00:15 30.11.2007 | Все новости раздела "Народная Партия "Алга" (ДВК)"

Республика - что важнее – нефть или демократия?



Как известно, в Мадриде в эти дни проходит пятнадцатое заседание Совета министров иностранных дел стран - участниц ОБСЕ (СМИД), где рассматривается заявка Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Известно также, что возможно несколько вариантов решения по этой заявке.

Пока еще есть вероятность того, что заявка Казахстана будет удов-летворена в том виде, в каком она была представлена в ОБСЕ, то есть пост председателя республика займет в 2009 году. Однако наблюдатели больше склоняются к другой версии – что Казахстану предложат перенести заявку на 2010 или на 2011 год. Причем говорят, что казахстанские власти готовы с этим согласиться в случае, если это будет перенос безо всяких условий.

Именно это обстоятельство вызывает озабоченность представителей гражданского общества Казахстана, которые считают, что уже сегодня в стране наблюдается откат от демократических принципов, а если заявка будет удовлетворена без выдвижения руководству государства определенных условий, то этот процесс пойдет еще быстрее. И именно поэтому представители ряда казахстанских НПО, обеспокоенные ситуацией, принимали участие в заседании «круглого стола», проходившего в ноябре в Вене.

В предыдущих номерах «Республики» мы уже рассказывали о том, что на этом заседании была презентована так называемая «Дорожная карта Казахстана в ОБСЕ» и открытое письмо, адресованное странам – участницам ОБСЕ, подписанное более чем ста двадцатью неправительственными объединениями Казахстана. Авторы письма призвали ОБСЕ перенести принятие решения по заявке о председательстве Казахстана в ОБСЕ на более поздний срок и обязательно с условием, что руководство страны проведет реальные демократические преобразования.

Сообщения об этом мероприятии получили отклик у читателей «Республики», которые обратились в редакцию газеты с рядом вопросов. Мы попросили ответить на эти вопросы тех, кто принимал участие в означенном заседании.

«Хотим демократии на деле, а не на словах!»

Почему вы поддержали «Дорожную карту «Казахстан – ОБСЕ – 2011 год», разработанную Народной партией «Алга!»?

Ирина МЕДНИКОВА, руководитель центра молодежной инициативы «ЖанаСу»:

- Понятно, что государства – членов ОБСЕ интересуют ресурсы Казахстана и безопасность сотрудничества, а проблемы защиты прав и свобод казахстанцев никому, кроме самих казахстанцев, не нужны. Я это четко поняла на заседании, прошедшем в Вене. И немного наивно с нашей стороны просить европейцев решать проблемы в области человеческого измерения в нашей стране. Мы должны сами это делать. Поэтому председательство в ОБСЕ для той части гражданского общества нашей страны, которой небезразлично развитие институтов демократии, – это рычаг давления на власть и способ приблизиться к таким демократическим нормам, как честные выборы, равенство партий, свобода слова СМИ, свобода развития НПО. В числе других сторонников «Дорожной карты» мне хочется видеть декларируемую демократию не на словах, а на деле, иначе жить становиться все тяжелее…

Сергей УТКИН, независимый юрист:

- Я поддержал эту инициативу, потому что хочу перемен. Я не могу согласиться со «стабильностью», которую нам постоянно навязывают. Меня возмущает игнорирование властью сначала просьб, потом требований, а теперь уже и криков со стороны гражданского общества. Эта глухота может довести страну до серьезных потрясений. Кому это нужно? Мне – нет. Поэтому я поддерживаю «Дорожную карту». Способность действующей власти прислушиваться к чаяниям людей, не отворачиваться от предложений, поступающих из различных НПО, может привести к прогрессу без революций. Насколько я понимаю, условия «Дорожной карты» – это минимальные требования со стороны общества, выполнение которых абсолютно не страшны и не сложны для власти. И привязка этих условий к председательскому креслу в ОБСЕ, по-моему, не такая уж большая «нагрузка».

Евгений ЖОВТИС, директор Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности:

- Дело даже не в том, что там записано, а в том, что появляется некий документ, который позволяет мониторить процесс, наблюдать за ним. И в данном случае не столь принципиально, написано ли в этом документе о внесении изменений в законодательство, идет ли в нем речь о регистрации политических партий или о пересмотре политически мотивированных договоров. Это не суть важно. Можно составить более расширенный список предложений или, наоборот, – более краткий. Главное – сам принцип. То есть появление «Дорожной карты» означает, что сейчас у нас есть некий перечень, по которому можно отслеживать, будет Казахстан выполнять эти условия, демонстрируя тем самым свою добрую волю и желание соблюдать свои обязательства перед международным сообществом, или не будет. Исходя из этих соображений, я и поддержал «Дорожную карту», в которой нашли отражение перечни шагов, сформулированные общественностью Казахстана год назад и в этом году.

«Дорожная карта» – для всех!

Как сказано в самом открытом письме к странам – участницам ОБСЕ, его подписали более 120 НПО. Каким образом проходил сбор подписей?

Бахыт ТУМЕНОВА, президент общественного фонда «Аман-саулык»:

- Знаете, когда камень бросают в воду, от него расходятся круги. Сначала маленькие, потом все больше, больше… То же самое случилось и с «Дорожной картой». Как только партия «Алга!», членом которой я являюсь, приняла этот документ, мы его в своем фонде внимательно изучили и подписали. У нас в фонде работают три врача и один учитель, люди грамотные, образованные, которые сами разбираются, что к чему. Затем мы сделали рассылку по НПО, чьи электронные адреса у нас имелись. И часть из них тоже подписали этот документ, разослав его, в свою очередь, по другим неправительственным организациям. Кто-то подписывал, кто-то отказывался, то есть шел нормальный процесс и нормальный диалог между НПО. К нам от некоторых неправительственных организаций поступали и предложения по «Дорожной карте», которые мы направляли партии «Алга!». Кстати, и сейчас еще не поздно подписаться под этим документом. «Дорожная карта» – это открытый процесс, в котором может принять участие любая неправительственная организация.

Владимир КОЗЛОВ, председатель координационного комитета НП «Алга!»:

- Когда этот документ был принят координационным советом, то его разослали нашим региональным организациям. И мы попросили руководителей филиалов поработать с их кругом общения в гражданском обществе, с представителями партий, известными общественными деятелями, чтобы они ознакомились с нашей «Дорожной картой», поддержали нашу инициативу. И многие подписали это открытое письмо. То есть все было достаточно просто.

«Мы – против председательства в 2009 году!»

Почему инициаторы создания «Дорожной карты» провели ее презентацию в Вене, а не в Казахстане, и адресовали ее именно ОБСЕ, а не руководству РК?

Муратбек КЕТЕБАЕВ, президент фонда «Гражданская активность»:

- Мероприятие в Вене нельзя назвать презентацией, это был «круглый стол», организованный представителями казахстанского гражданского общества для дипломатов, представляющих при ОБСЕ государства – участников этой организации. До этого текст «Дорожной карты» был опубликован в казахстанской независимой прессе, в том числе и в вашей газете. Какие задачи мы ставили перед собой? Во-первых, проинформировать дипломатические ведомства, что гражданское общество страны или по крайней мере значительная его часть по известным причинам выступает против того, чтобы Казахстан возглавил ОБСЕ в 2009 году. Во-вторых, изложить наше видение, что нужно сделать руководству Казахстана, чтобы страна встала на путь реальной демократизации и признания прав и свобод граждан. В-третьих, продемонстрировать, что оглушающее поражение оппозиции на минувших парламентских выборах – это не конец, что гражданское общество живо и способно на действия.

А почему в Вене и адресовано именно ОБСЕ, то ответ лежит на поверхности – именно государства – участники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе будут 29-30 ноября в Мадриде решать вопрос о председателях на 2009 и 2010 годы.

Сергей УТКИН, независимый юрист:

- Конечно, подписантов спрашивают – а зачем весь этот «сор» они выносят на международный уровень, тем самым принижая авторитет нашего государства? Согласен, стране, борющейся с другими государствами за какие-то передовые позиции, любое противодействие от собственных граждан очков не прибавляет. Но чтобы не было противостояния нашего гражданского общества с нашей же властью в ОБСЕ – нужно создать условия, чтобы отношения выяснялись у себя в стране, а не на совещаниях международных организаций. И это абсолютно естественно: если в Казахстане власть нас не слышит – мы выходим на трибуну ОБСЕ и пытаемся решить вопросы через эту авторитетную организацию. И мне не стыдно. Я не считаю себя каким-то стукачом. Потому что мы озвучиваем свои требования открыто, и эти требования направлены на благо всех граждан. Это власть пусть стыдится, что не может наладить элементарного взаимодействия со своим обществом. А если чувство стыда им уже не свойственно и через голову уже пробиться не получается, то пусть доходит через другое место...

Евгений ЖОВТИС, директор Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности:

- Этот процесс проходит на фоне решения по заявке Казахстана, определяющегося в ОБСЕ, и совершенно очевидно, что апеллировать нужно к тем странам, которые будут принимать это решение. Казахстанскому обществу и казахстанским властям все эти шаги давно известны, пусть и не в концентрированной форме дорожной карты. Ведь многие претензии и требования уже выдвигались и правозащитниками, и оппозицией, и демократической общественностью на протяжении 2-3 лет, как минимум. Посему ничего нового для казахстанских властей здесь нет. А для ОБСЕ «Дорожная карта» в определенном смысле законспирированное выражение мнения нескольких оппозиционных партий, многих неправительственных организаций, которые дают сигнал: вот, ребята, гражданское общество Казахстана, демократические силы считают необходимым сделать то-то и то-то, чтобы Казахстан мог председательствовать в ОБСЕ и чтобы вы, принимая такое решение, имели конкретный перечень, по которому можно вести мониторинг.

Нефть или демократия?

Вы удовлетворены встречей в Вене с представителями посольств государств – участников ОБСЕ, сотрудниками самого ОБСЕ? Какие ощущения у вас остались от общения с дипломатами, в том числе казахстанскими?

Муратбек КЕТЕБАЕВ, президент фонда «Гражданская активность»:

- И да, и нет. Удовлетворен, потому что делегация казахстанского гражданского общества была на редкость представительной и, как бы это точнее сказать, намного квалифицированнее, основательнее, убедительнее дипломатов из казахстанского представительства при ОБСЕ в Вене. Мы четко выразили свою позицию и в ходе оживленной дискуссии полностью прижали оппонентов к стенке – они даже не защищались, только оправдывались.

Не удовлетворен, потому что ожидал большего интереса со стороны дипломатических миссий государств-участников ОБСЕ. Пришло не так много народу, и, хотя основные страны были представлены, все равно было неприятно. Создается ощущение, что властям Казахстана удалось отлично разыграть «углеводородную карту» и в обмен на доступ к нашим месторождениям или обещания дать доступ нейтрализовать значительную часть даже тех государств, которые вроде ставят демократию и права человека во главу угла.

Что же касается неформального общения с дипломатами, то из него следует - на Казахстане как государстве, способном потянуть за собой Центральную Азию в сторону демократии, поставили жирный крест и теперь рассматривают нас как вариант азиатской проблемы. Соответственно, подход стал прагматичным и торгашеским – вы нам нефть и газ, мы вам что-нибудь, что вам нужно, например, председательствование в ОБСЕ.

Евгений ЖОВТИС, директор Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности:

- Сказать, что я удовлетворен, я не могу, поскольку уровень представительства и уровень активности и заинтересованности, как мне кажется, был недостаточным. Несмотря на то что на заседании присутствовали представители ряда западных посольств, Европейского союза, секретариата ОБСЕ, не было заметно искреннего интереса. И, конечно, наводит на грустные мысли тот факт, что геополитика с экономикой явно перевешивают вопросы человеческого измерения, которые мы называем демократией прав человека, и верховенство закона. Это, конечно, печальный вывод.

Что касается официальной делегации Казахстана, то надо отдать должное, наши дипломаты перестали отвечать на претензии в адрес государственной власти по принципу «сам дурак», когда на каждый «чих» западного журналиста следовала эдакая советская гневная отповедь, с попыткой доказать, что эти сами не знают что говорят и т.д.., причем с использованием специально привезенных с собой послушных неправительственных организаций. Сейчас этого ничего не было. Наши чиновники особо не дискутировали, а старались использовать метод кота Леопольда: давайте жить дружно, страна развивается и т.д. Эта разумная позиция, понятная западным дипломатам, у которых вообще не в традициях критиковать свое гражданское общество. Дискутировать в мягкой форме – это да, а пытаться агрессивно наезжать – этого делать не следует...

Игорь ВИНЯВСКИЙ, главный редактор газеты «Взгляд»:

- По моему мнению, мы смогли показать представителям ОБСЕ, что гражданское общество в Казахстане формируется. Наша делегация представляла различные общественные институты. Были представители НПО, политических партий, общественных объединений, журналисты, юристы. И вопреки расхожему мнению – мы не оппозиция. Единственное, что нас объединяет, – мы все сталкивались с беззаконием, царствующим в Казахстане, и безнаказанностью, с которой власть творит безобразия, выгодные для поддержания ее позиций. Именно поэтому, я думаю, мы достигли определенной цели, показав, что на нашей стране нельзя «ставить крест», как это сделала ОБСЕ в отношении Узбекистана, Туркменистана и, похоже, России.

Что же касается ощущений, то на лицах присутствующих европейцев читалось равнодушие к происходящему мероприятию. Но сама ОБСЕ находится сейчас в неловком положении – ей нужно выбирать меньшее из двух зол. Поэтому мы для нее в какой-то мере та соломинка, за которую можно ухватиться, чтобы перенести сроки председательства Казахстана.

Амантай АХЕТОВ, руководитель алматинской организации Компартии Казахстана:

- Нашей целью было открыть глаза ОБСЕ на истинное положение в Казахстане, который по многим признакам сегодня не имеет политического и морального права председательствовать в этой организации. Наши докладчики-эксперты дали глубокий анализ политической ситуации в стране, приводили веские доводы о неготовности сегодняшнего руководства Казахстана возглавить ОБСЕ в 2009 году, так как не выполняются основные требования и принципы этой организации в области человеческого измерения. Доводы были настолько весомы, что представителям посольства Казахстана трудно было найти опровергающие эти мнения аргументы.

В развернувшейся дискуссии, когда представитель ОБСЕ выразил озабоченность тем, что отказ от председательства ОБСЕ может вызвать обратную реакцию и Казахстан отвернется от ОБСЕ и закрутит гайки внутри страны, я не выдержал и сказал: «Дорогие европейцы, не жалейте так нас. Когда в стране, производящей свыше тонны зерна и около четырех тонн нефти на человека, не могут создать нормальную жизнь и прокормить всего 15 млн человек - практически население одного современного мегаполиса, то хуже уже жить невозможно. Сейчас в Европе прокатилась волна забастовок за повышение зарплаты, а у нас, в Казахстане, вдвое выросли цены на продукты питания, а люди не могут выйти и защитить свои права. Если бы в такую ситуацию попали немцы или французы, то они бы давно сожгли рейхстаг и устроили новую французскую революцию».

Одним словом, участники «круглого стола» заставили задуматься представителей ОБСЕ и европейских посольств.

Самое интересное – впереди!

А если государствам СНГ во главе с Россией удастся протолкнуть вариант 2009 года или 2011 год без условий? Ваш прогноз развития событий?

Владимир КОЗЛОВ, председатель координационного комитета НП «Алга!»:

- Я принципиально не являюсь сторонником прогнозов, поскольку ситуация в мире вообще очень изменчива, а в Казахстане еще и непредсказуема. И в нашем случае все будет зависеть от того, как Казахстан себя поведет в ответ на отрицательное решение по заявке на председательствование в 2009 году. Если Казахстан решит выйти из поля ОБСЕ и окажется под контролем Пекина, Москвы или других стран, которые хотят навязать ОБСЕ свои стандарты, то это будет весьма печально. Под другими странами я подразумеваю в том числе Туркменистан, Азербайджан и т.п., то есть восьмерку стран, которым не нравятся критические отзывы ОБСЕ об их деятельности в области прав человека и демократии. Но если Казахстан останется в поле ОБСЕ и по-прежнему будет стремиться председательствовать именно в той Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая есть сегодня, а не пытаться ее переделать, то вполне возможно, что в конце концов нам удастся сдвинуть его в сторону каких-то демократических преобразований.

Однако я думаю, что, скорее всего, все события будут развиваться вообще по третьему сценарию. Независимо от того, будет Казахстан в поле ОБСЕ или в другом, уже сегодня видно, что президент Назарбаев теряет рычаги управления страной, что бизнес-элита перестает быть абсолютно управляемой, о чем свидетельствуют последние события, связанные и с Рахатом Алиевым, и многими другими персонами. И как сложится ситуация, сегодня сложно предугадать…

Игорь ВИНЯВСКИЙ, главный редактор газеты «Взгляд»:

- Щекотливость ситуации вокруг ОБСЕ, о которой я уже говорил, заключается прежде всего в российских интересах. Посмотрите, все страны Центрально-Азиатского региона, которые собираются «бойкотировать» ОБСЕ, проводят такую же политику, как и Россия. Казахстан же с его пресловутой многовекторностью оказывается в западне. С одной стороны, надо поддерживать северного соседа, а с другой – невыполнение конкретных требований прежде всего говорит не о том, что ОБСЕ себя изжила, а о неспособности авторитарных режимов укреплять демократические принципы. А если так, то зачем тогда входили в ОБСЕ – ведь в ее уставе прописаны четкие требования?

Если ОБСЕ примет решение перенести заявку без конкретных требований, то думаю, что оппозиции и гражданскому обществу Казахстана нужно будет тоже поставить вопрос перед ОБСЕ – важно ли для нее развитие гражданских прав и свобод в странах ЦА или нет? Пусть тогда исключают из своего устава это направление. В конце концов, граждане Казахстана такие же люди, как и граждане европейских стран, и имеют полное право требовать к себе цивилизованного отношения.

Евгений ЖОВТИС, директор Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности:

- Я думаю, что на повестке дня уже не 2009 год, а 2010-й или 2011-й. Думаю, что совсем без условий не получится, но условия будут не в том формате, на котором мы настаиваем. Это не будет перечень шагов, которые должен сделать Казахстан. Это будет некая декларация, некое заявление, обозначение некоего вектора и подтверждение неких базовых принципов в области человеческих измерений - и все. И даже если Казахстан, став председателем, не станет следовать этим декларациям, совершенно очевидно, что никаких обратных шагов уже нет. Если решение принято, то никто его отменять не будет.
Другой вопрос, что по существу все оказываются в заложниках. И ОБСЕ, и все, кто принимал это решение. И появляются достаточно неплохие возможности у гражданского общества и оппозиции Казахстана. Идея мониторинга Казахстана в ОБСЕ-2011 вполне хорошая, она позволяет отслеживать каждый шаг и постоянно говорить: посмотрите, что делает будущий председатель, чем занимается председатель ОБСЕ…

Кстати, следует отметить еще такой момент, как борьба вокруг БДИПЧ, его миссии, полномочий и его деятельности. Не секрет, что Россия хочет максимально нивелировать БДИПЧ и поставить его под контроль постоянного совета ОБСЕ. Так что, помимо наших собственных проблем, еще и БДИПЧ будет бельмом на глазу. И все будет отслеживаться: что Казахстан будет предпринимать по отношению к человеческому измерению внутри страны, будет ли он гарантировать как председатель ОБСЕ сохранение БДИПЧ и миссии наблюдателей и т.д. Я, конечно, не думаю, что БДИПЧ может стать яблоком раздора между Казахстаном и Россией, но Казахстану на посту председателя будет непросто. Он может оказаться в щекотливом положении не только по отношению к БДИПЧ и России, но и по отношению к другим нашим дорогим постсоветским товарищам.

Муратбек КЕТЕБАЕВ, президент фонда «Гражданская активность»:

- Говорят, что вопрос о 2009 годе снят, потому что консенсуса среди государств-участников ОБСЕ не получается. Поэтому возможно избрание Республики Казахстан председателем ОБСЕ на 2010-й или 2011 год, непонятно только – с предварительными условиями или без них. Независимо от решения Совета министров иностранных дел в Мадриде 29-30 ноября текущего года, мы готовим проект под условным названием «Казахстан в ОБСЕ». Это проект мониторинга выполнения Казахстаном стандартов ОБСЕ и международных обязательств. Ведь если Казахстан изберут на почетный пост, это только поможет нашему гражданскому обществу. Потому что, когда права и свободы граждан грубо нарушает одно из 56 государств-участников ОБСЕ, то с учетом присутствия в списке Узбекистана и Туркмении, это смазывается. А вот когда то же самое делает председатель ОБСЕ!.. Так что самое интересное впереди, и работы у гражданского общества будет много.



Кстати, Евгений ЖОВТИС недавно вернулся из Мадрида, где принимал участие в работе «круглого стола», посвященного теме «Европейская стратегия для центральной Азии. Продвижение демократии и прав человека». Мы попросили его поделиться своими впечатлениями о том, каков настрой в Евросоюзе относительно председательствования Казахстана в ОБСЕ.

- Это было довольно интересное мероприятие, организованное с целью обсуждения стратегии Европейского союза в отношении Центральной Азии, содержащей энергетический компонент, компонент безопасности и компонент, касающийся прав человека, и того, как она будет теперь осуществляться на практике. Организаторами «круглого стола» были очень известная испанская организация ФРИДЕ, занимающаяся политическим анализом, и МИД Испании, поскольку Испания сейчас является председателем ОБСЕ. На заседании присутствовали представители Европейской комиссии, Евросоюза, Европарламента, ряда неправительственных организаций, в том числе правозащитных. На повестке дня стоял вопрос: стратегия принята, а что дальше?

Была очень жесткая дискуссия по поводу того, что должно стать главным ключевым элементом стратегии для поддержания диалога, чтобы он способствовал развитию демократии, а не являлся ширмой для прикрытия геополитических и экономических интересов и отсутствия критики авторитарных режимов. На заседании было принято решение создать что-то вроде мониторинговой группы, которая будет отслеживать ситуацию в Казахстане, в случае его председательства в ОБСЕ в 2010 или в 2011 году, и такую же группу создать по мониторингу реализации европейской стратегии в Центральной Азии.

Я думаю, что в Казахстане мониторить ситуацию будут казахстанские организации. А в Мадриде будет работать что-то вроде мониторинговой группы, которой поручат отслеживать ситуацию и в Европе, наблюдая за тем, как она реализует эту стратегию в Центральной Азии.

В ходе бесед в кулуарах у меня создалось впечатление, что дипломаты в некоторой растерянности. Говорят, что после внесения в Конституцию РК знаменитых поправок мнение по поводу председательствования Казахстана в ОБСЕ очень сильно изменилось. Ну хоть, говорят, сделали бы что-нибудь, чтобы появились аргументы в пользу Казахстана, а то, говорят, и те аргументы, что были, исчезают… Однако при этом западные дипломаты больше склоняются к тому, что председательство полезно для развития казахстанской демократии, потому что в случае принятия положительного решения Казахстан на несколько лет окажется под прожектором и под контролем западного сообщества. А в такой ситуации не соблюдать международные обязательства будет весьма и весьма сложно.


Источник: Народная Партия "Алга"

  Обсудить новость на Форуме