14:00 11.09.2007 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""

Конституционные реформы и прошедшие в стране парламентские выборы знаменуют собой начало нового этапа демократического развития и политической модернизации Казахстана

Единство политики и экономикиКонституционные реформы и прошедшие в стране парламентские выборы знаменуют собой начало нового этапа демократического развития и политической модернизации Казахстана. Вместе с тем они являются отражением единства политики и экономики. Об этом глубинном взаимодействии, а также о роли вузов в развитии страны мы беседуем с ректором Казахского экономического университета имени Т. Рыскулова, доктором экономических наук, профессором Али АБИШЕВЫМ.

— Несомненно, между политикой и экономикой существует тесная взаимосвязь. Пример успешной реализации казахстанского пути реформирования общества во многом предопределяется правильностью курса на изначальный приоритет экономики, обеспечивающей фундамент не только функционирования, но и поступательного развития всей политической системы. Но вместе с тем надо понимать, что эти сферы не оторваны друг от друга. Более того, сам критерий социально-экономического и политического прогресса общества зависит от меры целостности развивающегося объекта. Именно системная целостность, системная завершенность и системная полнота составляют объективную основу существования главного критерия прогресса всякого общества. Еще великий философ Гегель говорил, что любая вещь стремится в своем развитии принять свою завершенную, то есть развитую форму, любая система в конечном итоге стремится к своей завершенности и полноте. Что означает: реформирование экономической системы может иметь смысл только тогда, когда в результате этого процесса будет обеспечена также и трансформация политической системы. И именно с этих позиций следует воспринимать произошедшие большие политические нововведения.

— В таком случае можно ли говорить, что нынешние масштабные политические преобразования явились логическим продолжением осуществляемых в стране реформ?

— Именно так. Было бы абсолютно неверным рассматривать их в отрыве от всего того, что осуществляется в обществе в течение уже 16 лет. Сама эта политическая модернизация исключительно необходима для страны, поставившей перед собой весьма амбициозные экономические задачи и планирующей войти в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира. Даже сам факт значительного расширения полномочий представительного органа направлен на придание качественно нового импульса реализации масштабных задач стратегического характера. И здесь следует особо подчеркнуть, что сами по себе эти преобразования явились не следствием скоротечной, подковерной, как некоторые считают, инициативы, а представляются как результат созидательной работы различных политических партий в рамках Национальной комиссии, а также различных диалоговых площадок, на которых обсуждались вопросы дальнейшей демократизации казахстанского общества. Другой немаловажный момент, какой хотелось бы отметить, — усиление роли партий. Даже сам новый принцип формирования состава депутатов по пропорциональной системе позволил именно политическим партиям, а не отдельно взятым кандидатам, представить свои программы и организованно осуществлять агитационные мероприятия.

— В чем заключалась эта работа на примере возглавлявшегося вами районного штаба партии «Нур Отан»?

— Нами было организовано и проведено многочисленное количество акций, встреч, митингов, концертов, турниров в поддержку партии «Нур Отан». Ауэзовский район города Алматы — один из самых больших, поэтому наш штаб большое внимание уделил работе с населением, проводя мобильные агитационные акции, причем даже с применением новых предвыборных политтехнологий. Встречи с избирателями дали нам возможность разъяснить основные положения программы XI съезда НДП «Нур Отан», а также получить многочисленные наказы и предложения со стороны избирателей. Будучи в самой гуще предвыборной кампании, могу сказать, что граждане именно с «Нур Отаном», лично с Президентом Нурсултаном Назарбаевым связывают свои надежды жить в процветающем Казахстане, в мире и достатке. А четкую организацию работы избирательных участковых комиссий нашего района характеризует хотя бы факт высокой оценки со стороны наблюдателей ОБСЕ.

— Не секрет, что реализация важных задач по коренной модернизации казахстанской экономики тесно связана с подготовкой кадров совершенно нового уровня...

— Первого сентября наш университет торжественно праздновал День знаний и в 45-й раз в своей истории начал новый учебный год. И этот старт ознаменовался рекордным для нас набором — почти 4 800 юношей и девушек стали студентами Нархоза, как нередко называют наш вуз. Несомненно, это явилось в какой-то мере следствием правильно и решительно осуществленной Министерством образования и науки оптимизации числа вузов в стране. В результате абитуриенты и их родители отдали предпочтение признанным, с развитой материально-технической и научной базой высшим учебным заведениям. В то же время следует отметить и то обстоятельство, что в течение уже ряда лет КазЭУ имени Т. Рыскулова позиционирует себя как весьма современный университет, с широким перечнем качественных образовательных программ не только основного профессионального образования, но и магистратуры и докторантуры, переподготовки и повышения квалификации, бизнес-ориентированных и корпоративных программ, программ с международным участием наших зарубежных партнеров — ведущих университетов России, Японии, Южной Кореи, США, Турции, Германии, Франции, Австрии, Украины, Болгарии, Венгрии. Некоторые из них осуществляются в КазЭУ на английском языке. Университет одним из первых в Казахстане открыл и успешно развивает программы МВА, дополнив их в этом году программой MBA Executivе, а также совместной программы МВА с МГУ имени М. Ломоносова. Уникальными являются и две наши программы PhD.

В университете успешно реализуется ряд инновационных проектов, ориентированных на перспективные направления экономики, менеджмента, бизнеса, финансов и информационных технологий, в том числе с международным участием. Мы адекватно воспринимаем подчеркнутую в Послании Главы государства задачу распространения модернизации на все без исключения сферы экономики и социальной жизни Казахстана и стремимся осуществить решительную модернизацию всех реализуемых в университете образовательно-профессиональных программ, направленных на формирование основ «умной экономики».

— Какой смысл в это словосочетание вкладывают экономисты?

— Выражение «умная экономика» пока новое для Казахстана. Это императив XXI века, и без него развивать национальную экономику, а тем более полноправно участвовать в глобальной экономике уже просто невозможно. Конечно, и прежде наука, ее достижения высоко ценились в обществе и предпринимательских кругах и весьма энергично осваивались на практике. Но кардинально новой чертой современной эпохи является становление экономики знаний, возникновение «умной экономики», где образование, наука, производство, бизнес объединены в единый саморазвивающийся организм. Каждую из этих частей надо рассматривать не в отдельности, а как единую, целостную и живую систему. И только их тесная интеграция позволит обеспечить ведущие отрасли инновациями.

Всемирный банк использует методику, которая на основе множества показателей показывает соответствие экономики конкретной страны определению «умная». На ее основе может быть составлен рейтинг, позволяющий сравнить разные страны по индексу знаний и индексу экономики знаний. Первый (Knowledge Index) относится к общему потенциалу развития знаний в стране, его называют индексом интеллектуального развития, второй (Knowledge Economy Index) показывает степень движения страны к экономике знаний.

Позиции Казахстана в рейтинге интеллектуального развития, включающего 132 страны, обозначаются 64-м местом. В лидерах — Швеция, Дания и Финляндия. В общем-то, показатели у нас неплохие — но, напомним, в том, что касается нашего потенциала. Если же взглянуть на Knowledge Economy Index, индекс экономики знаний, отражающий реальное продвижение к ней и учитывающий такие показатели, как индекс институционального режима, индекс инноваций, индекс образования и индекс информационных технологий, то обнаружим, что Казахстан находится на 71-м месте.

Мы видим, что существует разрыв между потенциалом и реальностью. У нас индекс образования по сравнению с отдельными странами выше, однако мы отстаем по показателям институционального режима, инновациям, информационным технологиям, НИОКР, патентам и доступу к средствам коммуникаций, в том числе Интернету. И совсем плохо дела обстоят с тарифными и нетарифными барьерами, качеством регулирования, с законодательной базой. То есть потенциал вроде хороший, но встает вопрос: как его привести в действие? И в этом направлении предстоит большая работа, в том числе — выработка соответствующей законодательной базы.

— Но это предполагает также и выработку новых подходов к системе образования, организации науки...

— Нужна современная система образования, способная готовить новые кадры для работы в высокотехнологичных и наукоемких производствах. А это означает более тесную интеграцию научных и образовательных ресурсов, обеспечение взаимосвязи науки и образования с бизнесом и придание высокого динамизма коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок. Пока научно-образовательный потенциал используется недостаточно эффективно в решении важнейших государственных задач, что сдерживает рост национальной экономики. Связано это прежде всего с тем, что наука и образование исторически оказались институционально разделены, а действенной правовой базы и адекватных экономических механизмов их интеграции еще не создано.

Наиважнейшей задачей является трансформация вузовского сектора науки в крупную составляющую национальной инновационной системы страны. В этих условиях новая роль вузов — это не традиционная передача обществу знаний в форме обучения и подготовки специалистов для удовлетворения потребностей экономики (хотя, безусловно, это и необходимо, но становится явно недостаточным). Современный университет может и должен оказывать непосредственное влияние на социально-экономическое развитие, выступать генератором основанных на фундаментальных знаниях и в то же время практически нацеленных инноваций. Ведь везде на Западе университеты выступают в качестве центров науки, технологии и бизнеса.

Сегодня мы находимся в самом начале этой работы, и если мы хотим преодолеть существующую пока инерцию, повернуть вспять деструктивные процессы, сдерживающие развитие науки и образования, надо искать наиболее эффективные пути решения прежде всего тех проблем, которые позволят мобилизовать человеческий потенциал, имеющийся в образовательных и научных учреждениях, активизировать инновационную деятельность преподавателей и студентов, стимулировать креативность, инициативность и творческое начало в университетской среде.

Кенжеболат ЖОЛДЫБАЙ11.09.2007





Источник: Нур-Отан

  Обсудить новость на Форуме