13:30 16.11.2011 | Все новости раздела "Народная Партия "Алга" (ДВК)"

Рост тарифов будет продолжаться или когда закончатся коммунальные страдания казахстанцев?

Разговоры о постоянном росте цен и тарифов стали уже «притчей во языцах». Они давно уже набили оскомину. Но, к великому сожалению, остаются актуальными. Прежде всего, в коммунальной сфере, где цены растут не по дням, а по часам. Правительство предупредило, что в текущем году инфляция не превысит 6-8 %. И понять Правительство, которое выдает желаемое за действительное, можно. Ведь, от инфляции будет зависеть процент увеличения пенсий на 2012 год. А это делать нашему Правительству «ох, как неохота».

Рост тарифов будет продолжаться

В то же время Правительство предупредило, что тарифы на электроэнергию, в среднем, по стране вырастут за 2011 год на 15%. Недавно почти на 20% выросли ГСМ. На очереди рост тарифов на тепло и горячее водосснабжение. Не за горами и рост тарифов на воду, на вывоз мусора и т.д. От тарифов зависят и рост всех цен на товары и услуги. А еще нам постоянно твердят, что цены и тарифы в России выше, и нам нужно к подобным тарифам готовиться. Но никто не говорит, что там и зарплата, и прожиточный минимум, и минимальный размер пенсий примерно в два раза выше, чем в нашей стране.

Принятая правительством программа по капитальному ремонту жилого фонда – это дополнительная тарифная нагрузка на жителей республики. Старое жилье за последние 20 лет не ремонтировалось. Многие дома пришли в негодность, еще большему числу нужен капитальный ремонт. Вспомним как обрушился балкон в доме по улице Мира. Или взять старые дома по улице Абая. В результате затопления подвалов фундаменты опустились в землю на 50-100 сантиметров. Чтобы зайти в подъезд, нужно согнуться «в три погибели». А про дома напротив ДК «Кокшетау» и говорить не приходиться.

Этапы коммунальной реформы

В чем же причина такого положения? Исполнительные органы власти во всём винят жильцов. Но так ли это? Рассмотрим этот вопрос по хронологии.

04 октября 1995 года Кабинет Министров Республики Казахстан принимает Постановление № 1299 «О мерах по развитию жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан». Главам областных администраций предписывалось: «в трехмесячный срок провести обследование технического состояния государственного и приватизированного фонда и по результатам принять конкретные меры по его капитальному ремонту, восстановлению или сносу аварийного и ветхого жилья». Как было «выполнено» это Постановление, всем известно.

Многие жильцы в своих бедах винят КСК (кооперативы собственников квартир). Что же такое КСК? И какие обязанности на них возлагаются, кроме сбора средств и снижения уровня безработицы?

16 апреля 1997 года Законом РК «О жилищных отношениях» № 94-I было определено понятие кооператива собственников квартир (помещений), как «некоммерческой организации, создаваемой для совместного управления общей долевой собственностью». Многие жильцы искренне верят, что именно они являются владельцами общедомовых частей. Но для того, чтобы быть собственником, надо иметь правоустанавливающие документы. Таких документов никто из владельцев приватизированных квартир не имеет. Об этом хорошо знают жители дома №16 по улице Горького, судившиеся за мансарду, которая по проекту предусматривалась как место для сушки белья. Но акимат выделил мансарду сначала под офис, а затем под частную квартиру. И жители суд проиграли. Они не смогли доказать, что являлись собственниками общедомовых частей дома. Только законом РК «О жилищных отношениях» №94-1 от 16 апреля 1997 было установлено, что «кондоминиум – это особая форма собственности на недвижимость, при которой помещения находятся в индивидуальной (раздельной) собственности граждан, юридических лиц, государства, а общее имущество принадлежит им на праве общей долевой собственности». Какое конкретно имущество должно относиться к «общей долевой» собственности, опять не сказано.

17 апреля 1997 года вышло Постановление Правительства РК № 570, где местным исполнительным органам предлагалось «в месячный срок принять меры по бесплатной передаче потребительским кооперативам собственников квартир инвентарных дел домов, включая проектно-сметную документацию на внутридомовые сети». Конечно, и это Постановление исполнительные органы власти не выполнили. В законе РК «О жилищных отношениях» 2007 года записано: «1.Объект кондоминиума должен быть зарегистрирован как единый комплекс в соответствии с законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 2. Регистрация объекта кондоминиума осуществляется по заявлению участника кондоминиума либо уполномоченным представителем собственников или органа управления кондоминиумом. При регистрации объекта кондоминиума определяется состав общего имущества и размер доли правообладателей каждого помещения в общей собственности. До такой регистрации сделки с общим имуществом не приобретают юридической силы, за исключением случаев, когда сделка с долей в общей собственности считается совершенной при совершении сделки с имуществом, находящимся в индивидуальной (раздельной) собственности (ином вещном праве)». Кроме того, установлено, что «изготовление технических паспортов на объект кондоминиума производится за счет средств местного бюджета». Фактически никто из участников кондоминиумов, за редким исключением, не видел и не знает о существовании этих технических паспортов.

22 декабря 1997 года Постановлением Правительства РК № 1813 была утверждена «Инструкция по предоставлению земельного участка участникам кондоминиума». В Инструкции указывалось, что «объект кондоминиума - имущественный комплекс, состоящий из многоквартирного жилого дома или иного здания, строения, сооружения, в составе которого расположены жилые и (или) нежилые помещения… и земельного участка (земельных участков), необходимого (необходимых) для обслуживания этого жилого дома или иного здания, строения, сооружения, с расположенными на нем функциональными элементами, необходимыми для удовлетворения социально-бытовых и других нужд участников кондоминиума (дворовые площадки, внутриквартальные проезды, бытовые, хозяйственные и физкультурные площадки, автостоянки, инженерные сети и сооружения и т.п.)».

В п.1.5 указанной Инструкции записано, что «предоставление земельного участка в общую долевую собственность участникам кондоминиума - гражданам Республики Казахстан, являющимся собственниками жилых помещений, осуществляется на безвозмездной основе». Но власть опять-таки не исполнила данную Инструкцию, проигнорировав в очередной раз Постановление Правительства республики. Да, и сегодня создается впечатление, что эту Инструкцию чиновники от акимата не читали.

В августе текущего года нами был получен ответ акима города (исполнитель – Б.Оспанбеков), где, в частности, записано: «Услуга по регистрации земельного участка под жилым домом является платной, и жителям придется произвести целевые сборы. По всем вопросам по регистрации (КСК-прим), жителям или КСК, необходимо обратиться в отдел ЖКХ города». В ст.62 Земельного Кодекса РК говорится: «Деление земельного участка, входящего в состав объекта кондоминиума, допускается с письменного согласия всех участников кондоминиума при условии соблюдения санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных, строительных и других норм». И процесс этот, к сожалению, не так прост. Одних согласований нужно получить с десяток. Но некоторые «крутые» умудряются это сделать и без всяких согласований...

Отсутствие контроля за исполнением нормативных актов позволило местным исполнительным органам продавать земельные участки, переоформлять их назначение, отдавать (продавать) нежилые помещения частным и (или) юридическим лицам. Как пример, могу привести один запомнившийся случай. На ул.Горького напротив дома №64 проложили по тротуару асфальт. И по новому асфальту разъезжает джип «Тойота» гос .номер С609 SUM. Владелица джипа со спокойной совестью заявляет, что на землях кондоминимума у неё автостоянка. К автостоянке проехать мешает тротуар. Поэтому она вынуждена разворачиваться по тротуару, создавая неудобство и опасность для пешеходов. Как смогла она выкупить земли кондоминимума без согласия всех жильцов, остается загадкой.

Интересно, сколько раз разрушали эти джиты асфальт и за чей счет восстанавливали? Многие жильцы домов по улице Горького, которые судились по детской площадке и мусорной контейнерной площадке при строительстве торгового дома «Триумф», знают это не понаслышке. Сама прокуратура, призванная следить за соблюдением законодательства, выступала на стороне застройщика. В то же время власть не разрешает продать дом по улице Абылкасымова, 93 (напротив ТД «Триумф») для строительства магазина, мотивируя необходимостью сноса этого здания. Где же справедливость, о которой сейчас так много говорят?

О пристройках к домам и говорить не приходится. Так, житель первого этажа по ул.Акана серэ, 69 умудрился даже без согласования с соседями увеличить жилую площадь за счет пристройки на землях кондоминиума. Или взять ещё один пункт закона «О жилищных отношениях», касающегося переоборудования квартир под офисы, магазины, кафе, рестораны и т.д. Этим пунктом предусматривалось: «переоборудование квартир в многоэтажных жилых домах производится только с согласия жильцов смежных квартир, нотариально заверенных». Эта норма закона вообще редко исполнялась. В качестве примера можно указать строительство многочисленных пристроек к домам по улицам Абая, Горького, Ауельбекова и др. На наш запрос по дому №132 по улице Абая нам показали документы согласования на переоборудование квартир только тех владельцев квартир, кто их продавал. Соседи, тем более жители вторых этажей, в большинстве своем никаких согласований не давали. Их никто и не спрашивал.

За что мы платим в КСК

И хотя в нашем городе кондоминиумы в большинстве случаев юридически не оформлены, но за каждым домом должен быть, как в народе говорят, «глаз да глаз». Вот и были созданы КСК, услуги которых мы теперь вынуждены оплачивать. Большинство КСК за свои услуги взимает плату по 11,23 тенге за квадратный метр приватизированного или коммунального жилья. Большинство жителей города не знают, что входит в эту сумму. Поэтому я решил изложить в той редакции, в которой она была представлена лично мне:

1.Инженерные сети - 1,42 тенге.

2.Ремонт и обслуживание - 3,63 тенге.

3.Содержание управленческого аппарата - 2,37 тенге.

4.Освещение подъезда - 1,8 тенге.

5.Канцелярские товары - 0,75 тенге.

6.Дератизация - 1,2 тенге.

7.Взносы в АПКСК - 0,06 тенге.

ИТОГО: 11,23 тенге

Самое интересное, что даже председатели КСК не смогли объяснить пункты, касающиеся оплаты за услуги АП КСК, а также расшифровать работы по пунктам, касающимся инженерных сетей. Все они в один голос утверждали, что Ассоциация КСК – это посредник, и вносить оплату за его содержание их обязал бывший аким города. «Ремонтом и обслуживанием» называлась подготовка отопительных систем к работе в зимних условиях, устранение течи в проржавевших трубах в подвалах. По другим пунктам также имелись вопросы. Многие жители жалуются на то, что в нашем городе нерегулярно производилась и производится дератизация подвалов: в квартирах летом постоянно комары, а осенью мыши. Не регулярно меняются лампочки освещения в подъездах. Завышены канцелярские расходы. В целом, следует отметить, что тариф, установленный для КСК города Кокшетау – один из самых высоких тарифов в республике. В этот тариф не включены оплаты за дворника, за уборку подъездов, обслуживание лифтов и т.д., что включено в тарифы для КСК в других регионах.

Меня часто ругают за сравнение с советским периодом. Но я считаю, что хорошее всегда нужно перенимать и внедрять. Советские домоуправления работали значительно эффективнее. В нашем городе их было менее десятка: 4 домоуправления и несколько ЖЭКов. Теперь КСК создано в несколько раз больше, но, похоже, об их эффективной работе пока можно только мечтать. В большинстве своем они не имеют нормальных помещений, оборудования, квалифицированных кадров. Зато их количество позволяет «трудоустроить» многочисленных председателей, их помощников, бухгалтеров, сантехников.

Чтобы быть более конкретным приведу пример работы КСК в нашем доме, обслуживаемом не самым плохим, скорее, хорошим КСК. Ежегодно и вовремя проводятся работы по промывке и опрессовке отопительной системы и системы подачи горячей воды, своевременно устраняется течь в трубах отопления и канализации в подвале, что позволяет хранить там заготовки на зиму. А это ведь не везде так. Но и «наш» КСК в течение шести лет не может отремонтировать крышу на входе в подвал в доме по ул.Садуакасова, 50. Крыша была снесена и разбита об асфальт ураганным ветром ещё в 2003 году. При спуске в подвал постоянно приходиться опасаться за свою жизнь. Крыша может в любой момент рухнуть на спускающегося в подвал владельца кладовой. В течение 15 лет КСК не имеет возможности заменить на лестничной площадке разбитые оконную раму и стекло. Они были разбиты, вором, укравшим из лоджии велосипед. Председатель КСК ежегодно обещает выполнить эту работу после запуска отопления и горячей воды. Но, как говорится, «воз и ныне там».

Давно работа всех КСК требует контроля. При акимате города, говорят, создана, наконец-то, инспекция, предусмотренная Законом РК «О жилищных отношениях» (2009г.). На неё возложены обязанности по контролю за работой КСК, кондоминиумов, упорядочению вопросов по капитальному ремонту жилого фонда. Недавно создана ещё одна чиновничья контора, в обязанность которой входит распределение выделенных из бюджета средств на капитальный ремонт. Планы и результаты работы этих служб пока не афишируются, в СМИ – не освещаются. Количество чиновников растет год от года, как «тесто на дрожжах».

Вопрос только в том, что из-за их размножения растут и тарифы. Возможно, скоро через СМИ мы – жители города узнаем, в каких домах и когда будет производиться капитальный ремонт. Кроме того, всем нам, жителям города, хотелось бы получить разъяснение, как , в какой последовательности планируется производить капитальный ремонт жилого фонда. И почему речь идет сегодня о капитальном ремонте только инженерных сетей, крыш и подвалов? А также, почему ремонт теплотрасс от тепловых узлов до ввода в дом должен производиться за счет жителей? Неужели, теперь и теплотрассы включены в «общую долевую собственность»? Раньше за это отвечал монополист. Скоро, возможно, и электрики будут требовать сбор денег на ремонт электрокабелей от трансформаторных подстанций до вводов в дом.

Прецедент уже есть. Так, жителям дома №76 по улице Ташенова, жаловавшимся на низкое напряжение в вечернее время, предложили собрать деньги на замену кабеля. Может, и все инженерные коммуникации стоит передать жителям, то есть сделать общенародными, как они и были раньше, а КСК распустить и на их основе создать солидные домоуправления?

Источник: газета "Курс", № 37 от 22.09.2011.

Источник: Народная Партия "Алга"

  Обсудить новость на Форуме