18:30 03.05.2007 | Все новости раздела "АСАР"

ЗДОРОВ ЧЕЛОВЕК — БЛАГОПОЛУЧНО ОБЩЕСТВО.

На протяжении всей истории цивилизации здоровье считается наивысшим благом, так говорили еще древние римляне. Здоровье нации рРстратегический фактор развития общества. Увеличивается финансирование медицинских учреждений. Президент в Послании народу уделил особое место перспективам охраны здоровья казахстанцев. О состоянии отечественной системы здравоохранения сегодня на страницах нашей газеты размышляет известный ученый и врач, академик НАН РК, Халык Каhарманы Мухтар АЛИЕВ.

рРДумаю, система охраны здоровья населения в Казахстане пока еще находится не на той стадии, чтобы отвечать запросам общества. По уровню средней ожидаемой продолжительности жизни населения (65,9 года) Казахстан занимает в мировом рейтинге 96-е место. По уровню материнской и младенческой смертности рР54-е. Индекс здоровья женщин составляет в среднем 30 процентов, а в Кызылординской области, к примеру, всего десять. Из-за того, что давно уже не проводится диспансеризация населения, которая в 80рй0-х годах прошлого столетия была регулярной, мы не имеем полной и объективной информации о состоянии здоровья всех жителей республики, без чего трудно определить правильные приоритеты развития самой системы здравоохранения.

Существующая сегодня статистика заболеваемости основана на регистрации заболеваний. Официальные данные таким образом существенно отличаются от истинного состояния здоровья людей. Подтверждением могут служить те результаты, которые были получены в ходе массовых профилактических осмотров детей и женщин фертильного возраста. Те или иные заболевания были выявлены практически у каждого третьего обследованного ребенка и почти у каждой четвертой женщины детородного возраста.

Вместе с тем профилактические осмотры населения не должны превращаться в кампанейщину. Недавно на правительственном часе в Мажилисе Министерством здравоохранения была озвучена информация, что в 2005 году обследовано 98 процентов женщин репродуктивного возраста, при этом 59 процентов женщин с выявленными заболеваниями оздоровлено. У меня эти цифры вызвали определенные сомнения, хотя бы потому, что я не наблюдал активной информационной поддержки СМИ данной акции. А как большинство населения без этого могло узнать о бесплатных профосмотрах, местах и сроках их проведения? Если учесть, что для многих посещение медицинского учреждения ассоциируется с ощутимыми расходами из семейного бюджета, трудно предположить, что почти все женщины трудоспособного возраста, работающие в государственных учреждениях, частных компаниях, домохозяйки, торгующие на рынках, по собственной инициативе прошли профилактические осмотры.

Предполагаю, Министерство здравоохранения выделило средства на эти цели, спустило их в регионы, а затем поставило Ыгалочкул о выполнении данного раздела государственной программы. Скорее всего, медосмотры прошли только женщины, состоявшие на учете в женских консультациях по беременности, обратившиеся к врачам по болезни, и частично рРорганизованные группы работающих женщин. Но никак не 98 процентов! Здесь я не вижу работы центров проблем формирования здорового образа жизни, созданных на бюджетные деньги во всех регионах, вплоть до районного уровня. На мой взгляд, они должны проводить более активное информационное сопровождение проводимых Министерством здравоохранения мероприятий рРвыпускать рекламные телевизионные ролики, печатную продукцию о предстоящих акциях, распространять ее на предприятиях, в организациях и учреждениях, информировать об адресах медицинских организаций, получивших госзаказ на проведение профилактических осмотров. По результатам обследований должны публиковаться отчеты с указанием количества осмотренных женщин в разрезе регионов и социальных слоев населения. В них должны быть названы число выявленных больных, причины и структуры заболеваний, меры, принятые для оздоровления. Комитет по контролю за качеством медицинских услуг, созданный при Министерстве здравоохранения, должен проверить, действительно ли полнота и качество проведенных профилактических осмотров соответствуют заявленным целям? Без всего этого трудно говорить об эффективном использовании бюджетных средств.

В 2006 году, как заявлено Минздравом, из бюджета выделено два миллиарда тенге на бесплатное медицинское обследование женщин в возрасте от 15 до 40 лет, 1,1 миллиарда тенге на обеспечение бесплатными лекарствами детей и подростков, состоящих на диспансерном учете, а также 2,5 миллиарда тенге на бесплатные врачебные осмотры всех детей в возрасте до 18 лет. Весомые суммы! Но, опять же, нет никакой информации о том, что конкретно сделано за истекшие пять месяцев в рамках данной программы.

На мой взгляд, мы вновь сталкиваемся с той же проблемой, когда на государственном уровне принимается множество всевозможных национальных, государственных, отраслевых и иных программ, концепций, планов, выделяются огромные бюджетные ассигнования на их выполнение, а практическая реализация никем не контролируется. Конкретных результатов проделанной работы не видно, население не ощущает на себе ее плоды.

Можно бесконечно спорить о тех или иных положениях Государственной программы реформирования и развития здравоохранения на 2005рв010 годы, о правильности выбранного стратегического курса или его отдельных направлений, но раз данный документ принят Правительством, все усилия должны быть направлены на его четкую, эффективную реализацию. Только тогда можно будет говорить о действительном улучшении дел в здравоохранении.

рРНа здравоохранение действительно выделяются огромные бюджетные средства. Но как, по вашему мнению, можно реально проследить, Ыработаютл ли эти деньги?

рРДеньги не просто огромные рРколоссальные! После принятия государственной программы объем бюджетных ассигнований, выделяемых на охрану здоровья, должен за этот период удвоиться рРс двух до четырех процентов от ВВП. На гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в 2004 году было выделено 90,4 миллиарда тенге, в 2005 году рР118,5 миллиарда, а на 2006 год запланировано 134,9 миллиарда тенге. Но при этом неясно, каков механизм распределения этих средств внутри отрасли, насколько эффективно они будут использованы и повысится ли в конечном итоге уровень медицинского обслуживания? На этот вопрос с определенной степенью достоверности, на мой взгляд, могли бы ответить широкомасштабные социологические исследования.

При условии, если в опросник будут включены вопросы о доступности, качестве, своевременности медицинской помощи, частоте обращений в медучреждения, качестве их работы, дате прохождения последнего комплексного медосмотра, доступности дорогостоящей медицинской помощи, частоте и причинах обращения за платными медицинскими услугами. А также будут проанализированы расходы среднестатистической семьи на покупку лекарств, медицинские услуги и другие жизненно важные нужды, связанные со здоровьем.

Такие исследования позволили бы выяснить информированность и отношение общества к системе здравоохранения, к реформам отрасли. И составить хотя бы косвенное представление о том, как работают деньги, направляемые сегодня из бюджета в здравоохранение.

Президент в своем Послании народу Казахстана озвучил необходимость принятия закона об охране здоровья, который мог бы определить долгосрочную концепцию реформирования и развития здравоохранения. Думаю, что без определения долгосрочных приоритетов, без надлежащего контроля общества огромные средства, выделяемые на охрану здоровья казахстанцев, могут быть потрачены бездарно, уйти как вода в песок, при этом уровень здравоохранения останется, в лучшем случае, на прежнем уровне.

рРМухтар Алиевич, как вы оцениваете положение дел в первичном звене медицинской помощи? ПМСП в ходе проведения любых реформ отводилась особая роль рРроль Ылокомотивал здравоохранения.

рРРеформа первичного звена медико-санитарной помощи названа одним из приоритетов реформирования отрасли. Думаю, что до решения этой проблемы еще далеко. Что собой представляет сегодня сельское здравоохранение после периода так называемой оптимизации? Это фельдшеры с невысокой квалификацией и соответствующей зарплатой, катастрофическая нехватка врачей, слабая материально-техническая база медучреждений. Но если вопросы восстановления медицинских пунктов, их оснащения, обеспечения автотранспортом все же начали решаться, то проблема с медицинскими кадрами остается нерешенной. Общеизвестно, что более половины выпускников медицинских вузов не доезжают до мест распределения. Да и те, кто доезжает, не остаются там жить, потому что на селе нет элементарных условий для работы, быта, профессионального роста. А если к этому прибавить главное рРнизкую заработную плату, то становятся понятными причины такой ситуации.

В первую очередь необходимо подготовить полноценные кадры для первичного звена. Например, медицинских сестер и фельдшеров с высшим медицинским образованием, как это делается за рубежом, способных оказывать медицинскую помощь на высоком уровне. Необходимо практически заново создать разрушенную материально-техническую базу учреждений первичного звена, поднять заработную плату работающим здесь медикам. Возможно, следует предусмотреть правовой механизм распределения, закрепления и отработки на местах выпускников медицинских вузов, которые обучались по государственным грантам. Нужно решить проблему обеспечения их жильем, а также множество других, не менее актуальных вопросов. На все это нужны годы, скорее всего, даже больше, чем отведено госпрограммой.

Что касается системы ПМСП в условиях города, то здесь я не вижу внятной программы ее реформирования. Как известно, попытка слепого копирования модели семейной медицины, повсеместного открытия семейных врачебных амбулаторий провалилась. Института врачей общей и частной практики в стране нет, нормативно-правовая база и конкретные механизмы для его развития также отсутствуют. В поликлиниках из-за низкой заработной платы не хватает участковых врачей, эффективность работы поликлиник очень низкая, в связи с чем за реальной медицинской помощью, а не за больничным листком люди предпочитают обращаться в стационары или, у кого есть такая возможность, в частные клиники. Все это позволяет утверждать, что реформа ПМСП, особенно в городе, пока носит декларативный характер. В этих условиях рассчитывать на то, что в ближайшие годы первичное звено медицинской помощи станет основным, определяющим в системе здравоохранения, не приходится. Хотя, это бесспорно, переход от дорогой стационарной помощи на более эффективную и менее затратную ПМСП следует считать правильным направлением развития системы здравоохранения.

рРВы уже начинали говорить о разночтении в официальных и реальных цифрах, касающихся уровня здоровья соотечественников. Каково, на ваш взгляд, состояние медицинской статистики сегодня?

рРЕжегодно Минздрав выпускает статистические сборники о показателях здоровья населения. Но эти цифры не всегда отражают реальное положение дел в той или иной области здравоохранения. К примеру, не секрет, что руководителями некоторых специальных учреждений искажается истинная картина заболеваемости туберкулезом. Не соответствуют мировым нормам критерии регистрации младенческой смертности: если на Западе регистрируется младенческая смертность при весе новорожденного 500 граммов и выше, то у нас рРвыше одного килограмма. Имеются также факты намеренного сокрытия и искажения отчетности по материнской и младенческой смертности медицинскими организациями, об этом часто пишут СМИ. И таких фактов несоответствия отечественной медстатистики международным стандартам можно привести много. Думаю, что Министерство здравоохранения должно исправить такое положение и строго контролировать медицинскую отчетность.

Требуют внимания и вопросы стандартизации медицинской помощи и ее материально-технического обеспечения. У нас до сих пор не определены стандарты уровней и качества медицинской помощи для учреждений первичного звена, районных, городских и областных лечебно-профилактических учреждений. Без этого трудно оценивать качество медицинской помощи, не говоря уже о том, чтобы приблизить ее к мировым стандартам.

рРВ современном казахстанском здравоохранении много Ыболевых точекл. Какие проблемы, на ваш взгляд, самые актуальные?

рРОчень серьезного внимания требует проблема обеспечения отрасли высококвалифицированными специалистами. При том, что у нас приходится 36,5 врачей на 10 тысяч населения. Ощущается нехватка кадров по таким специальностям, как Ыанестезиология-реаниматологиял, Ытерапиял, Ыпедиатриял, Ынаркологиял, Ытрансплантологиял, Ыэноваскулярная хирургиял, Ысудебная медицинал... Конкретный пример: в ближайшие два-три года мы можем вообще остаться без рентгенологов! Если быстро растущий дефицит специалистов как врачебного, так и среднего звена, работающих в традиционном разделе лучевой диагностики, будет продолжаться, то через несколько лет традиционная рентгенология просто перестанет существовать! Молодых специалистов абсолютно не интересует низкооплачиваемая должность врача-рентгенолога. Допотопная оснащенность большинства поликлинических рентгенкабинетов не может привлечь молодежь. Разве будет брать в расчет в наше бурное время современный 20рв5-летний медик такую здесь Ыльготул, как сокращенный рабочий день? Да никогда! Нынешний выпускник медвуза не пойдет работать в Ыстаруюл рентгенологию, если уже есть отделения ультразвуковой диагностики, компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Если и пойдет, то в силу каких-то непреодолимых условий, сложившихся в его жизни. Отсюда и соответствующая отдача. Сохранение нынешней системы подготовки специалистов лучевой диагностики неизбежно будет увеличивать кадровый дефицит. В то же время в столице и многих регионах строятся и оснащаются современным оборудованием новые лечебно-диагностические комплексы. Без подготовленных врачей, даже при суперсовременном оснащении, эти клиники останутся объектами, введенными в эксплуатацию на бумаге. Министерству здравоохранения необходимо серьезно заняться вопросом подготовки и закрепления отечественных кадров. Часть выделяемых отрасли средств нужно направить на обучение за рубежом в ведущих клиниках России, Германии, Франции и других стран. И здесь есть Ыпробуксовкил, ведь большинство наших врачей не владеют даже в минимальном объеме иностранными языками. Значит, и над этой проблемой надо думать всерьез.

Многоуровневая система подготовки медицинских кадров, предложенная Министерством здравоохранения и рассчитанная на девять-одиннадцать лет, полагаю, основательно не проработана.

Каков будет результат этого нововведения, покажет время... Для проведения подобной реформы нужны новые научно-педагогические кадры, и преимущественно из талантливой молодежи. Можно, конечно, использовать возможности президентской программы ЫБолашакл, но этого недостаточно. Думаю, нужна специальная программа подготовки новой генерации педагогов и ученых, без которых невозможно провести реформирование высшего медицинского образования в стране.

И еще. Нерешенной остается проблема лекарственного обеспечения населения и развития собственной медицинской промышленности. Почти 95 процентов лекарственных средств, применяемых в нашей медицине, импортируется из зарубежных стран. В Казахстане на сегодняшний день, несмотря на то, что уже более десяти лет на правительственном уровне принимаются меры для изменения сложившегося положения, практически отсутствует фармацевтическая промышленность. Как следствие рРочень высокие цены на лекарства.

Полагаю, нужно срочно приобретать современные линии для производства основных лекарственных средств. Хотя проблему полного импортозамещения это не решит, люди смогут покупать лекарства по доступным ценам. Считаю это вопросом стратегической важности.

Кроме того, в рамках индустриально-инновационной программы развития государства нужно подумать и о развитии медицинской промышленности, которая у нас также отсутствует. Иначе мы десятилетиями, расходуя колоссальные бюджетные средства, безуспешно будем биться над обновлением устаревшей материально-технической базы медицинских учреждений, внедрением новых медицинских технологий, безнадежно отставая не только от ведущих мировых держав, но и от ближайших соседей.

Один из путей решения проблемы развития отечественного медпрома мне видится в создании совместных предприятий с участием иностранного капитала. Возможно, на начальном этапе им надо предоставить налоговые или иные преференции. Например, база для производства рентгенологических установок, компьютерных томографов у нас есть рРэто предприятие ЫАктюбрентгенл, можно также использовать потенциал машиностроительных предприятий Петропавловска, Алматы и других. К финансированию проектов по строительству заводов медицинского оборудования можно привлечь действующие в стране нефтяные и другие иностранные компании рРв рамках программ социального партнерства бизнеса и государства.

Понятно, что развитие собственной фармацевтической и медицинской промышленности требует колоссальных как государственных, так и частных инвестиций, рынка сбыта продукции этих предприятий. Для Казахстана с его 15-миллионным населением, возможно, было бы нецелесообразным создавать большие производственные мощности, но ведь данная проблема касается всего Центрально-Азиатского региона, где нет фармацевтической и медицинской промышленности, а потребность имеется. Возможно, следует проработать этот вопрос на межгосударственном уровне.

Отдельно хочу сказать об обеспечении населения высокоспециализированными видами медицинской помощи рРтакими как сердечно-сосудистая хирургия, трансплантология. Всем известно, что смертность от сердечно-сосудистой патологии занимает первое место среди причин смертности населения. Однако развитию кардиохирургии, приобретению оборудования и расходных материалов для кардиохирургических операций Министерством здравоохранения уделяется недостаточно внимания. К примеру, в Научном центре хирургии им. А. Н. Сызганова уже более пяти лет активно применяется методика эндоваскулярной дилятации коронарных сосудов и их стентирования. Стоимость одного стента рРболее 2 500 долларов, не все больные могут себе позволить приобрести его, а Министерство здравоохранения на закуп расходных материалов средств не выделяет.

Аналогичная ситуация в трансплантологии. По статистике, ежегодно в пересадке печени нуждается более 20 человек на миллион населения, в пересадке почек рР100рб20 человек на тот же миллион. В гемодиализе нуждается ежегодно более 3 000 казахстанских больных, в то же время в Научном центре хирургии произведена только одна пересадка печени, около 450 пересадок почек за период с 1979 года, ежегодно только 500 больных получают лечение гемодиализом. Мы могли бы делать больше, но вопрос упирается в деньги.

У всех на слуху проблемы детской онкогематологии: не хватает лекарств, препаратов крови, нет центра по пересадке костного мозга. Причины рРнедостаточное финансирование, отсутствие врачей-трансплантологов. Квота на лечение за рубежом ограничена, бюрократические барьеры для получения бюджетного финансирования огромные, собственных средств у населения не хватает, в итоге большинство больных, нуждающихся в высокоспециализированной медицинской помощи, доступа к ней не имеют.

Достаточно проблем и в оказании специализированной медицинской помощи больным туберкулезом и онкологическими заболеваниями. Несмотря на то, что темпы роста заболеваемости туберкулезом в последние годы немного стабилизировались, заболеваемость все еще носит эпидемический характер, особенно в западных регионах страны. Как я уже говорил, в борьбе с туберкулезом истинные показатели заболеваемости занижаются, из-за отсутствия диспансеризации нет раннего выявления заболеваний, недостает эффективных лекарственных средств для лечения резистентных форм туберкулеза, не хватает медицинских кадров и современного медицинского оборудования. То же можно сказать и об онкологических заболеваниях. Даже в единственном в стране Научном центре онкологии и радиологии отсутствует установка для гамма-терапии, на которой проводится лучевая терапия, а сам институт лихорадит от кадровой чехарды и финансовых проблем.

В то же время заболеваемость онкологическими болезнями, в том числе запущенными формами рака, остается высокой, и они занимают лидирующие позиции среди причин смертности населения. Незначительное снижение показателей онкологической заболеваемости за последний год, о котором говорят руководители онкологической службы, на мой взгляд, должно не успокаивать, а, наоборот, настораживать. Поскольку снижение может говорить и о том, что стало меньше выявляться опухолевых заболеваний, особенно если учесть плачевное состояние первичного звена медицинской помощи, и вполне вероятно, что в последующие годы мы получим рост количества зарегистрированных онкобольных. Высокая смертность населения от онкологических заболеваний говорит о том, что страдает, прежде всего, диспансерная работа онкологической службы, направленная на профилактику и раннее выявление рака. Ведь общеизвестно, что активное диспансерное наблюдение больных из групп риска с диагностированными предраковыми заболеваниями, раннее выявление онкозаболеваний на начальных стадиях развития опухоли рРэто залог успешного их лечения. Рак молочной железы, шейки матки, яичников, кожи и другие легко диагностируемые, так называемые Ывизуальныел опухоли, во всем мире достаточно успешно лечатся. Вопрос лишь в раннем их выявлении. И здесь мы опять вынуждены констатировать необходимость эффективных бесплатных профилактических осмотров с возможно большим охватом различных групп населения.

Отрадно, что Минздрав начал выделять средства на оснащение областных онкологических диспансеров маммографами, аппаратами для лучевой терапии и другим диагностическим оборудованием, на покупку химиопрепаратов. Но еще более важно учитывать, что основной поток населения проходит не через онкодиспансеры, а через общую врачебную сеть рРамбулатории и поликлиники, материально-техническая база и кадровый потенциал которых на сегодняшний день оставляют желать лучшего. Для раннего выявления заболеваний, и не только онкологических, иметь хорошую диагностическую базу и высококвалифицированный медицинский персонал должны, в первую очередь, учреждения первичного звена.

Из-за недофинансирования противотуберкулезной службы в 90-х годах XX века, отсутствия необходимого комплекса противотуберкулезных препаратов, слепого копирования программы ДОТС-терапии сегодня мы столкнулись с очень серьезной проблемой рРмультирезистентным туберкулезом, который не поддается лечению обычными противотуберкулезными препаратами. Считаю, что для более эффективной борьбы с ТБ, помимо безоговорочного, полного и бесперебойного финансирования противотуберкулезной службы, каких бы средств это ни стоило, главный упор должен быть сделан на профилактику и раннее выявление этого заболевания, вплоть до возобновления массовых профилактических осмотров населения. Конечно, это задача общегосударственного масштаба, а не только Министерства здравоохранения, поскольку туберкулез рРсоциальная болезнь, и ее замалчивать нельзя.

Перечисленные проблемы рРэто только верхушка айсберга, на самом деле системных задач структурного, организационного и финансового плана в здравоохранении очень много, и решать их нужно безотлагательно, профессионально и быстро. В противном случае мы уже в ближайшие десять лет получим Ыбольноел население, отсталую систему здравоохранения.

рРВ последнее время в печати выходит много публикаций, как критических, так и рассказывающих о положительных сдвигах в отрасли. Вы были в свое время министром здравоохранения, в связи с этим рРкак вы, с высоты своего опыта, оцениваете работу отраслевого ведомства?

рРКомментировать заслуги или недостатки тех или иных руководителей не берусь, для этого есть уполномоченные органы. Я лишь высказал свою точку зрения на наболевшие и обсуждаемые в обществе вопросы, связанные с медициной. Министерство может рапортовать о проделанной работе, а общество вправе ее критиковать рРэто нормальный процесс в демократическом обществе. Главным, на мой взгляд, должны стать открытость и прозрачность деятельности министерства, наличие эффективной системы общественного контроля за его работой. Ведь от результатов деятельности Минздрава зависит социальное благополучие населения, именно оно будет судить о конечных результатах реформ.

рРМухтар Алиевич, реформируя здравоохранение, мы ищем за границей уже готовое решение, порой слепо копируя то, что нам явно не подходит. Модель какой страны, на ваш взгляд, более приемлема для медицинского образования и системы здравоохранения в нашей стране?

рРЯ был во многих странах, знакомился с европейскими, азиатскими, американскими системами. На днях я вернулся из Республики Кореи, где по приглашению трех ведущих вузов рРСеульского национального университета, Корейского университета и Университета Йонсе рРсостоялось подписание Меморандума о сотрудничестве между этими вузами и Казахстанским медицинским университетом, президентом которого я являюсь. Предполагается обмен студентами и преподавателями, научными стажировками, а также проведение совместных научно-исследовательских программ.

Посещая медицинские факультеты этих университетов, я обратил внимание на то, как организована там медицинская помощь населению. Мне понравилась культура бережного отношения этого народа к своему здоровью. Надо сказать, что мне импонирует опыт этой страны, которая за 20 лет совершила мощный рывок во всех социальных сферах, в том числе медицинском образовании, медицинской помощи, которые соответствуют в данное время мировым стандартам. Университетские клиники оснащены самым современным оборудованием, в том числе позитронно-эмиссионными томографами. Если на весь Казахстан имеется лишь семь магнитно-резонансных томографов, то только в одной клинике Сеульского университета их пять! Что говорить, если частный университет может позволить себе строительство клиники, ее оснащение самыми новейшими технологиями и обеспечение высококлассным персоналом, вложив сумму в 800 миллионов долларов в то, чтобы полностью наладить процесс рРот подготовки студентов, врачей, менеджеров до лечения пациентов на разных уровнях, вплоть до клеточных технологий. Если у нас в Казахстане клеточной терапией занимаются, грубо говоря, на уровне шарлатанства, сомнительного использования фетальных клеток, то южнокорейская биотехнология является самой передовой в мире. Примерно на такой же высоте развития находятся и государственные университеты. Отсюда и качество подготовки медицинских кадров и ученых для здравоохранения страны.

Как отметил Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в лекции в Евразийском национальном университете имени Л. Н. Гумилева, ЫКазахстану требуются элитные университеты, являющиеся мощными образовательными, исследовательскими и научно-производственными комплексами, тесно связанными с индустриейл. Опыт элитных университетов Кореи, возможно, был бы во многом полезен для Казахстана, поскольку эта страна, имевшая идентичную с нами систему организации здравоохранения и образования, уже перешла на мировые стандарты. Это позволило бы Казахстану избежать ошибок и трудностей при реформировании системы.

Беседовала Наталья ТОДОРОВА



Источник: АСАР

  Обсудить новость на Форуме