03:45 12.12.2011 | Все новости раздела "Народная Партия "Алга" (ДВК)"

Еще один колпак на казахстанские СМИ

Автор: Анастасия Ускова

Бороться с негативным влиянием на общественное сознание призван рожденный в недрах назарбаевской администрации документ. Без шума и пыли в недрах Акорды родился документ, согласно которому Казахстан будет заботиться о своей информационной безопасности в течение ближайших пяти лет. На днях в официальной прессе был опубликован соответствующий указ президента Нурсултана Назарбаева. Заметим, что широкая общественность о разработке этого документа не догадывалась. Во всяком случае, публичных обсуждений проекта не было  

Между тем говорится в концепции об очень важных вещах. Именно благодаря этому документу в нашем законодательстве появились такие понятия, как «информационный терроризм» и «общественное сознание». Более того, этот документ говорит, как в Казахстане будет развиваться Интернет и как чиновники будут его регулировать. Плюсы его и минусы, а также подводные камни мы попросили прокомментировать для наших читателей известного юриста Сергея Уткина.

Сергей Геннадьевич, какое впечатление произвела на Вас концепция информационной безопасности?

– На мой взгляд, в концепции до 90 процентов содержатся какие-то общеизвестные и бесспорные фразы. Например, о том, что надо защищать информационные ресурсы от взломов, DDоS-атак и т. п., чтобы обезопасить госсекреты, персональные данные граждан от несанкционированных проникновений, ну и вообще любую информацию – от уничтожения и блокирования. Или о том, что надо развивать отечественный контент в СМИ и информационных ресурсах, повышать их конкурентоспособность.

Удивляет, что последнюю задачу планируется решать в основном за счет увеличения государственного информационного заказа. Сколько уже эксперты кричат, что госзаказ только развращает и уменьшает конкурентоспособность, что любой контент, сделанный в интересах чиновника-заказчика, а не в интересах зрителя, – заведомо провальный. Видимо, нам нужно еще несколько лет понаступать на эти грабли, чтобы все же увидеть впереди тупик.

Но ведь не только о госзаказе идет речь. Планируется также развивать национальную спутниковую сеть…

– Наконец-то государство серьезно поставило этот вопрос! Я об этом говорю уже много лет. А то в нашей стране практически в каждом втором доме есть спутниковая тарелка, но настроена она в 99 процентах случаев так, что не может принимать казахстанские программы. Чтобы люди добровольно перенастроили свои тарелки, нужно договориться с россиянами (тем более что у нас уже единое экономическое пространство) и в бесплатном режиме через наш спутник вещать их 20-30 самых популярных каналов, а оставшееся место заполнить отечественными. Уверен, что в этом случае все сами быстро перенастроят свои тарелки!

В документе говорится, что телеканалы для казахстанского спутника будут отбирать, причем критериями «должны стать показатели охвата (наличие собственной аудитории), качества контента, опыт работы на рынке, квалификация штата, наличие оборудования» и даже помещений. В чем тут логика?

 – Я вообще не понимаю, зачем в концепции написали про конкурс. От современных спутников свободно можно принимать от 100 до 400 каналов без перенастроек. Неужели наши чиновники не знают, сколько всего в стране телеи радиоканалов, и не видят, что места на самом деле хватит всем, причем с огромным запасом?

Получается, как обычно: помогут, но только избранным?

– Да. Хотя, на мой взгляд, в концепции надо было отразить, что государство предоставит возможность спутникового вещания всем казахстанским телерадиокомпаниям, причем затраты на доставку сигнала с Земли до спутника и на использование самого спутника государство берет на себя. Вот это был бы импульс для развития казахстанских электронных СМИ! Или на самом деле чиновникам такая головная боль не нужна?

Кроме развития отечественных СМИ, в концепции прописан строгий контроль за информацией. А это, как показывает опыт, ничем хорошим для журналистов не заканчивается…

– Безусловно, настораживает в концепции поставленная перед госорганами задача «по выявлению и недопущению скрытого воздействия на общественное сознание со стороны других государств, транснациональных корпораций, различных неформальных структур». Как юрист, я понимаю, что распространение определенной информации запрещено законом. Но здесь ведь речь идет о другом.

Вроде бы сама информация не является запрещенной и ответственность за ее распространение не возникает, однако какой-нибудь «специалист» усмотрит во вполне законной информации «скрытое воздействие на общественное сознание». И что, в этом случае у вещателя сразу возникнет состав правонарушения и перспектива закрытия?! Пока я просто не представляю себе, как юридически провести границу между обыкновенной информацией и информацией, «скрыто воздействующей на общественное сознание».

Кстати, интересно, а само наше государство и лояльные ему СМИ используют такую информацию и оказывают то самое «скрытое воздействие на общественное сознание»? И насколько справедлив тогда будет запрет? Узаконенные двойные стандарты?

…Но самое интересное, по словам Сергея Уткина, содержится в упоминаемой в концепции «отраслевой Программе по обеспечению информационной безопасности Республики Казахстан на 2011-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 января 2011 года №45», помеченной гирфом «ДСП». Этот гриф, считает юрист, говорит сам за себя. Кстати, ни в одном законе не определено, какую информацию чиновники могут прятать под грифом «ДСП». Выходит, что любую. Поэтому делайте выводы.

Источник:

Источник: Народная Партия "Алга"

  Обсудить новость на Форуме