14:45 01.08.2007 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""
Заместитель председателя партии «Нур Отан» и руководитель правления фонда «Казына» отвечает на вопросы «Литера»
Кайрат Келимбетов: Нужно жить так, как будто у нас нет нефти
Заместитель председателя партии «Нур Отан» и руководитель правления фонда «Казына» отвечает на вопросы «Литера».Несмотря на определенную запарку, вызванную предвыборным марафоном, Кайрат Келимбетов нашел время для того, чтобы ответить на наши вопросы. К слову, некоторые вопросы, касающиеся политики «Нур Отана» в области образования, здравоохранения и иностранных инвестиций, поступили в редакцию газеты от наших читателей.- Кайрат Нематович, для многих ваша стремительная карьера в партии «Нур Отан» была, скажем, ошеломляющей новостью. Сегодня, когда страсти по этому поводу несколько улеглись, скажите честно, для вас это тоже неожиданно или вы считаете это очередным этапом вашего пути?- Мой послужной список в основном посвящен госслужбе, и поскольку наша страна движется по известной формуле - сначала экономика, потом политика, и сегодня время политики пришло, я с большим удовольствием решил поучаствовать в партийном строительстве.- Что бы ни говорили, сегодня «Нур Отан» - партия власти, хотя практически у всех партий программы похожи. Как вы оцениваете программу вашей партии и в чем ее отличие от других?- Прежде всего хотел бы сказать, что партия «Нур Отан» - партия лидера, главы государства, и это налагает на нее особую ответственность за реализацию тех инициатив президента, которые за последние 10-15 лет были сделаны. Если мы посмотрим на все инициативы в сфере демократических или в сфере рыночных реформ, то они, как правило, выдвигались президентом последовательно. Была политика преемственности. Вы знаете, что первоначально предполагались очень быстрые рыночные реформы, затем переход к политическим реформам. И так, как президент говорил, так оно и случалось.Сегодня наступает время политического этапа развития, и даже, возможно, оно становится актуальнее экономического, и потому очень важны те конституционные реформы, которые прошли недавно. Вопросы государственного и партийного строительства начинают координироваться между собой, поэтому на партию «Нур Отан» ложится очень большая ответственность именно за построение справедливой системы конкуренции в политической среде.Три тезиса, которые считаю очень важными, выдвигает наша партия: это конкурентоспособное государство, конкурентоспособная нация и конкурентоспособная экономика. Конкурентоспособное государство - это лидерство Казахстана в Центральной Азии и среди стран СНГ, конкурентоспособная экономика - считаю, что ни у одной партии нет внятной и четкой программы по экономическому развитию страны. И конкурентоспособная нация - это вложение государства в человеческий капитал - образование и здравоохранение.Думаю, что именно партия «Нур Отан» может адекватно соответствовать вызовам сегодняшнего времени, и очень важно, что именно она выступила инициатором тех политических реформ, которые прошли в этом году.Если говорить о программах партий, они действительно все похожи, особенно в той части, как нам все разделить поровну (мы уже это проходили в прошлом веке), а многие лозунги чисто популистские и не имеют под собой четкой экономической программы, как и что делать. Единственное и важное отличие партии «Нур Отан» -то, что она знает не только как правильно распределить госдоходы, но и как правильно их заработать.И самым важным ее конкурентным преимуществом является лидер, глава государства, который но всем опросам поддерживается большинством населения. И то доверие, которым пользуется глава государства, автоматически переносится на партию, которую он возглавляет. Хотя партия еще много должна дорабатывать, чтобы соответствовать этому доверию.- Ваши оппоненты, говоря о «Нур Отане», упрекают вас в использовании административного ресурса и почти в монополизме. Как вы прокомментируете этот тезис?- Партия «Нур Отан» выступает за справедливую 'политическую конкуренцию. Основное опасение - что какие-то недоразумения на местном или региональном уровне могут в целом омрачить картину.Потому критикам хотел бы сказать, что не надо путать политику партии, проводимую на центральном уровне, с какими-то проблемами, которые так или иначе могут возникать в процессе...Кроме того, партия представила 126 кандидатов, и это достойнейшие люди нашего общества, которые отдали свои предпочтения партии «Нур Отан».Если говорить о квотировании партии, то, например, в таких успешно развивающихся странах, как Япония, Малайзия, Сингапур, есть очень четкая доминанта правящей партии, которая может править 30-40 лет и от этого эти страны менее демократичными не становились.- Кайрат Нематович, к вам, как экс-министру экономики и руководителю фонда «Казына», наверняка было немало вопросов, касающихся экономического развития страны. Как ваш экономический опыт будет использован в партстроительстве?- Действительно, меня часто спрашивают в последнее время, как можно совмещать работу в фонде «Казына» и деятельность в партии. Я думаю, что совмещать можно, поскольку направление одно и то же. Это реализация тех амбициозных больших стратегических планов, которые глава .государства поставил перед народом Казахстана.Но тут я хотел бы отметить, что ответственность за экономическую политику страны несет не только фонд «Казына». Как раз таки президент сказал, что мы должны все вместе и каждый в отдельности на своем участке отвечать за диверсификацию экономики.Лидер нашей партии говорит о том, что не нужно успокаиваться на достигнутых успехах. Да, мы лидируем по всем реформам среди стран СНГ. Да, нас ожидают большие нефтяные доходы. Но президент постоянно говорит; что не нужно на этом останавливаться. Нужно жить с той мыслью, будто у нас нет нефти. Мы должны быть конкурентоспособными, и, как он сказал, главный вектор экономической политики и главная экономическая составляющая всей платформы «Нур Отана» - это диверсификация экономики.Для меня это особый бальзам на душу. Потому как наша организация является оператором диверсификации или оператором государственно-частного партнерства в этой сфере. Если говорить о том, что сделано за год нашего существования, то мы смогли объединить институты развития, сделать их более открытыми и доступными для бизнеса. С другой стороны, мы смогли увеличить инвестиционную активность. Сегодня портфель проектов институтов развития составляет 5 млрд долларов. А паша задача - увеличить его вдвое в ближайшие 3-4 года. Думаю, это амбициозная задача, и это дает нам хорошую возможность двинуться в сторону изменения структуры экономики.- Сегодня в предвыборной полемике ваши оппоненты высказывают немало упреков о несправедливом распределении нефтяных доходов, а также об ограничении доступа к сырьевым ресурсам иностранных инвесторов в пользу отечественных. Как вы относитесь к таким мнениям?- Прежде всего надо сказать, что нефтяная политика Казахстана в начале 90-х и в середине 2000-х годов сильно отличается. И, кстати, многие из лидеров оппозиционных партий были в свое время ведущими членами правительства, когда проводились реформы в 90-х годах, и именно они были инициаторами привлечения иностранных инвестиций в сырьевые сектора. И я напоминаю об этом не потому, что они делали тогда неправильно, как раз они все сделали правильно на тот момент, так как тогда другого выхода у Казахстана не было. Без иностранных инвестиций в те кризисные годы освоить наши ресурсы не было другой возможности.Другое дело сейчас, когда мы говорим об участии отечественных компаний в развитии сырьевого сектора.Последние несколько лет наша национальная нефтяная компания участвует во всех разработках на условиях 50-процентного участия, и, более того, дальнейшие блоки на шельфе Каспия будут разрабатываться с участием отечественных инвесторов. Это говорит о том, что наши инвесторы выросли, потому как любая инвестиция в нефтяной сектор -это не один миллиард долларов, и 5 лет назад они не могли этого сделать.С другой стороны, сегодня политика государства изменилась - оно готово привлечь все отечественные инвестиции в развитие ненефтяного сектора. И вы, наверное, знаете про программу 30 корпоративных лидеров, которая недавно стартовала. На встрече лидеров казахстанского бизнеса с президентом они подтвердили свою широкую заинтересованность в развитии экономики Казахстана. Те механизмы, которые бы способствовали улучшению инвестклимата, у правительства есть, и думаю, они наиболее адекватные среди всех-тех экономических программ, которые имеются сегодня у других партий.Наши программы направлены на развитие государственно-частного партнерства. Но нужно понимать: на создание условий для развития бизнеса, который должен добиться реальной диверсификации экономики, Казахстан потратит еще долгие годы. Ожидать, что проблему диверсификации можно решить в одночасье, было бы по крайней мере наивно. Нужно учитывать, что в ближайшие годы «фактор нефти» будет увеличиваться в три раза, соответственно, в разы должны расти и наши усилия по диверсификации.А для этого всем надо работать больше и умнее, опережая конкурентов, потому как и геоэкономическое пространство вокруг нас стремительно меняется, бросая новые вызовы.Что касается квотирования иностранных инвестиций в несырьевом секторе - это большая ошибка, как раз мы должны больше привлекать, так как чем больше инвестиций придет в несырьевой сектор, тем лучше будет для экономики Казахстана. В любой развитой демократической стране мира приветствуются иностранные инвестиции, ни о каких квотах речи быть не может.Например, мы считаем, что идеальная модель прорывного проекта -когда три стороны - иностранный инвестор, казахстанская компания и государство - поровну разделяют между собой финансирование, в том числе и риски, т.е. по 30 процентов каждый. Государство в данном случае определяет приоритетные отрасли экономики и обеспечивает поддержку, а инвесторы, вкладывая свои средства, напрямую заинтересованы в эффективности их использования и получении доходов от производства.-' Все, что вы говорите про наши грандиозные проекты, конечно, хорошо, мо даже сегодня экономике не хватает специалистов, не говоря уже о высококвалифицированных кадрах, которые нужны будут в ближайшие годы для осуществления планов по инновационному развитию. Откуда мы будем брать столько профессионалов как в управленческой сфере, так и по всем отраслям?- Начав реализацию стратегии индустриально-инновационного развития, мы понимали, что эта задача нелегкая и ответственная. В рамках исполнения этой стратегии заложены и программы по реформе системы образования. Это подготовка и развитие собственного человеческого капитала. Вы знаете, что сейчас действует государственная программа развития образования до 2010 года и там заложены большие финансовые ресурсы. Прежде всего, на увеличение качества подготовки кадров от школьного уровня и заканчивая университетом. То есть ставится задача, чтобы университеты в Казахстане в среднем соответствовали международным стандартам.Важная инициатива главы государства была о строительстве 100 школ. Начиная с этого года и в ближайшие 2-3 года должны построить школы там, где их не хватает и где ученики учатся в три смены. И это не просто задача строительства, это задача подготовки новой системы кадров, новых учителей. Думаю, очень важно, что сектор образования стал приоритетом не только Министерства образования, а всего правительства, парламента, партии.Это тот вопрос, по которому возможны политические дискуссии. Не просто заявлять, что у нас образование некачественное, а предлагать конкретные меры и главное - участвовать в этом. Ведь никто, кроме нас самих, этого не сделает, только в сказках есть волшебники. Нам нужно довести качество наших образовательных учреждений до международного уровня. Для этого нужно создавать университеты в самом Казахстане, открывать филиалы ведущих мировых вузов.Кроме того, ежегодно государство финансирует обучение трех тысяч студентов в лучших вузах мира. Это беспрецедентная для СНГ практика, которая будет совершенствоваться, и количество таких студентов будет увеличиваться. Те люди, которые получат образование за рубежом, принесут знания и компетентность непосредственно в Казахстан.Неизбежно также то, что в результате реализации всех наших экономических программ определенное количество специалистов мы будем приглашать из-за рубежа. И это должно стать частью грамотной миграционной политики. В Казахстане уже работает много нелегальных иммигрантов из соседних стран, по которым у нас нет достоверных цифр. Это реальность, и мы не должны делать вид, что проблемы не существует, нужно на государственном уровне договариваться о правилах игры с нашими соседями в рамках существующих страновых объединений.
Петр Караваев
Литер (Алматы), фР140 (839), 31.07.2007г.
Источник: Нур-Отан
Обсудить новость на Форуме