13:48 01.12.2006 | Все новости раздела "Народная Партия "Алга" (ДВК)"

Выступление Председателя Президиума Политсовета Народной партии «Алга!» (ДВК) Асылбека Кожахметова на Республиканской конференции «Актуальные проблемы земельных и жилищных отношений в Республике Казахстан» (Алматы, 28 ноября 2006 г.)


Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить актуальные на текущий момент вопросы соблюдения и защиты конституционных прав казахстанцев на свободный выбор местожительства, на собственное жилье и его неприкосновенность.
Не могу по этому случаю не процитировать следующие слова: «Земельный вопрос у казахов – безусловно самый важный. При дальнейшем отбирании земель и принебрежении к их интересам уже нельзя будет ручаться за спокойствие. Глухой ропот становится все слышнее и слышнее, и уже местами переходит в открытое волнение». Такой увидел ситуацию еще в 1905 году знаменитый общественный деятель и историк Мухаметжан Тынышпаев. Просто поразительно, как актуальны его оценки и сегодня!

Плоды «шаныракского кризиса»

Прошло чуть более четырех месяцев со дня трагических событий в алматинском микрорайоне «Шанырак» и трех месяцев с момента решения Генерального прокурора республики о приостановлении исполнения всех судебных актов о сносе расположенных там домостроений. Но, к сожалению, «шынаракский кризис» до сих пор не получил на официальном уровне ни объективной оценки, ни своего полноценного и окончательного разрешения.
Известно, что более 80 проживающих в данном микрорайоне семей подали в соответствующие государственные органы документы на легализацию собственных земельных участков и возведенного на них жилья в соответствие с принятым в июле этого года законом «Об амнистии в связи с легализацией имущества». Однако половина из них уже получила отказы. Причем степень обоснованности этих отказов пока что не определена.
Смена акима Ауэзовского района Алматы ничего в этом плане тоже не дала. Разве что нынешнее руководство сменило тактику в отношении «шаныракцев». Теперь власти не разрушают их дома с помощью бульдозеров и под прикрытием полиции. Они откровенно выживают этих людей с территории микрорайона, перекрывая подачу в их дома воды и электроэнергии, не принимая в местные школы их детей и т.д.
Кроме этого, наблюдаются попытки искусственного создания атмосферы враждебности в отношениях между теми жителями микрорайона, которые живут здесь на законных основаниях, и теми, кого до сих пор именуют «самозахватчиками». Типа пусть, мол, «коренные алматинцы» сами разбираются с «чужаками». Хотя при этом никто не подумал, что такое противопоставление между «Шаныраком» и остальным городом, а также внутри самих «шаныракцев», сильно смахивает на разжигание социальной розни. Вот к чему приводит безответственность наших официальных политиков.
В результате всего этого часть семей были вынуждены покинуть «Шанырак», причем не дожидаясь решений по своим заявкам на легализацию земельных участков и домостроений. Но куда деваться тем людям, которым просто некуда ехать? На этот вопрос местные власти не торопятся дать ответ.
Городские власти также упорно апеллируют к проходящему по территории «Шанырака» газопроводу, якобы опасаясь за жизнь проживающих здесь граждан. Однако в чем же здесь проблема? Ведь можно либо перенести газопровод, что, кстати, еще в прошлом году обещал сделать аким Алматы Имангали Тасмагамбетов, либо переселить жителей микрорайона в другое место.
Тем более что бюджет города вполне позволяет решить любую из этих задач. Согласно официальным данным, с начала этого года бюджет Алматы неоднократно увеличивался, в основном благодаря трансфертам из республиканского бюджета. К примеру, если в декабре 2005 года проект городского бюджета на 2006 год составлял более 109 млрд. 250 млн. тенге, то на конец октября этого года это число увеличилось до 159 млрд. 837 млн. 721 тыс. тенге.
Причем значительная суммы, выделяемые правительством, предназначены на осуществление жилищного строительства и, как следует из слов директора Департамента экономики и бюджетного планирования акимата Алматы Ларисы Васильевой, обеспечение электроснабжения, водоснабжения и канализации присоединенных поселков и новых жилых районов города. Вроде бы все здесь как раз и сказано про «Шанырак» и другие аналогичные ему микрорайоны.
Не менее критичной остается ситуация и в другом алматинском микрорайоне – «Бакай», жителей которого самыми первыми лишили возведенного ими жилья. Правда, многие из них нашли в себе силы и смелость восстановить свои разрушенные дома. Но никто не гарантирует этим людям, что они вновь не окажутся на улице.
Ведь никто не знает, как чиновники соответствующих районов Алматы поняли и будут использовать в дальнейшем установку акима города Имангали Тасмагамбетова, призвавшего на одном из прошедших в октябре этого года заседаний акимата «выжигать» все незаконные строения «каленым железом»?
В связи с этим, а также учитывая нынешние погодные условия, вероятные новые выселения жителей кризисных микрорайонов Алматы из их домов без предоставления альтернативного жилья вполне могут привести к превращению города не только в «горячую точку», но и в зону фактической гуманитарной катастрофы. Но, чтобы ничего этого не произошло, «каленным железом» прежде всего, господин Тасмагамбетов необходимо «выжигать» коррупцию среди чиновников, административное давление на суды и репрессивные действия силовых структур против своего же народа.

Свои «Шаныраки» есть почти везде
При этом все отмеченное выше не является проблемой только одного Алматы. Свои «Шаныраки» имеются практически в любом городе страны. В Астане, например, это поселок Ондирис, в Шымкенте - Зеленая балка и Чапаевка, в Кызылорде - «Шанхай» и т.д.
Возникновение же всех этих «Шаныраков» в пригородных районах крупных городов является следствием непродуманной и неэффективной аграрной политики государства, приведшей к развалу аула. В результате сельчане вынужденно бегут и даже, можно сказать, «выдавливаются» в город, даже если сами того и не желают. Ими движет элементарное стремление выжить, добиться лучшей доли для себя и своих детей.
Вся страна увидела, как принимают этих людей городские власти, относясь к ним чуть ли не как к «преступникам». И вы сегодня видите из фотовыставки, как представители власти обращались с этими людьми. В то же время эти люди практически доведены до состояния крайней необходимости, когда ради устранения опасности, угрожающей их жизни, здоровью, правам и законным интересам, они вынуждены порой переступать закон. В том числе своими самозастройками. Однако по статье 34 Уголовного кодекса РК их действия, совершенные в таком состоянии, в состоянии «крайней необходимости», не являются преступлением. Так что власти уже не в первый раз пытаются, как говорится, «переложить все с больной головы на здоровую».
Нельзя также не вспомнить, что еще в апреле 2002 года в своем очередном ежегодном послании народу Казахстана президент страны отметил, что, поскольку сельское население составляет 43% всех граждан республики и создает переизбыток, то отток сельского населения в города нужно рассматривать как объективный процесс.
Вместе с тем поручение главы государства правительству о необходимости проведения политики по стимулированию внутренней миграции из неперспективных регионов в развивающиеся, включая обустройство, обеспечение землей и жильем переселенцев, почему-то до сих пор не получило своей реализации в виде принятия соответствующей государственной программы.

О «нуждах» и «надобностях» государства
Следует отметить, что жители казахстанских «Шаныраков» являются лишь отдельной частью значительно большего числа граждан, которые уже пострадали и реально рискуют пострадать от неправомерного сноса своего жилья.
Поскольку порядок изъятия земельных участков и сноса домов граждан четко не прописан ни в Земельном кодексе, ни в других законодательных актах, то при осуществлении соответствующими государственными органами данных действий возникает множество проблем и злоупотреблений.
Изымаемые после сноса домов земельные участки предоставляются под коммерческую застройку, а их бывшим жильцам выплачивается несоизмеримо низкая компенсация. И все это делается под прикрытием «государственных надобностей» или «государственных нужд».
Положение пункта 3 статьи 26 Конституции РК гласит, что «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения». Однако в ряде законодательных актов в качестве условия отчуждения земельных участков помимо «государственных нужд» указываются еще и так называемые «государственные надобности».
При этом даже Конституционный совет в июле 2005 года признал, что эти понятия не имеют своего четкого определения ни в Конституции, ни в законах республики. А в настоящий момент идут серьезные споры между депутатами мажилиса парламента о том, что же надо убрать из законодательства – «государственные нужды» или «государственные надобности»?
Подобные «пробелы» в действующем праве позволяют чиновникам акиматов расширенно трактовать условия принудительного отчуждения земельных участков и отбирать их у владельцев с последующей передачей своим афилированным строительным компаниям под возведение коммерческого жилья.
Практика деятельности этих компаний и покрывающих их чиновников показала, что они нисколько не заботятся о том, чтобы снести действительно старые и ветхие дома и обеспечить их жителей новым и улучшенным жильем. Они даже не скрывают, что, к примеру, в большинстве районов Алматы планируется построить развлекательные комплексы, кафе, рестораны, торговые центры и автопаркинги. Как видите, никакой государственной надобности здесь и в помине нет.
Единственной же, если можно так назвать, нуждой любого цивилизованного демократического, правового и социального государства является служение своим гражданам и забота о них. С этой точки зрения местные органы власти должны защищать интересы граждан, нисколько не отделяя их от государственных интересов, в противовес частным потребностям откровенных «захватчиков» из числа застройщиков.
Не менее серьезной проблемой является отсутствие единых стандартов по возмещению гражданам за убытки при изъятии у них земельных участков. Например, в пункте 2 статьи 3-1 закона «О статусе столицы Республики Казахстан» установлено, что при определении цены за выкупаемый земельный участок учитываются рыночная стоимость этого участка или прав на него и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику или землепользователю в связи с утратой данного участка, в том числе в связи с досрочным прекращением их обязательств перед третьими лицами. То есть предусмотрено три вида компенсации.
А вот почему-то в законе «Об особом статусе города Алматы» ничего подобного нет. Хотя этот закон был принят немного позже «столичного». Судя по всему, эти законы о статусе вверенных им городов пробивали с учетом своих интересов местные акимы, используя бесправный и услужливый парламент. Тем самым именно акимы во многом формируют правовое пространство республики. А Конституция поэтому и не может работать.

Снос домов как проявление преступных действий
К сожалению, события в том же «Шаныраке» ничему не научили нашу власть. Поэтому никакой тенденции с ее стороны по сворачиванию такового вот сноса домов нет. Наоборот, в последнее время идет тенденция разворачивания этого сноса.
Сама жизнь показывает, что в большинстве случаев граждане теряют свою землю и свои дома из-за преступных действий тех или иных чиновников. Так, в начале октября в Алматы сотрудниками Департамента КНБ был арестован аким Турксибского района Владимир Васильев. Его обвиняют в совершении коррупционных правонарушений, связанных именно со сферой строительного бизнеса. А ведь именно Васильев непосредственно причастен к гонениям и лишениям жителей «Бакая».
Чуть позже при получении взятки был задержан директор Департамента жилья акимата Алматы Нугман Аскаров. Примечательно, что его предшественник Шарипхан Бекбатыров тоже был в прошлом году арестован и затем осужден за все те же коррупционные правонарушения.
Не случайно, например, начальник Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Алматы Владимир Курбатов вынужден открыто признать, что махинации с жильем и земельными участками являются наиболее распространенными и опасными экономическими преступлениями в городе. А представьте себе, в каком масштабе аналогичные правонарушения совершаются по всей республике!
Монополизация государством оценки стоимости изымаемой у граждан земли и их сносимых домов, сосредоточенной в центрах судебной экспертизы, привела к росту коррупции и несправедливости в данной сфере. Создание акиматами всевозможных закрытых вспомогательных структур типа «Алматыжер», привлечение в свою очередь ими наемных посредников из числа сомнительных с точки зрения закона лиц, использование обмана, шантажа, запугивания, откровенного выдавливания граждан из их домов, в том числе с использованием сотрудников правоохранительных органов – все это позволяет говорить о появлении и распространении в Казахстане нового вида рейдерства – квартирного.
В этой ситуации также не может не беспокоить и избирательный подход в действиях правоохранительных и судебных органов в этой ситуации. С одной стороны, осуждены на два года лишения свободы жители микрорайона «Бакай» Томпаков Ильяс и Мукажанов Нурхат, осмелившиеся отстаивать свои сносимые дома. Еще 17 участников «бакайских» и «шаныракских» событий, включая одного из лидеров национально-патриотического движения Казахстана Арона Атабека, содержатся под стражей в ожидании суда. Хотя, на мой взгляд, это крайне суровые и ничем неоправданные меры.
С другой стороны, эти же самые органы фактически закрывают глаза на самоуправство частных застройщиков и нанятых ими громил-охранников, которые самостоятельно расправляются с теми, кто пытается противостоять их незаконным действиям. С подобным беспределом, в частности, столкнулись молодые активисты из «Социалистического сопротивление Казахстана», пикетировавшие офис корпорации «Куат». Однако почему-то никто из тех, кто их избивал, не попал за решетку.

Суть всей проблемы – в самодеятельности акимов
В целом, рассматриваемые здесь проблемы имеют одни и те же корни, произрастающие из самодеятельности местных акимов. Ситуация с тем же «Шаныраком» показала, что они даже не пытаются обратиться к правительству для разрешения проблемы с расселением людей, оставшихся без крыши над головой по их вине.
При этом у акимов не хватает законодательных механизмов разрешения спорных и конфликтных ситуаций в земельной и жилищной сферах, что видно из отмеченых выше правовых «пробелов». Поэтому вместо изменения законов в сторону расширения прав граждан, они идут на собственное администрирование всего, что можно, включая деятельность правоохранительных органов и судов. Типа, мол, «мы и сами с усами». А в итоге народ видит беззаконие и злоупотребления.
Кроме того, в наиболее критических случаях акимы прибегают к формированию псевдообщественных комиссий, чтобы показать свою связь с гражданским обществом в процессе решения соответствующих проблем. На примере Алматы мы знаем, что существует депутатская комиссия маслихата по «Шаныраку», но что она сделала за эти 3-4 месяца ничего не известно, вернее известно, что ничего ими не сделано. Хотя на деле все решают другие комиссии, созданные из самих акиматовских чиновников. Эти же комиссии действуют келейно, закрыто от общественности, в том числе от депутатов маслихатов и парламента.

К чему нужно стремиться
Вопреки таким узкокорыстным и местническим настроениям среди акимов и подчиненных им чиновникам жители «Шаныраков» и повсеместно сносимых домов в целом, пытающиеся протестовать против допущенных по отношению к ним беззакония и несправедливости, не должны рассматриваться в качестве врагов государства. Наоборот, они должны находиться под защитой государства.
Если Казахстан действительно стремится попасть в число 50-ти конкурентноспособных государств. Ведь мы видим и примеры, как действительно благополучно живут люди и как о них заботится государство в других странах мира.
В Германии право граждан на справедливое возмещение изъятой собственности гарантировано Конституцией. В случае же споров о размерах возмещения оно может устанавливаться в судах общей юрисдикции.
В Великобритании в свое время под давлением Национальной организации квартиросъемщиков и других общественных объединений правительство лейбористов было вынуждено включить пункт о защите квартиросъемщиков от выселения в Жилищный билль 1979 года. А сменившее его правительство консерваторов во главе с «железной» леди Маргарет Тетчер вообще провозгласило политику создания «нации собственников жилья»!
Даже в законодательстве Узбекистана сказано, что изъятие земельного участка либо его части для государственных и общественных нужд производится при согласии землевладельца, а при его несогласии соответствующее решение местных властей может быть обжаловано в суде. Необоснованный же снос жилых и иных строений, сооружений и насаждений на изымаемых земельных участках не допускается.

Что надо сделать
Таким образом, мы знаем, как и почему немалое число казахстанцев лишилось и рискует лишиться своего жилья. Нам нужно определиться на этой конференции в отношении конкретных мер, позволяющих решить эту и сопутствующие ей проблемы. Позвольте поделиться своим видением по этому поводу.
Прежде всего, необходимо устранить с помощью депутатов Парламента, отмеченные выше правовые «пробелы». И в этом смысле нужно поприветствовать, единственного присутствующего на конференции депутата Парламента Амалбека Тшана. Этот депутат с первого дня уделял внимание этой проблеме.
Термин «государственные надобности» следует вообще удалить из законодательства как неконституционный. Что же касается «государственных нужд», то их следует четко конкретизировать и привести в соответствие со стандартами развитых зарубежных стран, а также человеческого измерения ОБСЕ, где мы хотим председательствовать.
Порядок определения суммы возмещения ущерба гражданам должен быть единым для всех городов и иных населенных пунктов, невзирая на их статусы. Поэтому все законы, имеющие отношение к данному вопросу, должны быть приведены в соответствие с пунктом 2 статьи 166 Земельного кодекса РК. Граждане должны получать полноценную компенсацию в соответствие с рыночной стоимостью изымаемой у них собственности.
В целях недопущения возникновения, а в случае возникновения - конструктивного решения споров и конфликтов вокруг изъятия земельных участков сноса жилья необходимо сформировать во всех городах и других населенных пунктах республики общественные комиссии по разрешению данных ситуаций в составе депутатов Мажилиса и маслихатов, представителей акиматов, общественных организаций и жителей сносимых домов. Заседания данных комиссий должны проходить только открыто. Представляется, что активное участие общественности – это единственный путь решения рассматриваемой проблемы.
Для решения вопроса с расселением жителей казахстанских «Шаныраков» предлагается использовать потенциал так называемые малых городов. В связи с этим необходимо разработать и принять Государственную программу переселения жителей депрессивных районов в указанные города, которая должна предусматривать:
1. Оказание содействия переселенцам со стороны местных властей в их обустройстве, включая предоставление им муниципального жилья или земельных участков для индивидуального жилищного строительства и организации своего хозяйства.
2. Обеспечение условий для трудоустройства переселенцев, включая создание новых рабочих мест, содействие в получении необходимой квалификации или переквалификации.
3. Предоставление для детей переселенцев мест в дошкольных организациях и школах.
4. Сохранение льгот для переселенцев в рамках квоты, выделяемой сельским жителям для поступления в заведения среднего специального и высшего образования.
5. Обеспечение переселенцев всеми необходимыми социальными гарантиями.
Пока же эта программа не будет принята, местные власти должны пойти навстречу жителям «Шаныраков». Ведь эти люди не претендуют на муниципальное жилье. Им вполне достаточно получить земельные участки, на которых уже стоят их дома либо в другом месте. Естественно, что места проживания этих лиц должны быть обеспечены водой, электроэнергией, газом. Здесь должны находиться школы, больницы, удобные дороги и т.д. И если найдутся люди, которые будут говорить, что для этого нет финансовых средств, то зачем тогда Казахстану национальный фонд, который с каждым годом растет, с каждым годом все больше и больше работает на экономику западных стран, но не может работать на такие простые запросы жителей самого Казахстана.
Наконец, нужно раз и навсегда искоренить практику применения государством насильственных действий в отношении своих граждан, которые выступают в защиту своих прав в случаях неправомерных попыток лишить их принадлежащих им земельных участков и жилья. Для государства, развивающегося в 21-м веке и являющегося полноправным членом мирового сообщества, допущение таких действий выглядит варварством.





Источник: Народная Партия "Алга"

  Обсудить новость на Форуме