13:00 22.02.2008 | Все новости раздела "Демократическая партия "Әділет""

ЗАЯВЛЕНИЕ Демократической партии "ӘДІЛЕТ" по внесению изменений в избирательное законодательство Республики Казахстан

.

ЗАЯВЛЕНИЕДемократической партии "Д¶ЛЕТ" по внесению измененийв избирательное законодательство Республики Казахстан

В Послании Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 6 февраля 2008 года акцентируется внимание на необходимости дальнейшего развития политической системы республики.

Партия "Д¶ЛЕТ" считает, что основная роль в этом процессе должна отводиться политическим партиям, неправительственным организациям и другим общественным институтам, которые, в условиях становления гражданского общества, призваны способствовать широкому вовлечению населения в процессы социально-политической модернизации страны.

Дальнейшее развитие политической системы должно проводиться с учетом специфики казахстанского общества, а также требования нового этапа общественных преобразований, весь спектр основных социальных интересов, этническое, конфессиональное и культурное многообразие, а также необходимость их более полной репрезентации в органах законодательной власти.

Изложенное может быть реализовано в полном смысле только тогда, когда будет обеспечена истинная прозрачность выборного процесса, расширение возможностей эффективного контроля со стороны общественности за ходом электоральной кампании на всех этапах ее проведения.

Действующее выборное законодательство, к сожалению, нуждается в серьезном совершенствовании, как важнейшего элемента выборов, являющихся неотъемлемой составляющей выборной системы любого демократического государства.

В связи с этим Демократическая партия "Д¶ЛЕТ" заявляет о необходимости внесения следующих дополнений и изменений к выборному законодательству республики:

  1. Снизить для политических партий барьер для прохождения в Парламент с 7% до 5%, а при возможности до 3% как оптимальный для переходного общества.

  2. Внести в подпункт 2, пункта 2, ст.13 поправку: Территориальные избирательные комиссии должны создаваться в составе не менее 10 человек или отвечающим количеству политических партий.

  3. При формировании избирательных комиссий недопустимо наличие в их составе лиц, одни из которых находятся в ведомственной подчиненности или административной зависимости от других.

  4. Ст.10 закона "О выборах", дополнить: органы, образующие избирательные комиссии, вправе в течение срока полномочий избирательных комиссий вносить изменения в их состав, по согласованию с политическими партиями.

  5. Решение об отмене регистрации кандидата и партийного списка должно производиться только по решению суда на основании решения избирательной комиссии.

  6. Представляется целесообразным упростить процедуру регистрации, особенно в части декларирования доходов.

  7. Для исключения злоупотреблений при финансировании избирательных кампаний политических партий предлагаем снять ограничения с избирательного фонда партии. (Международный опыт показывает, что ограничение избирательных фондов и их лимитирование переводит их в теневую плоскость).

  8. Политические партии обязаны предоставлять в избирательную комиссию два варианта партийного списка рРпо алфавиту (для публикации) и по очередности кандидатов в депутаты от политической партии. Утверждение депутатов от партии должно производиться по второму списку, согласно количеству полученных партией мандатов (набранных мест).

  9. Политические партии не вправе изменить очередность кандидатов в партийных списках. При этом очередность партийных списков представляется в избирательную комиссию по усмотрению партии.

  10. Формирование партийных списков зачастую происходит узким кругом, причем порой может иметь место и покупка мест в списках, что способствует развитию политической коррупции. Предлагается внести изменения в законодательства, когда используется пропорциональная избирательная система, но открытыми партийными списками. (например, как в Литве). Избиратели голосуют за конкретного кандидата в этом списке и партию в целом, в итоге депутатов определяет не партийный начальник, а избиратель. По оценкам экспертов, введение такой системы позволит увеличить явку избирателей и серьезно оздоровить внутрипартийную жизнь.

  11. Предусмотреть в законодательстве механизм проверки результатов электронного голосования.

  12. Недостоверность представленных сведений о кандидатах, претендующих на выборную должность (о доходах, имуществе, счетах в банке, судимости) не должно быть основанием для снятия таких кандидатов с регистрации, но при этом Избирательные комиссии должны в обязательном порядке доводить эту информацию до избирателей. Исключение составляет сокрытие информации о неснятых судимостях и о гражданстве иностранного государства. При наличии подобных фактов суд имеет право принять решение о снятии с регистрации в кандидаты.

  13. П.2 ст.54 закона "О выборах в Республике Казахстан", должен содержать конкретные критерии проверки и объективности проведения проверки знания кандидатами государственного языка.

  14. За политическими партиями, списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов по результатам данных выборов депутатов Мажилиса Парламента РК в течение срока полномочий Мажилиса соответствующего созыва сохраняется право назначения членов избирательных комиссий (ЦИК, участковых, окружных, территориальных), действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе, вместо выбывших.

  15. Рассмотреть вопрос о целесообразности участия в выборах по пропорциональной системе коалиций (блоков, союзов и т.д.) существующих политических партий. Это позволит расширить политическое представительство социальных интересов.

  16. Для политических партий, не преодолевших законодательно установленного барьера для прохождения в Парламент, предусмотреть места в Мажилисе по определенной схеме. Для партий, занявших 2 и 3 место, определить количество мандатов, соответственно рР10 и 5.

  17. Конкретизировать компетенцию Конституционного Совета в части признания выборов конституционными, критерии оценки, процедуры и т.д.

  18. Повысить нижний порог (для Мажилиса до 35 лет, для Сената - 40 лет) и ограничить верхний возрастной порог (например рР70 годами). Законодательное закрепление и реализация этих мер приблизит выборное законодательство к ведущим странам с устойчивой демократической ориентацией и позволит сформировать более эффективный, многопартийный парламент.

ПОЛИТСОВЕТ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "Д¶ЛЕТ"



Источник: Демократическая партия Адилет

  Обсудить новость на Форуме