20:00 03.08.2006 | Все новости раздела "Партия "Настоящий АК ЖОЛ""

Он хочет сдвинуть страну

Мы преклоняемся перед героями прошлого, но не ценим достойных современников. Ценить настоящих героев трудно, так как приходится признавать себя более слабыми рядом с ними

Наша долго дремавшая родовая память просыпается с огромным трудом, как тяжелое возвращение к жизни уснувшего в летаргическом сне разума. Идентификация нации в историческом контексте – это условие нашего выживания. Мы, постсоветский народ, потерявший смысл и место своего существования в мире, теперь ищем свои дальние корни, чтобы обрести свой новый образ, а вместе с ним гарантии своей будущности. Иначе нельзя, по-другому мы исчезнем, станем легкой добычей более сильных цивилизаций. Нации нужны свои герои, они как бы компенсируют нашу неполноценность, которая всегда присутствует на любом историческом этапе. Поэтому мы любим героев прошлого, подсознательно приобщаясь к их чистоте. Героизм – это самоуважение. Вот, наверное, к чему мы стремимся.


Семейные истории

Ничто так не раздражает власть, как героизм человека. Это испытано тысячелетней историей, еще со времен Христа. Степень цивилизованности власти можно измерять ее отношением к неординарным и независимым личностям. В нашей стране героизмом уже можно считать победу человека над собственным страхом. Такова, увы, страна Казахстан, в которой власть не поощряет, не одобряет и даже считает преступным, например, чувство справедливости в людях, щедро награжденных этим даром. Справедливость – вечный смысл героизма. Героями помнят только тех, кто жаждал справедливости и для себя, и для других. Это главная причина любого подвига. Возможно, природа рождает много героев, но становятся ими единицы. И не потом – случайно или когда придет время, а сразу – с первых минут жизни на земле. Дальше – дорога через испытания, изнурительно трудные и безмятежно-обманчивые. Говорят, что личность человека формируется на 70 процентов из его генофонда – памяти клеток. Это склад ума, нравственные задатки, интуиция, темперамент, черты характера. И люди с сильным генофондом, который еще называют породой, не подвержены реконструкции. Настоящим жолбарысом называли Жумабека Ташенова – человека-льва. В свое время он сумел противостоять волюнтаристскому решению центра передать Целиноградскую, Кокчетавскую, Петропавловскую, Кустанайскую, Актюбинскую области России, а Мангистаускую область – Туркмении. Авторитет председателя Совета министров и председателя Верховного Совета Каз.ССР Ташенова, его природные качества решительного и смелого человека помогли убедить Москву не совершать этот варварский поступок – отнимать родину у казахов. Это были 60-ые годы, и никакая ООН тогда не вмешалась бы, не говоря уже о политических протестах в республике. Решала все сила духа национальной элиты, и она победила. Эту историю свято помнят в большой семье Абиловых. Это светлая память, семейная гордость за своего великого родственника – Жумабека Ташенова. Вообще, чувство собственного достоинства в роду Абиловых – это наследственное. Не унижаться и не унижать других, идти к цели только полагаясь на собственные силы. Врожденная интеллигентность в роду Абиловых не появилась ниоткуда. Родство с великим Сакеном Сейфуллиным, его тесная дружба с дедушками сегодняшних Абиловых, многочисленные воспоминания о человеке-легенде, ориентир на подражание своему великому родственнику в семейном воспитании, конечно же, отложились в памяти многочисленного рода Абиловых. Есть еще одна история в большой семье Абиловых. Большевистская пропаганда стирала родословную нации, подвергла унижению сильный класс зажиточных и богатых людей, называя их “баями-угнетателями”. На самом деле богатые люди раньше (не такие, как сейчас) несли высокую ответственность за свой род. Они оплачивали образование детей, лечили больных на свои деньги, создавали трудовой уклад сообщества. Только сильные и способные люди могли стать богатыми, они двигали социальные, культурные, общественные процессы, были для всех отцами. Дед Булата Абилова – Абиль – был потомком знатного рода, его имя и корни переплетаются с историей Сары-арки. Богатый человек не может быть глупым, т.к. богатство – это тоже признак ума. Бай Абиль был не только крупным скотовладельцем, но и известным меценатом, он поддерживал местное образование. Но таких людей всегда преследует самый злейший враг – невежество. И когда стихия русской революции докатилась до казахских степей, бай Абиль, как и многие его братья по классу, стал жертвой торжествующего невежества. Собственность его была конфискована, хотя для него это не стало крахом. Он говорил, что умный человек не пропадет от бедности. Такая уверенность в себе и в свои силы не могла устраивать новую власть, которая добивалась от каждого неуверенности в себе. Бай Абиль стал “врагом народа” и был заключен в тюрьму. Его дети долго оставались в неведении о судьбе отца. Многих тогда постигла такая участь, советская власть не считала нужным объяснять казахам, почему она так поступает с их родными и близкими. Но есть у казахов такое понятие - “кан”, что значит “кровь”. Семилетний сын Абиля – Мукиш, потомок своих просвещенных предков, уговорил одного из родственников поехать на поиски отца. Целый год искал сын отца, путешествуя по бескрайним степям Казахстана. И нашел…в Мангистауской тюрьме. История маленького мальчика, разыскивающего своего отца, превратилась в легенду. Абиль Жокейулы безвинно отсидел в Мангистауской и Омской тюрьмах 6 лет. Но выжил и вернулся в свои родные края. Судьба его вознаградила за страдания: он увидел за остаток жизни своих многочисленных внуков.В 1957 году у Мукиша родился сын – Булат. Булат Абилов, повторивший судьбу деда Абиля. Потому что Казахстан проделал какой-то немыслимый кульбит по времени и в 21-ом веке фактически вернулся почти на столетие назад. Только внешний облик нашего времени отличается от времен классовой борьбы большевиков с казахской национальной элитой.


Герои юности

Трагическая, изломанная судьба Григория Мелехова – героя романа Михаила Шолохова - поразила ученика Булата. Он всей душой не соглашался с учительницей литературы, которая ставила на первое место торжество Великой Октябрьской революции, и оспаривал право человека на свободу выбора. Он не мог понять, как идеология может развести брата с братом, заставить единый народ пойти войной друг против друга. В одном дворе жили три сына Абиля, у которых, в общем, было почти 20 детей. Общий кров, общие заботы, общее воспитание бабушки, общие радости, общие воспоминания, общие идеалы. Для ученика Абилова было очевидно, что в его семье никогда бы не случился Тихий Дон. Многодетные семьи держатся на всеобщем труде. Каждый ребенок в семье Абиловых получал определенные обязанности: на каникулах девочки работали нянечками в детских яслях, а мальчики – рабочими в магазинах и на местной фабрике. Никто из них не вырос потребителем или несостоявшимся человеком. Семья Абиловых в Караганде – одна из известных династий интеллигентов: ученых, производственников и предпринимателей. Седьмой ребенок из восьми детей Мукиша Абиловича и мамы Жумкен оказался по натуре ярким лидером. Караганда всегда была непростым городом со своей судьбой и спецификой. Крупные предприятия, близость печально-знаменитого Карлага вносили в жизнь города свои правила. Каждый мальчишка тех лет должен был вписываться в эти “правила игры” - драться, уметь отстаивать свое положение, чтить “кодекс дружбы”. Булат, по рассказам, стремился отвечать этим требованиям. Он с раннего детства стал “атаманом” среди своих сверстников. Тогда Караганда гремела на всю страну как кладовая черного золота. Булат Абилов думал, что обязательно станет казахским стахановцем, иначе он – не он. Такова была искренняя вера в собственные силы. Ему не обязательно было становиться шахтером, но Булата охватила советская романтика рабочей профессии. Был такой старый фильм “Большая семья” про рабочую династию кораблестроителей. В семье Абиловых старший двоюродный брат Зарубай тоже говорил о рабочей династии Абиловых, сам он уже работал горняком и очень походил по натуре на героев актера Рыбникова – такой же обаятельный и коммуникабельный парень. Каждому времени – свои герои. Булат поступил в политехнический институт на горного инженера и после второго курса параллельно работал на знаменитой шахте имени Костенко. Каждый раз, спускаясь в шахту, Булат Абилов шел на личный рекорд - по 6-8 часов, лежа в узкой лаве, добывал уголь. Работа на шахте может показаться романтичной для всех, кроме самих шахтеров и их семей. На самом деле многочасовая работа под землей в полусогнутом состоянии не давала потом разогнуть спину. За семь лет работы шахтером, 2 года рабочим и 5 лет горным инженером, Булат освоил на практике, что такое социальная справедливость, которой по существу тогда не было. Он прямо говорил, что думает, и это начальству никогда не нравилось. Но с несговорчивым парнем приходилось мириться, потому что Булат работал действительно здорово. Участок Булата был одним из передовых не только в республике, но и в Советском Союзе. Бригада Абилова ходила в передовиках, на нее сыпались награды, знамена, премии, которые, конечно же, нравились начальникам. Порой Абилова перекидывали в слабые, как тогда говорили, отстающие бригады. Приходилось выдерживать тяжелые психологические поединки, ведь среди рабочего класса встречались опытные авторитеты из другого мира. Но лидерским качествам молодого Булата трудно было противостоять. Его главным аргументом была справедливость. Но карьеры “героя труда” на этом поприще Булат не сделал. Когда отец Булата, известный в городе человек, ушел на пенсию, директор шахты прямо заявил: “Пока я здесь, Абилов расти не будет”. Это была первая школа будущего политика Абилова, которая преподнесла ему уроки практической борьбы еще с тем режимом.


Декабрьские уроки

Когда наступила Гласность и объявилась Перестройка в СССР, преступления сталинизма и брежневской эпохи стали доходить до сознания широких масс, передовые силы огромной страны встали против тоталитаризма. Перестройка была рассчитана на поколение, к которому принадлежал и Булат Абилов. Чтобы со временем, достигнув зрелости, оно смогло стать авангардом новой жизни. А пока события стремительно меняли общество. Были декабрьские события в Алма-Ате, было движение “Невада-Семипалатинск”, в которых Булат Абилов не без влияния своей тещи, известной тележурналистки и прекрасного человека – Галины Кузембаевой, активно участвовал и быстро становился общественной личностью. Он яростно спорил с агитаторами нового руководителя Казахстана Колбина, которые проводили собрания в учреждениях и на предприятиях, рассказывая “о зверствах казахских националистов” в дни декабрьского восстания. Булат ходил на такие собрания и всегда спрашивал: покажите жертвы, которым казахи выкалывали глаза, лучше скажите, сколько человек реально пострадало. В движение “Невада-Семипалатинск” Булат Абилов пришел и как поклонник таланта Олжаса Сулейменова, и как бизнесмен, чтобы оказать материальную помощь движению. Его, как и многие тысячи людей, привлекла историческая справедливость, за которую боролось движение, чувство национального достоинства, впервые за столетие проснувшееся в народе. Когда грянул ГКЧП, путч 1991 года, уже успешный бизнесмен Булат Абилов собирал творческую интеллигенцию, депутатов Верховного Совета в Доме кино и уговаривал публично выступить против московских путчистов, собственноручно нарисовав плакат “Назарбаев, докажи, что Казахстан – это независимая страна”. Это была позиция антирежимника Булата Абилова, защищавшего свое поколение от угрозы возврата в прошлое.


Своя марка

Успешен, кто свободен духом. Перестроечные реформы, а затем суверенитет Казахстана дали мощные предпосылки расцвету личности. Наконец-то, казалось, свобода пришла, и талант человека получил шансы проявиться. Удача сопутствовала наиболее смелым и предприимчивым, умеющим лучше соображать и быстро адаптироваться в незнакомых условиях. Булат ушел в бизнес в 1989 году и быстро стал одним из лидеров отечественного предпринимательства. Ему было легко адаптироваться психологически в условиях рынка, видимо, помогали природные качества, гены предков. А это – ум, интуиция, уверенность, организаторские качества и плюс современное мышление. А еще индивидуальный вкус человека. Булат Абилов, наравне с зарабатыванием капиталов, добивался собственного стиля в работе и сделал самую узнаваемую, самую яркую и самую интересную марку “Бутя” в Казахстане. Название фирмы “Бутя” поначалу вызывало некоторое недоумение, мол, как-то несерьезно. Сам Булат объяснял выбор брэнда просто и по-человечески. Он говорил, что его в детстве так ласкательно называли родные, а потом – друзья. Поэтому он хотел показать, что каждый способный человек может создать свое независимое дело. А имя – это персональная ответственность. Хотелось добавить, что столь простое и неформальное название фирмы отражало суть ее хозяина – открытый характер и демократичные взгляды самого Булата. И политика абиловского бизнеса строилась на народности, что ли. Булат считал, например, что казахстанцы заслуживают лучших мировых стандартов и качества жизни. Во всем, пусть это касается сервиса и обслуживания или же косметики для женщин. Его бизнес был всегда жизнерадостным и оптимистичным, созидательным и творческим. Он, как и многие его соратники по бизнесу, приближал нас к цивилизованному миру, к лучшим стандартам и высокому качеству. Сам Булат стал одним из первых отечественных полпредов страны на мировом рынке. Казаха Абилова знали в крупных банках и фирмах разных стран, с ним хотели сотрудничать, и поэтому вполне естественно, что марка “Бутя” однажды взмыла в космос, красуясь на борту космического корабля. Булат как бы сказал, что Казахстан достоин быть высокой державой.Булат Абилов внушал надежду казахстанцам, что страна с такими бизнесменами станет современной и развитой, что люди будут жить не хуже американцев и европейцев. Открытая натура Булата привлекала массы людей. Все надеялись на его помощь – инвалиды, пенсионеры, творческие коллективы, ученые, общественные организации. И Булат помогал по мере своих возможностей. Он открыл спонсорское движение в Казахстане и один помог людям больше, чем все остальные вместе взятые. Именно Булат выступил одним из инициаторов проведения ежегодной церемонии вручения премии “Тарлан” за заслуги в семи отраслях интеллектуальной деятельности. Несмотря на то, что ушел из бизнеса, он по-прежнему остается председателем клуба меценатов. Когда власть объявила купонную приватизацию, фонд “Бутя-капитал” стал лидером по сбору купонов. Люди поверили Булату Абилову. Власти обещали выставить на аукционы лучшие предприятия страны, но потом эта затея получит убийственно точное название – “прихватизация”. Тогда еще никто не знал, что приватизация станет обманом. Что она обойдет и народ, и отечественных предпринимателей. Что все самые лучшие предприятия и ценные месторождения страны будут отданы по дешевке и за взятки чужим людям из чужих стран. В стране начала процветать коррупция. Чиновники за “откат” могли переступить любой закон, чем очень ловко воспользовались авантюристы и люди без флага и родины. В Казахстане больше не было свободной и честной конкуренции, бизнес держался на взятках. Чиновники из президентской команды сами стали бизнесменами, правда, скрытыми, а крупных предпринимателей заставляли делиться доходами взамен на свою “крышу”. Все стало проходить по подлому и грязно. Булат, как свободный и самодостаточный бизнесмен, который принципиально никому не давал взяток и не искал себе “крышу” во властных структурах, разумеется, не мог молчать. Он при случае честно говорил президенту Назарбаеву все, что творится в стране. Тот поначалу даже назначил Булата Абилова нештатным советником по вопросам бизнеса. А когда Булат, приложив огромные усилия, уговорил президента встретиться с предпринимателями и выслушать их, Назарбаев на встрече произнес ставшую классической фразу: “Я каждого из вас могу взять за руку и отвести в суд”. Истинный смысл его слов стал понятен только спустя годы. Президент тогда встал на сторону своих детей и родственников, которые тоже занимались бизнесом, но теневым, а остальные были для них конкурентами.


Один в поле воин

Власть поставила отечественный бизнес в двусмысленное положение. Или надо было подчиняться поставленным условиям и срастись с властью деньгами, или надо было бороться. Абилов один из немногих выбрал путь борьбы с коррумпированной системой. Он считал, что Казахстан может стать сильным государством, если в нем появится широкий класс предпринимателей. Тогда будут рабочие места, страна будет обеспечена качественными и дешевыми товарами и услугами. А для этого бизнесу на первом этапе необходимы льготные условия развития и свобода от стервятников из госструктур, которые поставили бизнес “на счетчик”. Уже известный и авторитетный в стране предприниматель Абилов активно выступает в прессе, дискутирует с правительством. И главное – говорит правду о том, что происходит на самом деле. Когда проходила приватизация в стране, Абилов наряду с другими частными фирмами участвовал в конкурсах на получение в управление казахстанских предприятий. И что делала власть? Она незаконно, с махинациями отдавала выгодные и перспективные предприятия “своим” (кто предварительно заносил взятки в высокие кабинеты), а таким, как фирма “Бутя”, предлагала разоренные и слабые объекты. Напомним, что Булат Абилов не давал никому взяток, отклонял предложения опекунства, потому что был уверен в своих силах и не шел против своих моральных принципов. Понятно, что его на верхах не любили. После того как правительство сыграло злую шутку с Абиловым, сначала продав часть акций Карметкомбината, а потом, по современному выражению, кинуло, Булат волей-неволей стал главным и, пожалуй, единственным воином на поле битвы. Всем известна публичная полемика Булата Абилова с премьерами Терещенко, Кажегельдиным, Балгимбаевым, Токаевым. Булат разоблачал их в зажиме отечественного бизнеса. Уже тогда он говорил, что Казахстан при такой политике правительства завтра не будет принадлежать казахстанцам, а станет “банановой республикой”, потеряв экономическую независимость. Что и произошло. Желание изменить ситуацию было настолько велико, что Булат решил оставить налаженный бизнес и заняться политикой. Тогда он еще надеялся, что для этого достаточно ввести жесткий контроль за правительством и принимать правильные законы. С этой надеждой он вступил в партию “Отан” и пришел в парламент. Там Булат принципиально критиковал власть. Он требовал от правительства прозрачности, требовал отчетов от министров и стал крайне неудобным депутатом. Он был первым депутатом, который подал в суд на премьер-министра. Причиной иска стал отказ премьер-министра Токаева предоставить депутатам копии конктрактов с иностранными инвесторами.


Высокая цена

Младшая дочь Булата Абилова, 15-летняя Камиля, сказала на своем дне рождении: “Я благодарна своим родителям, что они всегда давали нам свободу выбора”. Если семья действительно ячейка общества, то Булат и Айгуль воплотили свою мечту – создали общество свободных и равных личностей. Айгуль Кузембаева, дочь казаха и славянки, редкостной красоты и совершенно необычайного обаяния. Такие девушки кажутся избранными и недосягаемыми. И даже Булат, который не боялся никого, способный говорить со всеми на равных, несколько робел перед Айгуль. Его друг Наван – большой балагур и заводила – рассказывал, как они, словно мальчишки, сидели, чуть ли не в кустах, дожидаясь Айгуль. Никакого мужского превосходства, напротив, благоговение перед женской красотой. Айгуль унаследовала природную красоту матери – Галины Леонидовны Кузембаевой, женщины-легенды, чистая душа которой наверняка воплотилась в ангела после недавней смерти. Мама Галя, как ее называл Булат и его дети, была лучшим другом семьи Булата, очень любила и сильно переживала за него. Она, умная и глубокая натура, активная и деятельная в своей журналистской профессии, была еще и моральным наставником своих детей и внуков. И они унаследовали от нее фамильные качества - высокую культуру души и глубокое чувство такта. А еще – нежную красоту облика. Многие вначале приписывали к успеху Булата Абилова родство с Сарой Алпысовной Назарбаевой – уроженки Карагандинской области. Но сейчас, когда Абилов стал самым преследуемым человеком в стране, вряд ли кто-то будет утверждать, что он родственник президента. Да, когда-то, возможно, Булат искренне любил и президента, и Сару Алпысовну. Но это, скорее, была любовь патриотическая, как к первому президенту, строившему независимое государство, и традиционная, степная – уважение старших по возрасту и статусу. Многие тогда еще не имели оснований не верить президенту, если вспомнить его первые инициативы как реформатора, и обещания сделать страну справедливой и процветающей. Мы долго в совковые времена не ощущали себя реальными гражданами, от которых что-то зависит. И соскучились по чувству Родины, мы все хотели любить страну, свою, а не чужую власть, думали, что и власть будет нас любить по-человечески. Мы были наивными романтиками. И когда на аукционе Булат Абилов купил за огромные деньги авторучку Назарбаева, которой он подписал Декларацию о независимости Казахстана, кто-то посчитал этот поступок Абилова подхалимажем. Но Булат это объяснил ошеломительной простотой: “Я не хотел, чтобы один из символов нашей независимости попал в руки бандитов или иностранцев, которые бы увезли его в чужую страну”. Слишком высокой была цена президентской ручки на аукционе, и далеко не все были готовы за нее заплатить такие огромные деньги. А Булат смог, он всегда платил и особенно теперь платит высокую цену за свои принципы. Сократ сказал: “Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!”. Это о Булате Абилове. Он уже сдвинул себя, а теперь хочет сдвинуть страну.

Продолжение следует…

Гульжан Ергалиева

Свобода слова


Источник:

  Обсудить новость на Форуме