13:45 05.12.2008 | Все новости раздела "Народная Партия "Алга" (ДВК)"

Новый закон «О политических партиях» может стать обеспечением легального финансирования пропрезидентской партии из госбюджета

На конференции «Международные стандарты финансирования политических партий и избирательных кампаний», прошедшей 1 декабря в Астане, члены европейских политических и общественных организаций удивленно хлопали глазами. Обсуждение новой редакции законов «О политических партиях» и «О выборах» с точки зрения нового формата финансирования переросло в рассказ о местных реалиях: рейдерстве со стороны властей, административном ресурсе на выборах, нарушении законов госорганизациями. Европейцы приехали рассказать казахстанским чиновникам, как создавать систему финансирования партий, но поняли, что рано. Сначала нужно научить их соблюдать закон. Об особенностях национальной политики мы говорим с одним из участников конференции, председателем Координационного комитета НП Алга! (ДВК) Владимиром КОЗЛОВЫМ.


- Владимир Иванович, насколько известно, заявленная тема конференции выявила огромный пласт проблем в Республике.

- Нам эти проблемы давно известны. А вот для европейских гостей, действительно, прозвучавшие факты стали сюрпризом. Мы получили выжимки из законопроекта (на 1 декабря полного текста законопроектов так и не было) «О политических партиях», в котором говорится, что финансирование политических партий Казахстана гражданами или организациями, получающими гранты от иностранных или международных организаций, недопустимо. Частное финансирование оппозиционных партий по факту пресекается властями. Однако практики официального, государственного финансирования политических партий у нас нет. Власть готова финансировать партии, но только те, что находятся в парламенте, то есть прошедшие 7-ми процентный барьер. Реально речь идет только о государственном финансировании партии «Нур отан».

- А кто должен финансировать остальные, к примеру, оппозиционные, которые просто не пускают в парламент?

- Получается, оппозицию никто финансировать не будет. За этим следят фискальные органы. Узнают, что бизнесмен сделал взнос в фонд партии – сразу бегут к нему и ясно дают понять, почему они пришли и почему у него будут проблемы. Я это испытал на себе. В Актау, откуда я приехал в Алматы, моих друзей, бизнес-партнеров, предупредили о том, что я должен выйти из состава учредителей всех предприятий, в которых я был совладельцем. В то время я уже был в ДВК. Иначе, пообещали, эти предприятия будут закрыты. Западные наблюдатели – Венецианская комиссия и прочие – приехали в Казахстан, не представляя, что это за страна, и какая здесь практика. Беседовали с нами, как будто мы живем в Великобритании или Франции, и просто не знаем, как строить процесс финансирования. Я объяснил им, что они находятся в стране победившего авторитаризма, где процветает административный ресурс. А они не знают, что такое административный ресурс, разве что кроме представителя Украины, но для него это почти забытая тема.

- Но Казахстан на международной арене без оппозиционных партий будет жалок. Вам видится существование оппозиции хоть в какой-то форме?

- Без оппозиции нельзя – волк в лесу нужен, чтобы заяц не жирел. Назовите хотя бы одну страну в мире, из тех, какие можно назвать демократическими – чтобы там не было оппозиции. Но в Казахстане возможен разговор только о государственном финансировании оппозиционных партий. При частном финансировании есть риск уничтожить частный бизнес – или оставить оппозицию без средств к существованию. Сделать это можно вполне законно: в стране создана система, в которой бизнес не может выжить, не воспользовавшись услугами коррупционеров. Они помогут обойти налоги, добиться разрешений, согласований и пр.. В этой ситуации любой бизнес, в той или иной степени, преступен, отсюда ущербен и уязвим. В 2003 году президент сказал, что может любого бизнесмена за руку отвести в суд. За пять лет ничего не изменилось. Коррупция крепчает. Фискальные службы, которые до этого помогали обходить законы, по команде «фас!» уничтожают бизнес. Соответственно, ни один бизнесмен не может с риском для себя заявить, что он финансирует оппозиционную политическую партию. Поэтому и не может быть у нас «правой» оппозиционной партии – со стороны бизнеса поддержки не будет. Все «розовеют».

- Но под угрозой сокращения финансирования государство сможет диктовать оппозиции свои условия.

- Если будем жить в государстве, которое признает закон, этого не будет. И мы, оппозиционные партии, стремимся к этому. Верховенство закона – основной принцип, и наше государство не должно быть исключением. Финансирование партий должно быть настолько недвусмысленно прописано в законе, чтобы в эту процедуру никто не мог вклиниться со своим «правом регулирования». Во Франции, к примеру, политическая партия может состоять из трех человек, и она будет зарегистрирована за пять минут, и будет существовать и действовать. Если такая партия захочет финансироваться за счет государства – тогда она должна пройти процедуру согласования и утверждения документации, согласиться на финансовый аудит, и если все нормально, ей обеспечено государственное финансирование и возмещение затрат на выборах.

- Как, по-вашему, должно осуществляться финансирование политических партий государством?

- Финансироваться должны все зарегистрированные в Казахстане политические партии. Процент финансирования должен зависеть от процента голосов, которые отдали люди партии на выборах, причем никакого барьера быть не должно, финансироваться должна даже партия, набравшая 0,1 процент. Но для этого нужно, чтобы мы верили результатам выборов. К примеру, доверие избирательной комиссии – основополагающий принцип выборов во всем нормальном мире. Если граждане по какой-либо причине заявляют недоверие, избирательная комиссия меняет состав. А во Франции любой человек может за две недели до выборов написать заявление, и под наблюдением специально обученных людей принимать участие в подсчете голосов. В Финляндии избирательные комиссии состоят из членов политических партий, то же самое – в Украине. В Польше, исторически самой близкой нам состоявшейся демократической стране посткоммунистического лагеря, вообще забыли, что значит административный ресурс, там немыслим даже малейший факт фальсификации во время выборов, за это сажают в тюрьму. В Казахстане подсчет голосов ведется за закрытыми дверями и контролируется теми, кто назначен властью. А из тысяч исковых судебных требований о признании недействительными некоторых решений избиркомов и прочих моментов во время выборов, начиная с 2004 года, ни одно не было удовлетворено. На конференции, кстати, член ЦИК Алтынбек Сарсенбаев это подтвердил.

- Но о каком участии в выборах может идти речь, если Алга! (ДВК) даже регистрацию не может получить, несмотря на то, что работает и реально помогает людям уже два года?

- А это суть мадридских клятв Тажина относительно политических партий. Обещал упростить процедуру регистрации и облегчить появление новых политических партий – сделали, только все наоборот. В новой редакции закона «О политических партиях» прописан новый механизм регистрации партий. Теперь для регистрации партии сначала необходимо создать организационный комитет (заметьте, в таком формате существуем только мы), затем его зарегистрировать, при этом – внимание! – при подаче документов о регистрации необходимо указать источник финансирования оргкомитета, счет и лицо, которое им будет распоряжаться, и только после этого можно начинать создавать и регистрировать партию. То есть – вместо упрощения существующего и критикуемого режима регистрации политических партий создана еще одна процедура регистрации – теперь уже оргкомитета. Дальше – больше. Мы уже более 770 дней находимся в эксклюзивном статусе партии, «находящейся в процессе государственной регистрации». Потому что Минюст РК узурпировал право толкования двусмысленностей законодательства. В действующем законе «О политических партиях» есть норма, по которой Минюст обязан в течение одного месяца с момента принятия документов партии на государственную регистрацию принять решение о регистрации – либо зарегистрировать партию, либо мотивированно отказать. Но в этом же законе есть маленькая ссылка на другой закон, «О государственной регистрации юридических лиц». В этом законе Минюст заложил себе возможность объявить о прерывании процесса регистрации, в связи с необходимостью дополнительной проверки. При этом максимальный срок, отведенный для этой процедуры, не указан. Именно поэтому мы «в регистрации» вместо 30 дней уже восьмую сотню.

- Логично было бы, если новый закон изменит ситуацию и устранит эту странную норму, либо пропишет срок для дополнительной проверки.

- «Упростители» процедуры регистрации в новом законе привилегию молчать для Минюста оставили без изменений. Но теперь, по истечении 6 месяцев после объявления о создании оргкомитета (!), он будет автоматически ликвидирован, даже если Минюст будет по-прежнему молчать. Из этих шести месяцев четыре уйдет на сбор заявлений 40 тысяч граждан о вступлении в партию. То есть после двух месяцев после сдачи документов на регистрацию партии оргкомитет, при полном молчании Минюста, прекратит свое существование. Оценили «упрощение» регистрации политических партий?! Какой смачный плевок в адрес тех, кто ожидал от Тажина, будущего председателя ОБСЕ, выполнения своих обещаний, данных перед принятием решения о самом председательстве. А нам остается только гордиться, что кто-то в Правительстве так люто нас ненавидит, что вся 6-я статья нового законопроекта написана о нас и для нас. Ведь это только мы более двух лет реально работаем «де юро» в статусе оргкомитета, «де факто» - настоящей народной политической партии. Мы оказываем реальную помощь гражданам в их повседневных проблемах, стали узнаваемы, авторитетны у населения, регулярно и открыто докладываем о своей деятельности на сайте www.npdvk.kz. Но, по всей видимости, именно поэтому мы не нужны этой власти.

- На конференции был представитель Минюста. Почему вы в присутствии европейских коллег не спросили его об этой ситуации?

- Вице-министр юстиции Куставлетов показал свое отношение к европейским специалистам и нашему мнению: он пробыл на конференции всего минут десять – несмотря на то, что круглый стол обсуждал законопроект «О политических партиях», который вышел из-под пера Минюста, в течение нескольких часов. Господин Куставлетов по-английски, не прощаясь, ушел в середине доклада Евгения Жавтиса – и больше не появился. Перефразируя классика: Мавр сделал свое дело – остальные могут умирать.

- Говоря о госфинансировании политических партий, не очередная ли это возможность для коррупционеров проявить себя?

- Когда в странах Европы политические партии начали создавать олигархи, стоимость избирательных кампаний резко возросла, и начали бороться и побеждать не идеи, а ресурсы. Поэтому многие страны ввели ограничения по избирательному фонду. Для нас эта проблема более чем актуальна: во время последних выборов партия «Нур Отан», если верить все тем же опубликованным в СМИ расшифровкам телефонных разговоров между высокопоставленными чиновниками Администрации президента и руководителями частных сырьевых корпораций, получила от них огромную финансовую помощь. Поэтому условие госфинансирования – прохождение в парламент – мы воспринимаем настороженно. Сейчас в парламенте одна партия, и явно никого больше пускать не собирается - ну, может быть, кто-то и проползет на коленках, сгорбившись, в щель под дверью. Кому разрешат. Ясно, что создается система, чтобы можно было легально тратить деньги налогоплательщиков на нужды партии. Впрочем, и сегодня партии власти отрезают солидный кусок от бюджетного пирога РК, учитывая, что большинство членов правительства, администраций и весь парламент – это члены «Нур Отана». На их содержание тратятся миллиарды тенге, причем точной цифры этих трат назвать не может никто. Но есть примеры. Столица соседней России статью бюджета «Общегосударственные вопросы», куда входит финансирование исполнительной и законодательной веток власти, прописывает более чем подробно. Всего на чиновников и депутатов в 13-14-миллионной Москве (цифра сопоставима с населением РК) тратится 41 809 291,8 тысяч рублей. Это 188 141 813 тенге. При этом надо понимать, что сравнение это не совсем корректно: расходы государства, в том числе на чиновников и парламент, намного больше. И мы опасаемся, что новый закон определит сумму на содержание партии власти, сопоставимую с бюджетом нескольких стран.

- Какого результата вы ждете от конференции?

- Никакого. Мы надеялись, что Венецианская комиссия – орган правового сотрудничества – проведет анализ законопроектов, но, оказалось, она не имеет права делать этого без официальной заявки Республики. Казахстан такую заявку вряд ли сделает. Все остается по-прежнему: мы, оппозиция, сами должны стать еще сильнее, еще реальнее, еще ближе к людям. Мы должны быть рядом с ними не перед выборами – а каждый день, годами. Каждый день мы должны помогать тем, кто нуждается в помощи и готов вместе с нами, с нашей помощью, добиваться своих социальных прав. Тогда у нас будет много друзей, которые не только хорошо нас знают, но знают нас, как сильных друзей и надежных помощников. Если будет так, то люди, когда придет время, сделают свой выбор и доверят власть тем, кто не только заслужил этого доверия и чести, но и продемонстрировал свое умение правильно, с пользой для народа, этой властью распорядиться. Тогда – победим.



Источник: Народная Партия "Алга"

  Обсудить новость на Форуме