16:45 25.07.2008 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""
Рубикон перейден
Наша газета продолжает публикацию глав из книги первого заместителя Председателя НДП «Нур Отан» Адильбека Джаксыбекова «Так начиналась Астана. Записки первого акима столицы». Новый век Казахстан встречал с новой столицей. Это было символично. И очень ответственно: Астана должна была встретить рубежную дату достойно.
Работа была проведена большая и, по общему мнению, результативная. В акимате создали специальную творческую группу, которая занялась подготовкой праздника. Идея была проста: во дворце спорта «Алатау» вместе с Президентом и политической элитой новый век мог встретить любой казахстанец, купивший на этот праздник билет (билеты были распределены по всем регионам страны). Большая арена «Алатау» превратилась в одну сценическую площадку. Собралось свыше пяти тысяч человек. Многие были не просто гостями, а участниками грандиозного праздника: отсюда шел прямой эфир на все области Казахстана, оттуда, в свою очередь, праздничные интервью и народные гуляния транслировались на экраны, установленные в главном на то время зале страны.В «Алатау» выступали популярные артисты России, Казахстана, зарубежья, среди которых были известная скрипачка Ванесса Мэй, Алла Пугачева, Роза Рымбаева.Словами трудно передать, какое настроение царило в столице, других городах. Тон веселью, как всегда, задавал Нурсултан Абишевич.Удалось добиться главного: в те часы, в тот самый рубежный миг смены веков и тысячелетий было зримое единение народа Казахстана. Вокруг новой столицы. Вокруг Президента.…Если смена веков и тысячелетий была рубежом, скорее всего, психологическим, то вот физическим, зримым рубежом для Астаны с самых первых дней XXI века стало обустройство столицы на левом берегу Ишима.Как в свое время переход Юлия Цезаря Рубикона - пограничной реки Древнего Рима, так и переход Астаны с правого на левый берег нашей степной реки был твердым и решительным поступком, означавшим новый этап строительства и развития главного города Казахстана.Мы сделали большие макеты застройки Левобережья. Написал слово «макеты» и поймал себя на мысли, что тогда, в те дни, представлялось: все это воплотится в жизнь не скоро, в каком-то далеком будущем. А сейчас, глядя на новый центр столицы, постоянно удивляюсь, как быстро все превратилось в реальность, хотя сам был непосредственным участником строительства.Президент смотрел эти макеты прямо на Левобережье. Чаше всего - по пути из аэропорта в город. Останавливался, смотрел на эскизы, на простиравшееся вокруг пустое пространство.Здесь были в основном болотистые места, особенно у русла реки, куда на машинах невозможно было добраться. Поэтому сюда с архитекторами прилетали на вертолете, приземлялись прямо в камышах. Раздвигали их, смотрели, где будут располагаться офисные здания, жилье.По генплану новый центр столицы, включая все основные административные, общественные, культурно-зрелищные учреждения вместе с жилыми комплексами и торговыми центрами, должен был формироваться как целостная в градостроительном отношении система ансамблей.Причем каждый из этих ансамблей на всех этапах застройки должен был последовательно завершен. Другими словами, закончено одно - начинается другое.Основным структурным элементом нового центра предусматривалась система трех площадей. Главная из них - площадь у Резиденции Президента (рядом предполагалось разместить Дом министерств, высотные здания Сената и Мажилиса, 4-этажное здание Верховного суда, концертный зал, выполненный в современном стиле в виде наклонных пластин-стен), затем - вокруг монумента Независимости и третья - Круглая площадь.Связывать их должна была композиционная ось - Водно-зеленый бульвар.Старому городу явно не хватало широких улиц, бульваров, аллей, зеленых насаждений. Поэтому отличительной чертой Левобережья решено было сделать трехкилометровую пешеходную эспланаду (тот самый Водно-зеленый бульвар), вокруг которой и формировался бы новый центр столицы.Итак, с чего начинать? Вопрос был, конечно, архитектурный, но больше - политический. Ведь по первому зданию люди, в том числе и инвесторы, будут судить в целом о новом городе, его масштабах, перспективах. В конце концов, мы должны были сами обрести уверенность в себе, в своих силах и возможностях.Так родилась идея возвести самое высокое в стране административное здание. Были предложения сделать его 50- или даже 60-этажным. По имеющимся средствам решили остановиться на 35-этажном и разместить в нем два министерства: транспорта и коммуникаций, а также индустрии и торговли. Плюс национальные компании «Казахстан Темир Жолы» и «Казахтелеком»Поскольку нацкомпании, входившие в систему Минтранскома, были заказчиками, то здание получило и соответствующее название - «Транспорт Тауэр». Возводила его корпорация «Базис А» - лучшая на то время строительная компания в Казахстане.Во всяком деле есть скептики. И это даже неплохо: в спорах с ними оттачивается правота. В этом же проекте сомневающихся было несколько больше, чем надо. Зачем, мол, посреди бескрайней степи строить такое высоченное здание? Места что ли мало?На это наши архитекторы отвечали не столько профессионально, сколько поэтически. Мол, во всякой планировке есть две главные составляющие: горизонталь и вертикаль - два вечных символа притяжения Земли и ее преодоления. Преодоления Человеком.Так вот, «Транспорт Тауэр» вполне стал таким символом. Применительно же к этому конкретному случаю я бы добавил: символом преодоления трудностей, неверия, боязливой осторожности, старого взгляда на сущее и будущее.Теперь же бывшие скептики, как и все астанчане, гордятся этим сооружением столицы. Оно действительно красиво, и необычно переливающийся на солнце высокий золотистый парус словно наполнен свежим ветром Сары-Арки.На примере возведения 150-метрового «Транспорт Тауэра» у некоторых может сложиться впечатление, что в застройке Левобережья тогда присутствовал некий волюнтаристский подход к решению архитектурных задач.Нет, конечно. Имелся утвержденный Главой государства Генеральный план, согласно которому и шла застройка нового центра столицы. Но вот реализация отдельных его деталей - здесь да, творческие находки не возбранялись. Скорее приветствовались.Другая такая «находка» должна была обрамлять Круглую площадь, стать своеобразными воротами, порогом на Водно-зеленый бульвар, ведущий к главной административной площади у будущей Резиденции Президента. Это должно было быть что-то монументальное, широкое, длинное, видное из многих точек города.Президент обратился к энергетикам, которые, как мы знали, в этот момент с иностранными компаниями рассматривали варианты строительства здания своего министерства.Нурлан Утебович Балгимбаев, который в то время был президентом «КазМунайГаза», презентовал проект этого здания, где, кроме самого Минэнерго, должны были разместиться компании «КазМунайГаз» и «КазТрансОйл».Проект был действительно оригинальным: два 20-этажных террасных корпуса соединялись переходной галереей, парящей на высоте 10-13 этажей. Рядом со сдвоенными высотками, по нисходящей - выполненное в таком же террасном стиле 7-этажное здание Евразийского банка.Своеобразное решение было найдено и по самой Круглой плошали. Она должна была стать двухъярусной. Нижний ярус, имеющий террасообразную форму и отметки ниже «уровня земли», предназначался для пешеходов. Верхний - для автотранспорта. Таким образом, движение людей и машин разделялось.Но как проложить через площадь автомагистраль, ведущую в аэропорт, - под землей или над землей? Вокруг этого велись серьезные споры. Большинство склонялось к подземной развязке. Это, мол, и дешевле, и освобождает пространство перед зданием Минэнерго.Старались убедить в этом и Нурсултана Абишевича: мол, надземное инженерное сооружение (иначе говоря, мост) загромоздит прилегающее пространство, испортит площадь.Наши же архитекторы твердо стояли на своем. Причем делали акцент на эстетику: проезжая это место под землей, горожане и гости Астаны не смогут любоваться открывающейся перспективой нового центра столицы - от Круглой площади к монументу Независимости и Резиденции Президента.Если есть что показать, то зачем это прятать? Да еще под землю?Уже и не вспомню, сколько по Круглой площади заседало экспертных и всяких прочих советов да совещаний. Много. На последнем из них Нурсултан Абишевич, внимательно изучив все предложенные варианты, взвесив все «за» и «против», все же принял сторону городских архитекторов. Правда, взяв с них слово, что автомобильный мост органично впишется в создаваемый ансамбль.Время подтвердило «эстетическую» точку зрения. Вышло так, что автомобильный мост не испортил, а, наоборот, украсил Круглую площадь. 350-метровая ажурная эстакада легкой стремительной дугой соединила края площади, придала архитектурному ансамблю многоуровневый и, действительно, законченный вид.Теперь отсюда прекрасно виден и новый центр Астаны, и сама Круглая площадь, ставшая излюбленным местом отдыха маленьких и взрослых горожан. Здесь фонтаны (по вечерам они украшаются светомузыкой), вокруг которых пешеходные дорожки со скамейками, лужайки со скульптурными конями, магазины с крытыми парковками, отделения банков, рестораны, кафе.Современно, функционально, удобно, а главное - красиво.Главная же изюминка Водно-зеленого бульвара будет в том, что он будет представлять собой крытые галереи, а над площадками отдыха будут прозрачные купола пирамидальной формы. Эти крытые галереи будут соединять эспланаду со всеми прилегающими к нему административными и жилыми зданиями. Так что зимой, в наши неслабые морозы и метели, люди из дома на работу могут запросто ходить раздетыми.Не правда ли, почти фантастическая картина? В прямом и переносном смысле получается: новый центр Астаны - это город будущего.Было предусмотрено, что Водно-зеленый бульвар перед Главной площадью будет заканчиваться каскадом музыкальных фонтанов. И тут тоже не обошлось без споров. Хотя аргументы противников сильно уж весомыми не были: зачем, мол, нам в таком суровом климате фонтаны. Собрали и показали им фотографии фонтанов в городах примерно с таким же и даже еще более суровым климатом.Хотя что тут было спорить? Фонтаны в наше жаркое и засушливое лето просто необходимы для создания нужного микроклимата. А зимой, впрочем, как и летом, да вообще круглый год - они как архитектурные ансамбли радуют глаз, создают определенное настроение у людей, придают городу особый колорит и привлекательность. А ведь на Левобережье были заявлены фонтаны просто уникальные. Каждый - произведение искусства. Впрочем, как и должно быть в столице.
24.07.2008
Источник: Нур-Отан
Обсудить новость на Форуме