«10-15% республиканского бюджета идет на обслуживание нужд елбасы», - такое заявление в ходе онлайн-конференции сделал бывший председатель Верховного Совета, почетный лидер Коммунистической партии Казахстана Серикболсын Абдильдин. В конце прошлой недели радио «Азаттык» провело на своей платформе онлайн-конференцию с этим известным оппозиционным политиком.
Напомним, Верховный Совет 12-го созыва под руководством Серикболсына Абдильдина 10 декабря 1991 года переименовал Казахскую ССР в Республику Казахстан, 16 декабря 1991 года провозгласил независимость Казахстана и принял в 1993 году первую Конституцию суверенного Казахстана.
После самороспуска Верховного Совета в 1994 году Абдильдин ушел в оппозицию и с тех пор является критиком действующего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Он избирался депутатом мажилиса двухпалатного парламента Казахстана первого и второго созывов.
Желающих задать вопрос аксакалу было немало. В связи с чем ответы на портале размещались двое суток. Казахстанцев интересовало как политическое и экономическое положение в стране, так и вопросы, связанные с религиозными течениями. Здесь мы приводим лишь наиболее интересные моменты онлайн-конференции в форме интервью.
Елбасы не идет на дебаты
- Встречаетесь ли вы с Назарбаевым (как лидеры двух партий)? Почему бы вам не пригласить президента на общественную полемику в рамках политического диалога с освещением в СМИ прошедшего периода, настоящего времени и будущих планов? Ведь много вопросов и идей можно будет обсудить на глазах всего общества.
- До 2006 года периодически у нас были встречи в рамках различных комиссий и мероприятий. Но в последние годы, после того как я ушел (или нас ушли), у меня не было личных встреч с президентом. К тому же официальные встречи с елбасы не дают никаких результатов. Он может обещать, потом не выполнить обещание. А для проформы просить встречи нет надобности. Если, конечно, произойдет случайная встреча, то как нормальные люди мы поздороваемся. У меня нет личной неприязни к Назарбаеву, есть претензии к нему как главе государства. Не знаю, что по этому поводу думает сам Назарбаев. Я бы с удовольствием пригласил его на дебаты и подискутировал с ним. Более того, мы неоднократно делали это. К примеру, на президентских выборах в 1999 году я приглашал кандидата Назарбаева как своего оппонента на дебаты. Но он промолчал в ответ. Во-вторых, какой телеканал будет показывать такие дебаты у нас?
- На президентских выборах 1999 года я отдал свой голос вам. Скажите, те 13%, которые были официально озвучены тогда за вами, были объективны? Моя знакомая, пришедшая в том году на выборы к концу дня, обнаружила, что за нее уже проголосовали.
- По итогам президентских выборов 1999 года была информация из окружения Назарбаева о том, что в шести областях я набрал больше голосов, чем елбасы. К примеру, в Атырау и Мангыстау по 70—75%. По идее был неизбежен второй тур. Что интересно, эта информация перекликалась с публикациями независимых СМИ и экзитпулов. Насколько я знаю, была команда срочно «пересчитать» бюллетени, а Назарбаеву приписать победу на два процента больше, чем Гейдар Алиев получил на выборах накануне. Поэтому, конечно, с 13% я не согласен, кстати, в то время акимы Атырау и Мангыстау, где я одержал победу, были сняты со своих должностей.
- Изложите ваше видение по проблемам политического переустройства нашей страны. Например, о демонополизации верховной власти и о переходе от президентской к парламентско-представительской форме правления.
- Наша система управления государством не соответствует требованию времени, у нас не президентско-парламентская, а непонятно какая система. Даже в странах с президентским управлением или в странах с конституционной или иной монархией в принятии решения большую роль играет парламент. Президент США, к примеру, наделенный абсолютной властью, не может принять решение, не согласовав его с парламентом. И это нормально. А у нас что? Скорее у нас полупрезидентско-парламентская система и неконституционная монархия. А когда нет демократически избранной власти, ничего хорошего от нее ожидать не следует.
Добровольно не уйдет
- Как вы думаете, если бы 20 лет назад СССР или Казахстан в отдельности пошел по китайскому пути «Одна страна, две системы» и крупные добывающие и перерабатывающие предприятия остались в собственности государства, а МСБ встал на рыночные рельсы, приемлемо ли это было бы для нас?
- Китайская модель управления экономикой известна еще с советского периода. В 1989 году Горбачев был в Китае, а на заре независимости и Назарбаев побывал там. Китайцы щедро делились информацией об успехах экономической реформы, которая была объявлена в 1978 году. С бывшим зампредседателя Совета министров Саурыком Такежановым мы тоже побывали в Китае. Он затем разработал модель, применимую к Казахстану, это было в 1992—1993 годах. Но Назарбаеву не понравились эти разработки. Но даже если бы мы не пошли по китайскому пути, то природные ресурсы все равно должны были остаться в руках государства. Лично я стоял на этой позиции, но Назарбаев нас обманул. Он не возражал, но авантюрно распустил депутатов второго созыва и стал единоличным хозяином страны, приватизировал всю экономику и узурпировал политическую власть.
- Почему бы вам не стать транзитным президентом в час Х? Почему нет? Ведь, к примеру, Бенедикт XVI в силах читать мессы для народа.
- Транзитный президент может быть, когда оголится кресло вождя. Но я убежден, что Назарбаев не отдаст свое место добровольно, поэтому в Казахстане это исключено. К примеру, кыргызы вынудили Бакиева уйти, а Отунбаева взяла на себя смелость управлять государством. Я считаю Розу не только умной и талантливой, но и искренне болеющей за свой народ.
- Как вы прокомментируете заявление мажилисмена Айталы, что 1,5 млн жителей аулов не имеют средств к существованию. Это ведь казахи и у себя на Родине.
- Господин Айталы — один из тех казахов, которые стараются донести правду. То, что в аулах жизнь очень сложная, истина. Более того, многие не только в селах, но и в городах не имеют прожиточного минимума. По данным ПРООН, 7,4% от общего населения Казахстана — богатые, 23,5% — люди со средним и выше среднего достатка, а остальные бедные и нищие. Официально власти говорят, что у нас безработных 400 тысяч человек, по той же официальной статистике 2,6 млн населения считаются самозанятыми. Что они делают и как живут, Назарбаеву нет дела.
Рост ВВП — это пиар
- Мировые эксперты говорят о второй волне кризиса, экономисты России прогнозируют в РФ если не обвал, то ухудшение экономики точно. А наши рапортуют, что Казахстан останется на плаву. Что вы можете сказать об этом?
- Мировой кризис не для всех стран кризис. Для развитых стран это кризис перепроизводства и ограничение сбыта. В Казахстане при Назарбаеве не было и нет перепроизводства. Нас кризис заденет только по конъюнктуре цен на сырьевые ресурсы. Это кризис для монополистов, собственников нефти и газа и так далее. Поэтому единственный правильный путь — это налаживание экономики для наполнения внутреннего рынка, что будет обеспечивать устойчивость национальной валюты, необходимо создавать рабочие места, увеличивать зарплаты. Тем самым мы обеспечим покупательскую способность граждан. При ситуации, какую показывают Китай и Вьетнам в случае мирового кризиса, Казахстан свое производство свободно может реализовать внутри рынка. Но, к сожалению, этим не способен заниматься нынешний режим. Почти половину потребительских товаров Казахстан завозит извне, в этом и заключается уязвимость нашей экономики перед мировым кризисом.
- Не смогли бы вы дать сконцентрированную оценку сегодняшнему состоянию теневой экономики Казахстана и условиям, которые ее подпитывают. И еще, Назарбаев гордится среднестатистической цифрой ВВП на душу населения, которая по сути отражает «среднюю температуру по больнице» и в обывательском восприятии уравнивает доходы Кулибаева и рядового гражданина. Почему экономисты из оппозиционных сил не дадут развернутую и объективную оценку доходов населения с учетом того же индекса Джинни и кривой Лоуренса и не покажут истинную картину расслоения в обществе и неравенства распределения доходов понятными и доступными экономическими анализами, результатами и пояснениями?
- То, что Назарбаев хвастается ростом ВВП, это он практически пользуется данными статистики. При этом берет за основу 1994 год, использует его как базовый и показатель 2009—2010 годов делит на $735 и получает 12. Потом говорит: экономика выросла в 12 раз. Когда президент или кто-то другой видит ошеломляющий рост, он должен подумать, за счет чего он идет. За счет реального роста или конъюнктуры цен? Девальвация мировой и национальной валюты очень сильна. Более чем в четыре раза. Никаких 12 раз не может быть. Надо скорректировать данные. Рост ВВП мы должны по праву сравнивать с 1990 и 1991 годами. По расчетам ООН, в 1990-м на душу населения $9,5 тыс. разделить на население, выходит 1,4. Это цифровой рост. А реального роста вообще не было за 20 лет. Уровень падения экономики с 1991-го по 2001-й значительно больше, чем с 2002 по 2010 год. Разница очень большая. Если использовать индекс реального роста ВВП в среднегодовых изменениях, экономика наша с учетом нефтедолларов — 86,9% к 1990 году. Никакого роста. С 2001-го, это есть тоже в статистике, составляет 171, 9%. Половина — это нефтедоллары. То есть рост должен быть 136%. Это пиар, что экономика выросла многократно. Если бы рост реально произошел, мы бы это в жизни почувствовали. Кто тут может почувствовать 12-кратный рост экономики? Не надо блеф распространять. Я уже сделал такой анализ, о котором вы говорите, и постоянно публикую его в газете «Правда Казахстана», как раз последний из них есть в свежем номере издания.
В казахов верю
- Как вы думаете, пойдет власть на настоящее сотрудничество с цивилизованной оппозицией в предстоящих выборах в парламент перед лицом угрозы роста религиозного терроризма, к сожалению, проникшего в Казахстан с 2011 года?
- Здесь надо заметить один фактор. У власти и цивилизованной оппозиции разные интересы. У власти — сохранить наворованное. У оппозиции — оказать влияние на рост активности населения. Если оппозиция реально цивилизованная, она не найдет с властью стыка в принятии решений. Опасность? Если нагрянет беда, будет очень сложно объединить усилия народа и защитить отечество. Я имею в виду терроризм. В этом отношении считаю, что внешняя политика лидера нации неудовлетворительная. Надо укреплять фундамент государственности.
- На ваш взгляд, почему Назарбаев и руководители правительства вот уже который месяц обходят молчанием забастовку нефтяников. Неужели так могут поступать руководители государства со своим народом и чем может закончиться эта забастовка?
- Это очень большая ошибка и умышленная политика правительства и Назарбаева. Он молчит, потому что не считает этих людей за своих граждан. В свое время президент продал эти компании иностранцам вместе с людьми, поэтому он думает, что они принадлежат этим компаниям. Они почти как рабы этих компаний. Назарбаев не считает себя ответственным за судьбу этих людей, а это грубое нарушение Конституции, в которой написано, что самая главная ценность — человек и его права.
- Верите ли вы в то, что казахи способны создать сильное независимое государство? Верите ли вы вообще в казахский народ?
- Я не только верю, но и рассчитываю на изменения, которые произойдут в сознании и поведении нации, чтобы она была способна понимать истину и требовать от власти объективной оценки и результативного ведения экономики и политики.
- Когда кончится правление воров и подхалимов, которые перешли все нормы приличий, или казахи так и будут восприниматься в мире как взяткодатели и получатели? Что нас ждет дальше?
- К сожалению, при Назарбаеве страх возобладает как у нищих, так и у богатых. Последние переживают, что Назарбаев отберет в любое время их богатства. У бедных страх — как выжить. Назарбаев очень талантлив в красноречии, обаятелен, а по делам — алчный лжец и коварный эгоист. От него правовым путем не избавишься. Все каналы правового переизбрания были им же закрыты. Я не предлагаю избавиться от него по-туркменски. Это не выход. Если бы он хоть сейчас ушел со своим богатством, что-то можно было бы склеить. Но кланы передерутся. И завтра наперегонки будут нападать на сегодняшнего лидера, как в свое время сам Назарбаев нападал на Кунаева. Какими бы законами он ни прикрывался, произойдет бум. Врагу не пожелаю. Нация будет вынуждена эту ситуацию преодолеть.
Прямая речь:
- Даже в трудные годы после распада СССР один аналитик высчитал, что затраты на содержание Назарбаева равнозначны целому пенсионному фонду, в котором два миллиона человек получают пенсию. Но сейчас он оброс еще значительнее. Он построил три резиденции, имеет самолеты, вертолеты, машины, строит памятники, парки. Помимо того, что он собственник, их надо обслуживать. Это огромные затраты. Около 2,5 миллиарда тенге на службу охраны шло. Я несколько раз просил о снижении пенсионного возраста и закреплении этого в бюджете, но президент категорически возражал. Я просил снизить пенсионный возраст для женщин до 50, а мужчин — до 60 лет. Эта сумма равнялась той, которую елбасы тратит на службу охраны президента. А в Казахстане погибали, не доживая до пенсионного возраста, 40% мужчин. Кроме того, зачем дальновидному президенту приглашать и платить огромные деньги Тони Блэру, премьеру в отставке, который и свою страну «посадил»? Затраты президента очень трудно посчитать, огульно не могу говорить, но при всей вероятности примерно 10—15% бюджета уходит на его обслуживание.
Возможна ли в РК социальная революция?
- Сейчас распространено мнение, что социальная революция — это однозначно зло. Однако по-другому диктаторы власть не отдают. Как вы относитесь к социальной революции?
- Вообще, словом революция не надо никого пугать. Революция в науке — это страшно? Революция в культуре — страшно? А когда революция за социальную справедливость — это тоже не страшно. Люди борются за свое право на установление справедливости. Я не исключаю арабские варианты в Казахстане, если положение будет продолжать ухудшаться. И я не со злости это говорю, а для того, чтобы понимание у власти появилось, что сейчас надо пытаться предотвратить недовольство народа в Казахстане. И не силой, а созданием условий, открытием рабочих мест