14:00 19.11.2008 | Все новости раздела "Народная Партия "Алга" (ДВК)"
Как обещает власть, 25 ноября у Казахстана появится своя антикризисная программа
Об этом размышляет заместитель председателя координационного комитата НП Алга! (ДВК) Муратбек Кетебаев:
- Какие основные пункты должны быть отражены в антикризисной программе? Ответ на этот вопрос зависит от того, какую цель преследуют ее разработчики. Дело в том, что традиционно правительство РК даже не рассчитывает на поддержку бизнеса, общества, граждан страны, взаимодействие с ними, и поэтому разрабатывает программы для себя и президента. По этой причине в них обычно говорится о том, что собирается или должно сделать государство в целом и отдельные ведомства в частности.
Проблема Казахстана заключается в том, что нынешняя власть не способна на подобные программы, к тому же между властью и гражданским обществом глубочайшая пропасть и недоверие. Традиционные механизмы вроде парламента и местных представительных органов заблокированы авторитарным политическим режимом, а доверие граждан к государству минимальное. В условиях кризиса общественно-политические процессы сильно ускоряются, и можно было бы попытаться консолидировать народ Казахстана, но для этого нужна иная политика, и готовность жертвовать своими частными интересами со стороны правящей элиты, и лично Назарбаева. Но поскольку этого не наблюдается, консолидация нации и соответственно разработка общенационального антикризисного плана или программы невозможны.
Если же правительство вдруг озадачится созданием общенациональной антикризисной программы, не по названию, а сути и задачам, в чем я сильно сомневаюсь, то конечно она должна содержать намного больше пунктов, чем традиционный вариант. Перед нами - опыт соседней России. На первом этапе основной проблемой там стали не столько дефицит ликвидности, сколько кризис доверия между субъектами экономики.
В Общенациональной антикризисной программе РК, во-первых, должен быть прогноз будущего развития событий, возможно с подвариантами, для того чтобы чиновники, общество и бизнес могли понять, оценить и проникнуться тяжестью угроз и проблем. Во-вторых, разработчики должны предложить стратегию действий всего государства, а не только госструктур по время кризиса. В-третьих, необходимо дать оценки воздействия программы на население, экономику, бюджет. В-четвертых, определить приоритет различных задач и целей и описать механизм выработки и принятия решений в кризисных условиях – он должен быть иным, более гибким, коротким, чутким, чем обычно.
После этого идут уже разделы собственно антикризисной программы. Они традиционны: занятость, социальная защита, госбюджет, государственные инвестиции, финансовый сектор, рынок государственных ценных бумаг, внешняя торговля, торговый и платежный баланс, господдержка крупной промышленности, господдержка перерабатывающей промышленности, господдержка малого бизнеса, обеспечение внутреннего рынка продовольствием и товарами массового спроса, инфляция и управление ценами … В принципе, перечень открытый и ограничивается только желанием разработчиков.
И обязательно должен быть раздел, посвященный тому, как государственные органы будут сотрудничать, координировать свою работу с бизнесом и гражданским обществом, как будет осуществляться воздействие на общественное мнение и настроения граждан. Общенациональная антикризисная программа должна быть документом, обращенным к нации и стать планом действий для нее – это требует ее легитимизации в глазах большей части населения.
Потому что кризис в первую очередь отразится на гражданах, именно они будут расплачиваться по его счетам. Вспомните хотя бы период 1991-1999 годов, и как тогда тяжело людям выживалось. Другое дело, что можно попытаться минимизировать воздействие кризиса – для этого нужно, чтобы экономическая политика, формируемая сегодня в интересах крупного капитала, включая государственный, переориентировалась на социальные задачи. Например, поддержание уровня жизни слабозащищенных групп населения, стабилизацию занятости, замораживание финансирования инвестиционных проектов в экспорто ориентированных отраслях и переброска денег на инфраструктурные проекты. Список возможных мер давно известен – вопрос только в их выборе, грамотном форматировании в комплексную программу и качественном исполнении ее.
Источник: Народная Партия "Алга"
Обсудить новость на Форуме