16:45 04.08.2008 | Все новости раздела "Демократическая партия Казахстана «АЗАТ»"
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»
«О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»
СОВМЕСТНАЯ ИНИЦИАТИВАДемократической партии «АЗАТ» иОбщенациональной социал-демократической партии Казахстана Проект Конституционный закон Республики Казахстан«О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» Статья 1. Внести в Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. "О выборах в Республике Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 17-18, ст. 114; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 12, ст. 192; 1998 г., N 7-8, ст. 71; N 22, ст. 290; 1999 г., N 10, ст. 340; N 15, ст. 593; 2004 г., N 7, ст. 45; 2005 г., N 7-8, ст. 17; 2006 г., N 23, ст. 138; 2007 г. № 12, ст. 85) следующие изменения и дополнения:1) статью 10 изложить в следующей редакции:«Статья 10. Избирательные комиссии, их система, порядок формирования и срок полномочий1. Систему избирательных комиссий образуют:1) участковые избирательные комиссии; 2) окружные, районные (городские) избирательные комиссии; 3) областные (городов республиканского значения и столицы), избирательные комиссии; 4) Центральная избирательная комиссия Республики;2.Участковые избирательные комиссии формируются не позднее, чем за тридцать дней до дня выборов, численностью не менее семи человек: 1) областной (городов республиканского значения и столицы Республики) избирательной комиссией на время выборов Президента из представителей кандидатов в Президенты; на время выборов депутатов Мажилиса из представителей политических партий (блоков), выдвинувших партийный список.2) окружной избирательной комиссией на время выборов депутатов маслихата из представителей кандидатов численностью не менее семи человек.3. Кандидаты в Президенты зарегистрированные по территории единого общенационального округа, и общественные объединения, выдвинувшие кандидатов в Президенты, представляют не позднее, чем за тридцать пять дней в территориальную избирательную комиссию список лиц для включения их в состав конкретной участковой избирательной комиссии с указанием предложенных лиц на назначение на должность председателя, заместителя, секретаря комиссии.Каждый кандидат в Президенты имеет право на пропорциональную долю должностей председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, которые определяются в пределах границы областей в соответствии с числом лиц, представленных им и включенных в состав участковой избирательной комиссии, по отношению к общему числу лиц, включенных в состав участковых избирательных комиссий.В случае непоступления в указанные сроки представления от кандидатов или если число предложенных в состав участковой избирательной комиссии лиц составляет менее семи, участковая избирательная комиссия доформируется областной (городов республиканского значения и столицы Республики) избирательной комиссией из представителей политических партий с учетом представленных кандидатур кандидатами в Президенты и общественными объединениями, выдвинувших кандидатов в Президенты. 4. Структурные подразделения партии (блока), выдвинувшие партийный список кандидатов в депутаты Мажилиса, кандидаты в депутаты маслихата, зарегистрированные в избирательном округе, не позднее, чем за тридцать пять дней до начала выборов депутатов Мажилиса, маслихатавносят представление в соответственно в областную, в окружную избирательную комиссию о включении своих представителей в состав конкретных участковых избирательных комиссий с указанием лиц, предлагаемых на назначение их на должность председателя, заместителя и секретаря комиссии. Каждая партия (блок) – субъект избирательного процесса, кандидат в депутатыимеют право на пропорциональную долю руководящих должностей в участковых избирательных комиссиях. Доля руководящих должностей при выборах депутатов Мажилиса для каждой партии (блока), кандидата определяется в соответствии с числом лиц, представленных партией (блоком), кандидатом в депутаты, зарегистрированным по соответствующему избирательному округу, в состав участковой избирательной комиссии, в отношении к общему числу лиц, представленных всеми партиями (блоками) соответственно в границах областей и избирательного округа. В случае непоступления в указанные сроки представления от партий, кандидатов или если число предложенных в состав участковой избирательной комиссии лиц составляет менее семи, участковая избирательная комиссия доформируется областной (городов республиканского значения и столицы Республики) (окружной) избирательной комиссией из представителей иных общественных объединений с учетом представленных кандидатур. 5. Окружные избирательные комиссии формируются областными (городов республиканского значения и столицы Республики) избирательными комиссиями на время выборов депутатов маслихатовне позднее, чем за пятьдесят пять дней до дня выборов численностью не менее семи человек из представителей кандидатов. Представление кандидатов вносятся в соответствующие областные избирательные комиссии не позднее, чем за шестьдесят дней до дня выборов с указанием лиц, предлагаемых на назначение их на должность председателя, заместителя и секретаря комиссии.Каждый кандидат в депутатыимеют право на пропорциональную долю руководящих должностей в окружных избирательных комиссиях. В случае не поступления в указанные сроки представления от кандидатов или если число предложенных в состав окружной избирательной комиссии лиц составляет менее семи, состав окружной избирательной комиссии доформируется областной избирательной комиссией из представителей иных общественных объединений с учетом представленных кандидатур. 6. Районные (городские) избирательные комиссии на время выборов Президента Республики, депутатов Мажилиса формируются областной избирательной комиссией из представителей кандидатов и общественных объединений, выдвинувших кандидатов в Президенты, политических партий (блоков), выдвинувших партийных список, не позднее чем за пятьдесят пять дней до дня выборов численностью не менее семи человек.Кандидаты в Президенты зарегистрированные по территории единого общенационального округа, и общественные объединения, выдвинувшие кандидатов в Президенты, политические партии, выдвинувшие партийные списки, представляют не позднее, чем за тридцать пять дней в территориальную избирательную комиссию список лиц для включения их в состав конкретной районной (городской) избирательной комиссии с указанием предложенных лиц на назначение на должность председателя, заместителя, секретаря комиссии.Каждый кандидат в Президенты и политическая партия (блок) имеют право на пропорциональную долю должностей председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, которые определяются в пределах границы областей в соответствии с числом лиц, представленных им и включенных в состав районных (городских) избирательных комиссий, по отношению к общему числу лиц, включенных в состав районных (городских) избирательных комиссий. В случае непоступления в указанные сроки предложений от кандидатов и общественных объединений, выдвинувших кандидатов в Президенты, или если число предложенных в состав комиссии лиц составляет менее семи районная (городская) избирательная комиссия доформируется областной избирательной комиссией из представителей политических партий с учетом представленных кандидатур.7. Составы постоянно действующих областных (столицы, города республиканского назначения) территориальных избирательных комиссий утверждаются областными маслихатами из кандидатур, представленных политическими партиями в количестве не менее семи человек. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии избираются на первом заседании окружной избирательной комиссии.В случае не поступления в указанные сроки предложений от политических партий или если число предложенных в состав комиссии лиц составляет менее семи областная избирательная комиссия доформируется областным маслихатом из представителей иных общественных объединений с учетом представленных кандидатур. 8. Кандидатами в состав избирательных комиссий могут быть граждане Республики Казахстан, имеющие право голоса. Кандидат, общественное объединение, выдвинувшее кандидата в Президенты, политическая партия, выдвинувшая партийный список, иное общественное объединение вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующих избирательных комиссий, в том числе партиями - лицо не являющееся членом данной политической партии. Лица, предлагаемые в состав избирательной комиссии, прилагают заявления о согласии на участие в ее работе и публикации личных данных (фамилии, имени, отчества и представителем какой партии (общественного объединения), кандидата он является). В состав избирательных комиссий не могут входить, работники правоохранительных и судебных органов, военнослужащие, а также граждане, которые содержатся в учреждениях уголовно – исполнительной системы.Члены избирательных комиссий не должны находиться по отношению друг другу в близком родстве, а по месту основной работы - в служебной соподчиненности. 9. Председатель, заместитель председателя и секретарь не могут быть: 1) членами одной политической партии; 2) представителями партий, образовавших единый избирательный блок или поддержавшими одну кандидатуру при выборах Президента. 10. Органы образующие избирательные комиссии вправе в течение срока полномочий избирательных комиссий вносить изменения в их состав по основаниям, предусмотренным настоящим Конституционным законом. 11. Решения об образовании избирательных комиссий, их состав и место нахождения сообщаются в средствах массовой информации не позднее пяти дней со дня принятия этого решения, а в период менее чем за тридцать и не более двух дней до дня выборов незамедлительно. 12. Деятельность районных, городских, окружных и участковых избирательных комиссии прекращается через тридцать дней после опубликования итогов выборов или завершения рассмотрения судом (судами) исков по итогам выборов. 13. Деятельность избирательной комиссии может быть прекращена по решению органа, образующего избирательную комиссию, или решением суда по заявлению вышестоящей избирательной комиссии по указанным в настоящем Конституционном законе основаниям. 14. Член избирательной комиссии не может быть лишен полномочий, за исключением случаев, указанных в статье 19 настоящего Конституционного закона.»;2) в статье 11:в пункте 2 после слова «комиссия» дополнить словами «, сформированной из представителей всех политических партий.»;3) статью 14 дополнить подпунктом 8-1) следующего содержания:«8-1) получает от участковых избирательных комиссий протоколы о результатах голосования по выборам Президента, депутатов Мажилиса устанавливает на их основе в присутствии доверенных лиц, наблюдателей и представителей средств массовой информации результаты выборов на территории административно-территориальной единицы, публикует, сообщения об этом в средствах массовой информации;»;4) подпункт 9) статьи 16 изложить в следующей редакции:«9) получает от участковых избирательных комиссий протоколы о результатах голосования, устанавливает на их основе в присутствии доверенных лиц, наблюдателей и представителей средств массовой информации результаты выборов по округу, публикует, сообщения об этом в средствах массовой информации;»;5) подпункт 8) статьи 18 изложить в следующей редакции:«8) в присутствии доверенных лиц, наблюдателей и представителей средств массовой информации проводит подсчет голосов и определяет результаты голосования на участке;»;6) в статье 19:в пункте 5 подпункты 7), 8) изложить в следующей редакции:
«7) обязан выполнять возложенные на него обязанности и законные решения избирательной комиссии и вышестоящей избирательной комиссии;8) обязан обеспечивать соблюдение и защиту избирательных прав и законных интересов граждан, а также воздерживаться от публичной оценки деятельности кандидатов и политических партий, выдвинувших партийный список.»;
пункт 10 исключить;7) в пункте 6 статьи 20 абзацы 2 и 3 исключить;8)в статье 20-1: дополнить подпунктом 11-1) следующего содержания: «11-1) «присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях»; подпункт 12) после слова «составленные ими акты» дополнить словами «, извещать доверенных лиц, наблюдателей о проведении повторного подсчета.»;9) в статье 23:в пункте 3 слова «в воинских частях» исключить;
дополнить пунктом 3- 1 следующего содержания:«3-1.Военнослужащие голосуют на избирательных участках расположенных за пределами воинских частей. Избирательные участки на территории воинских частей могут образовываться Центральной избирательной комиссией как исключение по представлению областной территориальной избирательной комиссии.»;10) в статье 24:в пункте 4 слова «или ином» исключить;дополнить пунктом 9-1 следующего содержания:
«9-1. Участковая комиссия вправе разделить выверенный и уточненный список избирателей на отдельные листы с сохранением единой нумерации списков избирателей. При регистрации выдачи бюллетеней для голосования используются списки только машинописного вида.»;11) подпункт 4) пункта 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:«4) Военнослужащие и члены их семей и другие избиратели, проживающие в местах расположения воинских частей, за исключением воинских частей, дислоцированных в иностранных государствах, включаются в списки избирателей избирательных участков, расположенных за переделами воинских частей. В день выборов военнослужащим срочной службы для голосования предоставляется отпуск не менее чем на четыре часа.»;12) в статье 26:пункт 1 изложить в следующей редакции:«1. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным по месту жительства граждан, вывешиваются соответствующими избирательными комиссиями на стендах в помещении участковой избирательной комиссии и представляются избирателям для ознакомления за пятнадцать дней до дня голосования.Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в воинских частях, на судах, принадлежащих Республике Казахстан и находящихся в день выборов в плавании, в домах отдыха, санаториях, стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, на участках отгонного животноводства, в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, при загранучреждениях Республики Казахстан в иностранных государствах, вывешиваются на стендах в помещении участковой избирательной комиссии и представляются избирателям для ознакомления за пять дней до дня голосования; по избирательным участкам, образованным при проведении выборов членов органов местного самоуправления, - за семь дней до дня голосования.В списках избирателей, размещенных на стендах, не указываются номера удостоверений личности.»;дополнить пунктами 5,6 следующего содержания: «5. Доверенные лица кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки, не позднее, чем за пять дней до голосования вправе получить в избирательном участке письменную информацию о числе зарегистрированных избирателей. Данная информация подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии. 6. По желанию доверенного лица перед открытием участков для голосования и после завершения голосования выдается заверенная комиссией копия списка избирателей на участке, в том числе и копия списка избирателей, проголосовавших по открепительным талонам.В этих списках избирателей не указываются номера удостоверений личности.»; 13) в статье 27:в пункте 1:первое предложение изложить в следующей редакции: «1. Предвыборной агитацией в агитационный период, установленный статьей 28 настоящего Конституционного закона, признаются:1) призывы голосовать за кандидата, партию (блок) или против кандидата, партии (блока);2) выражение предпочтения кому-либо из кандидатов, какой-либо политической партии, какому-либо избирательному блоку, в частности указание за какого кандидата, какую партию (блок) будет голосовать избиратель; 3) описание возможных последствий избрания или не избрания кандидата, списка кандидатов, выдвинутых партией (блоком); 4) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением своих служебных (должностных) обязанностей; 5) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения к кандидату, политической партии (блоку), к которым принадлежит кандидат; к политической партии (блоку), выдвинувшим кандидата (кандидатов), список (списки) кандидатов;6) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список кандидатов, или против него (них).»;пункт 3 дополнить частью второй следующего содержания:«Местные исполнительные органы обязаны принимать заявления о проведении публичных предвыборных мероприятий в агитационный период и рассматривать их немедленно с предоставлением мест, указанных в заявлении.»;дополнить пунктами 5-1, 5-2 следующего содержания:«5-1.Зарегистрированные кандидаты, являющиеся государственными служащими, либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации (за исключением периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, политическими партиями, общественными объединениями, выдвинувшими кандидатов), на время их участия в выборах Президента освобождаются от выполнения должностных обязанностей и представляют в Центральную избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее чем через три дня со дня регистрации либо копии документов, удостоверяющих, что в этот срок ими было подано заявление об освобождении от своих обязанностей. Президент Республики Казахстан, баллотирующийся на второй срок, продолжает исполнять свои полномочия, но не вправе использовать преимущества своего должностного положения.5-2. Запрещается:1) прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста восемнадцати лет;2) включение в информационные программы радио и телевидения предвыборных агитационных материалов кандидатов, партий (блоков).В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий кандидатами, политическими партиями (блоками), их доверенными лицами, группами избирателей должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. Такие информационные блоки не оплачиваются. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, партии (блоку) или не должна осуществляться дискриминация (умаление прав) какого-либо кандидата, партии (блока), в том числе по времени освещения его предвыборной деятельности, объему печатной площади, отведенной для таких сообщений».пункт 6 изложить в следующей редакции: «6. Журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации. Государственным средствам массовой информации, их должностным лицам, творческим работникам во время избирательного процесса в своих материалах и передачах, не обусловленных соглашениями, заключенными с кандидатами и партиями (блоками) в соответствии с требованиями настоящего Конституционного закона, запрещается агитировать за или против кандидатов, партии оценивать их предвыборные программы или отдавать им предпочтение в любой форме.»;14) Статью 28 изложить в следующей редакции:«Статья 28. Право на проведение предвыборной агитации1. Государство гарантирует гражданам, общественным объединениям право беспрепятственной предвыборной агитации за или против того или иного кандидата, политической партии в соответствии с настоящим Конституционным законом, иными законодательными актами Республики Казахстан.Граждане, общественные объединения, не создающие в соответствии с настоящим Конституционным законом избирательные фонды, вправе проводить предвыборную агитацию, не требующую финансирования.2. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, партийного списка и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.Кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.3. Государство гарантирует кандидатам равное выделение средств для выступления со своими программами в средствах массовой информации. Каждому кандидату предоставляются средства на пятнадцатиминутное выступление по телевидению, десятиминутное выступление по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более 0,1 печатного листа.Дата и время выхода в эфир за счет средств республиканского бюджета предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, политических партий (блоков), совместных агитационных мероприятий на каналах государственных организаций телерадиовещания, определяется жеребъевкой, которую проводит Центральная избирательная комиссия с участием представителей соответствующих организаций телерадиовещания. Жеребьевка проводится по завершении регистрации кандидатов, но не позднее чем за тридцать два дня до дня голосования, а при проведении повторного голосования - не позднее чем через один день со дня назначения повторного голосования. При проведении жеребьевки вправе присутствовать доверенные лица. Результаты жеребьевки оформляются протоколом. Определенный в результате жеребьевки график распределения эфирного времени публикуется в средствах массовой информации.Центральная избирательная комиссия в агитационный период при выборах Президента и депутатов Мажилиса организует проведение не менее трех политических дебатов на государственном телевидении с участием всех кандидатов в Президенты, представителей политических партий, выдвинувших партийный список, которые проводятся с двадцати до двадцати двух часов.Средства массовой информации на договорной основе также предоставляют эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки. Условия договора о предоставлении кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, эфирного времени, печатной площади в средствах массовой информации не должны создавать преимущества тому или иному кандидату, политической партии. Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания не позднее чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов, а также представлены в Центральную и областные избирательные комиссии при выборах Президента, в иные территориальные, а также окружные избирательные комиссии при выборах депутатов Парламента, маслихатов и членов органов местного самоуправления.Согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное средством массовой информации одному из кандидатов, политической партии, выдвинувшей партийный список, является согласием на выделение эфирного времени, печатной площади другим кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки. Государственные средства массовой информации обязаны резервировать эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами, партиями, выдвинувшими партийный список, за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов, партий (блоков). Общий объем платного эфирного времени, печатной площади, резервируемый каждым средством массовой информации, не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени и печатной площади, но не должен превышать его более чем в два раза. Дата и время выхода предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов на платной основе определяются в соответствии с жеребьевкой, проводимой каждым государственным средством массовой информации на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных кандидатами, партиями. Жеребьевка должна проводиться в срок, установленный настоящей статьей. При проведении жеребьевки вправе присутствовать соответственно члены Центральной избирательной комиссии, окружной (территориальной) избирательной комиссии, а также доверенные лица и наблюдатели.Очередность выступления кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки, в негосударственных средствах массовой информации устанавливается после поступления письменных обращений по жребию в порядке установленном настоящей статьей. Размер и условия оплаты в частных (негосударственных) средствах массовой информации должны быть едиными для всех кандидатов, партий (блоков) и не должны превышать среднюю стоимость рекламных материалов в данном средстве массовой информации за предшествующие двенадцать месяцев.Запрещается прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении и по радио сразу после выступления, а также в печатных изданиях в том же номере.3. В договорах о предоставлении платного эфирного времени должны быть указаны следующие условия: вид (форма) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер и порядок его оплаты, формы и условия участия журналиста (ведущего) в теле-,радиопередаче. После выполнения условий договора оформляются акт выполнения работ и соответствующая справка об использованном эфирном времени, в которых отмечается выполнение обязательств по договору с указанием программы вещания, названия передачи и времени ее выхода в эфир. Средства массовой информации обязаны хранить учетные документы о предоставлении соответственно бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади не менее трех лет со дня голосования.4. По заявке избирательных комиссий органы местного государственного управления и самоуправления предоставляют кандидатам на договорной основе помещения для встреч с избирателями. Избирательные комиссии составляют график встреч кандидатов с избирателями в выделенном помещении и публикуют его в средствах массовой информации. Условия предоставления помещения должны быть едиными для всех кандидатов.5. В воинских частях (формированиях) и в учреждениях уголовно-исполнительной системы предвыборная агитация ограничивается. Самостоятельное посещение воинских частей (формирований) и учреждений уголовно-исполнительной системы доверенными лицами кандидатов и политических партий, выдвинувших партийный список, кандидатами в Президенты, в депутаты, руководителями партий (блоков) запрещается. Встречи этих лиц с избирателями организуются соответствующими участковыми избирательными комиссиями совместно с командирами воинских частей (формирований) или руководителями учреждений уголовно-исполнительной системы с обязательным уведомлением не позднее, чем за три дня до дня встречи, всех доверенных лиц политических партий (блоков), зарегистрированных в соответствующем одномандатном округе, кандидатов в депутаты, зарегистрированных по этому округу; доверенных лиц кандидатов в Президенты, зарегистрированных по территориальному избирательному округу».6. Для издания плакатов, листовок, лозунгов и иных агитационных печатных материалов соответствующие избирательные комиссии выделяют кандидатам, кроме баллотирующихся по партийным спискам, равную сумму денег. Все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено. Запрещаются изготовление агитационных печатных материалов за пределами территории Республики Казахстан, распространение анонимных агитационных материалов.7.Местные исполнительные органы совместно с соответствующими избирательными комиссиями определяют места для размещения агитационных печатных материалов для всех кандидатов на каждой улице, площади (на остановках маршрутного городского транспорта, возле торговых домов, торговых магазинов, торговых рынков и объектов общественного питания) и оснащают их стендами, щитами, тумбами.Агитационные печатные материалы размещаются на условиях, обеспечивающих равные права для всех кандидатов.Размещение предвыборных агитационных материалов, размещаемых в виде плакатов, стендов, транспарантов, билбордов, афиш, лайт-боксов, световых табло и иных объектов стационарного размещения агитационного материалов в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, на зданиях и сооружениях и иных общественных местах населенного пункта, осуществляется на основании письменных заявок, поданных кандидатами, политическими партиями (блоками). Согласие собственника на размещение агитационного материала, данное одному из кандидатов, политической партии, выдвинувшей партийный список, являетсясогласием на размещение агитационных материалов другим кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.Размер и условия оплаты размещения агитационных материалов на объектах стационарного размещения агитационных материалов в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования, на зданиях и сооружениях и иных общественных местах населенного пункта должны быть едиными для всех кандидатов, и не должны превышать среднюю стоимость размещения рекламных материалов за предшествующие двенадцать месяцев.Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях и сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении для голосования.В помещении избирательной комиссии и помещении для голосования размещается информация о политических партиях, выдвинувших партийный список, о кандидатах в едином формате и стандартным набором сведений, установленных Центральной избирательной комиссией8. Кандидаты в Президенты, депутаты Парламента и маслихата вправе из средств своих избирательных фондов оплачивать расходы, связанные с выступлениями в средствах массовой информации, проведением публичных предвыборных мероприятий, изданием дополнительных агитационных материалов, а также покрывать транспортные и командировочные расходы. Запрещаются привлечение в этих целях иных денег из других источников, принятие любых не оплаченных из средств избирательных фондов кандидатов товаров, работ и услуг физических и юридических лиц, используемых кандидатом в ходе избирательной кампании, оказание указанным физическим и юридическим лицам любого содействия со стороны кандидата за предоставление этих услуг. Физические и юридические лица, оказывающие услуги кандидату, политической партии, связанные с проведением предвыборной агитации, должны иметь от них письменное согласие на принятие услуги. Лица, не имеющие письменного согласия, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.9. Периодические печатные издания центральных и местных исполнительных органов обязаны публиковать сообщения избирательных комиссий, данные о кандидатах, участвующих в выборах, в порядке и объеме, определяемых Центральной избирательной комиссией.10. При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.Опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.Запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении или в пункте для голосования.»;15) часть первую статьи 29 дополнить предложением следующего содержания: «Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости.»;16) статью 37 изложить в следующей редакции:«Статья 37.Избирательный бюллетень1. Избирательные бюллетени являются документами строгой отчетности.2. Избирательный бюллетень должен содержать название и дату выборов, обозначение избирательного округа, номер одномандатного избирательного округа или территориального избирательного округа, разъяснение о порядке его заполнения избирателем во время голосования, а также обозначенные места для номера избирательного участка, печати участковой избирательной комиссии, фамилии, инициалов и подписи члена участковой избирательной комиссии, который будет выдавать избирательный бюллетень. 3. В избирательном бюллетене для голосования должны указываться в порядке, определенном жеребьевкой, полное (краткое) наименование каждой партии, а также в одноцветном исполнении их эмблемы (если были представлены в Центральную избирательную комиссию). Под наименованием избирательного блока должны быть указаны краткие наименования входящих в него политических партий. Под наименованием политической партии, избирательного блока помещаются фамилия, имя, отчество каждого из первых трех кандидатов в депутаты, включенных в избирательный список партии (блока). Справа напротив названия каждой партии (блока) помещается пустой квадрат.4. Избирательный бюллетень для голосования, в который зарегистрированные кандидаты вносятся в алфавитном порядке государственного языка, должен содержать следующие сведения о них: 1) фамилия, имя, отчество; 2) год рождения; 3) место жительства (наименование города, района, иного населенного пункта; 4) основное место работы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий); 5) если кандидат выдвинут партией (блоком), общественным объединением слова «выдвинут политической партией (блоком) или общественным объединением)» с указанием их наименования;6) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, слово «самовыдвижение».Если зарегистрированный кандидат указал принадлежность к республиканскому общественному объединению, в избирательном бюллетене указываются также краткое наименование этого общественного объединения и статус в нем зарегистрированного кандидата. Справа от сведений о каждом кандидате в депутаты помещается пустой квадрат.5. Избирательные бюллетени изготавливаются на государственном и русском языках в количестве, равном числу избирателей в избирательном округе с резервом 0,1 процента от общего числа избирателей в избирательном округе.6. Избирательный бюллетень имеет контрольный талон, отделенный линией отрыва. Контрольный талон должен содержать название и дату выборов, номер округа, а также обозначенные места для номера избирательного участка и номера, под которым избиратель внесен в список избирателей на участке, подписи избирателя, получающего избирательный бюллетень, фамилии, инициалов и подписи члена участковой избирательной комиссии, который будет выдавать избирательный бюллетень.7. Избирательные бюллетени передаются участковым избирательным комиссиям не ранее чем за три дня до выборов и не позднее, чем за один день до выборов с резервом 0,1 процента от общего числа избирателей в избирательном участке.8. Помещение, в котором находятся избирательные бюллетени, опечатывается и сдается под охрану органам внутренних дел.9. В случае отмены решения о регистрации кандидата, партийного списка Центральная избирательная комиссия принимает решение о внесении изменений в избирательный бюллетень. Такие изменения вносятся в избирательные бюллетени членами участковых избирательных комиссий с использованием соответствующего штампа. Об изменениях внесенных в избирательный бюллетень, сообщается каждому избирателю во время выдачи избирательного бюллетеня.10. Избирательный бюллетень, в который не внесены изменения предусмотренные пунктом десятым настоящей статьи, считается недействительным. Избирательный бюллетень, в который внесены изменения без решения Центральной избирательной комиссии или не в соответствии с таким решением, считается недействительным.»;17) дополнить статьей 37-1 следующего содержания:«Статья 37-1. Порядок передачи избирательных бюллетеней избирательным комиссиям1. Территориальная избирательная комиссия при выборах Президента, при выборах депутатов Мажилиса принимает избирательные бюллетени от Центральной избирательной комиссии на своем заседании. О приеме избирательных бюллетеней территориальная избирательная комиссия составляет протокол по форме, установленной Центральной избирательной комиссией. Протокол составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами территориальной избирательной комиссии и представителями Центральной избирательной комиссии, присутствующими при передаче избирательных бюллетеней. Первый экземпляр протокола передается в Центральную избирательную комиссию, второй - хранится в территориальной избирательной комиссии, третий - безотлагательно вывешивается в помещении территориальной избирательной комиссии для всеобщего ознакомления.2. Территориальная избирательная комиссия не ранее чем за три дня и не позднее чем за один день до выборов на своем заседании передает избирательные бюллетени участковым избирательным комиссиям. От имени каждой участковой избирательной комиссии бюллетени принимают не менее трех членов этой комиссии, которые должны быть представителями разных партий (блоков).3. О передаче участковым избирательным комиссиям избирательных бюллетеней территориальной избирательной комиссией составляется протокол по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, в котором указываются:1) номер избирательного округа; 2) номер избирательного участка;3) число избирателей на избирательном участке согласно списку избирателей на день составления протокола;4) число переданных на избирательный участок избирательных бюллетеней для голосования по территории единого национального округа и по одномандатному избирательному округу;5) фамилии и подписи членов участковой избирательной комиссии, принявших избирательные бюллетени.4. Протокол о передаче участковым избирательным комиссиям избирательных бюллетеней составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими на заседании членами территориальной избирательной комиссии. Первый экземпляр протокола направляется в Центральную избирательную комиссию, второй - хранится в территориальной избирательной комиссии, третий - безотлагательно вывешивается в помещении территориальной избирательной комиссии для всеобщего ознакомления. Выписка из протокола передается каждой участковой избирательной комиссии, получившей избирательные бюллетени.5. Участковым избирательным комиссиям, образованным при официальных представительствах Республики Казахстан в иностранных государствах, в воинских частях (формированиях), дислоцированных за пределами Республики, избирательные бюллетени передаются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией.6. Передача избирательных бюллетеней для голосования по территории единого национального округа участковой избирательной комиссии осуществляется в количестве, равном числу граждан, включенных в список избирателей на избирательном участке, с резервом, объем которого установлен статьей 37 настоящего Конституционного закона.7. Каждый член территориальной избирательной комиссии, доверенные лица имеют право получить копии протоколов о приеме избирательных бюллетеней от Центральной избирательной комиссии и о передаче избирательных бюллетеней участковым избирательным комиссиям, удостоверенные подписями председателя и секретаря комиссии и скрепленные печатью этой комиссии, но не более одной копии протокола для каждого кандидата в Президенты, для партии (блока), которых они представляют.8. Члены участковой избирательной комиссии транспортируют избирательные бюллетени в помещение участковой избирательной комиссии в сопровождении работника органов внутренних дел.9. Члены участковой избирательной комиссии в день приема комиссией избирательных бюллетеней от территориальной избирательной комиссии на заседании комиссии проставляют в определенных местах каждого избирательного бюллетеня номер избирательного участка и печать участковой избирательной комиссии, а в определенных местах каждого контрольного талона - номер избирательного участка.10. Избирательные бюллетени должны храниться в помещении участковой избирательной комиссии в сейфе (металлическом шкафу), который опечатывается лентой с проставлением на ней подписей всех присутствующих на заседании членов комиссии и печати комиссии.»;18) в пункте 1 статьи 38 слова «семи до двадцати», «шести» и «двадцати двух» заменить соответственно словами «девяти до восемнадцати», «восьми» и «двадцати»; 19) статью 41 изложить в следующей редакции: «Статья 41.Организация голосования1.Каждый избиратель голосует лично.2. Передача права голоса, как и голосование за других лиц на выборах не допускаются.3. Участковая избирательная комиссия не ранее чем за тридцать минут до начала голосования проводит заседание, на котором открывается сейф (металлический шкаф) с избирательными бюллетенями. Председатель участковой избирательной комиссии на основании выписки из протокола территориальной избирательной комиссии о передаче избирательных бюллетеней участковой избирательной комиссии объявляет число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией. Эти сведения заносятся соответственно в протокол участковой избирательной комиссии о подсчете голосов избирателей на избирательном участке соответственно по кандидатам и по политическим партиям.4. При выявлении повреждения ленты, опечатывавшей сейф (металлический шкаф), участковая избирательная комиссия немедленно уведомляет об этом органы внутренних дел и территориальную избирательную комиссию и пересчитывает избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими при этом членами участковой избирательной комиссии и скрепляется печатью комиссии.5. Перед началом голосования избирательные урны пломбируются либо опечатываются печатью участковой избирательной комиссии.6. Члены участковой избирательной комиссии получают от председателя участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в реестре в их получении. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию. 7. Член участковой избирательной комиссии на основании списка избирателей по соответствующему избирательному участку, при условии предъявления избирателем паспорта или удостоверения личности гражданина Республики Казахстан, военного билета военнослужащих срочной службы, паспорта моряка – гражданина Республики Казахстан, находящегося в день выборов в плавании на судне под Государственным Флагом Республики Казахстан, выдает избирателю избирательный (избирательные) бюллетень (бюллетени) для голосования. Избиратель расписывается за получение указанных избирательных бюллетеней в определённых местах на контрольных талонах каждого избирательного бюллетеня и в списке избирателей. Член участковой избирательной комиссии, выдающий избирательные бюллетени, вписывает свою фамилию и инициалы и расписывается в определенных местах на избирательных бюллетенях и контрольных талонах. Делать на избирательных бюллетенях какие-либо пометки запрещено. Председатель и секретарь избирательной комиссии не вправе выдавать бюллетени.8. Избирательные бюллетени заполняются избирателем лично в кабине (комнате) для тайного голосования путем внесения любого знака в квадрат, относящийся к кандидату или политической партии (блоку), в пользу которых сделан выбор. При заполнении избирательных бюллетеней запрещается присутствие других лиц. Избиратель, который вследствие физических недостатков не может расписаться в получении бюллетеня и самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, имеет право с ведома председателя или другого члена участковой избирательной комиссии воспользоваться помощью другого лица, которому он доверяет. В этом случае фамилия, имя, отчество лица, оказавшего помощь избирателю, страдающему физическим недостатком, заносится в список избирателей рядом с росписью в получении бюллетеня. Этим лицом не могут быть члены избирательной комиссии, кандидаты в депутаты, их доверенные лица, наблюдатели, представители средств массовой информации, должностные лица местного представительного или исполнительного органа.Заполненные избирательные бюллетени опускаются в избирательную урну.9. Избиратель может находиться в помещении для голосования в течение времени, необходимого для голосования. 10. В случае если избиратель, заполняя бюллетень, допустил ошибку, он вправе безотлагательно обратиться с письменным заявлением к члену избирательной комиссии, выдавшему ему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему другой избирательный бюллетень. Член избирательной комиссии выдает другой избирательный бюллетень в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи, только в обмен на испорченный, о чем делает соответствующую пометку в списке избирателей против фамилии избирателя и расписывается. Испорченный избирательный бюллетень немедленно погашается как неиспользованный, о чем составляется акт. Испорченный и погашенный избирательный бюллетень при подсчете голосов учитывается как неиспользованный и упаковывается вместе с контрольным талоном в пакет с неиспользованными избирательными бюллетенями.11. В восемнадцать часов председатель участковой избирательной комиссии объявляет об окончании голосования, после чего имеют право проголосовать лишь избиратели, находящиеся в помещении для голосования. После выхода из помещения для голосования последнего избирателя помещение закрывается, и в нём остаются только члены комиссии и лица, которым настоящим Конституционным законом предоставлено право присутствовать на заседании избирательной комиссии».12. При перемене избирателем места своего пребывания в период между предоставлением списков избирателей для всеобщего ознакомления и днем выборов участковая избирательная комиссия по просьбе избирателя и по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, выдает избирателю открепительное удостоверение на право голосования. При этом в списке избирателей делается соответствующая отметка.По пр
Источник: Демократическая партия Казахстана «АЗАТ»
Обсудить новость на Форуме