13:00 27.08.2008 | Все новости раздела "Демократическая партия "Әділет""

Выступление первого заместителя председателя Демократической партии "Әділет" Сыдыхова Толегена Сейдомаровича на "круглом столе" по теме: "Политическая конкуренция и партийное строительство в постсоветских государствах: общее и особенное"

г. Алматы 26 августа 2008г.

Политические партии, как единственный способ легитимизации власти играют важную роль в общественно-политической и государственной жизни, выступая при этом в качестве связующего звена между обществом и государством. Наличие политических партий, есть существенное условие либеральной демократии, которая является основной целью политической модернизации, проводимой в Казахстане.

Общим для политического строительства постсоветских стран является то, что становление политических партий у них шло по особому, отличному от стран Запада пути развития. Партийное строительство происходило при наличии гражданской активности со стороны различных элитных групп и апатии со стороны большинства населения, участие которого в партийных процессах никогда не носило массового характера. Соответственно, развитие политических партий не сопровождалось аналогичным развитием гражданского общества. В результате происходило усиление бюрократии, в том числе, и партийной. Кроме того, необходимо отметить ускоренность темпов формирования и развития в современных странах СНГ, как самих политических партий, так и других институтов гражданского общества. Существенное влияние на формирование политических партий оказывали как институциональные факторы, например, недостаточно проработанная правовая база, так и социокультурные факторы, главным из которых являлась невысокая способность общества к самоорганизации, препятствующая структурированию групповых интересов.

В результате, в Казахстане, как известно, большинство партий находятся на стадии становления, и в определенном смысле слова являются протопартиями не обладающими сколько-нибудь значительной социальной базой, о чем наглядно свидетельствуют результаты парламентских выборов 2007г. Переход к пропорциональной системе выборов, вопреки ожиданиям, привел к формированию однопартийного Мажилиса Парламента, что, в свою очередь, негативно сказалось на качестве принимаемых законов и эффективности законодательного процесса. Присущая большинству постсоветских политических партий хроническая слабость подрывает стимулы к партийному активизму, в результате гражданское общество оказывается непредставленным на политическом уровне. Одновременно возникают благоприятные возможности для проникновения в парламент "независимых" "бюрократов" и "хозяйственников" и укреплению корпоративистских связей между исполнительной и законодательной властями.

Вместе с тем процесс состязания партий, играет ключевую роль в демократических преобразованиях государства. Политические партии должны служить мостом между народом и властью, выразителем интересов народа, способствовать формированию общественного мнения, выдвигать кадры для государственного аппарата, профессиональных союзов и общественных организаций, активизировать и интегрировать общество для достижения единой цели. Развитие партийной организации способствует качественному расширению прав и полномочий Парламента. Практика показывает, что влияние партии наиболее эффективно тогда, когда ее партийная доктрина представляет собой заявку на новое, своеобразное видение политических процессов. Иными словами любая политическая партия должна обладать своим, если не уникальным, то уж во всяком случае, достаточно четко выраженным, образно говоря, идейно-политическим лицом, собственным кредо.

В демократических странах партии существенно влияют на формирование власти, тем или иным образом фигурируя в процессах государственного управления. Деятельность партий активизирует гражданское участие в решении ключевых вопросов социально-политического развития государства. Вместе с тем, органы власти без широкой поддержки, без установления активного диалога с политическими партиями, не способны в одиночку эффективно разрешать сложные социальные проблемы. Нужен полноценный и взаимоприемлемый диалог между партиями и органами власти.

В Казахстане, в настоящий момент, механизмы реального влияния партий на государственную власть и политические процессы в стране не сформированы. В обществе еще не утвердилась структура, которой соответствует классическая многопартийная система. В связи с этим, одной из важнейших задач на сегодняшний день является разработка нового законопроекта о политических партиях.

Опыт функционирования системы с одной доминантной партией в различных странах мира показывает, что одновременно с доминирующей партией на периферии партийно-политического поля необходимо существование нескольких более или менее многочисленных оппозиционных партий, задача которых состоит в том, чтобы не позволять правящей партии войти в состояние "застоя". Наличие одной доминантной партии в обществе представляет собой препятствие для либерально-демократической формы правления. Возникает опасность придания таким политическим объединениям авторитарных черт под видом обеспечения единства. Их общие лозунги делают ее политическую идентификацию довольно затруднительной даже для специалистов.

По западным стандартам многопартийность считается признаком демократизации государства и общества. Но в постсоветских странах многопартийность зачастую выступает как специализация. Например, появление партий патриотов, духовного возрождения, экологических, сельскохозяйственных, промышленных и т.д. при переходном периоде общества такое разобщенное политическое состояние служит интересам определенных кругов.

В настоящий момент в Казахстане действует умеренная многопартийная система, с доминирующим положением одной крупной партии. На наш взгляд, при дальнейшей демократизации политической системы возможен переход к двухпартийной системе, при которой на политической арене действуют две крупные, оппозиционные друг другу партии. Как известно, данная система успешно функционирует в Соединенных Штатах Америки.

Оптимальность системы заключается в том, что она не дает партиям входить в политический ступор, дает возможность постоянно развивать свои программы, вести живую работу с электоратом. Состязание двух партий не дает государственной системе в целом входить в состояние "застоя", т.е. обеспечивается постоянное качественное функционирование органов государственной власти. Таким образом решается важнейшая задача – продвижение и реализация интересов населения, и либерализация общественного строя.

Необходимо обратить внимание и на периодически выражающуюся разнонаправленность процессов модернизации общества и модернизации государства. Дело в том, что из-за неразвитости гражданского общества и огромной, порой подавляющей роли государства в современной жизни Казахстана, социальные преобразования, необходимые для широких масс населения, подменяются подчас модернизацией лишь государственных институтов, а также сфер общества, имеющих непосредственное отношение к деятельности государства.

Одним словом, на нынешнем этапе социально-политического развития страны необходимо сделать все возможное для того, чтобы партии могли реализовать свои идеи на государственном уровне. А для этого требуется соответствующая законодательная база, принятие государством финансовых, организационных и иных мер по поддержке деятельности политических партий.

Партия "Әділет" строит свою работу с учетом общенациональных интересов, нами была проделана большая работа и внесены конкретные предложения: в Закона "О политических партиях", в Закон о "О местном самоуправлении в РК"; по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан по вопросам ипотечного кредитования; Трудовой кодекс Республики Казахстан; о социальной защите жителей города Байконура; по вопросам дальнейшего развития и становления малого и среднего бизнеса; экологии; долевого участия граждан в жилищном строительстве Республики Казахстан; по преодолению коррупции; по вопросам изъятия земельных участков для государственных надобностей; предложен ряд неотложных мер для повышения функциональной эффективности деятельности системы правосудия; внесены предложения по совершенствованию Закона "О выборах", в проект нового Налогового Кодекса и многое другое.

В заключении хочу привести известный тезис нобелевского лауреата М. Фридмана о том, что "наше общество таково, каким его делаем мы сами. Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа и не превращалось в его хозяина".

Благодарю за внимание!



Источник: Демократическая партия Адилет

  Обсудить новость на Форуме