18:00 09.09.2006 | Все новости раздела "Народная Партия "Алга" (ДВК)"
Суд г.Астаныг.Астана, ул. Байтурсынова-145Тел: (3272) 92-68-97; 92-14-54Истец: Гражданин Республики КазахстанКозлов Владимир ИвановичИнд: 050012, г.Алматы, ул.Досмухамедова, 77-АТел: (3272) 92-77-08; 92-53-21Ответчик: Генеральная прокурат
Согласно Конституции Республики Казахстан (п.2 ст.23) военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не только не должны состоять в политических партиях, но даже и выступать в поддержку какой-либо политической партии. Из Постановления Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 июля 2000 года N 13/2 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 23 Конституции Республики Казахстан»: военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях и профессиональных союзах, выступать в поддержку каких-либо политических партий, поскольку их особый правовой статус в системе органов государства, специфичность функций и рода деятельности обуславливают необходимость данного конституционного ограничения.
Очевидно, что требование, ограничивающее политическую деятельность работников правоохранительной сферы, тем более распространяется на руководителей этих органов, поскольку уровень принимаемых решений значительно выше уровня таких решений, принимаемых рядовыми сотрудниками правоохранительных органов.
30 мая 2006 года ИА «Казинформ» распространило информацию о вручении Министру юстиции З.Балиевой партийного билета РПП «Отан».
В связи с этим, 13 июня 2006 года я официально обратился к Генеральному прокурору РК с просьбой дать прокурорскую оценку данному факту.
Ответ Генпрокуратуры на мое обращение, в нарушение ст.6 Указа Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «О порядке рассмотрения обращений граждан», был получен мною только после повторного обращения, спустя полтора месяца (исх.№ 7/251-06 от 28.07.2006г.). Кроме того, содержание ответа не может быть оценено иначе, как отписка.
Обращения граждан считаются разрешенными, когда рассмотрены поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны ответы заявителям (ст.7). Мое обращение не может считаться разрешенным, т.к. в присланной мне отписке не содержится ответов на поставленные мной вопросы. Генеральная прокуратура, вместо юридического анализа ситуации, без ссылок на нормативно-правовые акты, пытается самостоятельно и произвольно толковать Конституцию РК, и предлагает, вместо юридического ответа, отвлеченный от смыслового содержания указанных конституционных ограничений занимательный экскурс в структуры Министерства Финансов и Министерства Юстиции. Таким образом, мое обращение оказалось не только проигнорировано Генеральной прокуратурой относительно сроков, установленных законодательством, но и не разрешено по существу, что и послужило причиной моего обращения в судебные инстанции.
Согласно толкованию, приведенному в ряде словарей, учебных пособиях и монограммах, под правоохранительными органами следует понимать государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, борьба с преступностью.
Так, например, авторы учебника по курсу правоохранительные органы д.ю.н., профессора О.А.Галустян и заслуженный юрист , государственный советник юстиции 2-го класса А.П.Кизлыка относят к правоохранительным органам и органы юстиции .
Труды других авторов, таких как Н.А.Петухов- советник Председателя Верховного суда РФ, д.ю.н, Г.И.Загорский – профессор, д.ю.н., Ю.А.Дмитриев, М.А.Шапкин, Л.К.Савюк также включают органы юстиции в систему правоохранительных органов.
В связи с этим следует обратить внимание на ст.1 Закона Республики Казахстан от 18 марта 2002 года № 304-II «Об органах юстиции» (далее – Закон), согласно которой «органы юстиции Республики Казахстан … являются органами исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности государства, поддерживающими режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающими защиту прав и законных интересов граждан и организаций».
Статья 5 Закона гласит: «единую систему органов юстиции составляют: 1) органы юстиции, включающие: Министерство юстиции Республики Казахстан; комитеты Министерства юстиции Республики Казахстан; территориальные органы юстиции; органы уголовно-исполнительной системы; 2) учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы и иные подведомственные организации».
Согласно п.6 ст.3 этого же Закона в задачи органов юстиции входит «… исполнение уголовных наказаний, обеспечение правопорядка и законности в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания», а согласно п.9 – «…осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции, и производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом».
Далее, статьей 7 указанного Закона установлено, что министр юстиции руководит всей системой органов юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на органы юстиции задач, в том числе по обеспечению правопорядка и законности в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания, и осуществление дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов юстиции.
Таким образом, ряд функций и род деятельности отдельных органов, входящих в систему органов юстиции, прямо указывают на то, что некоторые органы юстиции являются правоохранительными. При этом министр юстиции является прямым и непосредственным начальником для Комитета уголовно-исполнительной системы, присваивает всем его сотрудникам специальные звания и издает правовые акты, регламентирующие их деятельность, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на этот правоохранительный орган задач.
Анализ вышеперечисленных нормативно-правовых актов дает основание сделать вывод о том, что министр юстиции РК З.Балиева, несомненно, наделена функциями и правами управления правоохранительными органами, и ее членство в политической партии противоречит букве и духу конституционного ограничения, содержащегося в п.2 ст.23 Конституции Республики Казахстан.
Не может не настораживать тот факт, что частный случай с министром З.Балиевой перестает быть таковым. Налицо набирающая ход управляемая тенденция слияния институтов государственной власти с провластными политическими организациями: в период моей переписки с генпрокуратурой по министру З.Балиевой другой министр, г-жа Коржова, тоже публично заявила о своем вступлении в РПП «Отан». И здесь - министр финансов, непосредственный начальник Комитета таможенного контроля, наделенного правоохранительными функциями, становится, в нарушение Конституции РК, политическим деятелем.
Но, тем не менее, Генеральная прокуратура РК, не принимая во внимание фактическую сторону дела, навязывает мне свою нелепую, основанную на псевдоюридических размышлениях, логику. Следуя рассуждениям г-на Кравченко, можно прийти к единственному выводу: рядовому сотруднику правоохранительного органа, для недопущения потенциальной возможности использования его особых полномочий в политически мотивированных целях, конституционно запрещено состоять в политической партии, а его прямому начальнику, у которого полномочий и возможностей для этого в тысячу раз больше – разрешено. Иначе, чем отпиской с элементами изощренного надругательства над духом Основного Закона страны, это не назовешь.
На основании вышесказанного
прошу суд:
1. Обязать генеральную прокуратуру:
•дать ответ по существу поставленных вопросов,
•привлечь ответственных лиц по ст.315 УК РК за бездействие по службе,
•принять меры прокурорского реагирования для устранения длящегося нарушения Конституции РК со стороны министра юстиции РК З.Балиевой.
2. Во исполнение требований Конституции РК обязать гражданку Балиеву З.Я., на период исполнения обязанностей министра юстиции РК, публично приостановить свое членство в РПП «Отан».
Приложение (в ксерокопии):
Квитанция об оплате госпошлины (оригинал)
Копия искового заявления- 3 экз.
Обращение в генеральную прокуратуру от 13.06.2006г.
Повторное обращение в генеральную прокуратуру от 21.07.2006г.
Ответ начальника департамента Генеральной прокуроры А.Кравченко
О.А.Галустьян и А.П.Кизыка,Учебник « Правоохранительные органы»/ Закон и права, М.2006, стр. 15
Н.А.Петухова и Г.И.Загорский ,Учебник «Правоохранительные органы»/Издательско-торговая корпорация «Дашков-К», М.2005, стр.15-16
Л.К.Савюк, учебник «Правоохранительные и судебные органы» / Юристъ, М.2005, стр.21
С уважением, Гражданин РКВ.Козлов
Алматы, 1 сентября 2006 года.
Источник: Народная Партия "Алга"
Обсудить новость на Форуме