10:15 17.05.2007 | Все новости раздела "Партия "Настоящий АК ЖОЛ""
Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на совместном заседании Палат Парламента РК
(Астана, 16 мая 2007 года)
Құрметті депутаттар! Қадірлі қауым!
Бүгін - Қазақстан демократиясы үшін тарихи күн.
Сіздердіңқарауларыңызға Республика Конституциясына өзгерістер мен толықтырулар енгізу жөніндегі Заң жобасы ұсынылып отыр.
Бұл құжат - Саяси реформалардың жалпыұлттық бағдарламасын іске асырудың, еліміздіңқұқықтық кеңістігінде тереңөзгерістер жасаудың заңды нәтижесі болып табылады.
Біз еркін демократиялыққоғамды дамытудың жедел бағытын жария ете отырып, тәуелсіз Отанымыздың саяси тарихының жаңа да жарқын бетін ашпақпыз.
Еліміздегі экономикалық табыстар, қазақстандықәрбір отбасыныңәл-ауқатының артуы, өмір сүру стандарттарыныңөсуі Қазақстанның демократиялық дамуының жаңа кезеңіне берік тұғыр жасап берді.
Біз осы тұғырда біртіндеп ашық та демократиялыққоғамы бар құқықтық мемлекет қалыптастырып жатырмыз.
Яғни, дамыған демократияның жетістіктері біздің көпұлтты және көпконфессиялы қоғамымыздыңүздік дәстүрлерімен жарасымды үндестік таппақ.
Сіздер мен біздер елімізді демократияландыруды жеделдетуүшін тұрақтылықты, құқықтық мемлекетті және қоғамдық келісімді сақтаудыңқаншалықты маңызды екенін жақсы түсінеміз.
Заңдылық пен конституциялық тәртіп сақталмайтын жерде, экономикалық және әлеуметтік берекесіздік орын алған жерде, адамның іргелі құқықтары, азаматтардың армандары мен үміттері қамтамасыз етілмейтін келешегі бұлдыр жерде демократия құру мүмкін емес екендігін бүгінде әлемдік тәжірибе көрсетіп отыр.
Біздің баршамыздың міндетіміз – ешқашан да, ешқандай жағдайда да өз елімізде мұндай берекесіздікке жол бермеу.
Қоғамдық тұрақтылық, заңныңүстемдігі, ұлтаралық және конфессияаралық келісім, сондай-ақҚазақстанның жаңа геосаяси рөлі мен жауапкершілігі – міне бұлар демократиялықөзгерістердің тиімділігінің кепіліне, оның басты өлшемдеріне айналмақ.
Уважаемые депутаты! Участники сегодняшнего заседания!
Следует подчеркнуть, что процесс политической модернизации в нашей стране
шаг за шагом, по мере создания необходимых экономических условий, последовательно идет все эти годы - с момента обретения Казахстаном независимости.
При этом мы идем своим собственным, казахстанским путем развития, который выбрали однажды и с тех пор ему следуем. Изучая и анализируя мировую практику, мы выбрали именно эволюционный путь. Мы против форсированного внедрения демократии, тем более извне.
Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу.
И у нас это получается.
На этом пути мы прошли несколько этапов.
На первом этапе - с 1991 года по 1995 год – с момента реальной независимости до принятия Конституции суверенного Казахстана мы сосредоточились на преодолении дезинтеграционных процессов, формировании фундамента казахстанской государственности, переходе от диктата однопартийности к политическому плюрализму, создании основ демократического развития.
Это был сложнейший период в нашей с вами жизни.
На этом этапе становления государственности, когда необходимы были решительные антикризисные меры, объективно был сделан выбор в пользу концентрации властных полномочий по вертикали исполнительной власти. Такой подход был абсолютно оправдан и в силу внутренних условий, и в контексте внешней ситуации. И эту нашу правоту подтвердила история.
Этот период преподнес нам весьма поучительные уроки, главным среди которых стало осознание того, что без стабильной и сильной экономики политическое развитие будет протекать болезненно и медленно, может привести к всенародному недовольству, дестабилизации страны.
И такие катаклизмы сегодня происходят в некоторых дружественных нам государствах.
Наш принцип - сначала экономика, а потом политика - полностью оправдал себя.
Конечно, история знает примеры, когда некоторые бедные страны тоже становились демократиями при низком уровне экономического развития, но затем их демократии, как правило, умирали.
Учеными доказано, что подлинные демократии при уровне ВВП на душу населения ниже трех тысяч долларов существуют недолго. Если же этот показатель превышает шесть тысяч долларов, демократия становилась жизнеспособной. Надеюсь, так будет у нас.
Я привел этот пример к тому, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько верен был наш выбор приоритетов.
На втором этапе - с 1995 по 2000 год - нашей основной заботой стало создание и укрепление современных демократических институтов, формирование новой политической культуры на основе Конституции, принятой народом на референдуме в 1995 году.
Конституция страны позволила пройти большой путь, связанный не только с глубокими экономическими, но и политическими преобразованиями. Об этом свидетельствует новое национальное законодательство суверенного Казахстана. Именно с его помощью за эти годы мы создали прочный фундамент для преобразования Казахстана в страну, в которой действуют реальные демократические институты, где гарантируются права и свободы граждан.
Это происходило в тяжелейших условиях преодоления инерции постсоветского синдрома и последствий азиатского финансового кризиса.
Но успех нам, несомненно, обеспечила реализация социально-экономической стратегии развития Казахстана до 2030 года.
Избрав модель президентской республики, мы вывели страну из постсоветского экономического и политического хаоса. Политическая стабильность обеспечила привлекательность нашей экономики для внешних инвесторов, которые в тот период выступили основным источником капитала для развития отечественной индустрии.
Поднималась экономика, строилась новая инфраструктура, развивалось сельское хозяйство. Последовательно создавались новые рабочие места, образовывалась прослойка «среднего класса».
Одновременно с этим мы обеспечили устойчивость наших международных позиций, заявили и доказали нашу мирную политику всем странам региона и мира.
Эти достижения позволили нам продолжить дальнейшее демократическое развитие Казахстана, создавая условия для политического плюрализма, многообразия средств массовой информации, регулярных выборов, обеспечения прав и свобод граждан, вовлечения широких слоев населения в политические преобразования, создания тысяч НПО.
Третий этап - с 2001 по 2006 год - стал убедительным доказательством правоты нашей стратегии. За этот период мы обеспечили социально-экономический прорыв и стали региональным лидером. Состоялась и наша государственность.
Утвердились первые демократические традиции казахстанского многонационального и многоконфессионального общества. В последние годы идет активный общенациональный диалог по выработке наиболее эффективных путей дальнейшего демократического реформирования страны.
На повестку дня вышли принципиально более высокие общественные задачи. Современные вызовы и угрозы настоятельно потребовали более динамичной модернизации всей системы социально-экономических и общественно-политических отношений. И мы приняли этот вызов.
За эти годы принимались меры по расширению полномочий местных органов, разграничению компетенции между уровнями государственного управления.
В практику работы Парламента было введено обсуждение кандидатур членов Правительства на заседаниях профильных парламентских комитетов. По моей инициативе начались регулярные отчеты акимов перед населением. Совершенствовались выборное законодательство и практика. Началась глубокая административная реформа, направленная на создание качественных государственных услуг, повышение подотчетности и прозрачности исполнительной власти.
В этот период активно обсуждались и вырабатывались рекомендации по вопросам совершенствования законодательства о выборах, политических партиях, СМИ, разграничения полномочий между уровнями государственного управления, совершенствования судебной системы и статуса судей.
Все это было сделано в рамках Общенациональной программы политических реформ. Таким образом, этот период нашего развития можно считать одним из самых важных в истории демократии Казахстана.
* * *
Общенациональная программа политических реформ дала старт всенародной дискуссии по вопросам дальнейшей демократизации нашего общества.
Я хочу напомнить, что эту программу мы обсудили и приняли на съезде партии «Отан» в 2004 году.
Под моим личным руководством была создана Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ. В ее состав вошли представители Парламента, Правительства, политических партий, общественные деятели. Комиссия проделала серьезную работу, и я благодарен членам комиссии за это.
Конкретным результатом деятельности Госкомиссии стал ряд принятых мер по развитию демократических процессов в стране в рамках действующей Конституции.
Так, была разработана и утверждена моим Указом Концепция развития гражданского общества в Казахстане на 2006-2011 годы.
Главное, что реализация Общенациональной программы политических реформ позволила нам
достичь широкого общественного консенсуса по основополагающим ценностям демократизации и политической модернизации Казахстана.
Исходя из широкой общественной дискуссии и консультаций с основными политическими силами, Госкомиссия предоставила ответы на основополагающие вопросы демократического развития страны на новом этапе. Были подготовлены решения, затрагивающие:
• Эффективность, прозрачность и подотчетность исполнительной власти и
борьбу с коррупцией Децентрализацию государственного управления и развитие местного самоуправления
• Совершенствование выборного законодательства
• Расширение ответственности Парламента
• Развитие судебной системы в соответствии с передовыми мировыми стандартами,
независимость судей
• Более активное участие политических партий в политической жизни страны
• Усиление роли НПО в общественной жизни
• Гарантия прав и свобод граждан
Главным итогом работы Государственной комиссии стали практические предложения по основным направлениям политической модернизации. Данные предложения - плод коллективного труда, учитывающего мнения основных общественно-политических сил страны.
Подводя итоги деятельности Государственной комиссии, я принял решение о создании Рабочей группы, в состав которой вошли ведущие и авторитетные правоведы. Они обобщили предложения Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан, помогли нам сформулировать статьи согласно Конституции и законам
Результатом этой работы и стал законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», который вносится сегодня на ваше рассмотрение.
Настала пора заложить законодательную основу, которая обеспечит успех начатым либеральным реформам и приведет к новому балансу общественных и государственных интересов, становлению новой системы сдержек и противовесов в государственном устройстве на новом этапе развития Казахстана.
* * *
Теперь о конкретных предложениях по изменению Конституции страны. Все новшества, которые предлагаются, можно сгруппировать по нескольким направлениям.
Первое. Перераспределение властных полномочий и ответственности, повышение роли Парламента.
Одним из вопросов, который обсуждался в ходе общеполитической дискуссии в стране - был вопрос о передаче отдельных полномочий Главы государства Парламенту.
Госкомиссия единогласно поддерживала сохранение президентской формы правления на этом этапе.
Необходимость строительства с нуля казахстанской государственности и рыночной экономики, развития впервые в нашей истории либеральной политической системы требовала решительной консолидации общества. Поэтому я взял на себя всю ответственность за происходящее в стране, и это было необходимо.
Но сегодня, когда заданы все важнейшие параметры процесса модернизации страны, и мы понимаем, что он уже необратим, есть смысл перераспределить некоторые обязанности и ответственность между Президентом и Парламентом.
Я предлагаю пойти по пути таких изменений в Конституцию, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента.
Это практически трансформирует модель нашей республики из президентской в президентско-парламентскую.
В соответствии с действующей Конституцией страны Президент является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип не потерял своей актуальности в процессе модернизации нашей политической системы. Он, по мнению большинства казахстанцев, должен оставаться незыблемым и на новом этапе демократических преобразований в Казахстане.
Я прихожу к мнению, что срок президентского правления целесообразно сократить с 7 до 5 лет. По такому пути пошла, например, Франция. Эта реформа будет вводиться после 2012 года. В принципе, мы могли бы не менять эту норму, так как это не противоречит общепринятым демократическим подходам. Но в то же время мы этим шагом хотим подчеркнуть твердость наших демократических устремлений, а также сделать равными сроки полномочий ключевых избираемых субъектов власти.
* * *
Госкомиссия предложила избирать половину депутатов по мажоритарной, а половину - по пропорциональной системе. Но мы должны пойти дальше.
Тщательно изучив международный опыт, не один раз взвесив все «за» и «против», предлагаю перейти на выборы депутатов Мажилиса по пропорциональной избирательной системе, которая обеспечивает репрезентативность и учитывает наши специфические особенности.
Новая форма проведения выборов в Казахстане должна предоставить политическим партиям дополнительные возможности по усилению своей роли в политической системе страны, обеспечив реальное отражение расклада политических сил и действительную волю населения.
Я бы выделил еще несколько основных направлений, по которым шли активные дискуссии и были выработаны соответствующие предложения по расширению полномочий и ответственности палат Парламента за реализацию задач нового этапа развития Казахстана.
Принято предложение Госкомиссии увеличить численность Сената, за счет увеличения президентской квоты, которая теперь увеличивается с 7 до 15 депутатов. Часть из них будет назначаться после соответствующих консультаций с Ассамблеей народа Казахстана.
Предлагается наделить Сенат таким новым полномочием как выполнение функций Парламента по принятию законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий.
Предлагается, чтобы с Сенатом согласовывалась кандидатура на должность Председателя Национального банка. Такой подход отвечает принципу самостоятельности Нацбанка при реализации денежно-кредитной политики государства.
Численность Мажилиса предлагается увеличить до 107 депутатов. 98 депутатов избираются по пропорциональной системе, а 9 депутатов представляют Ассамблею народа Казахстана, избираемых согласно закону. Это необходимо для учета интересов крупных этносов и послужит дальнейшей консолидации общества.
Таким образом, численность депутатов Парламента увеличивается на 38 человек и составит 154 депутата. Это нормальная пропорция для нашего 15-миллионного населения.
Мы посмотрели каково это соотношение в различных странах. Предлагаемое число депутатов для Казахстана оптимально.
Хочу обратить ваше внимание на то, что из Конституции предлагается исключить нормы, определяющие порядок формирования палат Парламента, который детально будет расписан в Конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан».
Число совместных заседаний Палат значительно сократится. Они будут созываться только по очень важным вопросам.
Предлагается исключить из Конституции норму о том, что депутат Парламента не связан каким-либо императивным мандатом. Это напрямую связано с необходимостью соблюдать единую партийную позицию или позицию партийной фракции при голосовании в условиях, когда депутаты Мажилиса будут избираться по пропорциональной избирательной системе.
Кроме того, и это считаю важным подчеркнуть, если мажилисмен может быть лишен своего мандата при выходе или исключении из политической партии, от которой он избран, или ликвидации партии, то на сенаторов эти основания не распространяются.
Предлагается установить ответственность Правительства не только перед Главой государства, но и перед всем Парламентом для обеспечения исполнительной властью высокой эффективности и качества государственных услуг, общественной подотчетности и прозрачности деятельности.
Предлагается усилить полномочия Парламента по эффективному контролю за деятельностью Правительства.
Для выражения Мажилисом вотума недоверия Правительству достаточно будет простого большинства голосов депутатов, а не двух третей, как это было раньше. Если
Правительство отражает интересы Парламентского большинства, то и нет нужды в квалифицированном большинстве для выражения вотума недоверия.
В то же время в Конституции предложено сохранить два случая, когда недоверие Правительству может быть выражено всем Парламентом. Это может быть по итогам отчета Правительства об исполнении бюджета, или когда Премьер-Министр сам поставит вопрос перед Парламентом в связи с непринятием закона, инициированного Правительством.
Предлагается также упростить процедуру выражения Парламентом недоверия отдельно взятому министру.
Во-первых, этим правом, по-прежнему, должна обладать каждая из палат.
Во-вторых, полагаю, для выражения недоверия также достаточно будет простого, а не квалифицированного большинства голосов депутатов соответствующей Палаты.
В соответствии с рекомендациями Государственной комиссии изменена схема формирования Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии. Предлагается формировать состав этих органов на более демократической основе, с равноценным участием обеих палат Парламента.
Две трети состава Конституционного Совета, ЦИКа и Счетного комитета будут формироваться Парламентом. Эти изменения позволят резко повысить роль законодательного органа.
С учетом намеченного баланса взаимоотношений между Президентом, Парламентом и Правительством претерпевает изменения и раздел Конституции, посвященный Правительству.
Наибольшие споры и дискуссии, конечно же, вызывал порядок формирования Правительства.
В итоге за основу было взято предложение Госкомиссии, а также оппозиции, согласно которому Премьер-Министр должен назначаться Президентом после консультаций с фракциями политических партий и с согласия большинства депутатов Мажилиса.
Важно отметить, что партийные фракции будут создаваться только в Мажилисе.
Хочу подчеркнуть, что ключевой момент заключается в создании новых правил формирования и функционирования Правительства на основе парламентского большинства. Теперь главная роль в утверждении Премьер-министра, а значит и всего Правительства, отводится Мажилису.
Конституционная обязанность Премьер-Министра ставить перед вновь избранным Мажилисом вопрос о доверии Правительству станет еще одним важным фактором влияния на судьбу Правительства.
Состав Правительства должен формироваться по предложению Премьер-Министра.
* * *
Второе. Укрепление роли политических партий.
Выборы депутатов Мажилиса по пропорциональной системе является исторически важным шагом в повышении роли политических партий.
Кроме того, Премьер-Министр будет представлять партию парламентского большинства. Реализация такого подхода:
Во-первых, повысит роль политических партий в формировании Правительства;
Во-вторых, приведет к тому, что партия парламентского большинства в свою очередь будет нести ответственность за формирование и последующие действия Правительства, которое должно будет осуществлять программу победившей на выборах партии или коалиции.
Также предлагается отказаться от конституционного запрета на Государственное финансирование общественных объединений.
Эти запреты, по большому счету, были реакцией государства на прежнюю однопартийную систему и были направлены на недопущение в будущем рецидивов тоталитарного прошлого.
Поэтому целесообразно разработать практические механизмы для частичного финансирования деятельности политических партий из республиканского бюджета. Это сыграет важную роль в становлении многопартийности в стране.
Предлагается создать правовую основу для повышения роли партийных фракций, которые станут главным инструментом реализации политических целей.
Именно на заседаниях фракций будет обсуждаться кандидатура будущего Премьер-Министра. Фракции будут определять, как голосовать депутатам.
* * *
Третье. Развитие местного самоуправления.
Фундаментальные изменения предлагаются в раздел Конституции по вопросам местного самоуправления.
Маслихаты станут основой местного самоуправления в нашей стране, как представительные органы, избираемые местным населением для решения местных задач.
Предлагаемые изменения в Конституцию позволят сельским акимам, наряду с выполнением государственных функций, легитимно решать задачи местного самоуправления.
Предлагается определить срок полномочий маслихатов на пять лет, что будет способствовать гораздо большей стабильности власти на местах.
Предлагается назначать акимов областей, городов республиканского значения и столицы с согласия соответствующих маслихатов. Хотя Госкомиссия предлагала их назначать только решением Президента.
Конечно, акимы других уровней будут назначаться по такой же схеме.
Предусматривается также упростить процедуру выражения маслихатом недоверия акиму.
Решение о выражении недоверия акиму должно приниматься не двумя третями голосов депутатов маслихата, как это предусмотрено сейчас, а простым большинством голосов, по соответствующей процедуре.
Эти решения резко повышают политическую роль маслихатов, которые будут представлять действенное местное самоуправление, благодаря большей подотчетности им исполнительных органов.
В завершение темы местного управления и самоуправления будет уместным сказать о предложении включить в текст Конституции статью о столице нашего государства –Астане.
* * *
Четвертое. Совершенствование судебной системы.
Для укрепления судебной власти еще в 2000 году моим Указом исполнительная власть была лишена последнего рычага влияния на судебную систему - функция обеспечения деятельности судов была передана от Министерства юстиции в ведение Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде.
С 1 января этого года в стране заработали суды присяжных, отправляющие правосудие по уголовным делам.
В стране получили развитие специализированные суды - административные и экономические, что позволило повысить эффективность судопроизводства. В перспективе могут быть созданы суды по делам несовершеннолетних.
Будет принят Закон, предусматривающий введение судебного санкционирования ареста.
В соответствии с рекомендацией Государственной комиссии предлагается упразднить Квалификационную коллегию юстиции спередачей ее функций по отбору кандидатов на должности судей в ведение Высшего Судебного Совета, повысив его роль как независимого органа в подборе кадров судей, отвечающего за качество судейского состава в нашей стране.
* * *
Пятое. Обеспечение межнационального согласия и укрепление Ассамблеи народа Казахстана.
Важным условием политической модернизации нашего уникального по своему этническому составу государства, и я постоянно говорю об этом, является обеспечение общественной стабильности, межнационального согласия, дружбы народов.
На решение этой важной задачи нацелена деятельность созданной в 1995 году Ассамблеи народа Казахстана. Она стала уникальным инструментом реализации национальной политики государства, в основе которой лежит принцип равенства возможностей всех граждан независимо от национальной и религиозной принадлежности.
В Конституцию вводится норма о формировании Ассамблеи Президентом страны.
Ассамблея народа Казахстана должна получить конституционный статус организации, обеспечивающей представительство различных этнических групп страны в общественно-политической жизни.
Источник: Акжол (новости)
Обсудить новость на Форуме