18:30 24.10.2007 | Все новости раздела "Демократическая партия "Әділет""

ДОКЛАД Сопредседателя ДП "Әділет" М.С. Нарикбаева на VI внеочередном съезде партии

"Итоги выборов 2007 г. и задачи партии в постэлекторальный период"

Прежде чем начать свое выступление я хотел бы дать оценку участия нашей партии в прошедших выборах в парламент и органы местного самоуправления.

Со всей ответственностью и честностью перед самими собой и нашими избирателями нам необходимо признать, что прошедшие выборы были проиграны, как стратегически, так и тактически. Выборная кампания отчетливо показала, что в сердцах наших избирателей, наших сограждан не нашли отклик популистские и радикальные призывы и всевозможные заигрывания, которые как гром среди ясного неба хлынули на них в период нескольких дней агитации со всех сторон, от всех политических сил страны.

Основной урок, который мы получили рРс избирателями необходимо работать не только во время выборной кампании, но и в остальной период, разъясняя каждый день свои цели и задачи, донося идеи, предложения и видение существующих проблем в стране до народа, предлагая свои решения. И тогда не важно насколько спонтанно будут назначены выборы, сколько времени будет отведено на агитацию и т.д. Пришло время избавиться от привычки перекладывания ответственности на своих оппонентов, правительство и друг друга. Все политические силы страны должны взять на себя ответственность за будущее нашей страны! Мы должны руководствоваться долгосрочной перспективой в работе, а не растрачивать силы и средства на бесконечные склоки и обвинения.

Демократия требует наличия точек соприкосновения. Демократия требует наличия дискуссии в обществе. И совершенно наивно полагать, что решение сложных задач, стоящих пред нашей страной возможно с помощью радикальной риторики, основанной на отрицании всего и вся.

Тактическая попытка объединить усилия с близкой нам по духу и идеологической основе партией Ак Жол на время выборов не была успешной, так-так реального объединения сил не состоялось. Причина одна рРвнезапность выборов. И в этом власть переиграла нас. Однако, этот опыт рРдал свои положительные результаты. Мы с вами еще раз утвердились в том, у нас свой путь, свои избиратели, что ряды нашей партии также едины, что цели и задачи, поставленные в нашей программе правильны и своевременны, что наша команда профессиональна и способна работать на благосостояние и процветание нашего Казахстана и каждого его гражданина! Тот потенциал и знания, которыми обладает наша партия, способен принести пользу стране - ведь мы партия профессионалов!

Мы многое сделали, но еще больше предстоит сделать. Мы прошли путь от общественного движения "За правовой Казахстан" до политической партии "Адилет". И как политическая партия мы и дальше намерены способствовать созданию правовых условий, когда каждый гражданин нашей страны имел бы равнуюю возможность обеспечить себе и своим детям достойную жизнь в справедливом государстве!

Особенно важным в связи с поставленной целью видится проблема воспитания у казахстанцев истинных чувств патриотизма, которые заключаются в уважении к ее многовековой истории, языку, сложившимся традициям и обычаям. Программа развития казахского языка рРхороший фундамент для этого. У государства имеются возможности, в том числе и финансовые для развития государственного казахского языка, более качественного и глубокого его освоения, при этом, не ущемляя развитие других языков, других национальностей, проживающих на территории Казахстана. Но мы считаем, что реальный механизм казахский язык может приобрести только через специальный закон "О государственном языке". Проект, разработанный нашей партией, лег в основу закона, над которым сейчас работает правительство. И мы готовы оказать всемерную поддержку государству в доработке и лоббировании этого законопроекта.

Одной из основных наших задач партии является содействие в создании гражданского общества и демократического правового государства посредством проведения реформ в законодательстве, экономике, в социальной и политической сфере. Считаю, что только комплексная модернизация государства и общества, заложит фундамент национального успеха Казахстана и высокий уровень жизни наших граждан.

С учетом новых политических реалий мы должны скорректировать стратегию нашей работы с избирателями и ее приоритеты. Корректив потребует программа и устав партии, первым шагом на пути к этому является манифест, который вам предложен сегодня. Этого требует жизнь, реальная политико-правовая и экономическая ситуация в стране. Партия это живой механизм, который должен четко реагировать на все существенные изменения в жизнедеятельности общества и государства. Это серьезная работа, которую наша партия осуществляла и намерена осуществлять впредь. В строительстве партии и привлечении новых членов и сторонников мы будем использовать успешный опыт как казахстанской политических партий, так и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Мы не будем давать обещаний рРмы будем работать. Никакого популизма, только конкретные решения!

Принцип профессионального подхода и конкретных решений для нас не зыблем. Мы предлагаем следующий конкретные шаги.

Социальный блок

Наше общество сталкивается с множеством проблем, которые требуют немедленного, но профессионального решения. Некоторые непродуманные действия правительства нарушают социальные права граждан. Разрыв в доходах между бедными и богатыми недопустимо велик. Все более отчетливо возникает угроза "голландской болезни" - перегрева нефтедолларов нашей экономики. Институты государственной власти не всегда эффективны. Например, недавняя кампания по легализации, в результате которой в бюджет страны попало 4 миллиардов тенге, полученных в результате легализации, что существенно повлияло на увеличение уровня инфляции и привели к кризису. Повсеместная коррупция, которая с каждым годом прогрессирует. И этот список можно продолжить. Однако, все вышеперечисленные проблемы не являются не разрешимыми и мы, партия "Адилет" готовы содействовать в разрешении проблем и дальнейшем продвижении объявленных президентом реформ. И в частности, основными направлениями нашей работы в среднесрочной перспективе станут:

- Разработка программы мер по преодолению бедности как социального явления, повышению уровня прожиточного минимума.

- Достижение реформирования пенсионной сферы. Нам необходимо достойное пенсионное обеспечение, государственные гарантии защиты инвалидов.

- Содействие в разработке государственной программы по поддержке среднего класса рРкак основы экономики страны: грамотно разработанная система кредитования, содействие и государственная поддержка малого бизнеса, доступность жилья.

- Содействие в проведении реформы системы здравоохранения: улучшение уровня медицинского обслуживания населения, закрепление в законодательстве гарантий о бесплатной медицинской помощи. И это особенно актуально в свете событий в Шымкенте, ввергших в шок всю страну!

- Качественное образование: разработка целевых государственных программ, законодательных нормативных актов закрепляющих возможность получения качественного образование за каждым гражданином нашей страны.

- Содействие в разработке государственной программы поддержки детей-сирот, детей инвалидов и детей, находящихся под опекой.

Отдельным вопросом в нашей работе должно стать содействие в разработке государственной программы новой молодежной политики. Казахстан перспективное, развивающееся государство и нам не должно быть безразлично, кому мы передадим это государство, поэтому уже сейчас мы все должны задуматься о будущем наших детей, о будущем нашего Казахстана. Равные условия для самореализации и продвижения молодых людей, всемерная поддержка государства молодого гражданина, активное продвижение молодых граждан на государственную службу рРвот ключ к успеху всего Казахстана.

Мы будем поддерживать, содействовать разработке и принятию законодательных и нормативно-правовых актов, государственных программ направленных на пропаганду и привитие молодым людям высоких патриотических и нравственных ценностей. Наша задача, привить каждому маленькому казахстанцу чувство гордости за свою страну и мы будем работать над этим.

Требует скорейшего реформирования система пропаганды и профилактики наркомании и алкоголизма среди молодых граждан нашего Казахстана. Наша страна находится на пересечении основных транспортных путей наркотрафика и задача партии, содействовать государству в защите будущего наших детей от этой страшной угрозы.

Молодежь наше будущее! Молодежь рРбудущее всего Казахстана!

Законодательство:

Законодательная сфера государства, также далека от идеальной. Мы часто слышим о проблеме совершенствования законодательства, не менее остро перед государством стоит проблема реального правоприменения. Неисполнение законов - большая проблема для Казахстана. Более того, мы дошли до того, что нас уже не удивляет избирательность в применении законов к отдельным слоям населения. До 40% решений судов вообще не исполняется. Законы, готовящиеся исполнительной властью рРочень низкого качества и по-прежнему отсутствует анти-коррупционная экспертиза как действующего, так и нового законодательства. Мы за то, чтобы Казахстан стал правовым государством, в котором действует независимая судебная система и суд присяжных, эффективные правоохранительные органы, состязательное правосудие с самостоятельной и самоуправляемой на демократических принципах адвокатурой, государство, в котором всегда торжествует закон.

Закон для всех един и все равны перед ним! Обеспечить гражданский контроль над правоохранительными органами!

Мы как и раньше будем продолжать представлять наши предложения, доводить нашу позицию на всех уровнях государственной власти. Мы намерены продолжать работу по ее реформированию, в частности:

Создание законодательных и политических условий для борьбы с преступностью, оздоровление правоохранительной системы. Обеспечение открытости и независимости деятельности судов, доступность квалифицированной юридической помощи для каждого гражданина.

Представители нашей партии намерены принять активное участие с конкретными предложениями в процессе передачи функций судебного контроля от прокуратуры к судам.

Дальнейшее развитие института защиты свидетелей. Стране необходимы специальные программы защиты свидетелей, участников уголовного процесса и жертв преступлений. Как не парадоксально, но сегодняшнее законодательство защищает преступника больше чем жертву.

Недавно наш президент подписал протоколы к Пакту о политических и гражданских правах. Мы намерены настаивать на приведении в соответствие с этими протоколами нашего национального законодательства.

Экономика:

Экономическая сфера нашей государственной политики одна из самых развитых, что позволило стать нашей экономике самой прогрессивной на пространстве СНГ. Однако задачи, которые поставил президент перед правительством и обществом не позволяют расслабляться и довольствоваться достигнутым. Необходимо сконцентрировать ресурсы на развитии приоритетных отраслей экономики, обеспечивающих стране конкурентоспособность и экономический суверенитет, место среди 50 конкурентоспособных государств. Наша партия намерена активизировать диалог с различными слоями общества, проводить все более широкую общественную экспертизу принимаемых решений в экономике и предлагать свое альтернативное видение экономической политики, политики, которую предлагает наша партия!

Инновационная экономика, переход к политике эффективного управления ресурсами рРвот главные цели, которые сейчас стоят перед обществом и государством!

На сегодня, центральной задачей казахстанской экономики является завершение ее трансформации от административно-командного типа к развитой рыночной модели. При всех неоспоримых успехах нашей страны в рыночных реформах остается еще целый ряд проблем, которые пока не позволяют считать нашу экономику полноценно рыночной.

Среди них:

- слабая конкуренция и монополизация целого ряда рынков и отраслей;

- неразвитость фондового рынка;

значительное вмешательство государства в экономические процессы, в том числе путем прямого присутствия в экономике через контролируемые государством структуры и субсидирования как отдельных предприятий, так и целых секторов экономики;

наличие значительного количества административных барьеров на пути вхождения в рынок;

неясность стратегии развития экономики для участников рынка из-за постоянной смены приоритетов правительства и изобилия всевозможных программ развития;

фактическая незащищенность прав собственности на фоне усиления рейдерских тенденций в экономике;

доминирование в экономике сырьевого сектора.

Поддержание макроэкономической стабильности казахстанской экономики стало сегодня одной из ключевых проблем государственного управления, ибо власти страны оказались явно не готовыми к работе в условиях растущего притока нефтяных доходов и вызываемых ими негативных последствий для экономики ("голландская болезнь"). Об этом говорят:

- рост инфляции и инфляционного давления на экономику в последние годы;

- значительное увеличение бюджетных расходов на фоне снижения темпов промышленного роста и внешнеторгового сальдо, а также снижения конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства;

- рост цены денег и ужесточение денежно-кредитной политики в целом на фоне резких колебаний обменного курса тенге к доллару;

- "перегрев" в ряде отраслей, прежде всего в сфере строительства и недвижимости;

- низкая доходность по активам Национального фонда на фоне более высокой доходности по инвестициям в казахстанскую экономику.

Нельзя не сказать о негативной ситуации, складывающейся на страховом рынке. Мало того, что банковский сектор, своими действиями создал финансовую пирамиду, которая привела к ипотечному кризису, теперь, правительство, уже бюджетными средствами, собирается спасать банковский сектор.

После того как банкам запретили идти в реальный сектор экономики, они бросились создавать при себе страховые компании. При страховании кредитов, банки обязывают своих клиентов, страховать кредиты в своих же страховых компаниях. При этом сами банки выделяют своим же банкам заемные ресурсы под 0 % .

Последствия этого - ненормальные условия для конкуренции и развития страхового рынка. По оценкам экспертов, уже сегодня банки контролируют 2/3 страхового рынка. На западе в странах с развитой рыночной экономикой, страховые компании покупают банки, У нас же все поставлено с ног на голову. Та же проблема существует и с пенсионными фондами при банках.

Даже после запрета банкам заниматься непрофильной деятельностью экономики, они нашли лазейку, так как банки имеют возможность скупать акции у акционерных обществ, имеющих свободное хождение.

Все это приводит к реальной олигополии, к подрыву экономической безопасности, к отсутствию реальной конкуренции, к нарушению экономических прав граждан и способствует ухудшению экономической ситуации.

Переход от индустриальной эпохи к фазе постиндустриального развития становится единственным условием достойного выживания Казахстана уже в ХХI веке, ибо основная часть природных ресурсов экспортного назначения подойдет к концу в ближайшие 30-40 лет. Между тем, хотя руководство страны и провозгласило стратегию индустриально-инновационного развития, на деле наблюдается обратная картина:

- растет сырьевая зависимость казахстанской экономики, остается невысокой ее конкурентоспособность в глобальном масштабе и производительность общественного труда;

- обостряется дефицит специалистов самого разного профиля и уровня квалификации, что ведет к росту трудовой миграции;

- отсутствуют прорывные достижения в научных исследованиях фундаментального и прикладного характера, фактически разрушена как государственная система их финансирования, так и рынок таких исследований и услуг;

- медленными темпами развиваются информатика и электроника, системы связи, затрудненным и дорогим для большей части населения остается доступ к Интернет, научно-технической литературе, разработкам и патентам;

- сохраняется перекос в пользу подготовки вузами кадров гуманитарных специальностей на фоне острого дефицита специалистов технического профиля;

- фактически не работают технопарки, специальные зоны и другие структуры, создававшиеся государством для развития современных технологий и производств;

- государственные и частные вузы не стали "локомотивами" инновационного развития из-за жесткого административного регулирования со стороны государства и отсутствия значимых льгот для бизнеса по финансированию научных исследований и НИОКР в вузах.

В данных условиях и при наличии таких сложнейших проблем, которые в будущем могут негативно сказаться в целом на развитии всего государства, перед нами стоит большая задача по подготовке конкретных предложений по реформированию экономики. Их обсуждение на широких общественных форумах и доведение решений этих форумов до правительства и президента. Если мы сами не будем озабочены улучшением качества нашей жизни, наивно полагать, что кто-то сделает это за нас. Мы, граждане своей страны и в наших с вами силах влиять на улучшения в ней! Мы за экономику, основанную на современных методах управления, инвестиционной привлекательности, эффективном использовании ресурсного потенциала, обеспечивающая высокие жизненные стандарты каждому гражданину нашего Казахстана!

Политика:

В конституции Республики Казахстан сказано: "Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы". Именно в этом заложены основные принципы формирования грамотной и единственно верной политической системы. Казахстан должен стать сильным, эффективным и демократическим государством, где действуют ответственные политические партии, независимые средства массовой информации, влиятельные институты гражданского общества. Казахстан должен стать свободным обществом, где каждому человеку обеспечены свобода выбора, право на инициативу, гарантии уважения его позиции и взглядов. Казахстан должен стать Родиной, в полном смысле этого слова для каждого гражданина, не зависимо от его национальности, культуры, языка. И за реализацию этих принципов активно намерена выступать наша партия.

Мы за то, чтобы политики был ответственными и подотчетными за все данные ими обещания!

В политической сфере мы будем добиваться реальной системы сдержек и противовесов. Прозрачного выборного процесса, искоренения политической коррупции. Нами уже была предложена программа "7 шагов по искоренению коррупции" и мы намерены продолжать работу в этом направлении дальше.

Мы намерены предложить программу по укреплению партийной системы. Закрепить принципы ответственности исполнительной власти перед избирателями и парламентами всех уровней на законодательном уровне. Казахстану необходим действенный общественный контроль за соблюдением прав и свобод гражданина, поддержка гражданских инициатив, создание условий для деятельности НПО, профессиональных союзов, обеспечение свободы и ответственности прессы, честной и открытой состязательности политических партий на выборах.

Дорогие соратники!

Нам предстоит большая работа. Цели и задачи серьезны. Поэтому времени расслабляться нет. Сегодня, хочу объявить, что с целью активизации партийной работы и налаживания гражданского диалога, при нашей партии создается Общественный Совет. Общественный совет рРэто не партийный орган, это собрание видных представителей интеллигенции, правозащитников, экспертов, которые, не являясь членами партии будут осуществлять общественный контроль за деятельностью партии, проводить дискуссии по предложенным ее инициативам. Создавая подобный совет, мы показываем свою открытость и пример другим партиям.

Мы также намерены начать активную работу по организации мониторинга исполнения решений правительства.

Друзья!

Конечно, важно не только ставить эти благородные цели, но и думать о том, как их достичь. Что каждый из нас, все мы вместе можем сделать? Ответить на эти вопросы не так просто. Ибо готового рецепта на сей счет не существует. Но, как говорится, дорогу осилит идущий.

Спасибо за внимание!



Источник: Демократическая партия Адилет

  Обсудить новость на Форуме