16:15 07.03.2008 | Все новости раздела "Партия "Настоящий АК ЖОЛ""
ВЕСЕННИЙ ПРИЗЫВ ПАРТИИ «АЗАТ»
Уважаемые соратники и друзья! Делегаты и гости партийного съезда! Сегодня я хочу рассказать вам о том, что вижу и чувствую сам, о том, как влияет современная политическая и экономическая ситуация на людей, с которыми я встречаюсь и разговариваю… Структура текущего момента показательна резким падением уровня жизни большинства казахстанцев и крайне низким уровнем гражданских, политических и экономических свобод в стране.Последние парламентские выборы вошли в новейшую историю Казахстана как очередной политический фарс и насилие над демократией. Я заметил одну странную закономерность – проценты украденных у казахстанцев голосов, от выборов к выборам, растут в прямой пропорциональности к росту мировых цен на энергоносители. Посудите сами – в 2004-м баррель сырой нефти стоил 60 долларов и ровно столько же - 60 процентов, якобы набрал “Нур Отан” на парламентских выборах. Следующие выборы прошли в 2007-м, когда цена нефти подскочила до 88 долларов за баррель, и сколько тогда голосов избирателей по данным ЦИК набрал “Нур Отан”? Правильно – 88 процентов! Порочным продуктом тех манипуляций стал однопартийный Мажилис. Общество очень быстро убедилось, что депутаты-марионетки равнодушны к насущным проблемам людей и страшно далеки от народа. Потому что им страшно открывать рот в защиту простых казахстанцев, даже в минуты страшных трагедий - в шахтах миллиардеров Кима и Миттала, в шаныраках и бакаях раздавленных бульдозерами акима Тасмагамбетова! Люди, с которыми я встречался и разговаривал в разных уголках Казахстана, напрямую связывают падение уровня жизни с безразличием к их нуждам нуротановского правительства и нуротановского парламента. Рост цен, инфляция - официально 18%, на деле гораздо выше, ипотечный кризис, кинутые дольщики это только то, что на поверхности, а сколько еще глубинных проблем, которые накапливаются комом, и обязательно потребуют своего решения.Экономические проблемы – очень скоро выявили слабость системы, ее зависимость от внешней среды: если в 2007-м по иностранным займам пришлось возвращать 7 млрд. долларов, то в этом году уже 12 млрд.долларов. На деле “казахстанская экономическая модель” оказалась Колоссом на глиняных ногах.В такой ситуации люди особенно остро ощущают степень своего одиночества и своей несвободы. Многие, с кем я общался, считают, что живут в застойное время!Содержание моего выступления посвящено тому, что мы сделали за эти годы, тому, что намерены делать для преодоления застоя в общественно-политической и экономической жизни страны. Это трехлетняя программа-минимум на 2008-2010гг. Вторая часть выступления посвящена формулировкам задач на десятилетие - шаги к обновленному Казахстану. Это стратегическая программа-максимум.Факультет нужных вещейЯ бы хотел напомнить вам о тех идеях и предложениях нашей партии, которые в той или иной мере нашли применение в общественно-политической и социально-экономической жизни страны. Начиная с 2002 года, многие наши актуальные предложения сначала игнорировались АкОрдой, но затем все же брались на вооружение. Вот краткий перечень наших инициатив, которые власть начала реализовывать, но, к большому сожалению, половинчато и непоследовательно:- пересмотр сырьевых контрактов с целью увеличения уровня налогообложения (в 2003 году мы собрали более 800 тыс. подписей казахстанцев в поддержку этого предложения); в 2007-2008 г.г. правительство провело переговоры с консорциумом компаний, разрабатывающим Кашаган (казахстанский сектор Каспийского шельфа) и достигло принципиальной договоренности об изменениях некоторых положений контракта в пользу Казахстана;- предложение о принятии специальной программы развития казахстанского сектора Каспийского шельфа;- увеличение доли казахстанской стороны в крупных сырьевых контрактах до 50%+1;- ужесточение государственного контроля (вплоть до разрыва контракта на недропользование) над освоением природных ресурсов страны и деятельностью недропользователей в целях рационального использования народного богатства и охраны окружающей среды;- предложение о введении с 2003 года обязательного страхования ответственности работодателя за причинение вреда (ущерба) здоровью или жизни работника при выполнении трудовых обязанностей, а с 2004 года обязательного социального страхования; - снижение налогового бремени для несырьевого сектора - идея отражена в Послании президента 2008г., в котором правительству поручается осуществить это уже в текущем году;- предложение по либерализации валютного режима и отмене ограничений на движение капитала;- предложение по внедрению схемы совместного развития (государство - частный бизнес) крупномасштабных проектов в ряде перспективных секторов экономики страны; - предложение 2002 года о введении универсального пособия по возрасту для всех граждан пенсионного возраста, равного прожиточному минимуму; идея использовалась правительством в 2005 году, когда было введено ежемесячное пособие в размере 3000 тысячи тенге, а с 2008 сумма увеличилась до 4200 тенге;- предложение о введении единовременного пособия по случаю рождения ребенка;- предложение о развитии рынка жилья через активную государственную поддержку ипотечного кредитования, для обеспечения высокой мобильности рабочей силы на территории Казахстана;- создание Концепции и Государственной программы децентрализации власти;- предложение 2003 года о реализации закрепленного Конституцией права граждан на суд присяжных в уголовном судопроизводстве, что позволит использовать представителей гражданского общества в практике правосудия, только институт присяжных заседателей способен хоть как-то повлиять на коррупцию и обвинительный уклон в уголовном судопроизводстве;- предложение о сохранении и приумножении национального культурного наследия. Программа минимумА теперь о том, что предлагает демократическая партия Казахстана “АЗАТ”, для преодоления кризисных и застойных явлений в экономике республики - краткосрочная программа действий на 2008-2012 годы. В предстоящие три года при продолжающемся значительном притоке “нефтедолларов” в страну прогнозируется сохранение пассивности основной массы избирателей. Неизменным останется практически полный контроль исполнительной властью телевидения, судебной и правоохранительной системы. В календаре не предусмотрены массовые выборные кампании, влияние западных демократий на режим находится на минимальном уровне. Очевидно и отсутствие у Президента РК Н.Назарбаева намерений начать реформу авторитарного режима “сверху”. В то же время в этот период Казахстан будет находиться под сравнительно большим международным давлением в связи с председательством в ОБСЕ в 2010 году. Недостатки “нефтедолларовой” модели развития государства – всепроникающая коррупция, усиление социальной дифференциации, нарастающее отставание от развитых демократических государств и России – будут становиться всё более очевидными для элиты и образованного сословия. Будут усиливаться и внутренние противоречия в верхнем эшелоне власти, прежде всего связанные с позиционированием вокруг Н.Назарбаева в приближении часа “Х”.В рамках этих объективных условий, при сохранении принципиальной позиции по необходимости незамедлительного проведения в стране политических реформ, партия намерена сосредоточить свою работу на двух направлениях: а) “проталкивание” принятия законов и других государственных актов, реально улучшающих повседневную жизнь широких групп населения и максимальное недопущение принятия решений власти, ухудшающих ситуацию.б) способствование формированию и развитию организаций (ассоциаций) граждан, прежде всего на основе общности конкретных “неполитических” интересов, приучающих людей самоорганизовываться.Мы будем идентифицировать наиболее актуальные и перспективные общественные проблемы, разрабатывать подходы к их разрешению, создавать коалиции гражданского общества и побуждать власти в центре и на местах к их решению (хотя бы и половинчатому).Последовательная политическая и просветительская работа, проводившаяся партией с начала 2002 года (создание ДПК “Ак Жол”), сформировала устойчивое общественное мнение, давившее на власть, и дала определённые результаты в экономической, социальной, культурной и в ряде других сфер. Именно мы первыми обосновали, озвучили и продвинули идеи пересмотра сырьевых контрактов, снижения налогового бремени несырьевого сектора, введение пенсии по возрасту (базовой пенсии) и пособия при рождении ребёнка и многие другие.Отмена 13%-ного налога на добавленную стоимость (НДС), сложного для исчисления и уплаты и введение простого 5%-ного налога с розничных продаж товаров и услуг, что позволит повысить конкурентоспособность отечественной обрабатывающей промышленности и одновременно снизить розничные цены и тарифы.Введение налогов на спекулятивный прирост стоимости земельных участков, жилых домов и квартир (при их перепродаже) и на наследование имущества рыночной стоимостью свыше 1 млн. долларов США.Повышение налогов на потребление предметов и услуг роскоши и дорогостоящее недвижимое непроизводственное имущество. При этом отмена налога на имущество на жилье рыночной стоимостью менее 150 тысяч долларов. Внесение изменений в законы, обеспечивающие публичность всех контрактов на недропользование, прозрачность владельцев и регулярную публикацию всех налоговых платежей сырьевых компаний, запрет экспорта сырья в офшорные зоны, через посредников и по демпинговым ценам. Экспорт газа на внешние рынки по мировым (со скидкой на транспортные затраты), а не демпинговым ценам.Осуществление приватизации государственного имущества, предоставление любых льгот и преференций только путем открытых денежных аукционов. Исключения будут прямо предусмотрены в законах, а также допускаться в условиях чрезвычайных ситуаций.Обязательное требование для госслужащих и менеджеров нацкомпаний продажи своего бизнеса в целях недопущения конфликта интересов.Оценка успешности работы государственных компаний не через ростваловых показателей, а путем сопоставления комплексных показателей их деятельности с лучшими зарубежными и частными отечественными компаниями в данных секторах. Обязательное проведение открытых конкурсов при найме высших менеджеров национальных компаний.Введение обязательного проведения независимой экспертной оценки воздействия предлагаемых крупных мер экономической политики - перед их введением и через 4-5 лет после введения с публикацией результатов.Изъятие земель в городах “на государственные нужды” должно производиться только для строительства объектов коммунальной инфраструктуры – школ, больниц, автодорог.Принятие отдельного закона “О развитии сельских территорий”, в котором будут предусмотрены критерии оказания и механизмы осуществления бюджетных трансфертов на развитие инфраструктуры и социальных объектов села.Принятие госпрограммы “Ауылдан қалаға келетін жастарға – мемлекеттік жәрдем” с ежегодным финансированием в размере 0,5 % от ВВП. Эти средства будут направлены на массовое строительство в городах социального жилья, профессиональное обучение сельской молодежи, создание обучающих профцентров, центров социальной адаптации.Введение запрета на массовый ввоз иностранной рабочей силы без высшего образования до решения проблемы сельской безработицы в стране.Доведение и поддержание среднего уровня оплаты учителей и врачей на уровне средней по народному хозяйству.Создание в государственных вузах общественных попечительских советов из представителей гражданского общества, бизнеса, преподавателей и студентов с широкими контрольными полномочиями.Принятие эффективной Государственной программы развития казахского языка. В ее рамках на организацию обучающих курсов, подготовку преподавателей, издание книг, учебников, методических пособий ежегодно должно выделяться не менее 100 миллионов долларов.Создание вместо незаконно функционирующего частного телеканала “Первый канал – Евразия” Общественного телевидения с включением в состав наблюдательного совета представителей гражданского общества.Мы уверены, что реальные шаги к реализации программы наших действий на 2008-2010 годы станут достойным вызовом застойным явлениям в экономике Казахстана!Теперь поговорим о векторе наших практических действий для преодоления застоя в общественно-политической жизни страны, о месте и действиях Демократической партии Казахстана “АЗАТ” в структуре текущего момента.О партийном строительстве и отношениях с властью: мы выступили с внятной позицией по председательству Казахстана в ОБСЕ. Логично, что все мы, равно как и мировое сообщество, понимаем, что руководство страны недостойно там председательствовать. Пусть так. Но с другой стороны, очевидно, что председательство способно двигать страну в правильном направлении. Значит, с тактической точки зрения, лучше поддержать такие шаги, чем сотрясать воздух. Главным тормозом в развитии партийной системы является несовершенство Конституции, создающей в Казахстане условия для существования авторитарного режима. И данная система официально продиктована как раз принципом первичности экономики над политикой. Прошлогоднее внесение поправок в Конституцию, с одной стороны, как бы, повышает роль партий в политической системе. Однако, в условиях полного искажения избирательных процессов, подконтрольности средств массовой информации, данные поправки были способом придать необоснованно высокие привилегии партии “Нур Отан”. И не более того. Это наглядно демонстрирует однопартийный парламент.Сегодня практически все акимы и министры из партии “Нур Отан”. Недостатки в их работе необходимо связывать не с абстрактной “властью”, “верхами”, а с определенной политической партией во главе с конкретными людьми. Чем больше люди будут знать о том, что все их беды идут от “Нур Отан”, тем легче будет побеждать их на выборах. Просто мы сами должны подталкивать “Нур Отан” к тому, чтобы они брали всю полноту ответственности на себя. Берут взятки гаишники – виновата не просто власть, а еще и партия “Нур Отан”. Не дают чиновники вовремя справки – виноваты не просто чиновники, но и партия “Нур Отан”. О партийных блоках и коалициях: нельзя забывать, что объединяться могут только близкие по идеологии, провозглашаемым ценностям политические силы. Есть много точек соприкосновения для совместной работы: а) мы вместе отстаиваем права и свободы граждан. Мы вместе боремся за модернизацию системы, за демократию; б) приходится вместе защищать друг друга в прямом и переносном смысле. Мы будем вместе бороться против любого произвола и репрессий; в) мы будем вместе отстаивать совместные проекты; г) мы будем координировать свои действия во время выборов В качестве приоритетов нашей работы, в качестве тем для сотрудничества с другими партиями я бы назвал следующие: - изменение выборного законодательства в соответствии с рекомендациями ОБСЕ;- приведение законодательства о митингах, шествиях и демонстрациях в соответствие с международными соглашениями, заключенными Республикой Казахстан;- либерализация законодательства об общественных объединениях, политических партиях, неправительственных организациях, регистрация оппозиционных политических партий;- изменение законодательства о СМИ, создание Общественного телевидения и демонополизация рынка электронных СМИ;- отмена всех политически мотивированных приговоров, прекращение практики уголовного преследования представителей демократических сил.О цивилизационном векторе: страна задыхается от взяточничества и коррупции, которые как раковая болезнь разъедают нашу государственность, доверие граждан к власти, растлевают граждан и девальвируют идеалы и ценности! Так называемые “управляемая демократия”, “просвещенный авторитаризм”, по сути, мало чем отличаются от тоталитаризма! Мы считаем, что Казахстан должен четко определиться со своим цивилизационным вектором. Поэтому мы должны только приветствовать то, что власть наконец-то дошла до понимания этого и объявила о создании программы “Путь в Европу”. Наша задача не просто поймать власть на слове, но и добиться того, чтобы власть наполнила свои слова конкретным содержанием. Мы должны в полной мере использовать возможности своего географического расположения, превращая их в весомые политические аргументы и тезисы. Наша страна должна работать над тем, чтобы интегрироваться в европейские институты, и вести переговоры о вступлении Казахстана в Совет Европы! Это должно быть не просто прекрасной перспективой, но и конкретным стимулом для совершенствования и гармонизации законодательства, подтягивания социально-экономических и других показателей до европейского уровня. Мы должны ставить перед собой амбициозные и в тоже время реалистичные задачи и добиваться их воплощения в жизнь! Председательство в ОБСЕ – это хорошо, но быть в Совете Европы – лучше!Программа максимумДолгосрочные задачи и перспективы общества отражены в СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КАЗАХСТАНА “АЗАТ” - “КАЗАХСТАН - ВЫБОР 2012”.Политическая система: мы выступаем за трансформацию президентской формы правления в президентско-парламентскую, с сохранением за главой государства определяющих полномочий в области внешней политики, обороны и национальной безопасности. Руководство экономикой и социальной сферой должно отойти к Правительству, формируемому парламентским большинством.Требуется реальное усиление представительных и контрольных полномочий Парламента, законодательное закрепление статуса и прав парламентского меньшинства (оппозиции). Следует обеспечить подлинную независимость судебной системы, восстановить Конституционный суд. Предусмотренные Конституцией органы местного самоуправления (МСУ) следует создать во всех городах, районах, поселках, крупных селах и сельских округах. Органы МСУ необходимо наделить властными полномочиями и ресурсами достаточными для решения любого местного вопроса в рамках соответствующей территории.Акимы областей и главы местного самоуправления (городов, районов, поселков, аулов и сельские акимы) должны избираться непосредственно населением.Обеспечить полное соблюдение прав граждан на свободу получения и распространения объективной и разносторонней информации, проведения собраний, митингов и пикетов.Государственное устройство, основанное на таких политических принципах, позволит создать реальную основу для искоренения коррупции.Экономическая система: ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ Партия КАЗАХСТАНА “АЗАТ” считает основной задачей преодоление сырьевой направленности экономики страны. Исходя из того, что недра принадлежат народу, половина налогов, поступающих от сырьевого сектора должны направляться в предлагаемый для создания Государственный пенсионный фонд в целях капитализации пенсионных накоплений. Оставшиеся пятьдесят процентов налогов следует использовать на развитие образования и инфраструктуры. Следует достичь не менее 50-процентного участия казахстанских компаний (государственных и частных) во всех сырьевых проектах на территории страны. Это должно быть обязательным условием заключения новых контрактов, а в отношении действующих необходимо осуществить выкуп долей иностранных инвесторов. Доступность и качество предоставляемого в стране высшего и профессионального образования (и переобучения) является ключевым фактором несырьевого развития. Компаниям и лицам, которые будут вкладывать значительные финансовые средства в развитие фундаментальной науки, создание высокоэффективных инновационных технологий и производств, оказывать государственную поддержку, в том числе путем предоставления налоговых и иных льгот.Аграрный сектор: необходимо добиваться концентрации государственной поддержки на мелких и средних хозяйствах. Надо обеспечить справедливый доступ к землепользованию для всех проживающих на селе и не допускать чрезмерной концентрации сельскохозяйственных земель в частной собственности отдельных лиц. Следует в одноразовом порядке бесплатно наделить сельскохозяйственной землей каждого человека, проживающего в сельской местности – в размерах дифференцированно устанавливаемых по регионам. Предпринять действия по удешевлению и доступности кредитов. Должны качественно измениться параметры рынка жилья. Без участия государства в стимулировании предложения “неэлитного” жилья доступность будет оставаться на низком уровне. Требуют реформирования сложившиеся механизмы ипотечного кредитования, функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Развитие малого бизнеса (предпринимательства) должно являться одним из главных приоритетов экономической политики. Необходимо отменить налог на добавленную стоимость (НДС) и ввести небольшой налог с розничных продаж товаров и услуг. Существенно упростить положения Налогового кодекса и процедуры налогового администрирования. Социальная сфера: в здравоохранении необходимо быстрое увеличение бюджетного финансирования для обеспечения населения гарантированным объемом бесплатного обслуживания, включая наличие доступной сети первичной медико-санитарной помощи. Здесь очень важно улучшение медицинских аспектов здоровья матери и ребенка. Особого внимания требует улучшение условий жизнедеятельности инвалидов. Наряду со становлением трехуровневой системы пособий (выплат) нужны дополнительные меры для их полноценной реабилитации и интеграции в общество. В рамках совершенствования системы обеспечения достойной старости в ближайшие годы необходимо доведение размеров пособия по возрасту (демогранта), выплачиваемого каждому пенсионеру, до минимального прожиточного минимума. Требуют улучшения как параметры солидарных трудовых пенсий, так и накопительная система в целом. Для граждан страны, пострадавших от последствий экологических бедствий и катастроф, необходимо скорейшее создание комплексного механизма социальной защиты и реабилитации. Нужна активная социальная политика государства по защите интересов молодежи и малообеспеченных семей. Достижения качественного улучшения социальной защищенности работников можно добиться только при полноценной деятельности дееспособных профессиональных союзов. Внутренняя и внешняя миграция: сегодня более 45 процентов населения проживают в сельской местности, производя 6 процентов ВВП республики. Опыт других государств и наметившиеся миграционные тенденции позволяют предположить, что переселение людей из сел в города будет продолжаться по мере роста экономики страны. В перспективе доля сельского населения снизится до 15-20 процентов. Возвращающимся на историческую родину оралманам, в рамках государственной программы необходимо разработать и ввести стандартный пакет вспомоществования на переезд, приобретение жилья и первичную адаптацию в размере не менее 25 тысяч долларов на расчетную семью. Источником финансирования должны быть средства Национального фонда. Духовность и Культура: ДПК “АЗАТ” предлагает свое концептуальное видение развития государственного языка, которое реально осуществимо. Для этого необходимо увеличить объемы финансирования языковых программ до одного процента государственного бюджета. Государство будет в центре и на местах представлять реальную помощь диаспорам и их общественным организациям. Оно окажет поддержку в налаживании культурно-образовательного сотрудничества с историческими родинами, развитии и сохранении языка, традиций, реализации иных объективных этнокультурных потребностей. Судебная система и правоохранительные органы: следует законодательно минимизировать количество структур, относящихся к правоохранительным органам, а также устранить дублирование их функций. Сократить численность сотрудников МВД при увеличении уровня их зарплат. Ликвидировать самостоятельный орган – прокуратуру. Так называемый “прокурорский надзор” и большое количество фискальных структур и органов дознания и преследования только создают дополнительную коррупционную нагрузку на граждан и экономику. Национальная безопасность и внешняя политика: исторические перспективы выживания нации – государства связаны с возможностями неуклонного сближения и последующей интеграции в европейские институты. Необходимо в ближайшие годы вступить в Совет Европы.Казахстан должен сделать цивилизационный выбор и ясно определить свои внешнеполитические приоритеты. Должны быть пересмотрены доктринальные основы национальной безопасности. Их важнейшей составляющей обязаны стать защита прав и свобод граждан.Весенний призыв “АЗАТА”Первой инициативой ДПК “АЗАТ” станет сбор подписей казахстанцев в поддержку наших краткосрочных предложений, реализация которых на наш взгляд послужит достойным ответом на актуальные проблемы сегодняшнего дня и позволит использовать потенциал республики в полной мере. Мы предлагаем обществу выразить свое отношение к следующим нашим предложениям:
- Пересмотр сырьевых контрактов с целью увеличения поступлений налогов в бюджет страны, включая введение экспортной пошлины на сырье.
- Адекватное повышение социальных выплат из бюджета (пенсии, пособия, зарплаты бюджетников), компенсирующее рост цен, на что потребуется приблизительно 3 млрд. долларов.
- Замена 13%-го НДС на 5%-й налог с розничных продаж товаров и услуг.
- Вступление Казахстана в Совет Европы.
(печатается в сокращении)
Источник: Акжол (новости)
Обсудить новость на Форуме