02:00 06.07.2006 | Все новости раздела "Партия "Настоящий АК ЖОЛ""
Кандидатура Казахстана на председательство в ОБСЕ
Автор: Кристофер Смит.
Источник: Конгресс США.
Кандидатура Казахстана на председательство в ОБСЕ
Предоставление Казахстану председательства по определению неприемлемо. Заявка Казахстана должна быть отложена до тех пор, пока страна в существенной степени не выполнит свои обязательства перед ОБСЕ, особенно в части соблюдения прав человека и демократизации.
Господин спикер, на следующей неделе министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев нанесет визит в Вашингтон. Учитывая возрастающую стратегическую и экономическую значимость Казахстана, список тем, которые будут обсуждаться в ходе его встреч с официальными лицами правительства США и Конгресса, будет, видимо, достаточно широким. Однако основной темой на переговорах министра Токаева, безусловно, будет заявка Казахстана на председательство в ОБСЕ, объединяющей 56 стран. Казахстан с большим рвением добивается этого престижного руководящего поста, начиная с 2003 года. Консенсусное решение по этому вопросу должно быть принято до осени текущего года, заблаговременно до встречи министров ОБСЕ в декабре.
Хотя я в целом поддерживаю идею лидерства центрально-азиатской стран в ОБСЕ, моя цель сегодня – обратить внимание на очень серьезные проблемы вокруг кандидатуры Казахстана. По мнению многих моих коллег, входящих в Хельсинкскую комиссию, присуждение Казахстану политического лидерства в ОБСЕ в 2009 году будет неоправданным и потенциально опасным для Организации. Президент Назарбаев в приветственном слове на недавней встрече ОБСЕ в Алматы, сам признал: “Мы еще не … установили демократических принципов”. Поэтому предоставление Казахстану председательства по определению неприемлемо. Заявка Казахстана должна быть отложена до тех пор, пока страна в существенной степени не выполнит свои обязательства перед ОБСЕ, особенно в части соблюдения прав человека и демократизации.
Защитники кандидатуры Казахстана указывают на экономические реформы республики и относительную свободу, в сравнении с другими странами Центральной Азии. Я соглашусь, что Казахстан ушел далеко вперед от полицейских государств – Туркменистана и Узбекистана. Но это не такое уж и большое достижение. Быть лучше, чем худшие из худших, не означает автоматического получения права на председательство в ОБСЕ, которая призвана поддерживать права человека и поддерживать демократию.
Принципом Государственного департамента США всегда было то, что “страна-председатель ОБСЕ должна в достаточной мере соответствовать всем стандартам ОБСЕ”. За последние несколько лет, высокопоставленные представители правительства США давали Назарбаеву и другим казахстанским чиновникам четкие и конкретные сигналы - что нужно сделать для того, чтобы Соединенные Штаты могли всерьез задуматься о своей поддержке заявки Казахстана на председательство в ОБСЕ.
Однако многократные обещания политических реформ в Казахстане так и не материализовались, а ситуация с соблюдением прав человека остается удручающей, что находит свое подтверждение и в ежегодных отчетах Госдепартамента. Нефтяные богатства и стратегически важное расположение Казахстана, а также его сотрудничество с США в сфере борьбы с терроризмом не могут скрыть того, что эта страна по-прежнему остается авторитарным государством. Президент Назарбаев устраивал манипуляции на референдумах по изменению конституции и фальсифицировал выборы для того, чтобы остаться у власти. Его родственники и друзья захватывают монопольные позиции в наиболее прибыльных секторах экономики Казахстана. Независимые и оппозиционные СМИ непрерывно подвергаются преследованиям и давлению, а оппозиционных политиков отстраняют от выборов, но случается, что с ними обходятся и того хуже.
Так обстояли дела перед президентскими выборами, состоявшимися в декабре прошлого года. Эти выборы многие рассматривали как момент истины для Казахстана. К сожалению, власти страны не выполнили свои международные обязательства ни до, ни во время, ни после выборов. Несмотря на неоднократные обещания Назарбаева провести свободные и честные выборы, миссия наблюдателей ОБСЕ заявила, что выборы “не соответствовали ряду стандартов ОБСЕ” в силу “ограничений на проведение агитационной кампании, преследований активистов, постоянных и многочисленных случаев запугивания со стороны властей”, что в итоге “ограничило возможности полноценной конкурентной борьбы”.
Эти выборы нанесли серьезный удар по шансам Казахстана на председательство. Недавно образованная Госкомиссия по разработке и реализации программы политических реформ была создана уже после выборов, слишком поздно для того, чтобы произвести сколько-нибудь значимый эффект либерализации. Кроме того, цепь последних событий вновь акцентировала тревожный разрыв между стандартами ОБСЕ и казахстанской политической практикой.
В ноябре прошлого года оппозиционный политик, бывший мэр Алматы Заманбек Нуркадилов был найден мертвым в своем доме. Как заявили власти страны, это было самоубийство, причем Нуркадилов стрелял в себя трижды – два раза в грудь и один раз в голову. Официальная версия гибели политика, мягко говоря, крайне маловероятна.
В феврале этого года оппозиционный политик Алтынбек Сарсенбаев, а также его водитель и невооруженный телохранитель были застрелены в яблоневом саду близ Алматы. Официальное следствие возложило вину за это жестокое убийство на Ержана Утембаева, главу администрации Сената, который якобы воспользовался при этом услугами офицеров спецслужб. Следует отметить, что это объяснение гибели Сарсенбаева не удовлетворило многих наблюдателей. При этом остается бесспорно то, что все, кто занимается в Казахстане политикой на стороне оппозиции, рискуют в худшем случае встретить не только поражение на выборах, но и смерть.
Более того, казахстанские власти поддержали инициативу России по выхолащиванию содержания Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ), которое, среди других важных направлений своей работы по продвижению демократии, осуществляет наблюдение за выборами. Это несет в себе очень серьезную угрозу для ОБСЕ как института, как наиболее надежной организации по наблюдению за выборами в мире.
Недавние заявления и действия казахстанских властей против общины кришнаитов, расположенной близ Алматы, а также штрафы, которые налагаются на религиозные меньшинства за отсутствие регистрации, противоречат нормам ОБСЕ и заявленной Казахстаном приверженности к межрелигиозной терпимости.
20 марта Назарбаев одобрил действия президента Узбекистана Ислама Каримова в Андижане в мае 2005 года. Одобрение андижанской бойни, в результате которой погибли сотни узбекских граждан, что заставило ОБСЕ, правительство США и международные организации выступить с призывом к независимому и непредвзятому расследованию, вряд ли может считаться теми “реформами”, которых ждут от претендента на пост председателя ОБСЕ. Насильственная выдача узбекских беженцев также вызывает тревогу.
Буквально сегодня верхняя палата парламента Казахстана приняла чрезвычайно репрессивный закон о СМИ, который подвергся критике специального представителя ОБСЕ по вопросам СМИ и посла США в Казахстане. Остается надеяться, что президент Назарбаев не станет подписывать этот проблематичный законопроект, и он не вступит в силу.
Господин спикер, в свете всех этих обстоятельств, заявка Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году не может быть поддержана. Я совершенно уверен, что поддержка кандидатуры Казахстана повлечет за собой больше осложнений, чем может принести обида Астаны от отказа.
При этом я не имею в виду, что мы не должны стараться развивать как можно лучшие отношения с Казахстаном на взаимовыгодной основе. Существует много сфер текущего и потенциального партнерства между нашими странами, включая вступление Казахстана в ВТО, энергетика, военная безопасность и борьба с терроризмом.
Тот факт, что я не могу выразить поддержку кандидатуре Казахстана на председательство в ОБСЕ в 2009 году, также не означает, что я не надеюсь поддержать ее в будущем. Ничто не обрадует меня в большей степени, чем возможность заявить с этой трибуны о том, что Казахстан выполнил свои обязательства по демократизации и правам человека и полностью заслуживает права возглавить ОБСЕ. Председательство Казахстана также сдвинет ОБСЕ к востоку, образно говоря, перекидывая мостик через ненужную пропасть, разделяющую Европу и бывшие советские республики.
Однако время для этого еще не пришло, господин спикер. Я призываю руководство Казахстана взять дополнительное время и конструктивно исполнить свои обязательства перед ОБСЕ. Продолжение эффективного сотрудничества с ОБСЕ поможет Казахстану в его заявке на председательство в будущем, тогда как выражение обиды от отказа лишь подкрепит ощущение неготовности Казахстана к роли лидера.
Председательство в ОБСЕ является признанием уже достигнутого успеха, а не стимулом к будущему, недоказанному прогрессу. Призыв к властям Казахстана отложить свою заявку оставляет открытой дверь для Астаны, на случай, если реальные реформы в области соблюдения прав человека и демократизации будут сделаны в дальнейшем. Президент Назарбаев дал обещание провести эти реформы, подписав Хельсинкские соглашения при вступлении Казахстана в ОБСЕ в 1992 году.
Обсудить новость на Форуме