18:01 01.07.2008 | Все новости раздела "Партия "Нур-Отан""

Председатель Мажилиса примет участие 3 июля в открытии в Астане памятника Алие Молдагуловой, сквера «Евразия» и монумента «Два солдата»

10-летие столицы: Председатель Мажилиса примет участие 3 июля в открытии в Астане памятника Алие Молдагуловой, сквера «Евразия» и монумента «Два солдата»         Астана, 1 июля, Дом Мажилиса.  В рамках празднования 10-летия столицы Председатель Мажилиса Аслан Мусин примет участие 3 июля в открытии в Астане памятника Алие Молдагуловой, монумента «Два солдата» и сквера «Евразия».      Церемония открытия мемориального комплекса «Алия», установленного Актюбинской областью состоится в четверг, 3 третьего июля на пересечении проспекта Победы и улицы имени 9 мая  в 12-00 часов.          Открытие сквера «Евразия», благоустроенного Западно - Казахстанской областью, пройдет в тот же день 3 июля по адресу: проспект Сарыарка угол улицы Кенесары в 12 ч. 10 минут.     Открытие сквера, благоустроенного Северо-Казахстанской областью, где установлен монумент «Два солдата» состоится также в четверг, третьего июля в 12-20 ч. Адрес:  проспект Победы - проспект Богенбай батыра.       (Ниже приводится пояснение по трем названным объектам) 

ХХХ 

Алия Молдагулова Молдагулова Алия Нурмухамбетовна родилась 25 октября 1925 года в ауле Булак Кобдинского района Актюбинской области.Рано потеряв родителей, Алия воспитывалась в семье у дяди. Затем училась в г. Ленинграде.В 1942 году Алия Молдагулова добровольно вступила в Красную Армию. В 1943 году окончила Центральную женскую школу снайперской подготовки. С 1943 снайпер 4-го батальона 54-й отдельной стрелковой бригады (22-я армия, 2-й Прибалтийский фронт). На е счету свыше 30 уничтоженных солдат и офицеров противника.Алия Молдагулова геройски погибла 14 января 1944 года в бою за деревню Казачиха (Новосокольнический район Псковской области), когда ей не исполнилось и девятнадцати лет. Похоронена в деревне Монаково Новосокольнического района Псковской области.Звание Героя Советского Союза Алие Молдагуловой присвоено посмертно 4 июня 1944 года. Награждена орденом Ленина.Своим беззаветным героизмом Алия прославила свою страну и народ. Ее имя носят поселки, улицы и школы не только в Казахстане и странах СНГ.На улице Алии Молдагуловой в Санк-Петербурге установлен бюст и ее имя носит школа (фб40). На улице Алии Молдагуловой в столице РФ г.Москве ее именем названа школа (фи91), установлен бюст и мемориальная доска. Именем Алии названо судно ММФ. В городах Актобе, Новосокольники (РФ) и на родине героини установлены памятники. В г.Актобе именем героини названа одна из самых больших аллей и создан мемориальный музей Алии Молдагуловой.Казахский народ свято чтит имя своей героини. Скульптура Фигурные      композиции     скульптуры     Алии     Молдагуловой выполнены из бронзы (в две натуральных величины высотой 3,8 метра).Автором является скульптор, член Союза художников РК, лауреат премии Ленинского комсомола, международной премии имени Жамбыла, доцент Абишев Бахытжан Алимбаевич.Алия представлена перед нами в образе худенькой, хрупкой девушки, Как и тысячи ее сверстников, она была рождена для мирной жизни, учебы и любви. Но, в силу трагических обстоятельств, юная Алия, которой едва исполнилось девятнадцать лет, погибла, проявив мужество и героизм. Как и ее предки - казахские батыры, защищавшие свою страну от захватчиков - Алия Молдагулова восславила стремление к свободе, независимости. Алия Молдагулова вобрала в себя самые лучшие черты своего народа.Композиция рельефа выполнена в бронзе размером 30,66 х 2,4 (м). Они разделены на исторические части, посвященные определенным этапам героической истории казахского народа.На левой половине барельефа передан образ Великой Степи, дух кочевников и наши великие предки, мудрецы и батыры. На левой ее части символически объединены великий акын-свободоборец Курмангазы и хан-объединитель Аблай. Они одобряют путь отстаивавших независимость своего народа Исатая и Махамбета, продолжателей дела освобождения Отчизны, берущего истоки в древние времена саков и гуннов.Изображение фигур на левой части барельефа гармонично дополняют архитектурные фрагменты жизнедеятельности степняков. Они представлены сохранившимися через многие века до нынешних времен редкостными образцами незаурядных погребально-культовых сооружений. Воздвигнутые номадами кесене и мазары, привлекая сегодня пристальное внимание отечественных и зарубежных историков и архитекторов, являются характерными памятниками степной культуры.На правой части барельефа отображена современная история Казахстана. Она передана начиная от антиколониального восстания 1916 года до гражданской войны. Великая Отечественная война, принесшая много горя, сплотила все народы и потребовала появления новых героев. Все поднявшиеся за борьбу с захватчиками народы навека запомнили имена Бауржана Момыш-улы, Алии Модагуловой и Маншук Маметовой, проявивших беспримерный героизм, их образы также запечатлены на барельефе.Развитие целины, космической эры и подъем индустриального суверенного Казахстана завершают общую картину барельефа.Историческая эпопея за памятником красноречиво представляет народ, к которому относилась юная и самоотверженная его героиня - Алия Молдагулова.Автор барельефа - скульптор, член Союза художников РК, Лауреат Государственной премии РК, профессор Сергебаев Ескен Аманжолович.Архитектурно-планировочное решение мемориального комплекса Алии Молдагуловой состоит из:двух полукруглых сооружений из бетона для монтажа скульптурного рельефа, двух фонтанов, 6-ти тумб для светильников, облицованных красным гранитом, пьедестала скульптуры размером 1,73 х 1,5 (м), выполненного из цельного красного гранита, расположенных в передней части скульптуры площадки размером 14 х 5,5 (м) и главного цветника, облицованного красным гранитом.Ступени вокруг комплекса по периметру и 12 цветников с обрамлением выполнены из серого гранита, в комплекс входят 12 скамеек, выполненные из дерева и чугунного литья. Посажено 14 елей, установлено 12 светильников.Мемориальный комплекс Алии Молдагуловой станет одной из достопримечательностей столицы суверенного Казахстана, местом для посещения и отдыха жителей и гостей города Астаны. Комплексу предназначено стать знаковым объектом для эстетического, культурного и патриотического воспитания молодежи.Авторами мемориального комплекса Алии Молдагуловой в г.Астане являются скульпторы Абишев Б.А. и Сергебаев Е.А., заслуженный архитектор Казахской ССР, Лауреат Государственной премии СССР Кацев В.З., архитектор Айнабеков Ж.В возведении скульптуры и строительстве мемориального комплекса Алии Молдагуловой в г.Астане принимал участие главный архитектор Актюбинской области, почетный архитектор Республики Казахстан Егимбаев Б.С. 

ХХХ

 Сквер «Евразия»  Западные ворота Казахстана - так называют Приуралье. И это вполне справедливо по отношению области, лежащей на крайнем западе республики и в географическом плане, объединяющей два континента - Европу и Азию, условно разделяемых рекой Урал. Вполне справедливо это определение и для нашего областного центра - Уральска, овеянного ветрами многих исторических эпох, города, стоящего на перекрестке древнейших караванных путей, с незапамятных времен связывающих народы Востока и Запада. Этим и предопределена историческая судьба города, ставшего центром и олицетворением весьма обширной территории, его сегодняшнее предназначение в роли своеобразного евроазиатского моста, соединившего разновекторные интересы и понятия в единое целое.Именно идея своеобразного евразийского моста, объединяющего два континента - Европу и Азию принята в основу концепции сквера «Евразия» в Астане. Центральной композицией сквера является монумент «Евразия», который состоит из двух лепестков, обтекающих священный шанырак, - как символ процветания, благополучия и дружбы.Территория сквера расположена вдоль проспекта Сары-Арка, в границах между пр.Абая и ул.Кенесары и занимает площадь в 1,3 га. По архитектурно-планировочному решению территория сквера условно разделена на азиатскую и европейскую зоны с устройством вдоль по оси сквера пешеходной связи, с размещением на ней входных ворот в виде арки-пропилеи, садово-парковых скульптур и объемно-пространственной композиции - «Евразия».Центральная архитектурная композиция размещена в центре сквера на границе европейской и азиатской зон и выполнена в виде двух дугообразных стел символизирующих движение двух континентов Европу и Азию навстречу друг другу, а также являющихся частями бесконечно развивающихся спиралей, стремящихся к единству (объединению), поэтому логично, что, завершающим элементом композиции в роли условного моста связывающий эти континенты выступает объединяющий элемент, символ единства - шанырак, в данном случае олицетворяющий добрососедство стран Азии и Европы. Четыре подвески на шаныраке обозначают объединение в единое целое четырех сторон света Севера, Юга, Востока и Запада. В самом центре основания на стилобате   устанавливается круглый, рельефный диск на котором в виде логотипа изображены геометрические знаки-   круг и квадрат, условные символы - Европы и Азии, в данном случае обозначающие Евразию, и являющиеся графическим отображением слов Первого Президента РК о том, что г.Астана станет духовной столицей и сердцем Евразии, а также надпись, что данное сооружение является подарком столице нашей Республики - Астане от Западно-Казахстанской области.Вся архитектурная композиция установлена на круглом, трехступенчатом основании на стилобате. Идейно-смысловое значение всей композиции выражается словами - «Евразия - наш общий дом».Входные ворота двух частей сквера выполнены в виде арки-пропилеи:- в азиатской части в форме полукруглых арок;- в европейской части в виде арок квадратной формы.Изображение парковых скульптур.Садово-парковые скульптуры размещены симметрично с каждой стороны по три фигуры символизирующие собой: Интеллект, духовность, быт, географическое положение европейцев и азиатов.В Азиатской части представлены:Кобыз (казах, кобыз) — казахский национальный музыкальный инструмент. Не имеет верхней доски и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырм полушара, с приделанной к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки. Струны, навязываемые на кобыз в количестве двух, свиваются из конских волос. Играют на кобызе, сжимая его в коленах (как виолончель), коротким смычком....И вечность играет на немИстория этого казахского музыкального инструмента уходит в глубь веков. По существующей легенде, кобыз создал Коркыт и наделил его могучей таинственной силой. Говорят, звуки кобыза могли изгонять злых духов, лечили болезни и даже отвращали смерть.Это было не очарование музыкой и не потрясение, а тревожное проникновение в глубинную природу звуков, а, может быть, и в вечность. Наверное, не зря музыку кобыза называют космической, связывающей наши души с вечностью.Сосуд- торсык, выполненный в стилизованной форме с изображением с обеих сторон - циферблата указывающего арабскими числами время-10,соответствующая юбилейной дате и надписи- «Азия» выполненной арабскими буквами. Здесь торсык исполнен как элемент быта, символизирующий мудрость, утонченность, а наряду с арабскими числами и буквами - глубокий интеллект народов востока (Азии).Музыкальный инструмент домбра - символизирует духовность, представляет культуру Азии. Скульптура изображена в виде фигуры человека с домброй, олицетворяющей его душу (казак,- казак емес, домбра казак).         Для Азии как самое распространенное животное изображена фигура овцы. У казахов есть мудрое изречение, которое гласит - «Время когда жаворонок вьет гнездо на овне». В этих словах заключено символическое и глубокое философское понимание свободы, независимости и мира. Гнездо на овне -это символ спокойствия и мира. Рога у животных- это символ оружия изащиты. А жаворонок - символ независимости и свободы.В Европейской части соответственно изображены : Кубок - издревле характерный для быта европейцев сосуд, выполненный в стилизованной форме, как символ триумфа человеческого разума и достижения победы. Верхняя часть кубка выражает радость бытия, созидания и вдохновения. Стрелки стилизованных часов показывают римской цифрой число 10 , т.е. десять лет созидания и расцвета столицы Астаны и наряду со словом «Европа», написанном латиницей и кириллицей с двух сторон кубка, отображают интеллект европейцев.Скрипка - изображена как классический музыкальный инструмент, отражающий культуру и духовное богатство Европы. Звуки скрипки, исходя с Запада, укачивали колыбель Востока (степи Азии). Медведь - типичный представитель европейских лесов, невольно ассоциируется с Россией, давним и добрым соседом Казахстана в европейской части континента. Медведь изображался в гербах многих европейских государств, как символ свободы, независимости, дружбы и миролюбивого добрососедства. «Ровесник Астаны» С детства в нашей памяти остаются неизгладимые и ни с чем не сравнимые впечатления раннего утра. Сидящий мальчик глядит на восход солнца, охваченный мечтой о будущем. Мальчику 10 лет, он ровесник родного и любимого города Астаны. В мечтах, обняв колени, он смотрит в небо через шанырак, символизирующий единство необъятных просторов нашей родины на пространстве Евразии, и размышляет о своем будущем, которое неразрывно связано с будущим Астаны. В это время над мальчиком, возле своего гнезда, кружат ласточки, символизирующие мир и тишину. Окно в совокупности с ласточками, над которым они свили гнездо, символизирует собой благоплучие и покой дома, в котором растет и воспитывается малыш.Казахский народ издавна мечтал о своей независимости и свободе. Независимому и свободному Казахстану 17 лет. Столице нашей республики Астане -10 лет. Эта работа - посвящение сбывшейся мечте. Мальчик, ровесник Астаны - ее олицетворение. Концепция эмблемы «ЕВРАЗИЯ» В предлагаемой эмблеме круг - символическое обозначение Азиатского континента, Совершенство без признаков начала или конца, как некая тайна. Квадрат - символическое обозначение Европейского континента, как символ стабильности надежности и порядка. Взаимосочетание круга и квадрата - взаимопроникновение и взаимообогащение двух культур.Волна между двух фигур - символ воды, жизни и непрерывного движения   - связующий элемент двух начал (река).Цвета;Желтый - символ солнца, тепла Синий - символ небес, мечты Белый -    символ чистоты помысловКруг Круг - во всех культурах считается изображением исключительности, неделимости и совершенства Вселенной. Все другие символы и конфигурации отражают различные аспекты глубокого и законченного совершенства круга и сферы.Круг - первая и вместе с тем постоянно совершенствующаяся форма обретения опыта живых организмов. Он со светом, видимый источник которого - Солнце.Круг - это универсальное множество, Единство и Законченность. Совершенство без признаков начала или конца. Круг заключает в себе все творение, Абсолют.Круг представляет циклические силы, сокращающиеся и расширяющиеся космические ритмы. В основе этого образа лежит представление о том, что время не имеет ни начала, ни конца. Космическое соответствие круга - расширяющаяся Вселенная, его числовое соответствие - ноль.Квадрат Квадрат -это субстрат, вместилище и основа проявленного мира. Квадрат обозначает точки земного шара, соответствующие четырем главным направлениям. Его числовой эквивалент - 4. «Четверка» есть символ мира, расширяющегося по четырем направлениям, объединенного в горизонтальные и вертикальные пары противоположностей, символ тотальности Космоса. Квадрат - форма порядка и совершенства, опора геометрии пространства.Эта фигура символизирует стабильность. Ее вибрации: надежность, порядочность, спокойствие.Квадрат связан с такими идеями, как число 4, абсолютное, равенство, простота, прямота, единообразие, порядок, правота, истина, справедливость, мудрость, честь, земля.По обе стороны центральной композиции (два крыла) расположеныусловные зоны Восток - Запад, Азия - Европа.Входы в зоны Азия - Европа зафиксированы условными композициями в виде порталов - арок:Стрелообразная арка - АзияПрямоугольная арка - ЕвропаСимволичное значение арки (у всех народов мира) - определенноепространство очищения, проходя через арку человек должен очиститься отпосторонних помыслов и дальше идти с чистыми намерениями.Малые архитектурные формы так же состоят из нескольких разноцветных геометрических фигур:Круг - АзияКвадрат - ЕвропаПо форме одинаковые, расцветки разные говорит о том, что мир состоит из единства многообразия.Автор концепции сквера «Евразия» и руководитель проекта:Акчурин А.Х., Искендиров Н.К.,Садыков К.Б.Дияшев К.К.,Базыкен Б.З.,Каюпов Б.С., Альпеисов Р.Ж.,Незнанов В.С.Дапаев П.Н.Авторы текста: Акчурин А.Х., Садыков Х.Б., Конысбай Б. Н., Кияшев   К. К. Скульпторы: Бекешев Е.О.(Ровесник Астаны) Жубангалиев И.Ж.(Ккбок) Ергалиев А. (Торсык) Сеитимов А. Г. (скрипка) Сарманбеков Т.Р.(Медведь) Оразгалиев К.О.(Кой,Кобыз) 

ХХХ

 Два солдата Благоустроенный сквер расположен в центральной части города Астаны, на пересечении проспектов Богенбай батыра и Победы.В центре сквера расположена скульптурная композиция с фигурами воинов Великой отечественной войны.Проектом благоустройства предусмотрено разбивка главной аллеи от проспекта Богенбай батыра до здания музыкальной академии, ориентированной на скульптурную композицию.Вначале аллеи расположен архитектурный элемент-декоративная арка.Между основными элементами сквера размещена площадка отдыха со 22-скамейками, 14-урнами и на одной из площадок - беседка для отдыха.Для благоустройства сквера размещены 20-светильников, локальная подсветка основных элементов - скульптурной композиции, арки, беседки.Вдоль главной аллеи посажено 38-елей.В центральной части сквера посажено разбивка цветников на 252 м.кв..На площадках и дорожках покрытие из 3260 м.кв. брусчатки. Скамьи, светильники, урны отлиты из чугуна.В открытии принимают участие:  аким Северо-Казахстанской области Белялов Серик Султангазинович;





Источник: Нур-Отан

  Обсудить новость на Форуме