12:30 25.04.2007 | Все новости раздела "Партия "Настоящий АК ЖОЛ""
Выборы без выбора
«Закон о выборах» не совершенен, считаю, что неправильно давать право составления списков членов избирательных комиссий (ЧИК) на откуп маслихатам, это всё равно, что давать это право исполнительной власти. Я думаю, вы меня поддержите, что маслихаты не являются органами местного самоуправления, а создание МСУ на основе естественной муниципальной самоорганизации у нас, к сожалению, пока не предусмотрено. Результатом стало почти полное отсутствие равноправия в партийном представительстве в избирательных комиссиях. С чем вас всех и поздравляю. Поэтому выборы пройдут как всегда, а этого не должно случиться…
Предложения по работе с избирательными комиссиями всех уровней (наряду с собственными, собраны предложения наблюдателей различных организаций, таких как «Лига избирателей Казахстана», отчёт ОБСЕ и др.):
• Организация обучающих и корректирующих тренингов для ЧИК в 3 этапа.
1 этап. В каждом регионе установочные 1-2 дневные тренинги на знание общих вопросов и закона о выборах, на 2 этапе – 1-2 дневные по работе ИК в предвыборный период, на 3 этапе – 1-2 дневные по процедуре голосования, правам наблюдателей и ответные действия на возможное давление со стороны исп.власти.
• Организация круглых столов по всестороннему анализу системы электронного голосования для предотвращения любых возможных фальсификации с её использованием. Система электронного голосования должна пройти открытую и независимую сертификацию. Нормы Закона, заложенные в главе 9-1, не дают возможности проверить результаты подсчёта голосов, так как не остаётся следов волеизъявления избирателей на бумажных носителях, а также не дают уверенности избирателям, что тайна их выбора будет соблюдена. Необходимо разработать механизм по решению этих недостатков и внести соответствующие дополнения в Закон. Довести итоговые решения по системе электронного голосования до ИК всех уровней, а также самих избирателей.
• Необходимо создание единого с чёткими определениями глоссария, который предотвратит разночтения в толковании «Закона о выборах» членами ИК и другими лицами.
• Необходимость подлинного равноправного участия партий в составе ИК всех уровней (по одному от каждой партии), так как число ЧИК не обеспечивает представительство в ИК всех политических партий, а также представителей от кандидатов-самовыдвиженцев (по одному от каждого).
• Исключить возможность включения членов комиссий по представлению вышестоящей избирательной комиссии, органами исполнительной власти, а также маслихатами.
• Внести в «Закон о выборах» ответственность за действия ИК всех уровней, которые дезинформируют наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, представителей СМИ о времени проведения своих заседаний, отказывающихся предоставлять копии протоколов своих заседаний, а также не допускающих на свои заседания.
• Наделить наблюдателей, доверенных лиц и представителей СМИ правом наблюдать за процедурами передачи избирательных бюллетеней и внести соответствующее изменение в «Закон о выборах». Разъяснять членам ИК необходимость обеспечения широких полномочий для наблюдателей за ходом голосования и подсчётом голосов.
• Запретить добавления в списки избирателей в день выборов.
• Внести изменения и дополнения в «Закон о выборах» детализирующие права и обязанности наблюдателей, ЧИК, а также всех процедур ИК в день голосования.
• Информация о кандидатах должна носить единый стандартный характер. Только общий единый плакат кандидатов с их фотографиями и биографиями, должен быть внутри и на территории избирательных участков.
• В Законе необходимо чётко установить процедуру передачи избирательных бюллетеней на всех этапах, какими документами оформляется эта передача, кто имеет право наблюдать за этим процессов. Не ясен и порядок передачи бюллетеней в нижестоящие УИК.
• Ввести порядок изготовления именных избирательных бюллетеней для каждого избирательного участка, в которых указывать № участка, наименование области, района, населённого пункта.
• В Законе детально не расписаны процедуры при открытии ИУ, при голосовании и подсчёте голосов, обязательные к исполнению.
• Установить нормы, регламентирующие порядок передачи избирательных бюллетеней избирательным комиссиям всех уровней. Не прописаны нормы документального оформления получения избирательных бюллетеней членами комиссии, сопровождающими избирательную урну. Нет требований по обязательному оглашению количества заявлений, поступивших от избирателей для голосования по месту их нахождения и количества выдаваемых бюллетеней для проведения голосования вне помещения ИУ.
• Внести ответственность для ЦИК, ТИК, ОИК, УИК в случае не исполнения своих обязанностей, включающих отсутствие реакции на вмешательства и запугивания наблюдателей, доверенных лиц, кандидатов, представителями исполнительной власти и силовыми структурами.
• Не прописано обязательное требование о немедленном внесении в протокол каждого количественного результата подсчёта.
• Предусмотреть ответственность за нарушение порядка проведения процедур, в особенности при подсчёте голосов.
• Обязать УИК рассматривать акты о нарушениях, составленные наблюдателями и давать на них мотивированный ответ. Вносить в протокол ссылку на статью закона, разъясняющую ответ ИК.
• Обязать ИК выдавать копии протоколов с итоговыми результатами голосования.
• Необходимо прописать процедуру упаковки протоколов, актов наблюдателей, пачек подсчитанных бюллетеней за кандидатов, партий, недействительных. Не указано, кто имеет право поставить подписи на этих пачках.
• Не прописана процедура передачи документации УИК в вышестоящую ИК.
• Нет процедур определения результатов в вышестоящей ИК.
• Не прописаны чёткие нормы в Законе, в каких случаях должен производиться подсчёт голосов в территориальных ИК.
• Необходимо наделить правом присутствия в случае повторного подсчёта голосов по решению вышестоящей ИК не только заявителей, предоставивших факты неправильного подсчёта голосов, но и всех лиц, присутствовавших на ИУ во время подсчёта.
• Установить порядок и сроки подведения итогов голосования в окружных и территориальных избирательных комиссиях.
• Необходимость незамедлительного и обязательного ознакомления с результатами голосования. ЦИК должна незамедлительно опубликовать полные результаты выборов по всем ИУ.
• Необходимо расписать порядок и сроки хранения документации по голосованию и подсчёту голосов: списки избирателей на бумажных носителях, избирательных бюллетеней, протоколов о результатах подсчёта голосов.
• Усилить ответственность и неотвратимость наказания за нарушение избирательного процесса.
• Исключить вертикальную подчинённость ИК.
Уточнение. За списки избирателей пока не заработает МСУ, должны отвечать органы исполнительной власти, а члены ИК (представители партий и кандидатов - самовыдвиженцев) не должны заниматься списками, потому что они лица заинтересованные, а агитация ЧИК запрещена.
Исходя из этого перечня предложений видно, что нам ещё очень далеко до совершенства.
Поэтому у меня вопрос к депутатам Парламента:
«Вы хотите, чтобы вас переизбирали как раньше, практически по разнарядке сверху, где заранее установлены договорённости или же давайте начнём общественное обсуждение «Закона о выборах» и добъёмся, чтобы только народ, жители каждого избирательного участка, округа решали, кто достоин представлять его интересы? Тогда и спрос с вас будет совсем другим.
Вы хотите «как всегда» или как должно быть в цивилизованной нормальной стране?
Прошу оставлять комменты, отвечу, а ещё лучше поделитесь своими впечатлениями от выборов и предложениями.
Агелеуов Галым,
Источник: Акжол (новости)
Обсудить новость на Форуме