15:15 13.09.2007 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""

Научный подход Жумагулова

Фракция народно-демократической партии «Нур Отан» предлагает методы повышения эффективности работы мажилиса Во вторник в парламенте руководитель фракции политической партии «Нур Отан» Бакытжан Жумагулов провел первое рабочее заседание со своими соратниками. Тон, а главное контекст выступления руководителя фракции, вселяет надежды на то, что депутаты смогут работать так, как еще не работал ни один созыв мажилиса.

Вместе с тем, как показывает практика, мажилису в свете принятых поправок в Конституцию также нужно реформирование. О том, в каком направлении следует модернизировать работу законодательной власти, и размышляли нуротановцы в Астане.Бакытжан Жумагулов на заседании фракции напомнил, что выполнить поручение президента и предвыборную платформу будет возможно, только создав такую систему взаимосвязей, которая реально выведет «Нур Отан» на механизмы работы правящей партии.– Мы с вами – первый состав мажилиса, который будет работать в новых условиях, определенных инициированной президентом страны Нурсултаном Назарбаевым конституционной реформой. Это уже уровень не «партии власти», а поэтапный переход к методам работы правящей партии, как в развитых демократических странах.Соответственно, требуются новые принципиальные подходы к организации работы нашей фракции. Это отметил глава государства на нашем предыдущем заседании и более подробно – на недавней встрече со мной, – сообщил коллегам Бакытжан Жумагулов. Между тем он отметил, что исторически сложилось так, что настоящего опыта работы в качестве правящей партии у нас еще нет. Поэтому здесь нужен творческий подход, активное участие каждого из мажилисменов и использование опыта зарубежных партий.За последние два года делегации партии «Нур Отан» посетили целый ряд зарубежных стран, встречались с лидерами и парламентскими фракциями крупнейших партий Японии, Южной Кореи, Малайзии, Евросоюза и других стран, заострив внимание на том, как работают партии власти в межэлекторальный период.По словам Жумагулова, первый вывод из этого анализа – то, что после выборов победившие партии переходят на качественно иной – парламентский режим работы.При этом на парламентской фракции фокусируется практически вся основная работа партии.Для этого необходимо использовать целый комплекс механизмов, начиная от партийной дисциплины внутри самой фракции, а в некоторых странах – даже в исполнительной власти, и кончая созданием специальных структур, эффективно помогающих парламентариям решать такой большой круг задач.Что это будут за структуры? Руководитель фракции, «в миру» доктор технических наук, профессор, академик ряда академий, считает, что в этом отношении нужно брать пример с Японии, Германии, Австрии, Нидерландов, США и других стран. В Японии, например, правящая либерально-демократическая партия располагает советом общих вопросов (сэмукай). В Америке налажена подобная работа специализированных исследовательских институтов Демократической и Республиканской партий США, которые способны разрабатывать долгосрочные стратегии политического и экономического развития. Из стен этих заведений в Штатах выходит качественный аналитический продукт, становящийся нередко программой действий для правительств. Аналогичные исследовательские центры ведущих партий эффективно работают и в европейских странах. Зачастую именно эти институты существенно усиливают и парламентские возможности партии, и непрерывную цепочку «партия – парламент – исполнительные органы», считает Бакытжан Жумагулов.Действительно, в условиях Казахстана было бы целесообразно создать нечто подобное и нам для обеспечения эффективных рычагов влияния партии на все стороны жизни страны. Ранее о необходимости такой структуры неоднократно говорили казахстанские эксперты, работающие в основном на разные центры, что не позволяет собрать воедино весь аналитический материал, из-за чего нередко затягивается принятие нужных решений. В этой связи многие политологи, социологи, экономисты обращали внимание на то, что необходимая политическая модернизация в последние годы значительно отставала от темпа экономических реформ, что давало определенный перекос в жизни общества в целом. Этот факт отмечал и Нурсултан Назарбаев. Для устранения перекоса в республике в разные годы действовали различные институты по поиску необходимых сценариев развития государства и его политической системы. Достаточно вспомнить деятельность в этом направлении ПДС, НКВД, Государственной комиссии по вопросам демократизации. Эксперты считают, что их невысокий КПД до последнего времени, пока всю ответственность за результат опять не взял на себя глава государства, был обусловлен отсутствием аналитиков в составе этих советов и комиссий. Действительно, ведь ни у одной из действующих в Казахстане партий нет аналитической структуры, поэтому политики до сих пор нередко смешивают котлеты с мухами, не понимая, что является причиной, а что следствием.Но Жумагулов считает, что аналитические структуры должны быть и еще нескольких типов. По его словам, они будут задействованы в цепочке связи парламентской фракции с исполнительными органами, в первую очередь с правительством. По примеру Политического совета правящего Союза в поддержку народного движения (СПНД) во Франции и Совета по изучению политических вопросов (сэйму тесакай) в ЛДП Японии. В их состав входят руководители партии, парламентарии, представители правительства. Эти структуры решают задачи координации действий представительной и исполнительной власти. К примеру, в Японии через Совет по изучению политических вопросов в обязательном порядке проходят все законопроекты до рассмотрения их парламентом.Создание и работа таких структур является очень важным моментом деятельности правящих партий в демократических странах.Все новшества, предлагаемые Бакытжаном Жумагуловым, направлены на четкое, полное и своевременное законодательное обеспечение реализации политического курса президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева и народной платформы НДП «Нур Отан».Между тем прошедшее заседание фракции подтвердило наблюдения политологов по поводу того, кто будет определять тон и темп работы нового депутатского корпуса. Как и предполагалось, на данном этапе наиболее влиятельной фигурой в мажилисе является не спикер, а председатель партийной фракции, в прямом подчинении у которого и номинально, и фактически находится Аслан Мусин. Такой довольно необычный расклад требует от всех нуротановцев смириться с личными амбициями во имя общих интересов. Что, естественно, невозможно без крепкой партийной дисциплины.Жумагулов этому вопросу уделил особое внимание. По его словам, не просто крепкая, а даже жесткая партийная дисциплина является главнейшим механизмом достижения целей, поставленных перед соратниками, председателем партии и главой государства Нурсултаном Назарбаевым. Теперь руководитель фракции требует от соратников еще большей открытости. Отныне всем депутатам предстоит наладить личную работу со средствами массовой информации. – Думаю, нужно будет разработать специальный медиаплан работы фракции, чтобы каждый из нас принял участие в телепрограммах, выступлениях в прессе, встречах с журналистами для того, чтобы наша работа правильно воспринималась обществом и наши законотворческие инициативы становились предметом широких дискуссий, в результате чего выиграет все общество, – заявил Жумагулов.А то, что в скором времени мы станем свидетелями целого ряда нужных и своевременных инициатив, ни у кого не вызывает сомнения. Уже на следующий день после заседания фракции группа мажилисменов представила пакет поправок в закон «О недрах и недропользовании» и поставила вопрос перед правительством о необходимости проинформировать депутатский корпус о деятельности международного консорциума Agip KCO по освоению месторождения Кашаган на каспийском шельфе. Также на следующем пленарном заседании после собрания членов фракции депутаты приняли постановление, в соответствии с которым рекомендовали правительству до 1 октября внести предложения по мерам социальной защиты населения в связи с ростом цен на хлеб и энергоносители.Все эти вопросы имеют первостепенную важность для нашего народа. Прискорбно только то, что до них почему-то не доходят руки у правительства, которое, видимо, не может без чьей-либо подсказки взять ситуацию под свой контроль. Бакытжан Жумагулов, для того чтобы партия могла действеннее влиять на органы исполнительной власти, предлагает вновь прибегнуть к зарубежному опыту, где уже давно успешно действуют структуры, помогающие партиям работать в парламенте и взаимодействовать с правительством. По мнению политика, для Казахстана было бы целесообразным создать три специализированные структуры: институт парламентаризма, социальный совет и совет по диверсификации.Причем институт парламентаризма народно-демократической партии «Нур Отан» можно было бы создать как учреждение партии, которое взяло бы на себя информационно-аналитическое, научное, экспертное, прогностическое, публицистическое и в какой-то мере организационное обеспечение работы фракции в мажилисе.Две другие структуры – социальный совет и совет по диверсификации – это, по мнению Жумагулова, совещательные органы по ключевым вопросам, за которые партия несет максимальную ответственность перед избирателями. А включение в состав этих советов представителей правительства помогло бы еще до парламентского рассмотрения выявить и в значительной мере разрешить возможные противоречия.Кроме того, от диверсификации экономики зависит будущее Казахстана, его вхождение в мировую элиту конкурентоспособных стран. Это одна из главнейших задач, которые поставлены президентом перед государством. Поэтому, по мнению Жумагулова, социальный совет и совет по диверсификации должны стать не только основой для парламентских инициатив партии, но и важным связующим звеном между парламентской фракцией и правительством. По этому своеобразному каналу можно будет продвигать и обкатывать законодательные инициативы как отдельных депутатов парламентской фракции, так и партии в целом. Создав предложенные органы, мы сможем в организационном обеспечении парламентской деятельности реально приблизиться к уровню ведущих зарубежных партий.Нурсултан Назарбаев, инициировав конституционную реформу, с чего начался переход от президентской модели государственного управления к президентско-парламентской, ставил перед парламентом именно такие задачи. По мнению главы государства, парламент должен стать образцом мобильного законодательного ответа на ключевые проблемы, волнующие население или препятствующие достижению программных целей партии. Завершая свою реформаторскую речь перед соратниками, руководитель партийной фракции отметил, что все предложенные им новшества направлены на эффективную реализацию стратегического курса главы государства:– Президент страны возлагает на каждого из нас и на партию в целом большие надежды, и эти надежды мы сможем оправдать.

Айман ТЫНЫШБАЕВА,Астана





Источник: Нур-Отан

  Обсудить новость на Форуме