации Казахстана.
Выдвинутая и последовательно реализуемая Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым Стратегия «Казахстан-2030» предусматривает, что обеспечение качественного роста образовательного и профессионального уровня казахстанцев, человеческого капитала является одним из главных условий достижения ее целей, решающим фактором, который определит конечный успех стратегии. Глава государства постоянно уделяет самое заинтересованное и действенное внимание развитию сферы образования страны и улучшению условий жизни и работы учителей.
В Послании народу «Казахстан на пороге нового рывка в своем развитии» Президент страны говорит о том, что «реформа образования — это один из важнейших инструментов, позволяющих обеспечить реальную конкурентоспособность Казахстана». Современная образовательная система, таким образом, является одним из главных приоритетов Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Именно за такой высочайший статус образования всегда выступала Народно-демократическая партия «Нур Отан» и всегда добивалась того, чтобы педагоги стали одними из наиболее уважаемых и высокооплачиваемых специалистов. И, на наш взгляд, важнейший вопрос здесь — обеспечение достойного социального и экономического положения учителей в обществе, создание всех условий для их качественной работы.
Сегодня, когда экономика страны прочно стала на ноги и в течение целого ряда лет демонстрирует впечатляющие темпы роста, есть реальные и постоянно растущие возможности сделать труд учителя еще более уважаемым в обществе, привлекательным для молодежи. А это зависит от целого ряда факторов — от уровня государственной поддержки и финансирования образования, от строительства современных школ, от условий и уровня оплаты труда учителей.
Еще в 2004 году перед парламентскими выборами в своей программе «Казахстанский путь-2009» партия «Нур Отан» говорила о необходимости увеличения к 2009 году бюджетного финансирования образования в два раза.
И, надо сказать, в этом направлении уже сделано многое, и даже удалось добиться существенного превышения планового показателя. Уже в 2007 году, всего лишь через три года вместо запланированных пяти, расходы республиканского бюджета на образование выросли в 2,3 раза и в абсолютных цифрах превысили 440 миллиардов тенге в год.
Мы прекрасно осознаем, что уровень заработной платы учителей нуждается в существенном повышении. Поэтому начиная с 2006 года учительская зарплата поэтапно поднимается. С 1 июля 2006 года зарплата всего преподавательского состава возросла на 32 процента, а с начала текущего года — еще на 30 процентов.
Однако на этом мы не останавливаемся. На августовские выборы депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов наша партия вышла с предвыборной народной платформой «За процветание Казахстана и благополучие казахстанцев: как мы улучшим жизнь каждого гражданина страны», которая получила убедительную поддержку избирателей. В ней поставлена задача: за предстоящее пятилетие добиться увеличения расходов на финансирование образовательной сферы более чем в два раза и, соответственно, повысить не менее чем в два раза должностные оклады учителей.
В проекте бюджета на 2008 год, который сейчас рассматривается Мажилисом, расходы на социальную сферу (включая систему образования) превышают 32 процента всей расходной части республиканского бюджета. Сопоставляя эти цифры с социальными ассигнованиями в бюджетах развитых стран мира, такой бюджет можно уверенно назвать социальным, а государство — проводящим сильную социальную политику.
Приведенные примеры свидетельствуют о планомерном выполнении наших обязательств перед избирателями. Благодаря постоянному вниманию Главы государства и активной деятельности партии за годы независимости в стране проделана огромная работа по адаптации образования к потребностям демократического общества с рыночной экономикой, последовательно повышается материальное обеспечение и социальный статус педагогов.
На сегодняшний день в стране сложился рынок образовательных услуг, основанный на механизме многоканального финансирования вузов. Идет активная интернационализация системы высшего образования путем взаимного обмена студентами, преподавателями и модернизации учебного процесса на основе международных стандартов.
Последовательно проводится реформа системы образования, осуществляется переход на 12-летний цикл школьного обучения. Внедрен принятый в мировой практике новый механизм формирования студенческого контингента из выпускников школ, основанный на независимом тестировании. Введена многоуровневая система подготовки специалистов, отвечающая международным классификаторам специальностей. Все это позволяет говорить о последовательной интеграции нашей системы образования в мировую. Один из наиболее актуальных вопросов, без решения которого невозможно говорить о такой интеграции, — информатизация системы образования и внедрение новых информационных технологий обучения. Эта проблема также успешно решается.
Вместе с тем в образовательной сфере остается еще много нерешенных проблем. Качество казахстанских образовательных услуг пока отстает от международных стандартов, весьма заметен разрыв между городским и сельским образованием, не хватает центров по повышению квалификации работников образовательной сферы.
На казахстанском образовательном рынке сегодня представлено большое количество учебных заведений всех уровней — дошкольного, среднего и высшего. Таким образом, в системе образования наступил момент, когда обретает актуальность принцип «перехода от количества к качеству». Необходима дальнейшая качественная модернизация казахстанской образовательной системы, которая учитывала бы самые высокие международные стандарты и одновременно была бы направлена на удовлетворение потребностей развивающейся казахстанской экономики.
В соответствии с рыночным подходом важное значение имеет поощрение здоровой конкуренции между учебными заведениями, независимо от того, государственные они или частные. Как известно, большинство вузов США — это частные структуры, и данное обстоятельство не оказывает никакого негативного влияния на качество даваемого ими образования.
Еще недостаточной является и материальная база образования. Известному педагогу Шалве Амонашвили принадлежат глубокие по смыслу слова: «Хороший учитель и под деревом выучит ученика». Но в современной системе массового образования обеспеченность школ помещениями и необходимым оборудованием играет важную роль в обучении. Поэтому в своей предвыборной платформе партия «Нур Отан» поставила задачу строительства не менее 250 новых школ и 50 профессионально-технических учебных заведений. В этом же ряду — и поставленная Нурсултаном Абишевичем задача воссоздания системы дошкольного воспитания, чтобы сделать его максимально доступным, особенно для детей из малообеспеченных семей. Для этого за предстоящее пятилетие будет построено не менее 200 детских садов.
Нужно приближать казахстанское образование к мировым стандартам. Думаю, настала пора провести переоценку качества образования и эффективности управления качеством образования в современной школе. Сегодня все понимают, что образование — это сложный социально-педагогический процесс, а потому критерии его оценки должны быть многообразными и научно обоснованными.
Внедрение современных подходов к оценке качества образования в Казахстане основывается на том, что важнейшими его показателями должны выступать сформированность не только учебных навыков, но и трудолюбия, ответственности. При этом учитывается, что школа призвана сыграть ключевую роль в социализации молодого человека и воспитании его нравственно-духовных качеств. Мне, как математику и педагогу, ясно, что молодое поколение нужно не только снабдить необходимым багажом знаний, но и научить творческому мышлению, что очень важно в дальнейшей жизни каждого человека. Сегодня в Казахстане разрабатывается принципиально новая система мониторинга качества образования, и все мы надеемся, что она будет носить всесторонне обоснованный характер.
В вопросе повышения социального статуса учителей одно из важных мест занимает уровень их жилищного обеспечения. Мы настойчиво проводим линию на то, чтобы государственная программа жилищного строительства стала максимально доступной для учителей. И самое главное — нужно непрерывно улучшать материальное положение и условия труда преподавательского состава по всей стране, включая самые отдаленные районы. Профессия учителя должна повсеместно стать уважаемой и престижной.
Мы предпринимаем все усилия, чтобы укрепить достоинство учительской профессии. Для этого у нас есть все возможности и ресурсы, главный из которых — доверие граждан. И предвыборные обещания выполняются. В недавно обновленном Законе «Об образовании» заложена нормативная база, которая позволит значительно поднять статус и укрепить материальное положение учителей. Мы будем постоянно отслеживать реализацию таких мер — и на уровне Парламента, и на уровне местных маслихатов. Это одна из важнейших задач партии «Нур Отан».
Для достижения тех целей, которые поставлены перед Казахстаном, огромное значение имеет воспитание нового поколения казахстанцев — патриотичных, прогрессивных, конкурентоспособных. А для этого, в свою очередь, нужны педагоги новой формации. Сегодня на всех уровнях представительной и исполнительной власти лежит высокая ответственность — оправдать надежды и доверие учителей и преподавателей, которые своим каждодневным трудом закладывают основу дальнейшего процветания нашей Родины и вкладывают всю свою душу в каждого из своих учеников, в каждого из нас.
Мы в соответствии с политикой Президента страны — председателя нашей партии Нурсултана Назарбаева считаем одной из главных своих задач защиту интересов, социальную поддержку и повышение статуса казахстанских учителей.
Высший долг и главная путеводная звезда каждого Учителя — воспитывать по-настоящему творческие личности, любящие свою Родину. В День учителя хотел бы со страниц газеты поздравить самоотверженных людей, представителей одной из благороднейших профессий на земле, со светлым и замечательным их профессиональным праздником и пожелать доброго здоровья, зримых успехов в обучении и воспитании новых граждан Нового Казахстана — сильного, независимого и процветающего.
Бакытжан ЖУМАГУЛОВ,
первый заместитель председателя НДП «Нур Отан», заместитель председателя Мажилиса Парламента РК
Источник: Нур-Отан
Обсудить новость на Форуме